Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2013 в 11:27, курсовая работа
В данной работе рассмотрены: понятие "трудовой коллектив", его виды, полномочия, формирование и диагностика; неформальные коллективы и стадии их образования; влияние и власть менеджера, их формы; участие работников в управлении; понятие "конфликт", его виды, причины возникновения и способы разрешения.
ВВЕДЕНИЕ
1. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ГРУППЫ И ПОНЯТИЕ СПЛОЧЕННОСТИ КОЛЛЕКТИВА
2. ТРУДОВОЙ КОЛЛЕКТИВ КАК МАЛАЯ ГРУППА. ПСИХОЛОГИЯ ТРУДОВОГО КОЛЛЕКТИВА КАК ОБЪЕКТА УПРАВЛЕНИЯ
3. МЕЖЛИЧНОСТНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ В ПРОЦЕССЕ ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ
4. ТИП РУКОВОДСТВА КАК ОСНОВА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ РУКОВОДИТЕЛЯ И СОТРУДНИКОВ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
В то же время человек является
членом общества, занимает в нем
определенное положение и связан
с ним различными отношениями. В
процессе своих отношений к обществу,
к труду, к другим людям, к самому
себе человек раскрывает и формирует
свою индивидуальность и воспринимается
обществом как личность. Личность
? это конкретный человек, носитель
определенной индивидуальности и обладатель
определенного социального
На протяжении многих веков и до настоящего времени личность человека была и остается объектом изучения многих наук. В менеджменте личность человека, ее сущность, рассматривается, прежде всего, с точки зрения поведения работника, способов общения с товарищами по труду, начальниками и подчиненными.
Менеджеров интересуют вопросы отношения человека к делу, его способности, опыт, порядочность, честность, инициатива и другие свойства и качества, которые оказывают или могут оказывать существенно влияние на деятельность всего предприятия [3].
Личность ? это совокупность индивидуальных социальных и психологических качеств, характеризующих человека и позволяющих ему активно и сознательно действовать. Тесная взаимосвязь и взаимообусловленность этих качеств составляет ее первое свойство. Другим свойством является активная деятельность, направленная на познание и преобразование окружающего мира.
И, наконец, третье свойство заключается в устойчивости, что позволяет прогнозировать поведение личности, т.е. действия, выражающие ее субъективную реакцию на ситуацию и окружающих. Поведение людей определяется эмоциональными и рациональными факторами, внутренними склонностями и внешней обстановкой, вкусами, взглядами, мотивацией.
Черты личности формируются под влиянием природных свойств: физиологического состояния организма, особенностей высшей нервной деятельности, памяти, эмоций, чувств, восприятия, а также социальных факторов: роли, статуса, образования, опыта, привычек, круга общения и т.п. Хорошее знание и понимание руководителем этих моментов способствует успешному управлению подчиненными, предсказанию их поведения и целенаправленному воздействию на него, и наоборот, незнание и непонимание обычно заводят в тупик.
Любая личность характеризуется:
1) общими качествами (интеллект, ум, наблюдательность, внимание, работоспособность, организованность, общительность и проч.);
2) специфическими свойствами, под
которыми понимаются
3) подготовленностью к нему в виде совокупности умений, знаний, квалификации, навыков, привычек;
4) направленностью, т.е.
5) определенным складом
6) биологически обусловленными особенностями (например, темпераментом);
7) психологическими
8) психическим состоянием, т.е. стойкими
психическими явлениями,
При решении кадровых вопросов важно с достоверностью определять типичные для человека в данных условиях психические состояния, которые лучше обнаруживаются в экстремальных ситуациях [7].
К индивидуально-психологическим
свойствам личности относятся темперамент,
характер, направленность и способности.
Темперамент ? это сочетание индивидуальных
психофизиологических характеристик
нервной системы человека, определяющих
динамическую сторону поведения. Темперамент
? это совокупность свойств, характеризующих
динамические особенности протекания
психических процессов и
К числу собственно личностных качеств
человека темперамент можно отнести
в определенной степени условно,
так как он представляет собой
в большей степени
Согласно классификации
Поэтому следует говорить о характеристиках темперамента не как о положительных или отрицательных, а как о более или менее благоприятных и своеобразных в отношении их влияния на индивидуальный стиль деятельности.
Поскольку темперамент есть устойчивая
природная основа поведения индивида,
следует стремиться не к переделке
типа, а к нахождению для человека
с определенным темпераментом наиболее
подходящих способов реализации его
качеств, благоприятных для конкретного
вида деятельности; ибо каждый человек,
занимаясь выполнением
Характер ? это индивидуальное сочетание устойчивых черт, психических особенностей человека, обусловливающих типичные для данного человека способы поведения в определенных жизненных условиях и обстоятельствах и определяющих отношение личности к окружающей действительности. Характер ? это результат взаимодействия человека с миром, совокупность относительно устойчивых приобретенных качеств, выражающих отношение человека к себе, другим людям, вещам, обществу и проявляющихся в устойчивых, привычных формах поведения. Чтобы формировать характер, нужны определенные усилия; нужен другой человек (родитель, образец, идеал для подражания); нужны средства формирования ? внешние воспитательные средства, культурные средства, внешний приказ, а также внутренние средства: самоуговоры, самообманы, собственные усилия самосовершенствования.
Направленность личности ? это проявление личностных, деловых, жизненных устремлений и побуждений человека. Направленность также понимают как совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность человека и относительно независимых от текущей ситуации.
Способности ? это свойство личности, определяющее ее пригодность и готовность к усвоению и осуществлению определенных видов деятельности, успешному решению учебных, производственных и творческих задач [1].
Таким образом, можно отметить:
? свойства человека, приобретенные
им от природы и генетически
наследуемые, развиваются
? сама сущность личности
? для менеджеров важно знать
и учитывать все стороны
1.1.2 Условия формирования и развития личности
Личность человека формируется под воздействием множества факторов внутреннего и внешнего окружения. Это, прежде всего, семья как основа нормального роста и развития человека. Детские школьные учреждения, школа, средние и высшие учебные заведения, трудовые коллективы формируют в человеке профессиональные и личные качества. Человек ? существо общественное, в нем есть и индивидуальные качества, и коллективистские. Само общество создает тот фон, на котором развивается и формируется личность. Социально-экономические отношения и внешняя среда являются существенными факторами, в которых формируются не только отдельная личность, но и ее окружение. Уровень развития личности характеризуют такие качества, как интеллектуальное развитие, сила воли, духовное богатство, морально-нравственная чистота и физическое совершенство [3].
Человек не получает личность по наследству. Личность человека формируется по мере его развития, то есть в процессе общения с другими людьми и обогащения опытом предыдущих поколений, по мере освоения выполняемых им ролей. Принято считать, что свойства человека, его личность формируются и проявляются в трех жизненных сферах: в труде, в общении и в познании. В каждой из этих сфер человек проявляет себя по-разному.
Это зависит от его способностей,
наклонностей, склада характера, воспитания,
от его представлений о
1. Сфера труда
Труд ? это прежде всего целесообразная деятельность. Как субъект труда человек воплощает в себе основную производительную силу. Трудовая деятельность людей составляет первое и решающее условие жизни и прогресса общества.
В процессе труда человек может быть исполнителем трех главных социальных ролей: руководителя, исполнителя (подчиненного) и коллеги.
От субъекта труда, независимо от занимаемой роли, требуется и ожидается, прежде всего, четкое знание своих обязанностей и своевременное и качественное из выполнение.
Каждому работнику должно быть известно что, когда и как делать (выполнять работу). Многие недостатки, недоразумения и даже конфликты в трудовом коллективе возникают именно на почве незнания некоторыми работниками своих обязанностей или некачественного и несвоевременного их выполнения.
Наряду с обязанностями каждая
роль (должность) предоставляет исполнителю
роли определенные права. Важно, чтобы
каждый работающий понимал и корректно
использовал свои права. От умения пользоваться
правами часто зависит и
2. Сфера общения
Труд ? это также определенные отношения: производственные, правовые, социально-психологические. В этих отношениях человек реализуется как субъект общения, удовлетворяет свои социальные и духовные потребности, такие, как чувство и сознание собственного достоинства, взаимопонимания и другие. В то же время общение ? способ проявления личных качеств человека, влияния его на других людей.
В общении отмечаются три содержательных аспекта:
? психологический контакт,
? обмен информацией посредством общения;
? взаимодействие и
Общение стимулирует развитие человека, так как обогащает его опытом социальной жизни. Чем шире общение, тем богаче личность, тем большую ценность и привлекательность она представляет.
В процессе общения человек познает
не только других, но и себя. Общение
? это сфера, в которой выявляется
направленность интересов, возникают
и проявляются всякого рода моральные
и социально-психологические
Вместе с тем общение может
выражать устойчивую общность интересов,
высокую сплоченность социальной группы.
Общение руководителя с подчиненными
? непременное условие и
В общении людей большое значение имеет их речевая деятельность. Слово, речь, информация в зависимости от их содержания могут объединять людей и делать их целеустремленно активными или, наоборот, вносить разлад в их взаимоотношения, то есть стимулировать или тормозить их деятельность.
Искусство общения ? важный инструмент в жизни человека вообще, в практике управления в частности. Овладение этим искусством ? залог эффективного управления. Нельзя стать хорошим руководителем, не овладев искусством общения, не сформировав в себе способность привлекать людей. От умения руководителя ладить с людьми в значительной степени зависит его авторитет.
3. Сфера познания
Познание ? это процесс отражения
и воспроизведения
Познавательная деятельность повышает потенциал работника, его трудовая активность становится более результативной. Такой работник представляет большую пользу для коллектива и общества. Социальная ценность личности подобного типа несомненно выше, чем, например, специалиста, утратившего всякую познавательную активность с получением диплома.
Информация о работе Основные характеристики группы и понятие сплоченности коллектива