Курс лекций по "Социологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2012 в 20:59, курс лекций

Описание работы

Работа содержит курс лекций по "Социологии"

Содержание работы

1. Что изучает социология? Предмет социологии. Изменение представлений о предмете социологии в истории науки.

2. Место социологии в системе наук об обществе.

3. Структура социологии и ее основные функции.

Файлы: 1 файл

Курс лекций Елсукова.doc

— 653.50 Кб (Скачать файл)

      – возможность согласия между конфликтующими сторонами смягчает остроту конфликта, его насильственное разрешение;

      – чем острее конфликт, тем больше изменений происходит в социальной структуре;

      – чем насильственней конфликт, тем выше темпы структурных изменений в обществе. 

      В рамках конфликтных отношений складываются те или иные типы поведения различных  групп населения и организаций:

      – силовое противостояние, имеющее  диапазон от угрозы применения силы до ее непосредственного применения;

      – уклонение части населения от конфликта в силу устраненности  от интересов спорящих;

      – приспособление одной из сторон к  требованиям оппонента. Проявляется  в том случае, если издержки от конфликта  превышают выгоду от возможной победы;

      – компромисс, поиск решений путем взаимных уступок и нейтрализации эмоционального канала;

      – поиск условий для сотрудничества, обсуждение спорящими сторонами  различных альтернатив поведения. 

      Полное  разрешение конфликта возможно при  реализации стратегии сотрудничества, частичное — при достижении компромисса. Стратегия уклонения способствует лишь отсрочке его решения.

      С точки зрения разрешения конфликта, теория предполагает следующие стратегии:

      – институционализация конфликта, установление общепринятых норм его регулирования;

      – легитимизация процедуры разрешения конфликта, т.е. признание всеми спорящими сторонами правомерности и справедливости порядка действия;

      – четкая фиксация участников конфликта;

      – редукция конфликта, или сглаживание  его остроты. 

      Таким образом, любой социальный конфликт имеет в своей основе психологические, социально-политические и экономические предпосылки. Умение установить эти предпосылки, учесть это знание в своей практической деятельности является важным моментом политической мудрости руководителей различных рангов. 

      3. Борьба есть разрешение противоречий, определенная сторона проявления  конфликта. Она имеет всеобщий  характер. Наиболее очевидно она проявляется в социальной сфере. Социальная борьба является неотъемлемой стороной общественной жизни. Даже тогда, когда затихают крупномасштабные социальные конфликты, все равно остается место для многочисленных конфликтов на региональном, местном и личностном уровнях. Социологическое изучение данного феномена имеет большое практическое значение. С целью более детального анализа этого проявления социальной жизни необходимо иметь четкое представление о видах и формах борьбы.

      Виды  борьбы различают в зависимости  от их масштаба. С этой точки зрения социальная борьба может подразделяться на:

  • межличностную;
  • групповую;
  • социетальную.

      Межличностная борьба — это борьба индивидов за приоритет в какой-либо сфере: в семье, в коллективе, в общественном месте.

      Групповая борьба представляет собой соперничество групп в различных проявлениях общественной жизни. Например, борьба жителей района и администрации по поводу строительства гаражей во дворе дома, борьба жителей подъезда со случайными посетителями, борьба жителей, не имеющих домашних животных, с жителями их имеющими, борьба рабочих и администрации предприятий при решении производственных вопросов и т.д.

      Социетальная  борьба — это социальная борьба крупных общественных объединений: классов, конфессий, государств.

      Формы борьбы различаются в зависимости  от того, какими средствами она осуществляется. Таковыми, в частности, являются: тайная и явная борьба, вербальная (психологическая, идеологическая) и физическая.

      По  целевым установкам социальная борьба подразделяется на два основных вида: 1) борьба с целью нанесения вреда  или ущерба противоположной стороне; 2) борьба, направленная на уничтожение противоположной стороны.

      Основными этапами социальной борьбы являются:

  • зарождение конфликта и борьбы;
  • период вербального или физического запугивания;
  • сам акт борьбы;
  • последствия борьбы.

      На  основе выделенных признаков можно провести некоторую классификацию межличностных и социетальных форм социальной борьбы.

      Так, на межличностном уровне тайная борьба проявляется чаще всего в виде сплетни, навета, искаженной информации. В явном и вербальном своем проявлении эта борьба приобретает характер ссоры, ругани, оскорбления. В тайно-физическом проявлении она реализуется в форме морального ущерба, наносимого одной из сторон другой стороне. В явном виде эта борьба принимает форму драки, которая заканчивается легкими или тяжелыми телесными повреждениями, вплоть до летальных исходов, влекущими за собой уголовную ответственность.

      Групповая борьба также может иметь как  тайные, так и явные, как вербальные, так и физические формы своего проявления. Она может осуществляться между жителями разных кварталов городов или соседних деревень; между группами населения, различающимися по национальным, конфессиональным или имущественным признакам; между торговцами и покупателями; между рабочими и администрацией отдельных предприятий; между различными кланами и преступными группировками и т.д. Эта борьба принимает свое выражение в форме разборок, протеста, бунта, забастовок, демонстраций, стихийных движений и т.д.

      Забастовки  имеют социально-экономическую или  политическую подоплеку. Они случаются  в производственной сфере и выражают конфликт между трудовым коллективом, с одной стороны, и предпринимателями (или администрацией) — с другой. Заканчивается такая борьба либо удовлетворением требований бастующих, либо насильственным воздействием на них: арест зачинщиков или увольнение всех бастующих (локаут).

      Бунт  является выражением стихийного протеста части населения (или его отдельных  групп, например молодежи, студентов, религиозных фанатиков и т.д.) против безработицы, нищеты, бесправного положения и других социальных невзгод. Как правило, эта форма борьбы сопряжена с нарушением установленного порядка, с уличными разрушениями, надругательством над государственными символами и т.д. Известны, например, стихийные движения молодежи в США и странах Западной Европы в 60–70 годы, протесты рабочих против повышения цен на продукты питания в Советском Союзе в 60-е годы, массовые, стихийные выступления населения в ряде союзных республик накануне распада СССР и т.д.

      Социетальная  борьба представляет собой проявление крупных социальных конфликтов классового, национального, конфессионального или государственного характера. Она также осуществляется в вербальной («холодной») и физической (вооруженной) формах, имеет тайные и явные разновидности.

      Вербально-«холодная» война — это борьба идеологическими, политическими и дипломатическими средствами. Она может носить как скрытый, так и явный характер психологического воздействия.

      Вооруженная борьба на тайном уровне реализуется  в актах диверсии, явно же она осуществляется в виде восстаний, революций и войн.

      Восстания — это выступления широких  народных масс (рабов, крестьян) против своего нищенского и бесправного  существования. Чаще всего восстания  носят разрушительный характер. Отдельно взятые восстания, как правило, подавляются вооруженной силой и не имеют крупных социальных последствий. Однако если такие выступления принимают массовый и перманентный характер, как это имело место в Римской империи, то они могут вести к разрушению сложившихся устоев жизни и распаду государства. В отдельных случаях восстания могут привести к смене правящей верхушки (династии) без изменения социального строя.

      Революция — это такое классовое выступление  широких народных масс, в результате которого происходит коренное изменение социальной структуры, как это имело место при переходе от феодального общества к капиталистическому и от последнего к обществу социалистического типа.

      Диверсия  — это тайная вооруженная борьба, ведущаяся между различными враждующими  сторонами внутри государства или  же приобретающая характер борьбы между государствами.

      Война — это крайняя форма вооруженной  борьбы внутри государства (гражданская война) или же между государствами и их блоками (мировая война). В вооруженных столкновениях всегда есть наступающая.ю агрессивная сторона и сторона защищающаяся. Поэтому одна и та же война, с одной стороны, оценивается как захватническая, а с другой — как справедливая, оборонительная или освободительная. Вооруженная борьба не исключает и психологических средств — на противника, как явных, так и скрытых действий. Поэтому в ней находят свое воплощение все виды борьбы, с которыми сталкивается человеческое общество. 

Тема 12. Общественное мнение как индикатор  социальных

процессов и явлений, проблемы его изучения и формирования 

План  лекции 

  1. Общественное  мнение как духовно-деятельный элемент  социальной структуры, его природа, виды и функции.
  2. Специфика социологического изучения общественного мнения. Социальная диагностика.
  3. Некоторые аспекты технологии формирования и управления общественным мнением.
 

      1. Все рассмотренные выше элементы  социальной структуры представляют  собой своего рода материальный  субстрат этой структуры. Однако человек и общество отличаются от всех других систем объективного мира тем, что они включают в свою структуру духовные элементы. Сама по себе структура психики, сознания чрезвычайно сложный феномен. В нашу задачу не входит подробный анализ этой структуры. В рамках рассматриваемого вопроса можно лишь отметить, что человеческий духовный мир подразделяется на мир знаний, мнений и верований. Знания представляют собой систему позитивных, проверенных, объективных сведений о мире, накопленных человечеством за время его существования и обеспечивающих прогресс в сфере материального производства. Вера — это система поддерживаемых религией и религиозными организациями, представлений о сверхреальных сущностях, которая имеет свой социальный смысл в плане консолидации общества. Мнение — это живая мысль людей, их суждения и оценки по поводу тех явлений и событий, которые затрагивают их интересы и их внимание. Человек не только живет, он еще и как бы наблюдает за своей жизнью, оценивает ее. На основе этой оценки формируется поведение человека, корректируются его действия и поступки.

      Наука претендует на относительную истину, вера — на абсолютную, а мнение устраивает человека тем, что оно идет от него самого, от его собственных представлений и убеждений, вне зависимости от того, истинно оно или ложно, главное, что оно свое, личное. Часто мнение относят к ошибочному представлению, к некоему темному, субъективному знанию, как его определил еще Демокрит. Софисты же, наоборот, стремились возвысить роль мнения, полагая, что всякое мнение и есть истина. Реальная оценка гносеологических возможностей мнения лежит, видимо, посередине от этих крайних точек зрения. С тем, что мнение может быть ошибочным, никто не спорит. Но оно, по принципу проб и ошибок, может давать и правильное отражение действительности. Мнение, догадка, предположение могут иметь место не только в обыденном мышлении, но и в науке, опережая процесс получения подлинного знания, и в искусстве, где есть своя система оценок. Кроме того, мнение часто и не претендует на истинность, а выражает именно отношение человека к действительности, его оценочные суждения, которые могут отличаться своей субъективной пестротой.

      Таким образом, в социальном бытии человека четко фиксируются три духовные структуры: знание, мнение и вера. Эти структуры, хотя и имеют чисто духовный смысл, тем не менее непосредственно вплетаются в практику человека, определяют его действия и поступки. Более того, именно мнение является непосредственным и повседневным спутником человеческой деятельности, так сказать, бытийным проявлением его сознания. Знание и вера могут существовать и отдельно от человека (в виде теоретических, идеологических или теологических систем). Мнение же есть непосредственное живое проявление сознательного отношения человека к действительности. Оно, скорее, имеет сиюминутный смысл. В повседневном общении человек изрекает не какие-то научные или философские истины, а излагает свое мнение по поводу тех или иных событий, дает им оценку, определяет свое отношение к ним и т.д. Так что мнение действительно составляет основное содержание повседневной человеческой жизни, определяет тот духовный фон, который сопровождает жизнь человека.

      Человек может скрывать свои умыслы, но мнение он высказывает достаточно часто и открыто, будучи убежденным в своей правоте. Мнение есть выражение самости человека, его личного отношения к объективным условиям существования.

      Раскрыв некоторые особенности мнения на уровне индивидуального сознания, можно перейти к определению понятия «общественное мнение».

      Как сознание подразделяется на индивидуальное и общественное, так и мнение может  принадлежать как индивиду, так и  какому-либо объединению людей, приобретая в этом случае статус общественного. Двигаясь по основным элементам социальной структуры, можно выделить уровни проявления общественного мнения, а именно: общественное мнение группы, общественное мнение коллектива, общественное мнение жителей (села, города, микрорайона, района, области), общественное мнение общества в целом (государства) и, наконец, общественное мнение жителей планеты. Могут быть взяты и другие параметры общности, тогда говорят об общественном мнении интеллигенции, общественном мнении рабочих, общественном мнении молодежи и т.д.

Информация о работе Курс лекций по "Социологии"