Курс лекций по "Социологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2012 в 20:59, курс лекций

Описание работы

Работа содержит курс лекций по "Социологии"

Содержание работы

1. Что изучает социология? Предмет социологии. Изменение представлений о предмете социологии в истории науки.

2. Место социологии в системе наук об обществе.

3. Структура социологии и ее основные функции.

Файлы: 1 файл

Курс лекций Елсукова.doc

— 653.50 Кб (Скачать файл)

      Учитывая  тот факт, что в обществе связи  имеют не однонаправленный, а обоюдонаправленный характер, их часто определяют понятием «взаимосвязь», которое выражает обоюдное воздействие объектов друг на друга, их взаимную обусловленность. Схематично рассуждая, можно сказать, что А воздействует на В и В воздействует на А.

      В рамках постоянного функционирования социальной системы социальная связь и взаимосвязь приобретают характер социального отношения, т.е. человек не просто связан с другим человеком, а определенным образом относится к этому человеку, оценивая его с положительной или отрицательной стороны. Например, такая связь, как дружба, предполагает необходимость непосредственных контактов, физических и речевых, т.е. реализуется в желании встретиться, обменяться новостями, поиграть в какие-либо игры и т.д., что, в итоге, и оставляет приятное впечатление. В сознании же дружба сохраняется как доброе отношение одного человека к другому, как взаимное уважение, как уверенность в повторении подобных контактов и надежда на выручку в трудные периоды жизни. Служебная связь между руководителями и подчиненными также выражается понятием отношение, говорят о служебных отношениях — формальных или неформальных. Свои отношения устанавливаются между общностями, институтами и организациями, в этом случае говорят о производственных отношениях, о классовых отношениях, о партийных отношениях, о межконфессиональных отношениях и т.д.

      Таким образом, понятия социальной связи, социальной взаимосвязи и социальных отношений взаимно предполагают и дополняют друг друга. Иногда их значения настолько тесно сближаются, что их используют как синонимы. Между тем, они имеют и свои отличительные признаки. Если понятия связи и взаимосвязи обозначают гармоничную целостность социального объекта, то понятие отношения имеет как положительный, так и отрицательный смыслы. Одни отношения укрепляют, интегрируют социальную систему, другие же носят отрицательный характер, дезинтегрируют систему. Таковыми являются отношения дружбы и вражды, любви и ненависти, альтруизма и эгоизма, миролюбия и агрессивности, терпимости (толерантности) и нетерпимости, равенства и неравенства, послушания и непослушания и т.д. Поэтому можно сказать, что понятие социального отношения выражает качественную сторону социальных связей. Таким образом, объективные связи, взаимосвязи и отношения выступают той сплачивающей, цементирующей силой, которая объединяет отдельные элементы общества в целостные социальные системы.

      Понятия связи, взаимосвязи и отношения, кроме того, тесно связаны с понятиями закона и закономерности. Учитывая тот факт, что связи бывают существенными и несущественными, внутренними и внешними, общими и частными, случайными и необходимыми, повторяющимися и неповторяющимися, можно выделить такие из них, которые и позволяют сформулировать понятие закона, в том числе и закона социального. Таковым является выражение всеобщей, необходимой, существенной связи объектов, явлений и процессов, раскрывающих функционирование, изменение и развитие социальных систем.

      Если  закон выражает глубинную сущность социальных явлений и процессов, то понятие закономерности раскрывает его внешнюю, эмпирически фиксируемую форму проявления.

      Из  двух типов законов — динамические и статистические — в описании общественных явлений преобладают  последние, т.к. при изучении социальных процессов и явлений чаще всего приходится сталкиваться с массовыми объектами, пользуясь статистическими расчетами и вероятностными выводами.

      Понятие социальной связи стало одной  из основных категорий социологии. С ее помощью специалисты стремились даже определить специфику самого предмета этой науки. Так, О. Конт пытался представить социальную структуру (статику) как сложный организм, в котором устанавливаются особые связи, — от семьи до систем религии и государства. Другой основоположник позитивизма, Г. Спенсер, пытался через анализ системы социальных связей вывести специфику милитаристского и индустриального типов общества.

      Представители психологических направлений (например, В. Парето) видели основу социальных связей в структуре инстинктов. Э. Дюркгейм, стремясь классифицировать типы связей, выделял механическую и органическую солидарность как своеобразные этапы развития общества от традиционных форм до индустриального с его особым проявлением разделения труда.

      Сторонники  формальной социологии на основе выделения  разных типов социальных связей также стремились вывести различные типы объединений людей и показать их эволюцию от общности к обществу.

      Сам этот интерес подчеркивает большой  смысл и категориальную значимость понятия социальной связи, без которого вообще невозможно составить представление о том, как устроено человеческое общество, как оно функционирует и развивается.

      2. Характеризуя далее природу социальных связей, необходимо отметить, что в их основе лежат социальные действия и взаимодействия. Последние в социологической литературе трактуются как проявление человеческой активности, направленной на изменение поведения, установок, системы ценностей индивида, группы или общности. Так, М. Вебер полагал, что социология есть наука, стремящаяся понять социальные действия и взаимодействия и тем самым причинно объяснить социальные процессы. При этом социальными он называет такие действия, которые заключают в себе субъективный смысл и ориентированы на действия других людей, т.е. предполагается взаимодействие субъектов социального действия.

      В теории Т. Парсонса социальное действие рассматривается как система, в которой выделяются следующие элементы:

  • действующее лицо (актор или субъект действия);
  • объект (индивид или общность, на которые направлено действие);
  • цель действия;
  • способ действия;
  • результат действия (реакция объекта).

      Имея  в виду тот факт, что результат  действия не остается индифферентным по отношению к действующему лицу, а определенным образом воздействует на него, социальное действие также расширяет свое значение до понятия взаимодействия, часто обозначаемого как интеракция.

      Взаимодействие  начинается на уровне двух индивидов (своеобразный атом взаимодействия) как носителей социальных статусов, оно может проявляться также как взаимодействие индивида с группой или общностью, а на макроуровне — как взаимодействие социальных общностей, институтов и государств.

      Таким образом, социальное взаимодействие складывается из отдельных актов, называемых социальными действиями, и включает статусы (круг прав и обязанностей), роли, социальные отношения, символы и значения (Кравченко А.И. Общая социология. — М., 2001. — С. 205).

      Конкретно взаимодействие в обществе проявляется  как сотрудничество, конкуренция и соперничество. Оно может быть связано с конфликтными ситуациями и с разумными методами их устранения.

      Связи, отношения, действия и взаимодействия имеют непосредственный и опосредованный характер. Именно наличие последних и позволяет считать социальными отношениями все связи и отношения (даже такие, как производственные, и тем более политические), а отнюдь не только те, которые строятся в порядке обмена. Ибо даже тогда, когда человек летом колет дрова, и в этом действии, казалось бы, нет ничего социального, на самом деле и в нем скрыт глубокий социальный смысл, т.к. человек проявляет заботу о своих домочадцах, об их жизни в зимних условиях. Поэтому социальное действие нельзя рассматривать только лишь как акт непосредственного взаимодействия (интеракции) двух индивидов, оно проявляется в любом действии, смысл которого определяется законами совместного существования. Однако анализ интеракции помогает раскрыть внутренние ментальные механизмы социального действия и тем самым показать его человеческую значимость, анализ которой и выступает в качестве главной задачи социологии.

      Социальные  действия и взаимодействия представляются столь значительными для изучения социальной структуры, что именно через них определяют сущность и предмет социологии как науки. Так, М. Вебер считает, что социология есть наука, стремящаяся, истолковывая, понять социальное действие и тем самым каузально объяснить его процесс и воздействие (Вебер М. Избранные произведения. — М., 1990. — С. 602).

      Аналогично  определяет предмет социологии и  П. Сорокин, который считает, что социология изучает явления взаимодействия людей друг с другом, с одной стороны, и явления, возникающие из этого процесса взаимодействия, с другой. 

      3. Теории социального взаимодействия (интеракции) развивались в основном в рамках американской социологической мысли, в которой сильны были идеи утилитаризма, прагматизма и бихевиоризма. Бихевиристскому принципу «стимул–реакция» был придан широкий социологический смысл. Стимул и реакция стали рассматриваться в аспекте человеческого действия и взаимодействия, когда один человек (или группа), воздействуя на другого, ожидает от последнего определенной положительной реакции. К классическим теориям этого направления относятся теория «зеркального Я», символического интеракционизма и теория обмена. Рассмотрим их более подробно.

      Теория  «зеркального Я». Основоположником ее является американский социолог и социальный психолог Ч. Кули (1864–1929), в работах «Человеческая природа и социальный порядок», «Социальная организация», «Социальный процесс», «Социологическая теория и социальное исследование» изложивший свое видение социальной структуры, суть которого хорошо выражается стихотворной строчкой из произведения Гете: «Лишь в людях можно познать себя». С точки зрения этого автора, общество, группа и индивид объединяются в некую сверхцелостность. Общество и индивид — это не части целого, а разные стороны, разные проявления целого. Общество — это кумулятивный (а не суммативный) аспект целостности, индивид — дискретная сущность целого. Как говорили древние, все в малом и малое во всем.

      Целостность общества, группы и индивида определяется такими метафизическими понятиями, как «большое сознание», «человеческая жизнь», «общественная целостность», «социальная самость».

      Важной  системообразующей категорией оказывается  обмен сознанием (информацией) между индивидами. Этот обмен достигается в процессе социализации личности в рамках малой группы, т.е. такой, в которой реализуется непосредственный контакт между людьми. Это, прежде всего, семья, соседская община, в рамках которых начинает формироваться человек с последующим включением его в различные социальные структуры (организации и институты).

      В процессе социализации происходит трансформация  индивидуального сознания в коллективный разум с усвоением социальных норм и переоценкой своей личности с позиции восприятия окружающими, т.е. осуществляется переход от интуитивного «самоощущения» к «социальным чувствам». Человек смотрит на другого человека, как в особое зеркало, и видит в нем свое собственное отражение.

      Причем  это отражение отнюдь не всегда совпадает  с собственной оценкой человека. Социализация, по Ч. Кули, и означает необходимость согласования оценки и самооценки, превращение индивидуального «Я» в коллективное «Я». Отсюда следует вывод о том, что индивидуальная природа человека приобретает социальный смысл только лишь в коммуникации, в межличностном обращении внутри первичной группы. «Социальная самость» — это и есть тот ментальный элемент, который переходит через конкретных людей из общества в личность, встраивая ее в социальную структуру, превращает личное «Я» в «Я» социальное. При этом особая роль отводится чувству «присвоения», которое реализуется в жизни человека от элементарного присвоения вещей (как предметов собственности) до присвоения ментальных объектов, — мнений других людей о себе. В этой связи Ч. Кули пишет: «Самость проявляется наиболее заметным образом в присваиваемости объектов общего желания соответствующей индивидуальной потребности, во власти над такими объектами, чтобы обеспечить свое собственное развитие, а также угрозе противодействия со стороны других людей, которые также испытывают потребность в них. Это относится не только к материальным объектам, но предполагает и стремление точно так же завладеть вниманием и привязанностью других людей». И далее эта мысль выражается еще более лаконично: «Чувство присвоения всегда есть, так сказать, тень общественной жизни».

      Это присвоение личностью мнения других о себе и составляет доминантную  часть его социализированного «Я», которое определяет структуру личности, ее взаимодействие с другими людьми в рамках социальной самости, в рамках первичного социального коллектива.

      Особенность непосредственного взаимодействия в рамках малой группы состоит  в том, что в ней происходит «встреча» индивидуального и общественного сознания, индивидуального «Я» и «социальной самости», зарождаются и передаются моральные нормы и общественные традиции. Учитывая тот факт, что в теории «зеркального Я» ключевым термином оказывается понятие присвоения, эту теорию можно было бы назвать и «теорией присвоения» — по аналогии с теорией обмена. Основные положения этой идеи получили свое развитие в теориях символического интеракционизма. 

Информация о работе Курс лекций по "Социологии"