Лекции по "Социологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2011 в 09:50, курс лекций

Описание работы

Работа содержит краткий курс лекций по дисциплине "Социология".

Файлы: 46 файлов

1. СОЦИОЛОГИЯ КАК НАУКА.doc

— 35.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

10. Российская социология в XX - начале XXI вв.doc

— 36.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

11. Понятие общества и его основные признаки.doc

— 35.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

12. Базовые элементы социальной жизни (социальное действие, взаимодействие, социальные отношения и другие).doc

— 29.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

13. Типология обществ.doc

— 33.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

14. Социальный институт понятие, виды, функции.doc

— 32.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

15. Социальная организация. Элементы организации. Бюрократия.doc

— 40.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

17. Характеристика толпы.doc

— 30.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

16. Социальные общности и группы, их классификация..doc

— 32.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

18 - 19. Малая социальная группа. Лидерство.doc

— 32.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

2. Уровни социологического знания.doc

— 29.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

20. Социальная структура и социальная стратификация. Критерии социальной стратификации..doc

— 40.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

21. Исторические типы социальной стратификации.doc

— 33.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

22. Стратификация в современной России. Проблема среднего класса..doc

— 32.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

23. Социальная мобильность понятие, виды, факторы.doc

— 47.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

27. Социальная поляризация..doc

— 27.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

24. Рабочий класс как элемент социальной структуры современного российского общества.doc

— 31.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

25. Бизнес-слой современного российского общества..doc

— 30.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

26. Безработные в современной России..doc

— 28.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

28. Семья как социальный институт и малая группа. Функции семьи.doc

— 37.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

29. Тенденции развития семьи в современном обществе. Проблема кризиса института семьи..doc

— 29.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

3. функции социологии.doc

— 34.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

30. Специфика социологического подхода к исследованию личности.doc

— 46.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

31. Социализация личности.doc

— 45.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

32. Ролевая теория личности.doc

— 33.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

33. Личность в теории Зеркального Я.doc

— 30.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

34. Типология личности.doc

— 42.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

39. Понятие и сущность культуры социологический подход..doc

— 38.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

4. Социально - исторические и научные предпосылки возникновения социологии.doc

— 34.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

40. Основные элементы культуры.doc

— 50.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

41. Многообразие культур в обществе.doc

— 37.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

42. Общественное мнение. понятие, структура, функции.doc

— 37.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

49. Анкетирование.doc

— 30.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

43. Манипулирование общественным мнением..doc

— 34.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

44. Социологическое исследование понятие, этапы, виды .doc

— 33.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

45. Программа социологического исследования.doc

— 32.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

46. Метод анализа документов.doc

— 70.50 Кб (Скачать файл)

Система единиц контент-анализа представляет собой  определенным образом иерархизированную  совокупность единиц анализа. В практике социологических исследований сложился определенный набор устойчивых, стандартных единиц контент-анализа. К числу наиболее часто употребляемых из них относятся: 

1) Понятие, выраженное  отдельным словом, термином или  сочетанием слов. В приводимом  нами примере прикладного социологического проекта, посвященного исследованию активизации экономического поведения различных групп населения, такими смысловыми единицами являются "предприниматель", "наемный работник", "безработный", "рынок капиталов", "рынок товаров", "рынок труда", "мотивация экономического поведения", "стимулирующая роль заработной платы" и др. 

2) Тема, выраженная  в единичных суждениях, смысловых  абзацах или целостных текстах.  Выбор темы в качестве единицы  контент-анализа подразумевает внутреннее  разделение изучаемого текста на определенные части, являющиеся органическими единицами контекста, внутри которых тема может быть более или менее честно определена. Темой контент-анализа изучаемого текста может быть как общая тема социологического исследования, так и определенная ее часть, например проблема создания благоприятного правового пространства для развития малого и среднего бизнеса, являющаяся частью общей темы активизации экономического поведения. 

3) Персонаж ("герой") некоего действия или отношений,  отраженных в изучаемом тексте. В качестве такого персонажа, в зависимости от выделенной темы контент-анализа, может выступать предприниматель, менеджер, банковский служащий, президент страны или союза предпринимателей и т.п. 

4) Ситуация, например  экологическая ситуация, рассматриваемая в контексте отношений человека с окружающей средой, экстремальная ситуация, сложившаяся в районах Беларуси, пострадавших от Чернобыльской катастрофы и др. 

5) Действие, осуществляемое  отдельными индивидами или их  группами, в пределах избранной  для контент-анализа темы, например, действия предпринимателей, безработных или налоговой полиции. 

Категории и  единицы контент-анализа - это конструктивные объекты, содержание которых определяется в рамках конкретной области, избранной  в качестве объекта прикладного социологического исследования. 

Меры (единицы) измерения, применяемые в процедуре контент-анализа  изучаемого текста, бывают обычно двух типов. Первый из них составляют единицы  протяженности, располагаемые в  координатной сети пространство - время. Примером таких единиц счета, применяемых в контент-анализе, могут служить съем текста в квартирных сантиметрах, либо в числе отведенных на него строк в печатном документе, а также количество минут, которые занимает эфирное время телевизионного сообщения. Единицей измерения может служить и появление искомого признака в тексте, а также частота такого появления. Именно последнее - частота появления искомого признака в тексте является самым распространенным в прикладных исследованиях способом измерения характеристик изучаемого содержания с точки зрения интересующего социолога объекта исследования. 

Процедура социологического исследования, основанная на методике и технике контент-анализа, включает в себя ряд операций, осуществляемых в соответствии с тремя стандартными документами. Первый такой документ - таблица контент-анализа. Она содержит в себе набор параметров и категорий, применяемых в процессе осуществления контент-анализа определенного содержания различных типов. Второй документ - инструкция кодировщика. Она включает в себя описание единиц анализа и мер измерения (подсчета) выделяемых характеристик. Регистрация единиц анализа производится в специальных таблицах, составляющих кодированные карточки или матрицы. Кодированная карточка - это и есть третий стандартный документ для проведения контент-анализа. Она содержит все классификационные единицы анализа - параметры и категории, обозначаемые обычно определенным кодом. В этой кодировочной матрице каждый вертикальный столбец означает отдельный документ (присвоенный ему номер), а каждая горизонтальная строчка - классификационные единицы и меры измерения, выраженные в определенных кодах. 

Наряду с названными документами в процедуре подсчета единиц контент-анализа применяются  специальные формулы, в частности  формула конфликта Яниса. Она предназначена для исчисления соотношения между благоприятными и неблагоприятными оценками, позициями, суждениями по интересующему исследователя вопросу. Например, при исследовании отношения населения Беларуси к возможности развития атомной энергетики выявились существенные расхождения как в позициях между экспертами и большинством населения по этой проблеме, так в оценках и в единицах возможных последствий принятия решения о сооружении ядерных энергетических установок. Когда в подобных случаях общее количество благоприятных оценок (единиц анализа) больше числа неблагоприятных, отрицательных, тогда коэффициент подсчитывается по формуле: 

C+ = 
 

f? - f • n

      , 

z • t 

где f - число  положительных единиц анализа, n - число  отрицательных единиц, z - объем содержания текста, имеющего прямое отношение к исчисляемой проблеме, t - общий объем текста. 

В том случае, когда количество положительных  оценок меньше, чем отрицательных, коэффициент  исчисляется по формуле: 

C- = 
 

f • n - n?

      . 

z • t 

В рассматриваемой  формуле индекс С+ увеличивается  в положительном направлении, когда  растет число единиц положительного содержания, и уменьшается, если число  сокращается. Аналогичным образом  ведет себя и индекс С-, только его  увеличение или уменьшение предопределено обратным по знаку изменением числа единиц анализа. 

Контент-анализ в социологическом исследовании обычно употребляется в тех случаях, когда исследователь сталкивается с большими текстовыми массивами, которые  нуждаются в целенаправленном изучении. Чаще всего он используется при изучении сообщений, транслируемых на массовую аудиторию газетами, радио, телевидением. 

Анализ больших  текстовых массивов ставит перед  исследователем проблему обеспечения  репрезентативности результатов при  отборе текстов, поэтому и при проведении этой процедуры осуществляется метод выборки, во многом аналогичный тому, который обстоятельно изложен в предыдущей главе. Отметим только, что в каждом конкретном социологическом исследовании, в котором применяется контент-анализ, вопрос о построении выборки (т.е. отбора источников информации и отбора необходимых для исследования документов) решается по-своему, в зависимости от особенностей объекта и целей исследования. 

Важную роль при использовании контент-анализа  играет установление адекватности документов. Она определяется как степень, в которой в изучаемом документе отражаются интересующие исследователя характеристики объекта, т.е. степень, в какой документ соответствует предмету исследования. Контент-анализ в процессе социологического исследования целесообразно дополнять другими методами исследования или же использовать его в качестве дополнительного метода, если основным методом исследования выступает какой-либо иной из социологических методов. Например, при проведении массовых опросов в некоторых случаях очень важно использовать контент-анализ открытых вопросов анкет и бланков интервью. 

Как и всякое иное методическое средство контент-аналитические  приемы и процедуры социологического исследования могут дать ожидаемый  эффект только если они, во-первых, соответствуют целям и задачам изучения определенного социального процесса или явления и употребляются в свойственных им пределах, и, во-вторых, когда они проводятся квалифицированно, с соблюдением всех правил соответствующей процедуры, дополняясь в случае необходимости применением других методов конкретного социологического исследования.

47. Метод наблюдения.doc

— 27.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

48. Опрос как метод сбора социальной информации.doc

— 29.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

5. Классическая и неклассическая традиции в социологии.doc

— 29.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

50. Интервью.doc

— 28.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

6. Эмпирическая социология первой половины XX в.doc

— 32.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Вопросник.doc

— 23.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

7. Функционализм Т.Парсонса и Р.Мертона.doc

— 47.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

8. Феноменологическая социология и другие направления социологии второй.doc

— 39.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

9. Российская социология во второй половине XIX - начале XX вв.doc

— 33.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Информация о работе Лекции по "Социологии"