Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2013 в 11:27, курсовая работа
В данной работе рассмотрены: понятие "трудовой коллектив", его виды, полномочия, формирование и диагностика; неформальные коллективы и стадии их образования; влияние и власть менеджера, их формы; участие работников в управлении; понятие "конфликт", его виды, причины возникновения и способы разрешения.
ВВЕДЕНИЕ
1. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ГРУППЫ И ПОНЯТИЕ СПЛОЧЕННОСТИ КОЛЛЕКТИВА
2. ТРУДОВОЙ КОЛЛЕКТИВ КАК МАЛАЯ ГРУППА. ПСИХОЛОГИЯ ТРУДОВОГО КОЛЛЕКТИВА КАК ОБЪЕКТА УПРАВЛЕНИЯ
3. МЕЖЛИЧНОСТНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ В ПРОЦЕССЕ ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ
4. ТИП РУКОВОДСТВА КАК ОСНОВА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ РУКОВОДИТЕЛЯ И СОТРУДНИКОВ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
В практической трудовой деятельности
человек проходит несколько психологических
этапов: профессиональный выбор, профессиональная
адаптация и самоидентификация,
формирование собственного пространства
на рабочем месте, налаживание отношений
с коллективом и другие. Каждый
период имеет свои особенности, и
задача организационного психолога
– снизить негативные моменты
в трудовой деятельности каждого
индивида, мотивировать и заинтересовать
трудом, сформировать положительные
аттитюды в отношении к процессу
труда и организации в целом.
Приходя на предприятие, человек
начинает формировать свой собственный
круг общения, корректировать психологические
установки по отношению к коллективу,
исходя из опыта общения с членами
коллектива, формирует собственное
мнение и отношение к организации.
Адаптируясь, сотрудник входит в
определенный режим, и основной психологической
проблемой в устоявшемся
Существует несколько критериев, влияющих на понимание необходимости трудовой деятельности работником, которые характеризуют трудовые процессы на производстве:
Трудовая деятельность может быть оценена по нескольким критериям – эффективности, скорости производства, вовлеченности и заинтересованности работника, психологическому соответствию, индивидуальным характеристикам работника, трудовой мотивации каждого индивида. Трудовая деятельность как таковая предполагает вклад каждого работника в процесс производства, и для повышения эффективности производства, а значит, и рентабельности, необходимо учитывать ожидания каждого работника как в отношении рабочего плана, так и финансового вознаграждения, отдачи, реакции на инициативы работника. Стимулирование работника – необходимый шаг в развитии производства, роста его престижа и соответствия современным требованиям рынка.
Вложенный труд – психологический феномен, состоящий в особо бережном отношении субъекта труда к моральному, физическому и материальному вкладу в трудовой процесс и потребности признания вклада значимым со стороны других субъектов труда. При отсутствии признания или недостаточной оценке вложенного труда у личности падает производительность труда, пропадает мотивация и заинтересованность в продолжении деятельности на определенном уровне, творческая активность.
На протяжении рабочей деятельности в коллективе или профессиональной группе можно проследить несколько этапов группового взаимодействия – групповую динамику: стадия интеграции, стадия конфронтации, стадия ассимиляции.
Приходя в новый коллектив, человек начинает формировать новое социальное окружение, в том числе и изменять существующее на новом рабочем месте. На стадии интеграции в новое общество человек пытается проявить лучшие качества и присматривается к каждому члену рабочего коллектива, анализирует основные характеристики рабочего места и коллектива.
Производя изменения на рабочем месте, человек неизменно приобретает некоторое количество отрицательных оценок и тем самым провоцирует некий конфронтационный круг. Спустя некоторое время этот круг может распадаться сам собой либо перерасти в стойкое неприятие, если новому работнику неприемлемы нормы, правила и ценности данного круга. Если же, спустя определенный период времени, человек примет ценности трудового общества либо сможет корректировать их в соответствии со своими нормами и ценностями, группы могут прийти к консенсусу, и человек благополучно ассимилирует в рабочий коллектив на равных с остальными правах.
Корпорация – объединение на базе определенных профессиональных интересов и профессиональной идентификации. Базируется на понятии корпоративности, что понимается как идентификация с определенной группой, функционирование в ее интересах и соблюдение и поддержание ее статусных характеристик, норм и ценностей. Корпорация – большая организация, включающая множество мелких (например, сеть Макдональдс или Майкрософт), или абстрагированная от понятия «организация» общность, например, медики или военные, химики или математики.
Под корпоративностью понимаетс
Корпоративность предполагает наличие норм, ценностей, традиций данной группы людей.
Обычно корпоративность относят к определенной профессии или организации, например, профессиональное сообщество врачей и корпоративная этика. Традицией корпоративности на бытовом уровне можно считать мужскую солидарность, женскую солидарность, сообщество соседей одного дома и др. Корпоративность предполагает поддержку идей организации на каждом уровне, защиту прав каждого сотрудника, постоянную связь и обмен информацией между управленческим составом и рядовыми сотрудниками. Обычно корпоративность базируется на приверженности сотрудников своей организации.
Под этикой понимается, в
широком смысле слова, совокупность
универсальных нравственно-
Профессиональная позиция – система отношений, роль и место специалиста в области его профессиональной деятельности. Профессиональная позиция включает установки личности, систему его ориентации на рынке труда, внутренние ожидания и оценку собственных возможностей как профессионала, понимание своего предназначения. Основа профессиональной позиции – cтатус учебного заведения, личностные характеристики и система ценностей индивида, его профессиональные интересы и приоритеты.
Профессиональное общество накладывает определенные требования на работника и коллектив в целом.
Зачастую групповые методы работы предпочтительнее индивидуальных, что накладывает отпечаток на психологические характеристики коллектива в целом – требуются умение слушать других, толерантное отношение к другим, умение решать конфликтные ситуации, принимать точку зрения других и многое другое. В первую очередь, потребности коллектива должны быть выше потребностей каждого отдельного работника, но и забывать об индивидуальных потребностях тоже не следует.
Способности в групповом
взаимодействии также претерпевают
трансформацию, что проявляется
как приспособление к групповым
методам работы, умение осознать себя
как лидера в группе или признание
лидерства другого члена
По мере адаптации человека
в трудовом коллективе работник адаптирует
среду с учетом собственных интересов,
склонностей. Задача управленческого
персонала – не ограничивать работника,
а способствовать его личностному
росту, творческому подходу к
работе, что имеет влияние на заинтересованность
трудом, финансовую и психологическую
отдачу, формирование новых идей и
совершенствование способов производства.
Развитие потребностей субъекта труда
напрямую зависит от его статусных
характеристик на производстве и
от нужд производственного процесса
в целом. Формирование корпоративности,
включение работника в
Деятельность в рамках
профессиональной идентификации характеризуется
высокой степенью освоения предмета
труда и основана на частом повторении
определенных действий. Можно выделить перцептивные, интеллектуальные и двигательны
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине:
«Основы менеджмента»
на тему:
«Личность в трудовом коллективе»
Введение
Чтобы понять человека как личность, а, следовательно, и управлять им, нужно составить картину его особого взгляда на мир. Такая картина формируется в эталонной группе: в данном случае ? в трудовом коллективе. Тема данной курсовой работы звучит как «Личность в трудовом коллективе». Таким образом, данная работа посвящена вопросам взаимосвязи понятий трудового коллектива и личности, а также эффективным методам управления персоналом, учитывающих их личностные характеристики.
Человек всегда
проявляет свои индивидуальные качества
в процессах трудовой деятельности
и группового взаимодействия. Рассматривая
каждого работника организации
с точки зрения его индивидуально-
Целью данной работы является изучение различных подходов к управлению человеческими ресурсами в трудовом коллективе. Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи: раскрытие понятий личности и трудового коллектива с позиции менеджмента; анализ поведения личности в трудовом коллективе; описание опыта управления персоналом зарубежными странами и России.
Данная курсовая работа состоит из трех разделов, посвященных описанию понятий «личность» и «трудовой коллектив», изучению личности в трудовом коллективе, краткой характеристике зарубежного и отечественного опыта в управлении человеческими ресурсами в трудовом коллективе.
управление коллектив личность зарубежный
1 Личность и трудовой коллектив
В качестве одного из важнейших объектов
управления для руководителя выступает
персонал организации. Персонал можно
определить как некоторое количество
человек одного трудового коллектива,
имеющих определенные различия между
собой (должностные, профессиональные,
личностные) и организованных по общему
замыслу руководства с учетом
этих различий для решения задач,
предусмотренных уставом
Персонал как объект управления состоит из рабочих групп (трудовых коллективов), которые, в свою очередь, образуются из нескольких взаимодействующих сотрудников, каждый из которых является своеобразной личностью. В процессе решения совместных практических задач люди вступают в сложные отношения друг с другом и с группой в целом. Динамика взаимоотношений личности и группы представляется довольно сложной. Для понимания и оценки этих взаимоотношений следует учитывать как свойства личности, занимающей определенный статус и выполняющей определенную роль в группе, так и состав, содержание деятельности и уровень организации группы, а также других более широких социальных объединений [1]. В связи с этим далее рассмотрим понятие личности и трудового коллектива подробнее.
1.1 Личность
1.1.1 Понятие и свойства личности
Жизненный путь каждого человека,
условия его развития и деятельности
неповторимы. Поэтому каждый человек
обладает уникальным набором психофизических
особенностей, присущих только ему. Совокупность
унаследованных и выработанных человеком
психических и физических особенностей,
которые отличают его от других людей,
определяет его индивидуальность. Индивидуальность
? это особенности человека, отличающие
его от других людей. Это не только
неповторимое своеобразие внутренних
психологических функций
Информация о работе Основные характеристики группы и понятие сплоченности коллектива