Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2012 в 20:59, курс лекций
Работа содержит курс лекций по "Социологии"
1. Что изучает социология? Предмет социологии. Изменение представлений о предмете социологии в истории науки.
2. Место социологии в системе наук об обществе.
3. Структура социологии и ее основные функции.
Так, начав с природы человека и элементарных актов взаимодействия, Дж. Хоманс постулирует свое особое видение социальной структуры, свое особое понимание общества. Его идеи получили дальнейшее развитие в работах П. Блау (1918). В работах «Динамика бюрократии», «Обмен и власть в социальной жизни» и «Американская структура занятости» П. Блау продолжает американскую традицию социального теоретизирования, стремясь на основе микропроцессов социального действия определить природу более крупных социальных образований и процессов: организаций, институтов, крупных социальных конфликтов. Иначе говоря, на основе поведения человека в малых группах он пытается объяснить функционирование общества в целом. Он предлагает ряд правил (или принципов) поведения, которыми осознанно или неосознанно руководствуются субъекты действия в процессе общения друг с другом, что и обусловливает формирование особых социальных подструктур. Иначе говоря, ставится задача выведения из простейших форм обмена интегральных, или эмерджентных, свойств социальной структуры, таких как ролевые отношения, власть и законность, взаимоотношения организаций и институтов.
К основным принципам можно отнести следующие:
– чем большую выгоду один человек ожидает от другого, осуществляя определенную деятельность, тем более вероятно, что он будет осуществлять эту деятельность;
–
чем большим количеством
– с приближением момента вознаграждения, являющегося результатом определенной деятельности, эта деятельность падает в цене и вероятность ее осуществления снижается;
– чем больше установилось отношений обмена, тем более вероятно, что управлять этими отношениями будут нормы «справедливого обмена».
Поскольку
люди вступают в многочисленные варианты
обмена, поскольку наблюдается
Таким
образом, задав определенную ситуацию
обмена в структуре взаимодействия,
теория социального обмена затронула
многие аспекты социальной жизни — от
проблем социализации личности до проблем
экономического и политического сотрудничества,
от вопросов устойчивости социального
мира до проявлений конфликтности и социальной
борьбы. Последнее, однако, затрагивалось
здесь лишь вскользь. Тем не менее, проблема
конфликтности в западной социологии
приобрела особое значение и стимулировала
появление целого класса специальных
теорий, в рамках которых социальное взаимодействие
стало рассматриваться через призму конфликта.
Тема
11. Социальные противоречия,
конфликты и борьба
План
лекции
1. Связь и взаимодействие отнюдь не всегда выражают гармоническое состояние общества. Сторонами взаимодействия часто оказываются противоположные, негативные, отрицающие друг друга. В философии такая связь называется единством противоположностей. Притяжение и отталкивание, живое и неживое, доброе и злое, прекрасное и безобразное — вот лишь некоторые примеры таких противоположностей. Сами по себе эти стороны не являются чем-то статичным. Они постоянно изменяются, причем не всегда гармонично, а так, что одна из противоположных сторон начинает преобладать, входить в противоречие с другой. Противоречие также приобретает динамическую характеристику, оно зарождается, созревает и приводит к конфликту. Поэтому первоначальное тождество или единство противоположностей в конце концов завершается конфликтом и борьбой противоположностей, что связано с изменением качества объекта и возникновением новых свойств, связей и отношений.
Борьба противоположностей, таким образом, является источником развития в природе, обществе и в мышлении. Теоретическое осмысление этой борьбы нашло свое отражение в философии Гегеля и Маркса.
Особенность социальных противоречий состоит в том, что, зарождаясь стихийно, они в конце концов отражаются в сознании людей, определяя тем самым отношение человека к человеку, группы к группе, общности к общности, государства к государству. Противоречия подразделяются на внутренние и внешние. Те, которые определяют структуру личности, группы, общности, организации или государства, являются внутренними. Отношения же между этими субъектами имеют характер внешних противоречий. А все вместе они определяют систему противоречий в обществе в целом. В рамках этой системы одни противоречия могут иметь основное, решающее значение, другие — не основное, второстепенное.
Большинство этих противоречий имеет перманентный, неантагонистический характер, т.е. общество как бы привыкает к ним, как к хроническим явлениям. Другие противоречия, захватывая большое количество людей, приобретают характер непримиримых, антагонистических отношений, ведущих к ожесточенной борьбе.
Таким образом, социальные противоречия можно классифицировать следующим образом:
– внутренние и внешние;
– основные и неосновные;
– главные и неглавные;
–
антагонистические и
2.
Особой формой проявления
На микроуровне социальный конфликт проявляется в том или ином коллективе и носит в основном межличностный характер (конфликт руководителя и подчиненного, между коллегами, между одной группой коллектива и другой).
Таким образом, конфликт представляет собой одну из наиболее распространенных форм человеческих взаимоотношений, можно сказать, основную характеристику социального бытия.
В силу многообразия социальной структуры, различных масштабов ее проявления конфликты, продолжаясь определенное время, то вспыхивают, то затухают, превращаются в перманентное состояние общества, имея свои позитивные и негативные стороны. Задача специалистов, руководителей и исследователей — вносить в процесс их протекания разумные, начала с тем чтобы избегать трагических последствий их стихийного развития. Отсюда большая значимость конфликтологических исследований, как с философской, так и социологической точки зрения.
Марксистская
традиция рассматривала природу
социального конфликта с
Западная же теоретическая традиция (в лице Г. Зиммеля, Р. Дарендорфа и Л. Козера) попыталась рассмотреть природу конфликта на микроуровне, что определило несколько иные его характеристики и позволило выявить не столько разрушительные, сколько созидательные функции этого социального явления.
В частности, Л. Козер в работе «Функции социальных конфликтов» подчеркивал тот факт, что конфликт несет в себе не только деструктивную функцию, но и обладает большой позитивной тенденцией. Таковыми он считает:
– образование новых групп;
– установление и поддержание относительно стабильной структуры групп;
– социализацию как индивидов, так и самих групп;
– создание и поддержание баланса власти;
–
получение объективной
– стимулирование норм творчества и новых форм социального контроля;
–
стимулирование создания новых социальных
институтов.
Большое теоретическое значение имеет определение причин конфликтов. Если в марксистской теории конфликта таковыми считались экономические факторы, то в западной традиции все сводится к политическим и даже к психологическим факторам. По мнению Р. Дарендорфа, конфликт может возникнуть в любом сообществе, в любой социальной группе, где есть отношения господства и подчинения, т.е. причиной конфликта выступает стремление к доминированию. Но доминирование в обществе всегда ведет к неравномерному распределению благ, власти и престижа, что неизбежно связано с социальным неравенством. Борьба за равенство лишь меняет людей у власти, но не ликвидирует само неравенство. Таким образом, причина конфликта и сам конфликт превращаются в перманентное состояние общества, определяют отношение социальных групп и общностей друг к другу. При этом общество распадается на три категории групп, по-разному относящиеся к самому конфликту.
Во-первых, это группы, являющиеся непосредственными участниками конфликта, его субъектами.
Во-вторых, это группы, как бы стоящие в стороне от конфликта, но старающиеся разрешить его, реализуя свои собственные эгоистические цели.
В-третьих, это группы населения, заинтересованные в ликвидации конфликта, в его скорейшем и по возможности мирном разрешении, чтобы обезопасить себя и общество от разрушительных последствий.
Основные
положения теории конфликта могут
быть выражены следующим образом:
Структура конфликта
– наличие противоборствующих сторон (субъекты конфликта);
– наличие проблемы, вызвавшей конфликт (объект конфликта);
–
характер разрешения спора (мирный или
насильственный).
Типология конфликтов
В соответствии с объектом конфликта выделяют конфликты ценностей и конфликты интересов.
В зависимости от направленности конфликтов их подразделяют на горизонтальные (в рамках одного страта) и вертикальные (между представителями высших и низших страт).
По характеру субъектов конфликты подразделяются на личностные, между группами и общностями (слоями, классами, сословиями), между организациями и институтами, в том числе и между государствами.
По
характеру регулирования
Основными стадиями формирования социального конфликта являются:
– предконфликтная ситуация неявного накопления противоречий и начальной фазы явного обострения отношений благодаря какому-либо поводу;
– стадия активного протекания конфликта с использованием всех методов и способов борьбы, вплоть до применения силы;
–
стадия разрешения конфликта, имеющая
свои фазы и формы полного или
частичного разрешения.
Социальная профилактика общественного развития как раз-таки и заключается в возможности успешного прогнозирования конфликта, в умении руководителей и ученых предвидеть негативные последствия конфликтных ситуаций и по возможности более быстром переходе от первой его стадии к третьей, тем самым институционализируя конфликт.
Важным аспектом теории конфликта является изучение его динамики и способов разрешения.
Р. Дарендорф в своей теории сформулировал условия протекания конфликта с учетом его остроты и способов разрешения. Таковыми являются:
– образование конфликтных групп зависит от технических, политических и социальных условий;
– чем больше власть связана с распределением ресурсов, тем острее конфликт;
– чем больше условий для возникновения конфликтных групп, тем острее конфликт;
–
увеличение числа бедных в обществе
ведет к возможности
– замедление вертикальной мобильности ведет к обострению конфликта между высшими и низшими слоями общества;