Курс лекций по "Социологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2012 в 20:59, курс лекций

Описание работы

Работа содержит курс лекций по "Социологии"

Содержание работы

1. Что изучает социология? Предмет социологии. Изменение представлений о предмете социологии в истории науки.

2. Место социологии в системе наук об обществе.

3. Структура социологии и ее основные функции.

Файлы: 1 файл

Курс лекций Елсукова.doc

— 653.50 Кб (Скачать файл)

      Так, начав с природы человека и  элементарных актов взаимодействия, Дж. Хоманс постулирует свое особое видение социальной структуры, свое особое понимание общества. Его идеи получили дальнейшее развитие в работах П. Блау (1918). В работах «Динамика бюрократии», «Обмен и власть в социальной жизни» и «Американская структура занятости» П. Блау продолжает американскую традицию социального теоретизирования, стремясь на основе микропроцессов социального действия определить природу более крупных социальных образований и процессов: организаций, институтов, крупных социальных конфликтов. Иначе говоря, на основе поведения человека в малых группах он пытается объяснить функционирование общества в целом. Он предлагает ряд правил (или принципов) поведения, которыми осознанно или неосознанно руководствуются субъекты действия в процессе общения друг с другом, что и обусловливает формирование особых социальных подструктур. Иначе говоря, ставится задача выведения из простейших форм обмена интегральных, или эмерджентных, свойств социальной структуры, таких как ролевые отношения, власть и законность, взаимоотношения организаций и институтов.

      К основным принципам можно отнести  следующие:

      – чем большую выгоду один человек ожидает от другого, осуществляя определенную деятельность, тем более вероятно, что он будет осуществлять эту деятельность;

      – чем большим количеством вознаграждений человек обменялся с другим человеком, тем более вероятно возникновение последующих актов обмена;

      – с приближением момента вознаграждения, являющегося результатом определенной деятельности, эта деятельность падает в цене и вероятность ее осуществления снижается;

      – чем больше установилось отношений  обмена, тем более вероятно, что управлять этими отношениями будут нормы «справедливого обмена».

      Поскольку люди вступают в многочисленные варианты обмена, поскольку наблюдается определенная рассогласованность этих вариантов, баланс и стабильность в одних отношениях обмена предполагает дисбаланс и напряжение в других. Поэтому, по П. Блау, социальная жизнь полна «дилемм», напряжений, конфликтов, решая которые, люди вынуждены смягчить одни интересы и переориентироваться на другие, поддерживая тем самым многообразие социальных отношений. Такое регулирование осуществляется с помощью политических организаций, в структуре которых важную роль играет оппозиция.

      Таким образом, задав определенную ситуацию обмена в структуре взаимодействия, теория социального обмена затронула многие аспекты социальной жизни — от проблем социализации личности до проблем экономического и политического сотрудничества, от вопросов устойчивости социального мира до проявлений конфликтности и социальной борьбы. Последнее, однако, затрагивалось здесь лишь вскользь. Тем не менее, проблема конфликтности в западной социологии приобрела особое значение и стимулировала появление целого класса специальных теорий, в рамках которых социальное взаимодействие стало рассматриваться через призму конфликта. 

Тема 11. Социальные противоречия, конфликты и борьба 

План  лекции 

  1. Противоречия  как источник социального развития.
  2. Конфликт как особая сторона социальных противоречий, его сущность, виды и способы разрешения.
  3. Социология борьбы.

      1. Связь и взаимодействие отнюдь  не всегда выражают гармоническое состояние общества. Сторонами взаимодействия часто оказываются противоположные, негативные, отрицающие друг друга. В философии такая связь называется единством противоположностей. Притяжение и отталкивание, живое и неживое, доброе и злое, прекрасное и безобразное — вот лишь некоторые примеры таких противоположностей. Сами по себе эти стороны не являются чем-то статичным. Они постоянно изменяются, причем не всегда гармонично, а так, что одна из противоположных сторон начинает преобладать, входить в противоречие с другой. Противоречие также приобретает динамическую характеристику, оно зарождается, созревает и приводит к конфликту. Поэтому первоначальное тождество или единство противоположностей в конце концов завершается конфликтом и борьбой противоположностей, что связано с изменением качества объекта и возникновением новых свойств, связей и отношений.

      Борьба  противоположностей, таким образом, является источником развития в природе, обществе и в мышлении. Теоретическое осмысление этой борьбы нашло свое отражение в философии Гегеля и Маркса.

      Особенность социальных противоречий состоит в  том, что, зарождаясь стихийно, они в конце концов отражаются в сознании людей, определяя тем самым отношение человека к человеку, группы к группе, общности к общности, государства к государству. Противоречия подразделяются на внутренние и внешние. Те, которые определяют структуру личности, группы, общности, организации или государства, являются внутренними. Отношения же между этими субъектами имеют характер внешних противоречий. А все вместе они определяют систему противоречий в обществе в целом. В рамках этой системы одни противоречия могут иметь основное, решающее значение, другие — не основное, второстепенное.

      Большинство этих противоречий имеет перманентный, неантагонистический характер, т.е. общество как бы привыкает к ним, как к хроническим явлениям. Другие противоречия, захватывая большое количество людей, приобретают характер непримиримых, антагонистических отношений, ведущих к ожесточенной борьбе.

      Таким образом, социальные противоречия можно  классифицировать следующим образом:

      – внутренние и внешние;

      – основные и неосновные;

      – главные и неглавные;

      – антагонистические и неантагонистические.

      2. Особой формой проявления единства  и борьбы противоположностей в обществе является социальный конфликт. В самом общем плане социальный конфликт представляет собой столкновение интересов различных групп, организаций и общностей по поводу наиболее важных жизненных благ.

      На  микроуровне социальный конфликт проявляется в том или ином коллективе и носит в основном межличностный характер (конфликт руководителя и подчиненного, между коллегами, между одной группой коллектива и другой).

      Таким образом, конфликт представляет собой  одну из наиболее распространенных форм человеческих взаимоотношений, можно сказать, основную характеристику социального бытия.

      В силу многообразия социальной структуры, различных масштабов ее проявления конфликты, продолжаясь определенное время, то вспыхивают, то затухают, превращаются в перманентное состояние общества, имея свои позитивные и негативные стороны. Задача специалистов, руководителей и исследователей — вносить в процесс их протекания разумные, начала с тем чтобы избегать трагических последствий их стихийного развития. Отсюда большая значимость конфликтологических исследований, как с философской, так и социологической точки зрения.

      Марксистская  традиция рассматривала природу  социального конфликта с позиции  макроявлений — классовых противоречий и классовой борьбы, которая неизбежно  должна была заканчиваться революцией и установлением диктатуры одного из борющихся классов. В этом подходе социальный конфликт и способы его разрешения неизбежно принимали характер эпохальных исторических событий.

      Западная  же теоретическая традиция (в лице Г. Зиммеля, Р. Дарендорфа и Л. Козера) попыталась рассмотреть природу конфликта на микроуровне, что определило несколько иные его характеристики и позволило выявить не столько разрушительные, сколько созидательные функции этого социального явления.

      В частности, Л. Козер в работе «Функции социальных конфликтов» подчеркивал тот факт, что конфликт несет в себе не только деструктивную функцию, но и обладает большой позитивной тенденцией. Таковыми он считает:

      – образование новых групп;

      – установление и поддержание относительно стабильной структуры групп;

      – социализацию как индивидов, так  и самих групп;

      – создание и поддержание баланса  власти;

      – получение объективной информации об окружающей среде;

      – стимулирование норм творчества и новых  форм социального контроля;

      – стимулирование создания новых социальных институтов. 

      Большое теоретическое значение имеет определение  причин конфликтов. Если в марксистской теории конфликта таковыми считались экономические факторы, то в западной традиции все сводится к политическим и даже к психологическим факторам. По мнению Р. Дарендорфа, конфликт может возникнуть в любом сообществе, в любой социальной группе, где есть отношения господства и подчинения, т.е. причиной конфликта выступает стремление к доминированию. Но доминирование в обществе всегда ведет к неравномерному распределению благ, власти и престижа, что неизбежно связано с социальным неравенством. Борьба за равенство лишь меняет людей у власти, но не ликвидирует само неравенство. Таким образом, причина конфликта и сам конфликт превращаются в перманентное состояние общества, определяют отношение социальных групп и общностей друг к другу. При этом общество распадается на три категории групп, по-разному относящиеся к самому конфликту.

      Во-первых, это группы, являющиеся непосредственными участниками конфликта, его субъектами.

      Во-вторых, это группы, как бы стоящие в  стороне от конфликта, но старающиеся  разрешить его, реализуя свои собственные  эгоистические цели.

      В-третьих, это группы населения, заинтересованные в ликвидации конфликта, в его скорейшем и по возможности мирном разрешении, чтобы обезопасить себя и общество от разрушительных последствий.

      Основные  положения теории конфликта могут  быть выражены следующим образом: 
 

Структура конфликта

    – наличие противоборствующих сторон (субъекты конфликта);

    – наличие проблемы, вызвавшей конфликт (объект конфликта);

    – характер разрешения спора (мирный или  насильственный). 

Типология конфликтов

      В соответствии с объектом конфликта  выделяют конфликты ценностей и конфликты интересов.

      В зависимости от направленности конфликтов их подразделяют на горизонтальные (в  рамках одного страта) и вертикальные (между представителями высших и  низших страт).

      По  характеру субъектов конфликты  подразделяются на личностные, между группами и общностями (слоями, классами, сословиями), между организациями и институтами, в том числе и между государствами.

      По  характеру регулирования конфликты  подразделяются на институционализированные (имеющие нравственно-правовые нормы регулирования) и неинституционализированные (т.е. выходящие за пределы этих норм: бунт, неповиновения, разгром).

      Основными стадиями формирования социального  конфликта являются:

      – предконфликтная ситуация неявного накопления противоречий и начальной  фазы явного обострения отношений благодаря какому-либо поводу;

      – стадия активного протекания конфликта  с использованием всех методов и способов борьбы, вплоть до применения силы;

      – стадия разрешения конфликта, имеющая  свои фазы и формы полного или  частичного разрешения. 

      Социальная  профилактика общественного развития как раз-таки и заключается в возможности успешного прогнозирования конфликта, в умении руководителей и ученых предвидеть негативные последствия конфликтных ситуаций и по возможности более быстром переходе от первой его стадии к третьей, тем самым институционализируя конфликт.

      Важным  аспектом теории конфликта является изучение его динамики и способов разрешения.

      Р. Дарендорф в своей теории сформулировал условия протекания конфликта с учетом его остроты и способов разрешения. Таковыми являются:

      – образование конфликтных групп  зависит от технических, политических и социальных условий;

      – чем больше власть связана с распределением ресурсов, тем острее конфликт;

      – чем больше условий для возникновения  конфликтных групп, тем острее конфликт;

      – увеличение числа бедных в обществе ведет к возможности насильственного разрешения конфликта;

      – замедление вертикальной мобильности  ведет к обострению конфликта  между высшими и низшими слоями общества;

Информация о работе Курс лекций по "Социологии"