Основные характеристики группы и понятие сплоченности коллектива

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2013 в 11:27, курсовая работа

Описание работы

В данной работе рассмотрены: понятие "трудовой коллектив", его виды, полномочия, формирование и диагностика; неформальные коллективы и стадии их образования; влияние и власть менеджера, их формы; участие работников в управлении; понятие "конфликт", его виды, причины возникновения и способы разрешения.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
1. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ГРУППЫ И ПОНЯТИЕ СПЛОЧЕННОСТИ КОЛЛЕКТИВА
2. ТРУДОВОЙ КОЛЛЕКТИВ КАК МАЛАЯ ГРУППА. ПСИХОЛОГИЯ ТРУДОВОГО КОЛЛЕКТИВА КАК ОБЪЕКТА УПРАВЛЕНИЯ
3. МЕЖЛИЧНОСТНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ В ПРОЦЕССЕ ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ
4. ТИП РУКОВОДСТВА КАК ОСНОВА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ РУКОВОДИТЕЛЯ И СОТРУДНИКОВ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

курсач.docx

— 354.82 Кб (Скачать файл)

Руководитель, понимая  значение обратной связи в процессе руководства трудовым коллективом, должен активизировать поступление  от объекта руководства прежде всего  информации, необходимой для принятия обоснованных решений корректирующего  или перспективного характера. Значит, обратная связь - процесс управляемый. Руководитель должен активно влиять на формирование структуры информации, поступающей от объекта руководства, с целью обеспечения обоснованности и целеустремленности руководящих  решений, вырабатываемых субъектом  управления.

Таким образом, руководство  коллективом - это процесс непрерывного обмена информацией между субъектом  и объектом руководства с целью  сознательного их воздействия друг на друга.

Сущность и содержание процесса руководства раскрываются в его функциях: планировании, организации, координировании, стимулировании, контроле. Процесс руководства производственным трудовым коллективом можно условно  разделить на три стадии.

Первая стадия - это  определение целей, которые должны быть достигнуты коллективом в определенный отрезок времени - смену, месяц, квартал, год или за другой период.

Вторая стадия - информирование коллектива. Она включает ознакомление коллектива с заданием, методами и  приемами выполнения работ, источниками  обеспечения их необходимыми ресурсами, системами оплаты труда и другими  стимулами, условиями труда и  правилами безопасного поведения  на рабочем месте и другой информацией.

Третья стадия представляет собой организацию и проведение в трудовом коллективе аналитической  работы, целью которой является выявление  и изучение технических, технологических  и организационных резервов повышения  эффективности работы коллектива; причин и факторов недовыполнения или перевыполнения производственных заданий отдельными работниками и бригадами и  т.д.

Участие руководителя в достижение трудовым коллективом  или отдельным работником поставленных целей определяется прежде всего  содержанием и качеством выполнения им основных функций руководства.

Как организатор  руководитель коллектива должен обеспечить высокий уровень организованности руководимого коллектива. Организованность коллектива - это прежде всего единство действий всех его членов, разных по характеру, темпераменту, физическим и  психическим данным, их общая целеустремленность в решении задач повышения  эффективности труда и производства. Поэтому руководитель первичного коллектива как организатор его трудовой деятельности должен уметь ставить перед коллективом конкретные цели и выделять среди них главные и второстепенные, рационально распределять по времени и пространстве усилия коллектива по достижению поставленных целей, определять средства и методы решения конкретных задач, развивать инициативу и способности членов коллектива, умело использовать их знания и опыт при распределении заданий по группам рабочих или специалистов.

Руководитель должен заботиться о том, чтобы его подчиненные  не простаивали без дела из-за плохой организации их труда, чтобы работа была справедливо распределена между  работниками.

Руководитель как  выразитель и защитник интересов  подчиненного ему коллектива наделен  полномочиями применять конкретные стимулы для поощрения тех, кто  отличается высоким исполнительским  мастерством, хорошими количественными  показателями работы, дисциплинированностью. Вместе с тем он должен применять  определенные формы взыскания и  санкции по отношению к нарушителям  трудовой дисциплины или лицам, недобросовестно  выполняющих свою работу, с целью  защиты интересов добросовестных и  дисциплинированных работников и побуждения недисциплинированных улучшить свое отношение  к труду.

Кроме того, руководитель должен быть потребителем, генератором  и распространителем знаний (информации). Информационная его подготовленность позволяет рационально управлять  трудовым коллективом. Информация является своего рода энергией и сырьем для  выработки управленческих решений. Руководитель в своей работе использует информацию, получаемую как от своего коллектива, так и от других коллективов, т.е. внутреннюю и внешнюю. На основании  этой информации он оценивает состояние  объекта руководства и принимает  решения. Качество решений руководителя в значительной мере зависит от объективности, своевременности и целенаправленности информации. Чем выше обоснованность управленческих решений, тем больших  успехов в решении экономических  и социальных проблем добивается трудовой коллектив.

Руководитель, для  того чтобы побудить подчиненный  ему коллектив к достижению поставленных целей использует совокупность приемов  и действий, называемых методами. В  литературе нет единого подхода  к классификации методов управления.

В реальной жизни  трудового коллектива различные  способы воздействия по- разному  влияют на индивида. Этим обусловливается  необходимость применения в процессе руководства трудовым коллективом  одновременно различных методов  воздействия. В практике нет четких границ между ними, например, пользуясь  административно - распорядительными  методами воздействия на коллектив  или отдельных его членов, руководитель учитывает требования экономических  законов, трудового и хозяйственного права и т.д.

Наибольшее воздействие  на отношение человека и коллектива к труду оказывают экономические  методы руководства.

Административно - распорядительные методы используются для решения  тех же задач, которые решаются преимущественно  экономическими методами, но в отличие  от последних не дают исполнителю  альтернативы в выборе средств исполнения решений. Они осуществляются в форме  приказов, указаний, распоряжений в  устном или письменном виде, издаваемых вышестоящим руководящим органом  или руководителем по отношению  к нижестоящему, исполнителю.

Социально-психологические  методы руководства основаны на использовании  руководителем приемов и способов воздействия на отдельных работников или коллектив в целом, вытекающих из знания им психологии человека вообще, специфических черт и особенностей психологии отдельных работников в  частности. Задача руководителя состоит  в том, чтобы использовать эти  знания для создания в коллективе таких отношений, которые позволяют  подчиненным любое его распоряжение воспринимать как обоснованное, справедливое и соответствующее общественным нормам.

94. Трудовой  коллектив, руководство, лидерство исамоуправление

 

Трудовой  коллектив  –  это  объединение  работников,  осуществляющих

совместно   трудовую   деятельность   на   государственном,   кооперативном,

общественном, частном предприятии (объединении,  фирме,  концерне  и  т.д.),

учреждении, организации.

Любым трудовым коллективом чтобы он не распался и продолжал выполнять возложенную  на него целевую функцию необходимо руководить. При этом под руководством понимается целенаправленное воздействие  лиц, наделенных функциями и компетенцией руководителей, на коллективы и индивидов, т.е. взаимодействие руководителей  и исполнителей, целью которого является постоянное (непрерывное) обеспечение  оптимального функционирования определенной системы в целом.

Руководство - не только необходимый, но и основной элемент процесса управления, составляющий его главное содержание. Содержание процесса руководства определяется в основном двумя факторами: объемом  полномочий (компетенцией) руководителя и характером проблемы, которую ему  предстоит решить путем воздействия  на подчиненный коллектив или  индивид.

Лидерство определяют как процесс социального  влияния, при котором лидер ищет добровольного участия подчиненных  в деятельности по достижению организационных  целей (Шрисхайн); или как процесс  оказания влияния на групповую активность, которое направлено на достижение целей (Стогдилл).

Лидерство определяют также как конкретные действия лидера по координации и  управлению деятельностью группы (Фридлер).

Лидерство можно определить как тип управленческого  взаимодействия, основанный на наиболее эффективном для данной ситуации сочетании различных источников власти и направленный на побуждение людей к достижению общих целей. Из этого определения следует, что  лидерство является функцией лидера, последователей и ситуационных переменных.

Самоуправление  – это  метод управления трудовым коллективом , при  котором  не учитывается мнение работников трудового коллектива со стороны  руководства.

Методика определения  стиля руководства трудовым коллективом


Назначение и содержание. Основу данной методики составляют 16 групп утверждений, отражающих различные аспекты взаимодействия руководства и коллектива. Методика направлена на определение стиля руководства трудовым коллективом. Порядок тестирования содержится в инструкции.

Применение данной методики не требует индивидуального тестирования. Возможно ее использование в блоке тестов, особенно эффективно ее применение вместе с социометрией в целях оптимизации социально-психологического климата в коллективе.

Инструкция: «Опросник содержит 16 групп утверждений, характеризующих деловые качества руководителя. Каждая группа состоит из трех утверждений, обозначенных буквами А, Б, В. Вам следует внимательно прочесть все три утверждения в составе каждой группы и выбрать одно из них, то, которое в наибольшей степени соответствует вашему мнению о руководителе.

Отметьте выбранное утверждение  на бланке для ответов знаком «+» под соответствующей буквой или просто обведите выбранную вами букву. Если вы оцениваете одновременно двух руководителей или более, сравните их между собой по приведенным трем утверждениям.

Выберите по одному из утверждений, характеризующих каждого руководителя (или одно утверждение, характеризующее двух или более руководителей), и отметьте ваше мнение о каждом из них на опросном листе разными знаками, например: *; +; -. Ставьте отметки на бланке для ответов».


 

Руководство трудовым коллективом

 
Любым трудовым коллективом чтобы  он не распался и продолжал выполнять  возложенную на него целевую функцию  необходимо руководить. При этом под руководством понимается целенаправленное воздействие лиц, наделенных функциями и компетенцией руководителей, на коллективы и индивидов, т.е. взаимодействие руководителей и исполнителей, целью которого является постоянное (непрерывное) обеспечение оптимального функционирования определенной системы в целом. 
 
Следует отметить, что понятия "управление" и "руководство" во многом тождественны и использование их для обозначения одних и тех же явлений, целенаправленных действий правомерно. Тем не менее, между ними имеются определенные различия. Управлять производством означает прежде всего, целенаправленно воздействовать на все компоненты управляемой системы для достижения заранее намеченных результатов. Иными словами, управление производством как процесс включает людей, материальные, финансовые и другие ресурсы. Руководить же можно только людьми, но не ресурсами. 
 
Руководство - не только необходимый, но и основной элемент процесса управления, составляющий его главное содержание. Содержание процесса руководства определяется в основном двумя факторами: объемом полномочий (компетенцией) руководителя и характером проблемы, которую ему предстоит решить путем воздействия на подчиненный коллектив или индивид. 
 
Воздействие руководителя на исполнителей - процесс непрерывный в такой же мере, в какой непрерывен процесс производства. Воздействие субъекта руководства (руководителя) на объект руководства (коллектив) является прямой связью. В свою очередь коллектив исполнителей, реализуя распоряжения руководителя, информирует его о ходе работ, факторах, способствующих успешному выполнению задания или препятствующих этому, и таким образом оказывает воздействие на принятие руководителем последующих решений. Воздействие объекта руководства (коллектива) на субъект руководства (руководителя) является обратной связью. 
 
Руководитель, понимая значение обратной связи в процессе руководства трудовым коллективом, должен активизировать поступление от объекта руководства прежде всего информации, необходимой для принятия обоснованных решений корректирующего или перспективного характера. Значит, обратная связь - процесс управляемый. Руководитель должен активно влиять на формирование структуры информации, поступающей от объекта руководства, с целью обеспечения обоснованности и целеустремленности руководящих решений, вырабатываемых субъектом управления. 
 
Таким образом, руководство коллективом - это процесс непрерывного обмена информацией между субъектом и объектом руководства с целью сознательного их воздействия друг на друга. 
 
Сущность и содержание процесса руководства раскрываются в его функциях: планировании, организации, координировании, стимулировании, контроле. 
 
Процесс руководства производственным трудовым коллективом можно условно разделить на три стадии. 
 
Первая стадия - это определение целей, которые должны быть достигнуты коллективом в определенный отрезок времени - смену, месяц, квартал, год или за другой период. 
 
Вторая стадия - информирование коллектива. Она включает ознакомление коллектива с заданием, методами и приемами выполнения работ, источниками обеспечения их необходимыми ресурсами, системами оплаты труда и другими стимулами, условиями труда и правилами безопасного поведения на рабочем месте и другой информацией. 
 
Третья стадия представляет собой организацию и проведение в трудовом коллективе аналитической работы, целью которой является выявление и изучение технических, технологических и организационных резервов повышения эффективности работы коллектива; причин и факторов недовыполнения или перевыполнения производственных заданий отдельными работниками и бригадами и т.д. 
 
Участие руководителя в достижение трудовым коллективом или отдельным работником поставленных целей определяется прежде всего содержанием и качеством выполнения им основных функций руководства. 
 
Как организатор руководитель коллектива должен обеспечить высокий уровень организованности руководимого коллектива. Организованность коллектива - это прежде всего единство действий всех его членов, разных по характеру, темпераменту, физическим и психическим данным, их общая целеустремленность в решении задач повышения эффективности труда и производства. Поэтому руководитель первичного коллектива как организатор его трудовой деятельности должен уметь ставить перед коллективом конкретные цели и выделять среди них главные и второстепенные, рационально распределять по времени и пространстве усилия коллектива по достижению поставленных целей, определять средства и методы решения конкретных задач, развивать инициативу и способности членов коллектива, умело использовать их знания и опыт при распределении заданий по группам рабочих или специалистов. 
 
Руководитель должен заботиться о том, чтобы его подчиненные не простаивали без дела из-за плохой организации их труда, чтобы работа была справедливо распределена между работниками. 
 
Руководитель как выразитель и защитник интересов подчиненного ему коллектива наделен полномочиями применять конкретные стимулы для поощрения тех, кто отличается высоким исполнительским мастерством, хорошими количественными показателями работы, дисциплинированностью. Вместе с тем он должен применять определенные формы взыскания и санкции по отношению к нарушителям трудовой дисциплины или лицам, недобросовестно выполняющих свою работу, с целью защиты интересов добросовестных и дисциплинированных работников и побуждения недисциплинированных улучшить свое отношение к труду. 
 
Кроме того, руководитель должен быть потребителем, генератором и распространителем знаний (информации). Информационная его подготовленность позволяет рационально управлять трудовым коллективом. Информация является своего рода энергией и сырьем для выработки управленческих решений. Руководитель в своей работе использует информацию, получаемую как от своего коллектива, так и от других коллективов, т.е. внутреннюю и внешнюю. На основании этой информации он оценивает состояние объекта руководства и принимает решения. Качество решений руководителя в значительной мере зависит от объективности, своевременности и целенаправленности информации. Чем выше обоснованность управленческих решений, тем больших успехов в решении экономических и социальных проблем добивается трудовой коллектив. 
 
Руководитель, для того чтобы побудить подчиненный ему коллектив к достижению поставленных целей использует совокупность приемов и действий, называемых методами. В литературе нет единого подхода к классификации методов управления. 
 
В реальной жизни трудового коллектива различные способы воздействия по-разному влияют на индивида. Этим обусловливается необходимость применения в процессе руководства трудовым коллективом одновременно различных методов воздействия. В практике нет четких границ между ними, например, пользуясь административно - распорядительными методами воздействия на коллектив или отдельных его членов, руководитель учитывает требования экономических законов, трудового и хозяйственного права и т.д. 
 
Наибольшее воздействие на отношение человека и коллектива к труду оказывают экономические методы руководства. 
 
Административно - распорядительные методы используются для решения тех же задач, которые решаются преимущественно экономическими методами, но в отличие от последних не дают исполнителю альтернативы в выборе средств исполнения решений. Они осуществляются в форме приказов, указаний, распоряжений в устном или письменном виде, издаваемых вышестоящим руководящим органом или руководителем по отношению к нижестоящему, исполнителю. 
 
Социально-психологические методы руководства основаны на использовании руководителем приемов и способов воздействия на отдельных работников или коллектив в целом, вытекающих из знания им психологии человека вообще, специфических черт и особенностей психологии отдельных работников в частности. Задача руководителя состоит в том, чтобы использовать эти знания для создания в коллективе таких отношений, которые позволяют подчиненным любое его распоряжение воспринимать как обоснованное, справедливое и соответствующее общественным нормам.  
 
^Трудовой коллектив

  1. Понятие трудового коллектива
  2. Психологические особенности трудовой деятельности
  3. Характер труда человека
  4. Индивидуальный стиль трудовой деятельности
  5. Вложенный труд
  6. Групповая динамика
  7. Понятие корпорации
  8. Корпоративность
  9. Производственная этика
  10. Профессиональная позиция
  11. Потребности и способности в производственном коллективе

Понятие трудового коллектива

Трудовой коллектив – группа людей, объединенных одной трудовой и профессиональной деятельностью, местом работы или принадлежностью к одному предприятию, учреждению, организации. От состава коллектива зависит трудовой процесс, статусные характеристики группы в целом, условия труда (как психологические, так и профессиональные). Трудовой коллектив устанавливает внутригрупповые нормы, ценности и продуцирует определенную культуру.

Под трудовым коллективом  понимается профессиональная группа людей, работающих на одном предприятии  или в организации. Коллектив  состоит из всего штатного состава  организации и включает как управленческий состав, так и рядовых сотрудников. Коллектив подразделяется на небольшие  коллективы внутри предприятия –  коллективы отделений, подразделений  и т. д. Формирование комфортных психологических  условий и привязанности к  предприятию зависит от того, насколько  коллектив сплочен и не противодействуют ли друг другу малые коллективы. Корпоративность в коллективе является одним из важнейших условий успешного  функционирования предприятия.

Трудовой коллектив выполняет  две основные взаимосвязанные между  собой функции: экономическую и  социальную.

Экономическая функция заключается  в том, что коллектив осуществляет совместную трудовую деятельность в  организации, в результате которой  создаются ценности. Экономическая  функция является ведущей функцией в трудовом коллективе.

Социальная функция направлена на то, чтобы удовлетворить социальные потребности всех членов трудового  коллектива, которые выражаются в возможности трудиться, получать материальное благо, признании себя среди коллег, самореализации, использовании своего права на отдых и отпуск, образовании, пользовании культурными ценностями и многом другом.

Информация о работе Основные характеристики группы и понятие сплоченности коллектива