Курс лекций по "Социологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2012 в 20:59, курс лекций

Описание работы

Работа содержит курс лекций по "Социологии"

Содержание работы

1. Что изучает социология? Предмет социологии. Изменение представлений о предмете социологии в истории науки.

2. Место социологии в системе наук об обществе.

3. Структура социологии и ее основные функции.

Файлы: 1 файл

Курс лекций Елсукова.doc

— 653.50 Кб (Скачать файл)

    4. Институты духовной сферы (философия,  наука, религия, искусство, массовая культура, средства массовой информации).

      Человек, прошедший все основные стадии социализации и усвоивший ее основные требования, ставший полноценной личностью, соответствующим образом ведет себя в обществе: в семье, в трудовом коллективе, в общественных местах. Именно такой человек олицетворяет нормальное стандартизированное (с элементами позитивной инновации) поведение. Благодаря массовому преобладанию таких нормальных форм поведения и деятельности осуществляется гармоничное функционирование и развитие общества в целом.

      Однако  общество нельзя представить состоящим  из одних только типизированных личностей. Наряду с нормальным поведением в  обществе имеют место и такие формы поведения, которые отклоняются от общепринятых норм морали и права. Такое поведение, как уже отмечалось, называется отклоняющимся, или девиантным.

      Девиации  имею два вектора своего проявления: конструктивный и деструктивный. Конструктивные девиации представляют собой такой  вид деятельности, при которой  носитель девиации, как бы обгоняя  свое время, продуцирует идеи или объекты будущей культуры. Это открытия в науке (Д. Бруно, Галилей и многие другие), технические изобретения и новации в искусстве, это проявление свободомыслия в религии, философии и политике. Отнюдь не все из этих новаций оцениваются современниками положительно, большинство из них воспринималось именно как отклоняющееся поведение.

      Деструктивные девиации связаны с формированием  асоциальных типов личности (наркомания, алкоголизм, проституция, бродяжничество) и преступными действиями, направленными против личности и общества. Последние могут проявляться в деятельности как отдельных простых личностей, так и крупных исторических личностей, стремящихся само общество возвести в ранг девиантно функционирующей системы. Достаточно вспомнить деятельность Нерона, Тамерлана, Гитлера, Сталина или Полпота.

      Социология  личности как раз-таки и занимается изучением всех аспектов становления  личности и ее общественного поведения.

      Человек, являясь исходным «атомом» социальной структуры, постоянно находится во взаимодействии с другими людьми. Объединения людей и разные сферы их жизнедеятельности определяют структуру общества. Если попытаться обобщить основные сферы жизнедеятельности людей, то они могут быть представлены следующим образом:

  • дом (быт);
  • работа (в широком смысле слова, включая творческий труд, военную деятельность, сферу воспитания и образования);
  • отдых (рекреация);
  • развлечение;
  • лечение;
  • передвижение (транспорт);
  • связь (коммуникация).

      Даже  в течение одного дня человек  постоянно меняет сферы своей жизнедеятельности, выступая то в одной, то в другой роли, будучи членом семьи, жильцом, соседом, тружеником, отдыхающим, развлекающимся, лечащимся, пассажиром, коммуникатором и т.д. И везде его окружают люди, с которыми он имеет непосредственные или опосредствованные связи и взаимодействия, включая те или иные функции. Из множества социальных структур, которые окружают человека, можно выделить главные, начав, конечно, с самого человека. Таковыми являются:

  • человек;
  • семья;
  • группа (коллектив);
  • общность (слой, класс, сословие, народность, нация, конфессия и т.д.);
  • организация (учреждение);
  • институт (государство, право, образование, искусство, здравоохранение и т.д.)

      В своем единстве эти объединения  и представляют собой основные элементы социальной структуры. Разумеется, все эти элементы имеют не только статические, но и динамические характеристики (функции, действия, взаимодействия, поведение), предполагают не только гармоничное сочетание, но и определенные противоречия и конфликты, что требует своего социального управления и контроля.

      Социология  как наука стремится изучить  природу этих подструктур, раскрыть их строение, функционирование, изменение и развитие. 

Тема 6. Семья как элементарная ячейка общества  
и ее социальная роль
 

План  лекции

  1. Природа и сущность семьи, основные этапы ее изменения и развития.
  2. Структура, типы и функции семьи и брака.
  3. Социология семьи и брака.
 

      1. Изучение семьи и брака является  одной из центральных задач  социологии. Что такое семья, как  она возникла, какие этапы становления прошла в своем развитии — эти и многие другие вопросы постоянно интересовали и продолжают интересовать исследователей. Изучение семьи имеет давнюю историю. Платон, Аристотель, Конт, Спенсер и многие другие исследователи разных времен, стремясь раскрыть структуру общества, прежде всего обращались к его исходной ячейке, каковой и является семья. Возникновение государства Аристотель напрямую связывал с процессом расширения семьи. И если род рассматривать как исходный пункт возникновения человеческого общества, то семья действительно становится таким началом, ибо род и представлял собой не что иное, как большую первобытную семью, о чем свидетельствует этимология таких слов, как «род» и «родня».

      О глубокой связи общества и семьи  говорит и тот факт, что семья  представляет собой общество в миниатюре. Здесь в зародыше прослеживаются все основные социальные функции: хозяйственная деятельность, разделение труда, власть и управление, образование и воспитание, сохранение культурных традиций, бытовая культура, зарождение и использование языка, коллективная деятельность, связь поколений и т.д. Если человек появляется на свет как чисто биологическое существо и лишь в процессе социализации приобретает черты личности как социального существа, то семья изначально и постоянно сочетает в себе биологические и социальные признаки. Именно в силу своей социальной значимости семья и семейные отношения были и остаются предметом пристального изучения многих наук: философии, истории, антропологии, этнографии, демографии, социальной психологии и социальной статистики и, конечно же, социологии.

      В рамках этого многоаспектного изучения прежде всего встает вопрос о природе  и сущности семьи как социального  института. Здесь основное значение имеют вопросы возникновения  семьи, исторически меняющиеся формы семьи и брака, а также основные функции семьи.

      С точки же зрения структурной организации, семья представляет собой малую  социальную группу, типичные условия  создания, функционирования и распада которой представляют особый интерес для социологии.

      Если  речь идет о классическом понимании семьи, то необходимо указать на наличие супругов (брачного союза между мужчиной и женщиной, санкционированного общественным мнением и традицией, церковным обрядом или актом гражданской регистрации) и кровного родства между родителями и детьми, братьями и сестрами.

      Как и любой организм, семья зарождается, развивается и распадается, исторически меняются формы семьи и брака. В своем историческом развитии семья и брак прошли множество стадий своего формирования и преобразования. От коллективных неупорядоченных брачных отношений, при которых половая связь не исключалась даже между близкими родственниками, через парный брак, утверждение патриархата на стадии разложения первобытного строя — к моногамии при зарождении частной собственности и государства.

      Как наиболее важные события в жизни  человека и общества женитьба, рождение и смерть постепенно приобретали сакральный смысл, породили множество ритуалов, стали регулироваться традицией, церковным освящением и гражданским кодексом, ибо семья это не просто союз (объединение) людей, их духовно-нравственные отношения, но еще и сложные родственные и хозяйственно-экономические отношения между людьми, между ближними и дальними родственниками.

      Лишь  наличие этого триединого отношения (супружество — родительство — родство) позволяет говорить о семье в строгом значении этого слова. Правда, в быту этим понятием обозначают и неполные семьи (бездетные супруги, дети с одним из родителей, семьи с усыновленными детьми, наличие в семье отчима или мачехи и т.д.). Учитывая эти замечания, семью можно определить следующим образом: семья — это основанное на браке и родстве объединение людей, связанных общностью быта, взаимной ответственностью и поддержкой. Основой семьи являются брак, супружество, родство.

      Основными этапами исторического развития семьи и брака являются:

  • первобытная орда (господство промискуитетанеупорядоченных половых связей, в которые могли вступать даже близкие родственники);
  • групповая семья (первобытно-общинный строй, ограничение половых связей между близкими родственниками, в частности между родителями и детьми);
  • пуналуальная семья (матриархат, групповой брак, но с запретом брачных связей между братьями и сестрами);
  • парная семья (при сохранении матриархата и коллективного брака выделяется один мужчина в качестве главного мужа, вокруг которого начинает концентрироваться имущество семьи, происходит разделение труда, зарождение ремесел и частной собственности);
  • патриархальная семья (лидирующее положение в семье занимает мужчина, с сохранением пережитков коллективного брака в виде многоженства, от мужчины начинает вестись родословная, женщина попадает в полную зависимость от мужчины, становится, в сущности, рабыней, домашней служанкой и орудием деторождения. Новое положение мужчины в семье и обществе закрепляется религией);
  • моногамная семья (парный брак, который сопровождает весь период цивилизации, от рабовладельческого строя до наших дней, имея свою собственную историю и множество вариантов заключения брака, от родительского выбора, воровства невест и сватовства до свободного выбора супругов по любви).

      Имеются свои стадии развития семьи и в  онтогенезе. К ним относятся:

  • предбрачные отношения между потенциальными супругами (любовь, сватовство, помолвка);
  • вступление в брак;
  • стадия молодой семьи;
  • появление детей, формирование полной семьи;
  • стадия зрелой семьи (взросление детей, их выращивание и воспитание);
  • стадия распада семьи (развод; гибель одного из родителей; старение родителей, их болезнь и смерть; отделение детей от родителей).

      В семье, как и в обществе в целом, формируются определенные роли, которые выполняют члены семьи: муж, жена; отец, мать; родители, дети; дочь, сын; тесть, теща, зять, невестка и т.д. От того, насколько успешно выполняются эти роли, зависит морально-психологический климат семьи, ее гармоничное существование и функционирование.

      Отношения между членами семьи регулируются традицией, нравственными, правовыми, религиозными нормами, а также индивидуальными особенностями характера, воспитанностью и культурой каждого члена семьи.

      Традиционно роль хозяина в семье, начиная  с зарождения патриархата, принадлежала (да и сейчас во многих семьях принадлежит) мужчине, который является основным добытчиком средств существования, родоначальником и основным стержнем семьи. Женщина вела хозяйство, рожала и воспитывала детей. В настоящее время в индустриально развитых странах происходит изменение характера лидерства в семье: женщины работают и получают зарплату (за справедливостью размера которой строго следят различные феминистские движения и специалисты по гендеру), престарелые родители обеспечены пенсией, взрослеющие дети стремятся к ранним заработкам и частичной финансовой независимости от родителей. Все это, разумеется, снижает доминирующую роль мужчины в семье, хотя старые традиции продолжают действовать, определяя менталитет членов семьи.

      2. В зависимости от традиций  вступления в брак, от состава  семьи, наличия или отсутствия одного из супругов, выполнения семейных функций и ряда других параметров определяется типология брака, семьи и родства. 

Типология брака

В зависимости от выбора партнера различают:

  • экзогамию (выбор брачного партнера только из чужой группы, чужого рода или племени);
  • эндогамию (выбор брачного партнера только из своей группы: рода, племени, нации, конфессии, государства).
 

В зависимости от размера  брачной группы различаются:

  • полигамия (коллективный брак, из которого, однако, исключаются ближайшие родственники: родители — дети, братья — сестры);
  • полигиния (многоженство);
  • полиандрия (многомужество);
  • парная семья (продолжительная совместная жизнь двух супругов, определяемая психической предрасположенностью, зачаточная форма моногамии);
  • моногамия (брачный союз одного мужчины и одной женщины, санкционированный общественной традицией, религиозным освящением или гражданским актом, с неравноправным или равноправным положением супругов в семье).

Информация о работе Курс лекций по "Социологии"