Курс лекций по "Социологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2012 в 20:59, курс лекций

Описание работы

Работа содержит курс лекций по "Социологии"

Содержание работы

1. Что изучает социология? Предмет социологии. Изменение представлений о предмете социологии в истории науки.

2. Место социологии в системе наук об обществе.

3. Структура социологии и ее основные функции.

Файлы: 1 файл

Курс лекций Елсукова.doc

— 653.50 Кб (Скачать файл)

      Таким образом, группа — это такое объединение людей, в рамках которого проходит общественно-производственная деятельность людей. Слаженное функционирование групп определяет гармоничное функционирование коллектива предприятия, организации, учреждения и общества в целом.

      Положительное значение групповых объединений проявляется в том, что группа не только суммирует возможности и усилия каждого члена, а приводит их к новому интегральному единству (то, что может сделать группа из 10 человек, не сделают 10 человек в отдельности). Это интегральное единство проявляется в степени сплоченности и взаимодействия членов группы. Поэтому важным показателем жизнедеятельности группы является ее организованность, т.е. дисциплинированность и согласованность действий каждого члена группы.

      Подчеркивая этот момент групповых объединений, Ф. Энгельс в работе «Анти-Дюринг» приводит следующие слова Наполеона: «Два мамлюка, безусловно, превосходили трех французов; 100 мамлюк были равны 100 французам; 300 французов обычно одерживали верх над 300 мамлюками, а 1000 французов всегда побивали 1500 мамлюков» (Энгельс Ф. Анти-Дюринг // Соч. — Т. 20. — С. 131). Это превосходство определялось именно организованностью французов.

      Мнение  членов группы и ближайших руководителей  оказывает решающее воздействие  на поведение ее отдельных членов. Во французском учебнике по социологии А. Мендера приводится следующий пример: «Война позволила провести эксперименты в характерных обстоятельствах. Американское Министерство обороны обратилось к социальным психологам с просьбой определить, в каких условиях американские солдаты воюют лучше. Укрепляет ли их дух понимание того, что они защищают вечные ценности западной цивилизации. Социальные психологи пришли к тем же выводам, что и Мэйо в индустриальной социологии: важнее всего личные отношения солдат, унтер-офицеров и офицеров. Именно человеческий и групповой факторы определяют дисциплину и мораль, воодушевляют солдат хорошо исполнять свой воинский долг» (Мендера А. Основы социологии. — М., 2000. — С. 64).

      Таким образом, социализирующая роль группы (а речь идет именно о первичной группе) проявляется в ряде факторов, к ним относятся:

  • интегрирующая роль;
  • повышение уровня индивидуальной мотивации;
  • авторитет коллективного мнения;
  • защитная роль коллектива.

      Группа, как и любой сложный объект, имеет свою структуру и структурные отношения. Различают формальную и неформальную структуру группы. Первая представляет собой разделение ролей (функций) внутри группы, вторая — эмоциональное (экспрессивное) отношение членов группы друг к другу.

      В теории малых групп выделяют разные типы взаимоотношений между ее членами. Эти типы определяются понятиями: «круг», «цепь», «Y» и «крест». Для выполнения одних социальных целей предпочтительней отношения типа «Y» или «креста», для других — «круга» или «цепи». Например, в воинском коллективе или на производстве важна строгая централизация коллективных действий, где все расписано строго по функциям и где реализуются схемы «Y» или «креста». В научном же или творческом коллективе такая организация может иметь негативные последствия, поэтому здесь предпочтительней отношения типа «круга» или «цепи».

      Структура группы определяется ролевым поведением. Цели этого поведения различны, но они могут быть сгруппированы в три основных блока: достижение основной задачи, стоящей перед группой; консолидирующее воздействие, выполняемое формальными или неформальными лидерами; дисгармонические действия, предпринимаемые какой-то частью группы или отдельными ее членами. На этой основе можно выделить следующие роли.

Роли  консолидации группы:

  • информатор (четкое разъяснение задач, стоящих перед членами группы):
  • гармонизатор (руководитель или член группы выступает посредником между конфликтующими участниками группы);
  • привратника (активизатора более пассивных членов группы, для раскрытия их внутренних потенций).
 

Роли  дисгармонизации  группы:

  • блокирование (члены группы не согласны с теми задачами, которые ставятся перед ними);
  • агрессивность (постоянный конфликт отдельных членов группы со своим коллективом или руководством группы);
  • неадекватное стремление к признанию (болезненное стремление все время находиться в центре внимания);
  • абсентизм (демонстративное безразличие ко всему происходящему в группе, устраненность от коллективных мероприятий);
  • доминирование (стремление занять лидирующее положение в группе при отсутствии на это необходимых качеств);
  • беспомощность (культивирование своей слабости, стремление вызвать к себе снисходительное отношение и жалость, чтобы оправдать свою лень и бездеятельность).

      Выполнение  этих ролей определяет сплоченность группы и ее динамику, т.е. любая группа не есть что-то застывшее, раз и навсегда данное. В силу изменения состава или начала функционирования нового коллектива группа формируется, достигает стадии своей зрелости и может распадаться из-за возникших в ней конфликтных ситуаций или вновь поставленных задач. Таковы структура, функционирование и динамика группы.

      Из  сказанного ясно, что, наряду с выполнением  своих основных социально-производственных функций, группа, как и семья, выполняет  социализирующую роль, прививая навыки коллективного творчества, взаимоуважения и взаимоподдержки, дух престижности профессии, чувство гордости за деятельность фирмы (предприятия), коллектива и т.д.

      Типологию социальных групп можно проводить  по нескольким критериям (основаниям).

      По  степени сплоченности различают  группы первичные и вторичные.

      По  масштабу — малые и большие. (В качестве больших групп выступают коллективы. Например, коллектив предприятия, учреждения, вуза, театра, министерства и т.д.).

      По  производственному признаку выделяются группы в сфере материального производства, культуры, образования, науки, искусства, спорта, армии, системы управления и т.д.

      По  формам образования выделяются формальные и неформальные группы. Формальная группа — это такое объединение людей, состав и функции которого регулируются официальными документами: юридическими нормами, уставами, служебными инструкциями, профессиональными требованиями и т.д. Поэтому формальная группа имеет строгую структуру, упорядоченную иерархию, предписанные ролевые функции, регулирующие деятельность ее членов. По времени такие группы могут существовать достаточно долго, изменяя свой личностный состав, но сохраняя структуру и ролевые функции. Формальная структура такой группы представляет собой исходное звено социальной структуры общества в целом. Неформальная группа возникает стихийно. Для нее характерны дружеские, доверительные отношения между членами. В рамках неформальных групповых объединений при их стихийном создании следует различать неформальные и вполне формальные отношения, которые постепенно в ней устанавливаются. Например, неформальные объединения в рамках преступного мира, которые создаются снизу по принципу личного доверия, постепенно приобретают характер жестко структурированных образований с четко обозначенными функциями и суровой дисциплиной — это банда, мафия, преступный клан.

      Неформальные  объединения дружеского типа могут  возникать и в рамках формальных групп. Скажем, в студенческой группе как официальном объединении всегда существуют и небольшие микрогруппы приятельского или дружеского характера. Это личностные групповые объединения. Фактором сплочения здесь выступают симпатии, привычки, общие интересы и т.д. Порядок и связь в такой группе основаны на традиции, авторитете, уважении, альтруизме, ярко выраженном чувстве взаимопомощи и поддержки.

      Каждый  человек может быть членом нескольких формальных и неформальных групп, где  он рассматривается как «свой». Кроме  того, он может наблюдать и за деятельностью других, «чужих» групп, каждая из которых оценивается как своеобразный идеал. Первые из этих групп называются группами присутствия, вторые — идеальными, т.е. носителями неких идеальных качеств.

      Также человек может моделировать в  своем сознании и группы, которые реально не существуют, но представляются ему наиболее идеальными. Такие группы называются воображаемыми. Обычно они создаются из кумирных образцов сферы политики, искусства, спорта, бизнеса.

      Группа (присутствия или идеальная, реальная или воображаемая), которая для человека выступает в качестве эталона, на нормы, ценности и мнения которой он ориентируется, называется референтной. Большую роль в формировании референтных стереотипов играют средства массовой информации, создающие определенный имидж как отдельных личностей, так и групповых объединений: спортивных команд, популярных музыкальных коллективов, политических групп и т.д.

      Таковы  основные типы социальных групп. 

      3. Изучение внутригрупповых и межгрупповых  отношений в различных сферах материальной и общественной жизни имеет большой социальный смысл и является одной из основных задач социальной психологии и социологии. Теоретико-методическая основа изучения этих отношений — социометрия, основоположник — является американский исследователь Якоб Морено.

      Социометрия — это одновременно и теория социальной структуры, и методы ее изучения. Морено трактовал структуру общества как иерархию групповых отношений, т.е. пространственного размещения людей относительно друг друга в различных сферах их жизнедеятельности. Любая группа характеризуется как внешними (объективными), так и внутренними (субъективными) связями и отношениями. Внешние связи он определил как выражение макроструктуры общества, а внутренние — как микроструктуру. Если внешние и внутренние связи не соответствуют друг другу, то возникают противоречия и социальные конфликты. Целью социометрии как раз-таки и является изучение эмоциональных предпочтений в рамках групповых организаций. Суть общей теории социометрии состоит в том, что отношения в группе строятся по принципу притяжения, отталкивания или нейтралитета (безразличия). Из заданной исследователем конкретной ситуации фиксируется установка испытуемых на взаимодействие друг с другом. В ситуации социометрического выбора основным содержанием социальной межличностной установки является потребность в общении с объектом выбора.

      Процедура проведения социометрического исследования состоит из выбора социометрических критериев, определения числа этих критериев, опроса испытуемых и обработки данных социометрических измерений. Данные социометрического опроса обычно выражаются с помощью социограмм и социоматриц, помогающих в формальной форме выявить неформальные отношения в группе.

      Особым  методом социометрического исследования являются социометрический театр, имеющий две разновидности: социодрама (проигрывание различных социальных ситуаций, моделирующих те или иные роли в рамках групповых отношений, помогающих членам группы находить пути урегулирования проблем и разрешения конфликтов) и психодрама (моделирование и проигрывание ситуаций межличностного общения с целью устранения неадекватных эмоциональных ситуаций и снятия нервного напряжения).

      Социометрическое  изучение позволяет широко использовать средства математического анализа  и машинной обработки данных, что  придает ему особую научную ценность и респектабельность. 

Тема 8. Социальная общность как макроэлемент структуры общества. Социальная стратификация и мобильность 

План  лекции

  1. Понятие социальной общности.
  2. Типологическая характеристика социальных общностей и проблемы их изучения.
  3. Социальная стратификация и социальная мобильность.
 

      1. Общество как целостная социокультурная  система состоит из множества  подсистем (с равным правом  называемых и системами) с различными  системообразующими качествами  и свойствами. Мы уже разобрали  такие системы, как человек, семья, группа. Следующей по структурообразующему значению выступает такая система, как социальная общность.

      Общность  — это макросоциальное объединение  людей, выделяемое по одному или нескольким признакам, локализированное в пространстве или имеющее диффузную форму (типа диаспоры) и действующее как единый социальный субъект; это реально существующая совокупность людей, отличающаяся своей масштабностью и определенной целостностью, представляющая собой самостоятельный элемент социальной структуры, особый субъект социального действия, взаимодействия и поведения.

      Необходимо  различать два значения понятия  «общность». В одном случае оно выступает как общее понятие для обозначения любого объединения людей. Тогда такие объединения, как семья, группа, коллектив, население, класс, слой и т.д., — все будут подходить под понятие общности. В другом случае это понятие обозначает особый социальный объект, отличающийся от группы, семьи, коллектива своей масштабностью, особенностями структурной организации, т.е. имеет собственный онтологический смысл. Неразличение этих значений часто приводит к бесплодным теоретическим дискуссиям по поводу того, что считать группой, а что общностью. На самом же деле это яркий пример словесной омонимии, когда одно и то же слово обозначает два разных предмета. Поэтому правы и те авторы, которые любое объединение людей, даже диаду, называют общностью, и те, которые рассматривают общность в качестве самостоятельной структурной единицы общества, что легко устанавливается из контекста. В данном случае это понятие используется для обозначения именно макроструктурной подсистемы общества.

Информация о работе Курс лекций по "Социологии"