Курс лекций по "Социологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2012 в 20:59, курс лекций

Описание работы

Работа содержит курс лекций по "Социологии"

Содержание работы

1. Что изучает социология? Предмет социологии. Изменение представлений о предмете социологии в истории науки.

2. Место социологии в системе наук об обществе.

3. Структура социологии и ее основные функции.

Файлы: 1 файл

Курс лекций Елсукова.doc

— 653.50 Кб (Скачать файл)

      Кроме того, в России глубокие корни имела  православно-философская мысль и  идеи кантовской философии, что и  определило господство в России четырех  основных направлений философской (а вместе с ней и социально-политической) мысли: позитивизма, марксизма, неокантианства и социально-христианской мысли.

      Основоположниками российской социологии считаются П.Л. Лавров, Н.К. Михайловский, А.И. Стронин, П.Ф. Лилиенфельд, Л.И. Мечников, Е.В. Роберти, С.Н. Южаков, М.М. Ковалевский, Н.И. Кареев и другие.

      Эти исследователи не только разработали  общие теоретические и методологические идеи социологии, но и внесли свой вклад  в дело ее институционализации, создавая первые учебные пособия и научные  социологические центры. В 1887 г. вышел  в свет учебник Н.И. Кареева «Введение в изучение социологии». В 1901 г. М.М. Ковалевский совместно с Е.В. Роберти открыл в Париже русскую Высшую школу общественных наук, ставшую фактически первым российским факультетом социологии, где читали лекции видные ученые и общественные деятели Франции и России, в том числе Г.В. Плеханов и В.И. Ульянов (Ленин).

      В 1908 г. М.М. Ковалевский при поддержке В.М. Бехтерева открыл в частном психоневрологическом институте первую в России кафедру социологии.

      В 1912 г. была открыта секция социологии при Историческом обществе Санкт-Петербургского университета. В 1916 г. учреждено Русское социологическое общество.

      Все это свидетельствует об активном процессе формирования социологии как науки и ее пропаганде в научной и общественной среде. Большая заслуга в этом кроме уже названных имен принадлежит П. Сорокину, К.М. Тахтареву и А.И. Звоницкой.

      Второй  период развития социологической мысли  в России и в Советском Союзе  ознаменован тем, что все, что  выходило за рамки марксизма и  материалистического объяснения истории, зачислялось в разряд буржуазной науки и подлежало искоренению. Но сам по себе советский период, достаточно длительный по времени и распадается на ряд подпериодов, в которых социологическая мысль оценивалась по-разному. К таковым можно отнести:

  • переходный период (1917—1930);
  • период сталинского тоталитаризма (1930—1960);
  • период хрущевской «оттепели» (1960—1970);
  • период брежневской стагнации (1970—1980);
  • период перестройки (1980—1990);
  • постсоветский период.

      В каждом из этих периодов было свое отношение к социологии, но, начиная с 60-х гг. ХХ в. она начала возрождаться и в настоящее время получила широкое распространение в России как в академических кругах, так и в практической сфере.

     Стремясь  усилить свое идеологическое влияние  не только в центре, но и на периферии, Советская власть (отринувшая от себя все религиозные институты) вынуждена была позаботиться о создании центров национальной культуры с новым идеологическим содержанием, что быстро стало ощущаться и в Беларуси. Сразу же после освобождения Западного края от белополяков начинают образовываться новые высшие учебные заведения.

     В 1921 г. был открыт Белорусский государственный  университет, первым ректором которого стал профессор В.И. Пичета. В университете было несколько факультетов, в том числе и факультет общественных наук (ФОН), а также кафедра социологии и первобытной культуры, которую возглавил профессор С.З. Каценбоген. Студентам читались лекции по общей социологии, проблемам труда, экономики, права, истории культуры, семьи и брака. Уже в 1923 г. в университетском журнале был опубликован первый в республике курс лекций по социологии (Труды БГУ. 1923. № 4, 5).

     Масштабы  научно-исследовательской работы в  области социальной проблематики значительно расширились после открытия в 1922 г. Института белорусской культуры (Инбелкульт), на базе которого в 1929 г. была создана Академия наук Белоруссии, которую возглавил В.М. Игнатовский.

     В этот период были организованы систематические  исследования в области социально-экономических  и социально-культурных проблем развития белорусской нации (Е.М. Карский, С.М. Некрашевич), динамики социальной структуры белорусского общества (В.М. Игнатовский, М.В. Довнар-Запольский), социологии семьи и религии (С.Я. Вольфсон, Б.Э. Быховский), образования и воспитания (С.М. Василевский, А.А. Гаваровский, С.М. Ривес), проблем молодежи (Б.Я. Смулевич, П.Я. Панкевич). Работы этих авторов (а следует заметить, что многие из них были командированы из ведущих российских вузов в Беларусь, во вновь созданный университет, т.к. здесь своих специалистов профессорского уровня, конечно же, еще не было) получили широкую известность в республике и за ее пределами.

     Таким образом, как в России, так и  в Белоруссии в первые послереволюционные годы прослеживается тенденция к научному осмыслению социально-политических процессов, происходящих в стране. Однако методологическая база этих исследований, и особенно их выводы не всегда устраивали новые органы власти.

     В 30-е гг. ситуация резко меняется. Власть все больше и больше приобретает  черты тоталитарного режима с запретами, подозрениями и искоренениями. Истинное положение дел в общественной жизни оказывается весьма далеким от коммунистических идеалов и начинает подвергаться идеологической лакировке. Научное познание реалий социалистической действительности становится делом отнюдь небезопасным. Поэтому исследования социальных явлений либо свертываются, либо попадают под жесткий контроль партийной цензуры. Социологические исследования первых лет Советской власти воспринимаются теперь не иначе как враждебные. В конце концов врагом становится каждый, кто не разделял коммунистических убеждений, кто так или иначе проявил какую-то вольность в оценке общественных явлений. В этих условиях наиболее действенным средством борьбы с инакомыслием оказываются силовые методы. Репрессии становятся обычным делом. Наиболее «гуманной» формой репрессий оказалось просто отстранение старых специалистов от работы и высылка их из страны. Хорошо известен случай, происшедший в 1922 г., когда большую группу ученых и специалистов выслали из страны. Именно в этой группе оказался и П. Сорокин, один из родоначальников российской социологии, который затем стал весьма заметной фигурой в американской и мировой социологии.

     Пострадали  и белорусские обществоведы. В 1929 г. был смещен с поста ректора Белорусского государственного университета профессор В.И. Пичета. В 1930 г. он был арестован (в числе 115 научных сотрудников), обвинен в связи с белой эмиграцией по так называемому делу историка С.Ф. Платонова и сослан в Вятку (освобожден в 1936 г.). Трагически оборвалась жизнь первого президента Академии наук Беларуси профессора В.М. Игнатовского.

     Параллельно с репрессиями усиливается и  идеологическая обработка людей нового общества. Вакуум, создавшийся после разгрома научных школ в центре и на периферии, необходимо было чем-то заполнить. В 1938 г. выходит в свет «История Всесоюзной коммунистической партии (большевиков): краткий курс», которая включала небольшой параграф чисто философского содержания под названием «Диалектический и исторический материализм». С этого момента ни одна общественная работа не могла выйти в свет, не будучи согласованной с положениями этого «Курса».

     Исторический  материализм стал рассматриваться  как выражение подлинно научной  теории об обществе. Социология же была занесена в разряд псевдонаук.

     Однако  после окончания Второй мировой  войны, и особенно после смерти Сталина все больше и больше дает о себе знать необходимость расширения международных контактов (в области дипломатии, торговли, искусства, спорта, науки и т.д.).

     В этот период оживляется и работа в области обществознания. Развиваются международные контакты ученых, происходит обмен студентами и аспирантами. Вновь оживляется интерес к социальной проблематике и к западной социологии.

      Именно  в этот и последующие периоды  появляются издания отдельных западных авторов с грифом «для научных библиотек», т.е. рассчитанные на очень узкий круг специалистов. Среди переведенных на русский язык исследований западных авторов можно выделить следующие:

  1. Босков А., Беккер Г. Современная социологическая теория. — М., 1961.
  2. Новые направления в социологической теории. — М., 1978.
  3. Современная зарубежная социальная психология: Тексты. — М., 1984.
  4. Тернер Дж. Структура социологической теории. — М., 1985.

     От  советских же специалистов требовался не иначе как резкий критический разбор зарубежных концепций. Правда, некоторые из советских авторов, не избегая критики, все же стремились дать более или менее объективную информацию о том, что делается в западной социологии. К работам такого типа относятся:

  1. Осипов Г.В. Современная буржуазная эмпирическая социология. — М., 1964.
  2. Кон И.С. Позитивизм и социология. — Л., 1964.
  3. Марксистская и буржуазная социология сегодня. — М., 1964.
  4. Андреева Г.М. Современная буржуазная эмпиристическая социология. — М., 1965.
  5. Грзал Л., Попов С. Критика современных буржуазных социологических теорий. — М., 1976.
  6. История буржуазной социологии ХIХ — начала ХХ века. — М., 1979.
  7. Буржуазная социология на исходе ХХ века: Критика новейших тенденций. — М., 1986.

     При этом среди ученых-социологов формируется  своеобразное научное ядро, которое  при анализе социальной действительности апеллирует исключительно к строгой логике научного поиска — методологии прикладного социологического исследования. Так или иначе методологическая литература по социологии и необходимость конкретно-социологических исследований отдельных социальных структур, без чего уже невозможно было эффективно проводить политическую работу в массах, заставили смягчить чрезмерно негативную оценку западной социологии, признать ценность прикладных исследований и их методологического обеспечения. Из работ этого плана выделяются следующие:

  1. Здравомыслов А.Г. Методология и процедура социологического исследования. — М., 1969.
  2. Ядов В.А. Социологическое исследование. — М., 1972.
  3. Рабочая книга социолога. — М., 1977.

     Процесс смягчения ознаменовался появлением следующей волны научной литературы. В этой ситуации, с одной стороны, вновь оживилась дискуссия о соотношении исторического материализма и социологии, о предмете социологии, а с другой — появилось большое число работ собственно социологического содержания, например:

  1. Кон И.С. Социология личности. — М., 1967.
  2. Арутюнян Ю.В. Опыт социологического изучения села. — М.,1968.
  3. Подмарков В.Г. Введение в промышленную социологию. — М., 1973.

     Даже  по названиям этих работ можно  судить о том, что социология постепенно избавляется от «истматовского» влияния, приобретая черты самостоятельной науки. Одним словом, к концу 60-х — началу 70-х гг. в стране складывается вполне благоприятная обстановка для полной реабилитации социологии. Эта реабилитация проявляется не только в характере научной и учебной литературы, но и в ряде институциональных преобразований.

     В этот период в Институте философии  АН СССР создается отдел социологических исследований под руководством Г.В. Осипова, в Ленинградском государственном университете — лаборатория социологических исследований под руководством В.А. Ядова.

     В 1962 г. была основана Советская социологическая  ассоциация (председатель Ю.П. Францев). В 1969 г. в Академии наук СССР был открыт Институт конкретных социологических исследований (в 1972 г. переименованный в Институт социологических исследований), который возглавил А.М. Румянцев.

     С 1974 г. начал выходить журнал «Социологические исследования» (главными редакторами его были А.Г. Харчев, А.В. Дмитриев, в настоящее время — Ж.Т. Тощенко).

      Таким образом, прерванный процесс институционализации  социологии возобновляется, о чем свидетельствует и развитие социологической мысли не только в Советском Союзе, но и в целом в странах социализма.

      Повышение интереса к социальной проблематике, и особенно к конкретным социологическим  исследованиям было характерно для  специалистов всех стран социализма. Большой вклад в возрождение  социологии внесли представители Польши, ГДР и Болгарии, обратившие внимание на ряд важных проблем методики и методологии конкретно-социологического исследования.

Информация о работе Курс лекций по "Социологии"