Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2012 в 20:59, курс лекций
Работа содержит курс лекций по "Социологии"
1. Что изучает социология? Предмет социологии. Изменение представлений о предмете социологии в истории науки.
2. Место социологии в системе наук об обществе.
3. Структура социологии и ее основные функции.
4.
Институты духовной сферы (
Человек, прошедший все основные стадии социализации и усвоивший ее основные требования, ставший полноценной личностью, соответствующим образом ведет себя в обществе: в семье, в трудовом коллективе, в общественных местах. Именно такой человек олицетворяет нормальное стандартизированное (с элементами позитивной инновации) поведение. Благодаря массовому преобладанию таких нормальных форм поведения и деятельности осуществляется гармоничное функционирование и развитие общества в целом.
Однако общество нельзя представить состоящим из одних только типизированных личностей. Наряду с нормальным поведением в обществе имеют место и такие формы поведения, которые отклоняются от общепринятых норм морали и права. Такое поведение, как уже отмечалось, называется отклоняющимся, или девиантным.
Девиации имею два вектора своего проявления: конструктивный и деструктивный. Конструктивные девиации представляют собой такой вид деятельности, при которой носитель девиации, как бы обгоняя свое время, продуцирует идеи или объекты будущей культуры. Это открытия в науке (Д. Бруно, Галилей и многие другие), технические изобретения и новации в искусстве, это проявление свободомыслия в религии, философии и политике. Отнюдь не все из этих новаций оцениваются современниками положительно, большинство из них воспринималось именно как отклоняющееся поведение.
Деструктивные девиации связаны с формированием асоциальных типов личности (наркомания, алкоголизм, проституция, бродяжничество) и преступными действиями, направленными против личности и общества. Последние могут проявляться в деятельности как отдельных простых личностей, так и крупных исторических личностей, стремящихся само общество возвести в ранг девиантно функционирующей системы. Достаточно вспомнить деятельность Нерона, Тамерлана, Гитлера, Сталина или Полпота.
Социология личности как раз-таки и занимается изучением всех аспектов становления личности и ее общественного поведения.
Человек, являясь исходным «атомом» социальной структуры, постоянно находится во взаимодействии с другими людьми. Объединения людей и разные сферы их жизнедеятельности определяют структуру общества. Если попытаться обобщить основные сферы жизнедеятельности людей, то они могут быть представлены следующим образом:
Даже в течение одного дня человек постоянно меняет сферы своей жизнедеятельности, выступая то в одной, то в другой роли, будучи членом семьи, жильцом, соседом, тружеником, отдыхающим, развлекающимся, лечащимся, пассажиром, коммуникатором и т.д. И везде его окружают люди, с которыми он имеет непосредственные или опосредствованные связи и взаимодействия, включая те или иные функции. Из множества социальных структур, которые окружают человека, можно выделить главные, начав, конечно, с самого человека. Таковыми являются:
В своем единстве эти объединения и представляют собой основные элементы социальной структуры. Разумеется, все эти элементы имеют не только статические, но и динамические характеристики (функции, действия, взаимодействия, поведение), предполагают не только гармоничное сочетание, но и определенные противоречия и конфликты, что требует своего социального управления и контроля.
Социология
как наука стремится изучить
природу этих подструктур, раскрыть
их строение, функционирование, изменение
и развитие.
Тема
6. Семья как элементарная
ячейка общества
и ее социальная роль
План лекции
1.
Изучение семьи и брака
О глубокой связи общества и семьи говорит и тот факт, что семья представляет собой общество в миниатюре. Здесь в зародыше прослеживаются все основные социальные функции: хозяйственная деятельность, разделение труда, власть и управление, образование и воспитание, сохранение культурных традиций, бытовая культура, зарождение и использование языка, коллективная деятельность, связь поколений и т.д. Если человек появляется на свет как чисто биологическое существо и лишь в процессе социализации приобретает черты личности как социального существа, то семья изначально и постоянно сочетает в себе биологические и социальные признаки. Именно в силу своей социальной значимости семья и семейные отношения были и остаются предметом пристального изучения многих наук: философии, истории, антропологии, этнографии, демографии, социальной психологии и социальной статистики и, конечно же, социологии.
В рамках этого многоаспектного изучения прежде всего встает вопрос о природе и сущности семьи как социального института. Здесь основное значение имеют вопросы возникновения семьи, исторически меняющиеся формы семьи и брака, а также основные функции семьи.
С точки же зрения структурной организации, семья представляет собой малую социальную группу, типичные условия создания, функционирования и распада которой представляют особый интерес для социологии.
Если речь идет о классическом понимании семьи, то необходимо указать на наличие супругов (брачного союза между мужчиной и женщиной, санкционированного общественным мнением и традицией, церковным обрядом или актом гражданской регистрации) и кровного родства между родителями и детьми, братьями и сестрами.
Как и любой организм, семья зарождается, развивается и распадается, исторически меняются формы семьи и брака. В своем историческом развитии семья и брак прошли множество стадий своего формирования и преобразования. От коллективных неупорядоченных брачных отношений, при которых половая связь не исключалась даже между близкими родственниками, через парный брак, утверждение патриархата на стадии разложения первобытного строя — к моногамии при зарождении частной собственности и государства.
Как наиболее важные события в жизни человека и общества женитьба, рождение и смерть постепенно приобретали сакральный смысл, породили множество ритуалов, стали регулироваться традицией, церковным освящением и гражданским кодексом, ибо семья это не просто союз (объединение) людей, их духовно-нравственные отношения, но еще и сложные родственные и хозяйственно-экономические отношения между людьми, между ближними и дальними родственниками.
Лишь наличие этого триединого отношения (супружество — родительство — родство) позволяет говорить о семье в строгом значении этого слова. Правда, в быту этим понятием обозначают и неполные семьи (бездетные супруги, дети с одним из родителей, семьи с усыновленными детьми, наличие в семье отчима или мачехи и т.д.). Учитывая эти замечания, семью можно определить следующим образом: семья — это основанное на браке и родстве объединение людей, связанных общностью быта, взаимной ответственностью и поддержкой. Основой семьи являются брак, супружество, родство.
Основными этапами исторического развития семьи и брака являются:
Имеются свои стадии развития семьи и в онтогенезе. К ним относятся:
В семье, как и в обществе в целом, формируются определенные роли, которые выполняют члены семьи: муж, жена; отец, мать; родители, дети; дочь, сын; тесть, теща, зять, невестка и т.д. От того, насколько успешно выполняются эти роли, зависит морально-психологический климат семьи, ее гармоничное существование и функционирование.
Отношения
между членами семьи
Традиционно роль хозяина в семье, начиная с зарождения патриархата, принадлежала (да и сейчас во многих семьях принадлежит) мужчине, который является основным добытчиком средств существования, родоначальником и основным стержнем семьи. Женщина вела хозяйство, рожала и воспитывала детей. В настоящее время в индустриально развитых странах происходит изменение характера лидерства в семье: женщины работают и получают зарплату (за справедливостью размера которой строго следят различные феминистские движения и специалисты по гендеру), престарелые родители обеспечены пенсией, взрослеющие дети стремятся к ранним заработкам и частичной финансовой независимости от родителей. Все это, разумеется, снижает доминирующую роль мужчины в семье, хотя старые традиции продолжают действовать, определяя менталитет членов семьи.
2.
В зависимости от традиций
вступления в брак, от состава
семьи, наличия или отсутствия одного
из супругов, выполнения семейных функций
и ряда других параметров определяется
типология брака, семьи и родства.
Типология брака
В зависимости от выбора партнера различают:
В зависимости от размера брачной группы различаются: