Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2012 в 20:59, курс лекций
Работа содержит курс лекций по "Социологии"
1. Что изучает социология? Предмет социологии. Изменение представлений о предмете социологии в истории науки.
2. Место социологии в системе наук об обществе.
3. Структура социологии и ее основные функции.
Основным предназначением социальных институтов является удовлетворение социальных потребностей. Так, институт семьи удовлетворяет потребность в воспроизводстве человеческого рода и социализации личности. Потребность в средствах существования удовлетворяется институтами производства. Общественный порядок и безопасность удовлетворяются силовыми институтами. Духовные потребности удовлетворяются институтами культуры, искусства, науки, философии и религии.
Социальные институты способны выполнять свое предназначение за счет упорядочивания, стандартизации и формализации общественной деятельности. Этот процесс упорядочивания, стандартизации и формализации человеческой деятельности называется институционализацией.
Процесс институционализации и есть не что иное, как становление того или иного социального института.
Процесс институционализации включает в себя ряд моментов. Предпосылкой появления социальных институтов является формирование определенных общественных потребностей.
Другой предпосылкой процесса институционализации является формирование общих целей, которые, с одной стороны, формируются в ответ на те или иные потребности, а с другой стороны, диктуют условия совместной деятельности, консолидации усилий. И где эта консолидация осуществляется быстрее, там наблюдается и ускоренное развитие общества.
На ранних стадиях развития общества институционализация носит стихийный характер, регулируется традицией. Но постепенно (через религию, мораль, право, государство) социальные институты приобретают характер рационально организованных систем. В ходе общественной практики люди производят отбор из разных вариантов деятельности, сохраняют наиболее приемлемые образцы (или стереотипы поведения), которые постепенно превращаются в социальные обычаи и нормы, а затем и правовые системы, поддерживаемые силой государства, и, наконец, приобретают форму учреждений. Таким образом, можно сказать, что социальные институты представляют собой своеобразную духовно-организационную плазму, объединяющую людей в устойчивые системы и организации. Они реализуются в появлении специальных учреждений с набором специалистов и специализированными видами деятельности, с соответствующими атрибутами и символами.
В заключение можно сформулировать ряд общих положений.
Основные типы социальных институтов:
Общие функции социальных институтов:
По своему воздействию на социальные структуры функции подразделяются на:
Институционализация включает в себя следующие этапы:
Обобщенно
систему основных социальных институтов
и их признаки можно выразить в виде
следующей таблицы.
Таблица
2
Институты в их общем и частном проявлении | Функции институтов | Основные статусы и роли | Физически-утилитарные признаки | Символы, символические действия и идеология |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Семья
Брак. Супружество. Родительство. Родство. |
Обеспечение совместного
существования и взаимной поддержки
членов семьи.
Воспроизводство людей. Продолжение рода. |
Жених — невеста.
Муж — жена. Отец — мать. Родственники. |
Усадьба, дом, квартира. Обстановка. Элементы культурного быта (радио, телевизор, телефон, книги, газеты, журналы). Хозяйственно-бытовая деятельность. | Помолвка.
Обручение. Кольца. Свадьба. Крестины. Дни рождения. Панихида. Поминки. Почитание предков. История и теория семьи и брака. |
Религия
Христианство. Ислам. Буддизм. Новые религии. |
Интеграция людей на основе веры. | Папа.
Патриарх. Епископ. Экзарх. Пастор. Прихожане. |
Собор. Костел.
Церковь. Мечеть. Кирха. Синагога. Монастырь.
Книги Священного Писания (Тора, Библия,
Коран, Трипитака).
Религиозно-хозяйственная деятельность. |
Крест.
Иконы. Святыни. Мощи. Молитва. Поклонение. Почитание святых. Паломничество. Литургия. Вера в сверхъестественное. Религиозные учения. |
Образование Средняя школа Средние специальные
учебные заведения Высшие учебные заведения |
Трансляция
знаний от поколения к поколению.
Обучение детей основам научного знания. Обучение подростков основам профессиональной деятельности. Подготовка профессионалов высшей квалификации. |
Обучающий — обучаемый.
Учитель — ученик. Преподаватель — учащийся. Профессор — студент. |
Школа. Урок. Домашнее
задание. Внеурочная воспитательная деятельность.
Здания техникумов, училищ, колледжей, вузов. Занятия. Лекции. Семинары. Практика. Зачеты. Экзамены. |
Знаки школ, техникумов,
училищ и вузов.
Аттестаты. Дипломы. Грамоты. Дни знаний. Выпускные торжества. Педагогика. Дидактика. Методика преподавания. |
Наука | Получение нового научного знания | Организатор. Ученый.
Исследователь. Профессор.
Научный сотрудник. Инженер. Лаборант. Академик. |
Здания академий,
институтов, центров и лабораторий.
Библиотеки. Научные труды. Изобретения. Исследовательская деятельность. |
Знаки научных
заведений. Уставы.
Выборы. Специальная униформа. Торжественные заседания. Научные премии и почести. Культ знания. Философия и методология науки. |
Искусство | Нравственно-эстетическое воспитание членов общества. | Деятель искусства
— потребитель искусства.
Литератор. Поэт. Композитор. Музыкант. Художник. Скульптор. |
Театры.
Музеи. Библиотеки. Архитектура. Живопись. Скульптура. Предметы прикладного искусства. Телевидение. Радио. Кино. Видео. Интернет. Газеты. Журналы. |
Особые идеологические
установки искусства (реализм, импрессионизм
и т.д.).
Академическое и инновационное искусство. Премии. Церемонии награждения. Фестивали. Смотры. Конкурсы. Почитание кумиров. |
Экономика | Производство и распределение материальных ценностей. | Организаторы. Производители. | Территории
и помещения производственно- |
Символы и знаки производственно-экономической сферы (марка, торговый знак). |
Производство | Производство материальных ценностей. | Руководители производства (менеджеры). Практические работники (рабочие, техники, инженеры). | Фабрики.
Заводы. Фирмы. Фермы. |
Боги-покровители
(кузнецов, мореплавателей, торговцев
и т.д.).
Профессиональные талисманы. Клубы профессионалов. Культ профессионализма. |
Финансы | Финансовое регулирование сферы производства и распределения. | Финансисты.
Банкиры. Брокеры. Кассиры. Контролеры. Сборщики налогов. |
Банки.
Страховые агентства. Биржи. Кассы. Фискальные органы. |
Фонды.
Либерализм. Кейнсинианство. |
Торговля | Распределение и перераспределение материальных ценностей. | Бизнесмены.
Торговцы. Челноки. Покупатели. |
Магазины.
Маркетинги. Лавки. Палатки. Бары. Базары. Ярмарки. |
Торговый знак.
Реклама. Идеология рынка. |
Государство | Интеграция
людей в общество на основе административно-правовых
и силовых действий. Территориально- |
Руководители.
Политики. Граждане. Выборщики. |
Конституция.
Правительственные здания. Государственно-управленческая деятельность. |
Герб.
Флаг. Гимн. Столица. Внешняя граница. Территориальное деление. История и теория государства. |
Администрация (бюрократия) | Управление. | Премьер-министр.
Министры. Руководители областей и регионов. Члены законодательных и исполнительных органов власти. |
Законы.
Распоряжения. Указы. Приказы. Административные сооружения. Административная деятельность. |
Символы административных
органов.
Служебные привилегии. Идеология служебного почитания и исполнительской дисциплины. |
Юстиция | Пресечение незаконной деятельности. | Министр.
Прокурор. Судья. Следователь. Адвокат. Судебный пристав. Подсудимый. Осужденный. |
Кодексы.
Здания правоохранительных органов. Тюрьма. Лагеря. Каторга. Судебные заседания. Следственная деятельность. |
Знаки отличия.
Форменная одежда. Служение закону. История и теория законодательства. |
Полиция (милиция) | Поддержание порядка в обществе. | Министр внутренних
дел.
Командиры подразделений. Рядовые полицейские. |
Уставы.
Административные здания. Казармы. Действия по наведению порядка. |
Форма.
Чины. Звания. Награды. Верность служебному долгу. |
Армия | Защита Отечества от внешнего врага. | Министр обороны.
Адмирал. Генерал. Офицер. Прапорщик. Рядовой. |
Уставы.
Приказы. Штабы. Гарнизоны. Лагеря. Отработка навыков военных действий в мирное время (учения). Проведение боевых операций во время войны. Выполнение команд. Строевое передвижение. |
Знамя.
Чины. Форменная одежда. Строевая музыка. Награды Парады. Смотры. Патриотизм. Отвага. Героизм. Служение отечеству. Боевая солидарность. |
Тема
10. Социальные связи,
действия и взаимодействия
План
лекции
1. В предшествующих темах анализ социальной структуры был связан с выявлением основных ее компонентов, каковыми являются: человек (личность), семья, группа, коллектив, общность, организация и институт. Выявление этих компонентов помогает уяснить природу того «материала», из которого складывается социальная структура. Однако эти элементы не представляют собой некий инертый разрозненный материал. Каждый элемент социальной структуры являет собой пример живой, деятельной, самоорганизующейся и саморазвивающейся системы, имеющей внутренние и внешние связи, функции и отношения, благодаря которым структура общества приобретает живой, динамический характер. Поэтому анализ социальной структуры предполагает выявление не только ее компонентов, но и тех связей, благодаря которым эта структура приобретает форму живой, функционирующей, развивающейся системы. Эту сторону социальной структуры выражают такие понятия, как «связь», «взаимосвязь», «отношение», «действие», «взаимодействие», раскрывающие механизмы социального функционирования, изменения и развития. Рассмотрим эти понятия более подробно.
Начнем с наиболее общего понятия, каковым является понятие связи. Оно означает соединение элементов системы в единое, целостное образование. Системы, как уже отмечалось, подразделяются на простые и сложные, на статические и динамические, на органические и неорганические, на природные и социальные. Любой предмет природы, общества или техники представляет собой сложную связь составляющих его элементов.
Если речь идет о технических системах — машинах и агрегатах, — то очевидно наличие, с одной стороны, отдельных деталей, из которых состоит агрегат, а с другой — соединяющих их элементов (болты, гайки, сварка, склейка, цементирование и т.д.). С той же очевидностью эта связь проступает и в биологических объектах, т.е. в живых организмах, которые состоят из отдельных органов и связующих их элементов (суставов, сухожилий, мышц и т. д.). С этой точки зрения общество ничем не отличается от перечисленных систем, оно также представляет своеобразный организм с множеством элементов, связанных между собой. Как группа альпинистов в буквальном смысле слова связана страховочным фалом, так и люди в обществе находятся в своеобразной связи друг с другом. Правда, эта связь особенная, она не всегда поддается непосредственному наблюдению. Но она есть, и ее надо учитывать, когда речь идет о социальной структуре.
Так
что же такое социальная связь? В
самом общем плане можно
Общество
как целостная система
В этом плане социальная связь выступает как совокупность особых зависимостей одних социальных субъектов от других, их взаимные отношения, которые объединяют людей в соответствующие социальные общности и объединения.
Основой формирования социальной связи является непосредственный контакт между людьми в той или иной первичной социальной общности (семья, группа, бригада), который затем перерастает в более широкую опосредованную связь людей, составляющих крупные социальные объединения, в рамках которых формируются чувства причастности к группе или внутригрупповой солидарности (в рамках, например, нации, класса, сословия, конфессии и т.д.).
Существует определенная совокупность факторов, обуславливающих характер социальных связей. Эти факторы подразделяются на природно-биологические, психолого-рациональные и социально-институциональные. Природно-биологические задаются наследственными признаками, т.е. самим фактом рождения человека, что определяет его этнические, национальные или расовые признаки, а вместе с тем и характер связующих элементов.
Среди факторов, объединяющих людей в соответствующие группы и общности, большое значение имеют явления психологического характера, такие, например, как чувство общности с другими людьми. На основе ощущения такой общности рождается чувство любви, привязанности, увлечения, доверия, признания авторитета, альтруизм, забота о ближнем или слабом и т.д., что и позволяет отдельным людям стать элементом целостной системы, функционирующей по своим собственным законам.
Своего высшего проявления социальные связи достигают тогда, когда они становятся убеждениями, приобретают характер рациональных установок, в которых отражаются сложившиеся в обществе традиции, нормы и идеалы.
Если последние складываются в обществе стихийно, определяя социокультурный код общественного развития, то институциональные нормы представляют собой специально созданные (формальные, писаные) правила (нормы), которые особым образом регламентируют социальные связи и отношения, определяя порядок действия социальных объектов в рамках социального института и контролируя их.
Учитывая все эти факторы, можно сказать, что социальные связи бывают формальными и неформальными, личными и коллективными, прямыми и опосредованными, более прочными и менее прочными, прямыми и обратными, вероятностными и корреляционными и т.д.
Субъектами социальных связей выступают не только отдельные люди, но и их объединения: семья, группа, коллектив, общность, институт и т.д., — которые также вступают в сложные взаимоотношения друг с другом. В этом плане можно говорить о связях между городом и деревней, между образованием и культурой, между философией и религией, между наукой и техникой, между сторонниками различных конфессий, о соседских, деловых, дружеских и прочих связях.
Социальная связь между индивидами реализуется как общение. Общение предполагает контакты. Последние имеют физическую и духовную форму своего проявления. Физический контакт реализуется в таких действиях, как рукопожатие, поцелуй, объятия, выполнение супружеских функций, физическое наказание и т.д., то есть реализуется как физическое воздействие одного человека на другого. Физический контакт реализуется также в совместном проживании членов семьи, в совместном выполнении трудовых обязанностей в рамках первичного трудового коллектива, в совместном участии в политических и общественных акциях и т.д.
Духовная
форма контакта представляет собой
чувственно-эмоциональную
Особым связующим материалом выступает язык, который сопровождает как физические, так и духовные контакты. Учитывая технические возможности передачи языковой и образной информации, можно считать, что рамки непосредственного общения значительно расширяются, приобретая действительно планетарный и даже космический характер.