Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2012 в 20:59, курс лекций
Работа содержит курс лекций по "Социологии"
1. Что изучает социология? Предмет социологии. Изменение представлений о предмете социологии в истории науки.
2. Место социологии в системе наук об обществе.
3. Структура социологии и ее основные функции.
В своей совокупности эти определения передают разные аспекты любой социальной системы, а именно ее объективность, структурную сложность и целесообразную деятельность, направленную на поддержание нормального функционирования как отдельных организаций, так и общества в целом. Таким образом, социальная организация — это целостная формализованная подсистема, включающая определенное число исполнителей, нацеленных на выполнение определенных социальных функций, на достижение социально значимых целей.
Основным стержнем организационной структуры являются властно-управленческие отношения. Поэтому в ней выделяются управляющий блок (руководитель или руководители с соответствующими функциями, штатом вспомогательных работников) и блок управляемой подсистемы (исполнители). Организации подразделяются по масштабам и выполняемым ими функциям. Кто-то производит, кто-то обучает, лечит, оздоравливает, развлекает, творит и т.д. Иначе говоря, в рамках организаций осуществляется общественное разделение труда.
Высшей формой социальной организации является государство. Каждая сфера социальной жизни (экономика, политика, культура и социальная сфера) имеет свою иерархию организационных структур, вплоть до отдельных малых групп, которые можно было бы назвать микросоциальными организациями.
Например, в системе высшего образования такую иерархию можно выразить следующим образом:
Функционирование организации предполагает переработку большого количества информации (внутренней и внешней), выработку команд, их исполнение и контроль, что обусловливается служебными инструкциями и правилами, определяющими функциональные обязанности структурных единиц организации и отдельных исполнителей, обеспечение функционирования материальными ресурсами, формальные и неформальные отношения между ее членами.
В любой организации отношения строятся по вертикали (субординация) и по горизонтали (координация), что и придает ее деятельности цельный организованный характер. При выполнении своей основной социальной функции каждая организация выполняет и социализирующую роль. Нет более сильного социализирующего фактора, чем общение со своими коллегами по работе, а также реализация дисциплинарных правил и требований, регламентирующих деятельность членов организации.
Именно через организации, через разделение их функций и их связи друг с другом определяется целостное строение и функционирование государства и общества в целом. Социальная система предстает как иерархия организаций.
2. Организации подразделяются на административные, общественные и ассоциативные, на формальные и неформальные.
Административные организации отличаются жестко заданной структурой, высокой степенью формализации отношений, директивно установленными целями. Наиболее жесткими в этом плане являются организации силовых структур.
Общественные организации представляют собой добровольные объединения людей, они менее формализованы и более демократичны. К ним можно отнести политические партии, профессиональные и другие союзы, фонды, движения и т.д.
Ассоциативные организации имеют весьма подвижные структуры, нет жесткой формализации отношений, цели не декларируются, а определяются спонтанно, индивиды имеют больше возможностей для выражения своих целей и на свободную деятельность в рамках организации. Это различные объединения индивидов по интересам, со свободным вхождением в организацию и выходом из нее. Примерами могут служить общества, создаваемые филателистами, нумизматами, болельщиками, меломанами и т.д.
Формальная организация — это основа административной структуры общества с жестким распределением функций, прав и обязанностей.
Неформальная организация образуется стихийно, имея две разновидности. Во-первых, это простое стихийное объединение людей без жесткой регламентации поведения ее членов и отсутствия четко обозначенной цели. Чаще всего это дворовые объединения подростков, соседей, дачников, людей с общими интересами и т.д. Во-вторых, это организация преступной (или какой-либо религиозно-культовой) группы, которая может отличаться четко обозначенной целью (формируемой главарем), неукоснительным выполнением всех требований и исполнительской дисциплиной.
В рамках формальной организации могут устанавливаться и неформальные отношения, характеризуя ее, так сказать, второе лицо. Именно эти отношения определяют морально-психологический климат в коллективе, определяют неофициальную оценку деятельности руководителя или отдельных членов коллектива. Неформальные отношения имеют свою нормальную и аномальную формы. В качестве последних могут быть названы неуставные отношения в армии (дедовщина), неделовые отношения между преподавателями и студентами, панибратские отношения между руководителями и подчиненными, приближение к себе или удаление от себя начальства некоторых членов коллектива и т.д.
Обобщая, можно указать на следующие специфические признаки социальной организации:
– организация
создается рационально для
– организация — это группа людей (коллектив), действующих совместно, с определенным разделением труда для наиболее рационального достижения поставленных целей, имеющая определенную материальную базу, принимающая и перерабатывающая информацию с целью выработки управленческих решений и команд, целесообразно координирующих и организующих деятельность всех ее членов;
– организация представляет иерархическую систему со своей собственной структурой, основными элементами которой являются блок управления и управляемые подсистемы; выстраиваются отношения субординации и координации, осуществляется контроль и управление;
– каждая организация характеризуется особым набором своих статусно-ролевых признаков;
– организация выполняет определенные функции по отношению как к внешним социальным объектам (к макромиру), так и к своим собственным членам (к микромиру), одной из таких функций является процесс социализации личности. Внешние функции определяются целями, для достижения которых и образуется организация;
– возникает
организация как процесс
Так как социальных организаций бесконечное множество и каждая выполняет определенный набор функций, то невозможно их все перечислить. Но можно выделить некоторые типичные функции, которые выполняет как отдельная организация, так и целостная их система.
Функции, выполняемые организацией, подразделяются на внешние и внутренние.
Внешние функции связаны с изменением предметной среды, с производством предметов культуры (материальной и духовной) и удовлетворением потребностей человека и общества.
Внутренние функции связаны, во-первых, с самим человеком, т.е. направлены на поддержание и улучшение его здоровья, на развитие духовной структуры личности (это отдых, оздоровление, лечение, образование и воспитании), во-вторых, с организационными мероприятиями, направленными на укрепление самой организации (это интеграция, координация, контроль, управление, укрепление трудовой и исполнительской дисциплины и т.д.).
Существуют как отдельные организации, так и целостные их системы. Общество в целом можно назвать суперорганизацией, представляющей собой разветвленную сеть различных по масштабам и функциям организаций. Учитывая тот факт, что в любой организации есть блок управления со своим штатом, своей иерархией служебно-должностных отношений, со своими функциями, и тот факт, что все эти блоки связаны между собой горизонтальными и вертикальными связями, можно считать, что общество буквально пронизано управленческим связями, примерно так же, как и организм нервной системой. От бригадира, мастера и прораба до министра, премьер-министра и президента простираются эти связи, образуя сложную систему управленческих отношений. Поэтому управление можно рассматривать в качестве одной из основных функций социальных организаций. Многочисленная армия работников исполнителей этой функции получила название бюрократии, или администрации.
От качества работы этой категории людей во многом зависит политический климат государства, и наоборот, от политического режима, существующего в обществе, зависит характер деятельности бюрократии, структура и качество управления. Здесь можно сделать одно уточнение. Все организации, из которых складывается общество, называются социальными, так как все они имеют отношение к общественному существованию людей. В теории, однако, имеет место и иная типология: наряду с собственно социальными, или общественными организациями (партиями, союзами, движениями, объединениями, фондами, землячествами, и т.д.) могут выделяться организации иных типов, а именно производственные, деловые, военные, полицейские, фискальные и т.д. В данной теме эти различия не рассматриваются, а дается именно общая характеристика организаций, составляющих структуру общества. Совокупность всех организаций составляет организационную структуру общества.
Организации проходят определенные стадии своей жизни: зарождения, становления, развития и исчезновения. Иначе говоря, они проходят определенные стадии институционализации. Что же такое социальный институт и каков механизм институционализации?
3. Практика общественного развития показывает, что для человеческого общества жизненно важно упорядочить, регламентировать, определенным образом формализовать основные социальные действия, связи и отношения. Основным фактором регулирования общественной жизни являются социальные институты, которые также представляют собой определенную организующую силу.
Социальные институты (от лат. institutum — «устройство, установление, учреждение») — это исторически сложившиеся устойчивые формы организации (во втором значении этого понятия) совместной деятельности людей, способы их действия и взаимодействий; это установившийся комплекс норм, правил, положений, статусов и ролей, регулирующих поведение людей в разных сферах их деятельности.
Для примера обратимся к структуре семьи. Семья одновременно выступает и как группа, и как социальный институт. Как группа она характеризуется со стороны человеческого состава и демографических характеристик. А как социальный институт семья представляет собой набор определенных традиций, моральных и правовых норм, статусно-ролевых характеристик, регулирующих поведение членов семьи, выполнение ими своих социальных функций, т.е. имеются такие признаки, которые превращают семью как группу именно в социальную организацию.
На этом основании можно считать, что социальный институт — это прежде всего некая традиция, обусловливающая существование социальных структур; это своего рода устав общественной жизни; это то, что организует людей в целенаправленно действующие объединения и коллективы; это организующая сила.
Из многочисленных определений социального института можно привести следующее: «Социальный институт — это устойчивый комплекс правил, норм, установок, регулирующих различные сферы человеческой деятельности и организующих их в систему социальных ролей и статусов». (Казаринова Н.В., Филатова О.Г., Хренов А.Е. Социология: Учебник для вузов. — М., 2000. — С. 101).
На основе сказанного можно заключить, что понятия организации и социального института весьма близки по своему значению. В любой организации (как в отдельно взятой социальной системе) есть и своя институциональная сущность. Так, например, армия (как и суд, и полиция, и адвокатура и т.д.) одновременно является и организацией, и социальным институтом.
Социальная структура и социальная деятельность чрезвычайно разнообразны, поэтому социальных институтов бесконечное множество. Выделяют, например, институт семьи, институт религии, институты образования, искусства, науки, культуры, институты производства, банков, кредита, ренты и торговли, институты силовых структур, спорт как социальный институт, институты здравоохранения и отдыха, политические институты, институты управления и т.д., и т.п. Иначе говоря, любая устоявшаяся социальная структура, так или иначе определяющая характер поведения (деятельности) людей, может быть определена как социальный институт.
Социальные институты, как и структура общества в целом, представляют собой не разрозненный набор групп и организаций, а целостную систему, от семьи до государства включительно. В рамках этой системы выделяются свои блоки. Так, институт образования может быть представлен как целая система социальных институтов, а именно: институт дошкольного воспитания, институт школьного образования, институт высшего образования, институт послевузовского образования. Все эти структуры подчиняются высшему институту управленческого звена, каковым является Министерство образования.
Институт семьи соотносится с такими социальными институтами, как институт брака, супружества, родства и родословности, усыновления, развода, раздела имущества, наследования, вступления в наследство, поминания предков (как системы поминальных обрядов и соответствующих празднеств), домашнего воспитания и т.д.
Обобщая, можно сказать, что социальный институт — это форма коллективной жизнедеятельности людей, основанная на традициях, нормах и ценностях, это особая форма их организации, которая призвана консолидировать усилия людей для достижения общих целей. Это есть та сила, которая из отдельных людей создает целостную общественную систему.