Курс лекций по "Социологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2012 в 20:59, курс лекций

Описание работы

Работа содержит курс лекций по "Социологии"

Содержание работы

1. Что изучает социология? Предмет социологии. Изменение представлений о предмете социологии в истории науки.

2. Место социологии в системе наук об обществе.

3. Структура социологии и ее основные функции.

Файлы: 1 файл

Курс лекций Елсукова.doc

— 653.50 Кб (Скачать файл)

      Биологическая, психологическая и социокультурная  структуры не разложены в человеке «по полочкам», а представляют собой  своеобразную амальгаму, части которой взаимодействуют и взаимообуславливают друг друга. Тем не менее в теории такое разложение «по полочкам» неизбежно, что и осуществил З. Фрейд. В настоящее время его концепция структуры личности приобрела хрестоматийный характер.

      В структуре личности З. Фрейд выделил три компонента: область подсознательного, или сфера чисто биологических процессов и инстинктивных импульсов, названная им «Оно» (или «Ид»); сфера сознания, мыслительной деятельности человека — «Я» (или «Эго») и особый слой человеческой памяти, в которой закрепляются (интериоризуются) элементы культуры — «Сверх-Я» (или «Супер-Эго»).

      Биологические потребности составляют основу жизни, они замешаны на животных инстинктах и не всегда отличаются благородством. Тем не менее они постоянно оказывают свое давление на сознание, которое стремится их облагородить с позиции социокультурных ценностей и норм. Сознанию, таким образом, приходится постоянно решать конфликт между животными инстинктами и социальными нормами. Союзниками сознания в этой борьбе выступают: вытеснение, рационализация, сублимация и регрессия. У большинства людей весы этого конфликта как бы уравновешены, и эти люди представляют основную массу общества. Но происходят и своего рода сбои, отклонения. Если вытеснение не компенсируется сублимацией, может наступить нервное расстройство и психическое заболевание. Если побеждает сублимация, то человек погружается в творчество, высшим проявлением которого является искусство. Но и здесь инстинкты дают о себе знать. Любовь, например, становится основной темой творчества, Эрос подвергается эстетической лакировке, общение — идеалом общественной жизни. Если же победителем оказывается инстинкт, т.е. вытеснение не происходит, то человек соскальзывает на путь асоциальных (аморальных) действий, в нем пробуждается необузданная агрессивность и другие асоциальные качества.

      В определенной степени эта теория позволяет составить и типологию личностей, в частности, можно говорить о социальном и асоциальном типах личности как главной социологической типологизации.

      При этом важно иметь в виду, что  критериев для выделения таких типов бесконечное множество, поэтому имеется несколько вариантов типологизаций личности. По психологическому критерию личности подразделяются по типам характеров. По профессиональному признаку могут выделяться личности ученого, рабочего, артиста, художника и т.д. По отношению к социальным нормам — толерантный или конформистский типы личности. По отношению к власти — личность управленца (руководителя) и личность подчиненного. По стилям управления — авторитарный или демократический типы личности, и т.д.

      Понятие типа личности помогает конкретизировать представление о природе личности, сочетание в ней общественного и индивидуального, врожденного и приобретенного.

      2. Понятие социальной детерминации  личности заставляет обратиться к вопросу о том, как эта детерминация осуществляется, т.е. как осуществляется процесс социализации, как формирующийся человеческий организм превращается в личность, в такую частицу общества, гармоничное функционирование которой определяет жизнедеятельность самого общества.

      Раскрытие природы этого процесса заставляет обратиться к понятию социального статуса.

      Социальный  статус — это положение, занимаемое личностью (или группой) в обществе, характеризующееся определенными правами и обязанностями, нормами и правилами поведения.

      Так как каждый человек характеризуется  не одним, а множеством статусов, то их совокупность называется «статусным набором».

      Каждый  человек обладает множеством различных  социальных признаков. Например, можно  сказать, что Иванов является мужчиной, мужем, отцом, соседом, другом, токарем, работником тракторного завода, членом профсоюза, отличником производства, общественником, спортсменом, горожанином и т.д.

      В зависимости от того, является ли статусный  набор выражением таких свойств, которые присущи человеку в силу его происхождения или же приобретены в результате его индивидуального развития, различают «предписанный» и «достигаемый» статусы.

      В рамках статусного набора выделяется один ведущий или особо значимый статус. Как правило, он связан с тем местом, которое занимает человек в обществе. Это место определяется профессией, должностью, званием, что связано с престижем. Престиж определяется традицией и материальным обеспечением.

      Профессионально-должностные  статусы, институционализируясь, составляют особую структуру общества, которая существует объективно, вне зависимости от того, кто конкретно занимает те или иные социальные ячейки.

      Каждый  статус предполагает наличие определенных прав и обязанностей, выполнение определенных функций, писанных и неписанных правил действия, своего рода сценарий деятельности. Позаимствовав термин из театральной жизни, специалисты назвали эти правила «ролью».

      Социальная  роль — это совокупность требований, предъявляемых обществом к лицам, занимающим определенную социальную позицию.

      Таким образом, каждый статус характеризуется  своей ролью. Эти понятия оказываются  взаимодополняемыми. Сказать, что человек  занимает тот или иной статус, это одно и то же, как если бы сказать, что он выполняет ту или иную роль.

      Полная  характеристика личности определяется его статусно-ролевым набором.

      Элементы  статусно-ролевого набора не всегда гармонично сочетаются друг с другом, а иногда и вовсе приводят к внутреннему конфликту. Тогда, например, когда женщине приходится сочетать в себе роль жены, матери и работника (особенно в творческих сферах).

      Существует  объективная и субъективная оценка выполнения социальных ролей. Эти оценки не всегда совпадают. Тогда налицо расхождение между оценкой и самооценкой личности.

      Статусно-ролевая характеристика социальной структуры помогает понять и детально рассмотреть вопрос о процессе социализации личности. 

      3. Человек является структурообразующим  элементом общества, его своеобразным  «атомом». Но человек как личность  не сразу появляется на свет в своем окончательном виде. Родившись, человек продолжает развиваться, т.е. формироваться и биологически, и социально. Поэтому, как общество является творением человека, так и человек (личность) является творением общества.

      Процесс усвоения индивидом социального опыта, знаний, верований, норм, ценностей, идеалов, образцов поведения, статусно-ролевых стандартов в науке называется социализацией.

      Социализация — это процесс усвоения индивидом общечеловеческих, правовых и профессионально-квалифицированных правил и норм поведения. Это сложный процесс включения индивида в общественные структуры, связи и отношения, в ходе которого он усваивает образцы гражданского поведения и профессиональной деятельности, что обеспечивает нормальное функционирование человека и одновременно нормальное функционирование и развитие самого общества. В конечном счете социализация — это формирование сознания человека, умения соотнести себя с обществом, коллективом или группой, умения объективно оценивать себя, свои возможности, действия и поступки, т.е. формирование такого интеллектуального навыка, который позволяет посмотреть на себя не только своими собственными глазами, но и глазами как бы стороннего человека.

      «Поскольку  личность, — пишет Т. Парсонс, — это усвоенная в процессе обучения организация индивида, процесс социализации имеет решающее значение для его формирования и функционирования» (Парсонс Т. Понятия общества: компоненты и их взаимоотношения // Американская социологическая мысль. Тексты. — М., 1996. — С. 503).

      Социализация  имеет свои формы, факторы, этапы  и разновидности. Она имеет сложный механизм своего проявления, сочетающий в себе внешние воздействия на человека (внешняя информация) и внутренний процесс отбора этой информации (своеобразный психологический фильтр), благодаря наличию которого можно объяснить, почему при равных условиях социализации, а именно: всеобщем среднем образовании, доступности ценностей культуры, массовом влиянии средств информации, — в обществе приходится сталкиваться не только с нормальным, но и с девиантным поведением, с антигуманной деятельностью отдельных личностей, причем не только на уровне простых людей, но и крупных политиков, возводящих преступность в ранг государственной деятельности (например, фашизм, сталинизм, полпотовщина и т.д.). Поэтому необходимо более подробно разобрать различные аспекты социализации. 

Формы социализации 

      1. Социально спланированная и организованная  форма социализации (определяемая иногда как «направленная»). Вся система дошкольного, школьного и специального образования с соответствующим набором педагогических методик и технологий.

      2. Стихийно складывающаяся, или «ненаправленная»  социализация, имеющая место в семье, в кругу друзей, приятелей и сверстников, среди коллег по работе, сотрудников и т.д., т.е. везде, где есть формальные или неформальные отношения, в рамках непосредственного контакта между людьми. Неформальные отношения часто развиваются в противовес формальным, выступают их антиподом и снижают (а иногда нейтрализуют) официальную социализацию. Так появляются различные преступные группировки и противозаконная деятельность; различные новаторские течения в искусстве; диссидентство в политике; ересь в религии. В детском коллективе это просто выход из подчинения родителям, проявление непослушания в школе, т.е. все то, что и определяет сущность девиации. 

Факторы социализации

      1. Биологические (наследственные признаки, как положительные, так и отрицательные).

      2. Психологические (черты характера,  особенности темперамента, качества памяти, интеллектуальные задатки или их отсутствие, сказывающиеся на легком или затрудненном усвоении социальных норм).

      3. Экономические (материальное положение  семьи, бытовые условия, в целом экономическое состояние общества).

      4. Социальные (ближайшее социальное  окружение индивида: семья, сверстники, приятели, коллеги, уставные и неуставные отношения в армии и т.д.).

      5. Политические (господство того или  иного политического режима; сильная или слабая государственная власть, подкрепленный экономикой или неподкрепленный экономикой демократизм, анархия или насильственный порядок и т.д.).

      6. Культурологические (общее состояние  культурной среды как в рамках  ближайшего окружения, так и  общества в целом, наличие или  отсутствие у индивида культуры  общения).

Этапы социализации

      1. Дошкольный (эмоционально-чувственное отношение к миру, к другим людям, овладение через игру практическими действиями и навыками, овладение языком).

      2. Школьный (овладение знаниями, культурой,  формирование интеллекта).

      3. Послешкольный (овладение рабочими  профессиями, овладение средним или высшим специальным образованием, подготовка к трудовой деятельности).

      4. Период активной трудовой деятельности (вхождение в трудовой коллектив, выработка навыков делового общения, усвоение правил деловой конкуренции, стремление к успеху, повышению своего престижа и материального благополучия).

      5. Период послетрудового существования  (переход к более легкому труду или полное освобождение от труда с соответствующими формами общения и поведения). 

Основные  институты социализации 

    1. Семья. (Имеет двойное социализирующее воздействие, суть которого состоит в том, что не только родители воспитывают детей, но и дети воспитывают родителей, заставляет усваивать их новые роли, превращает их из супругов в родителей, в отца и мать с соответствующими обязанностями и функциями. Став взрослыми, родители должны заботиться не только о детях, но и о стариках, т.е. о своих родителях и живущих прародителях, также помнить и заботиться об умерших членах семьи. Все эти отношения имеют свои социализирующие оттенки.)

    2. Система образования (от детских  дошкольных учреждений до школы,  вуза и учреждений послевузовской  подготовки). В рамках этой системы  осуществляется основной массив  социализирующего воздействия. Именно здесь закладываются основы личности как гражданина.

    3. Институты трудовой деятельности. (Включают сферы материального производства, обслуживания, управления, силовых структур и т.д. Здесь человек, вливаясь в трудовой коллектив, получает, а затем культивирует навыки профессиональной деятельности и делового общения. Социализация здесь также имеет характер взаимного воздействия: не только руководитель воспитывает подчиненных, но и подчиненные воспитывают руководителя.)

Информация о работе Курс лекций по "Социологии"