Основные характеристики группы и понятие сплоченности коллектива

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2013 в 11:27, курсовая работа

Описание работы

В данной работе рассмотрены: понятие "трудовой коллектив", его виды, полномочия, формирование и диагностика; неформальные коллективы и стадии их образования; влияние и власть менеджера, их формы; участие работников в управлении; понятие "конфликт", его виды, причины возникновения и способы разрешения.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
1. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ГРУППЫ И ПОНЯТИЕ СПЛОЧЕННОСТИ КОЛЛЕКТИВА
2. ТРУДОВОЙ КОЛЛЕКТИВ КАК МАЛАЯ ГРУППА. ПСИХОЛОГИЯ ТРУДОВОГО КОЛЛЕКТИВА КАК ОБЪЕКТА УПРАВЛЕНИЯ
3. МЕЖЛИЧНОСТНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ В ПРОЦЕССЕ ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ
4. ТИП РУКОВОДСТВА КАК ОСНОВА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ РУКОВОДИТЕЛЯ И СОТРУДНИКОВ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

курсач.docx

— 354.82 Кб (Скачать файл)

В то же время человек является членом общества, занимает в нем  определенное положение и связан с ним различными отношениями. В  процессе своих отношений к обществу, к труду, к другим людям, к самому себе человек раскрывает и формирует  свою индивидуальность и воспринимается обществом как личность. Личность ? это конкретный человек, носитель определенной индивидуальности и обладатель определенного социального положения (статуса) в обществе [2].

На протяжении многих веков и  до настоящего времени личность человека была и остается объектом изучения многих наук. В менеджменте личность человека, ее сущность, рассматривается, прежде всего, с точки зрения поведения  работника, способов общения с товарищами по труду, начальниками и подчиненными.

Менеджеров интересуют вопросы  отношения человека к делу, его  способности, опыт, порядочность, честность, инициатива и другие свойства и качества, которые оказывают или могут  оказывать существенно влияние  на деятельность всего предприятия [3].

Личность ? это совокупность индивидуальных социальных и психологических качеств, характеризующих человека и позволяющих  ему активно и сознательно  действовать. Тесная взаимосвязь и  взаимообусловленность этих качеств  составляет ее первое свойство. Другим свойством является активная деятельность, направленная на познание и преобразование окружающего мира.

И, наконец, третье свойство заключается  в устойчивости, что позволяет  прогнозировать поведение личности, т.е. действия, выражающие ее субъективную реакцию на ситуацию и окружающих. Поведение людей определяется эмоциональными и рациональными факторами, внутренними  склонностями и внешней обстановкой, вкусами, взглядами, мотивацией.

Черты личности формируются под  влиянием природных свойств: физиологического состояния организма, особенностей высшей нервной деятельности, памяти, эмоций, чувств, восприятия, а также  социальных факторов: роли, статуса, образования, опыта, привычек, круга общения и  т.п. Хорошее знание и понимание  руководителем этих моментов способствует успешному управлению подчиненными, предсказанию их поведения и целенаправленному  воздействию на него, и наоборот, незнание и непонимание обычно заводят  в тупик.

Любая личность характеризуется:

1) общими качествами (интеллект,  ум, наблюдательность, внимание, работоспособность,  организованность, общительность и  проч.);

2) специфическими свойствами, под  которыми понимаются способности  к тому или иному виду деятельности;

3) подготовленностью к нему в  виде совокупности умений, знаний, квалификации, навыков, привычек;

4) направленностью, т.е. ориентированностью  своей активности, возникающей во  многом под воздействием социальных  моментов: интересов, стремлений, идеалов,  убеждений;

5) определенным складом характера;

6) биологически обусловленными  особенностями (например, темпераментом);

7) психологическими особенностями:  диапазоном деятельности (широта, глубина), который может быть общим, видовым  и специальным; стилем работы (форма воздействия) и динамикой  психики. Форма воздействия может  основываться на знаниях, опыте,  эмоциях, а динамика психики  характеризуется силой, подвижностью  и возбудимостью;

8) психическим состоянием, т.е. стойкими  психическими явлениями, присущими  человеку в течение сравнительно  длительного периода времени  (возбуждение, апатия, депрессия  и проч.) [8].

При решении кадровых вопросов важно  с достоверностью определять типичные для человека в данных условиях психические  состояния, которые лучше обнаруживаются в экстремальных ситуациях [7].

К индивидуально-психологическим  свойствам личности относятся темперамент, характер, направленность и способности. Темперамент ? это сочетание индивидуальных психофизиологических характеристик  нервной системы человека, определяющих динамическую сторону поведения. Темперамент ? это совокупность свойств, характеризующих  динамические особенности протекания психических процессов и поведения  человека, их силу, скорость, возникновение, изменение и прекращение.

К числу собственно личностных качеств  человека темперамент можно отнести  в определенной степени условно, так как он представляет собой  в большей степени физиологическую, индивидную особенность человека. Особенности  темперамента в своей основе биологически обусловлены и являются врожденными. Тем не менее темперамент оказывает  существенное влияние на формирование характера и поведения человека, его деятельность, иногда определяет его поступки, его индивидуальность. В связи с этим учет особенностей темперамента важен в управлении, деятельности по управлению персоналом.

Согласно классификации Гиппократа?И.П. Павлова выделяются четыре основных темперамента: холерик, сангвиник, флегматик, меланхолик. По классификации же К. Юнга?Г. Айзенка выделяются следующие четыре типа: экстраверты высокотревожный и малотревожный, интроверты малотревожный и высокотревожный. Учет свойств темперамента важен при осуществлении воздействия на работника в процессе управления персоналом, а также для профессионального отбора людей к тем видам деятельности, где требуется скоростная переработка информации, распределенность внимания, стрессоустойчивость и другие качества. Следует помнить, что, определяя динамические стороны поведения, деятельности человека, темперамент не определяет ее социальную направленность.

Поэтому следует говорить о характеристиках  темперамента не как о положительных  или отрицательных, а как о  более или менее благоприятных  и своеобразных в отношении их влияния на индивидуальный стиль  деятельности.

Поскольку темперамент есть устойчивая природная основа поведения индивида, следует стремиться не к переделке  типа, а к нахождению для человека с определенным темпераментом наиболее подходящих способов реализации его  качеств, благоприятных для конкретного  вида деятельности; ибо каждый человек, занимаясь выполнением определенных профессиональных задач, вырабатывает некоторый приемлемый темп и стиль  деятельности. Поэтому при индивидуальном подходе к сотрудникам необходимо подбирать формы деятельности (по напряженности, темпу работы, наличию  стрессовых ситуаций и др.), к которым  легче адаптируется человек с  тем или иным типом темперамента.

Характер ? это индивидуальное сочетание  устойчивых черт, психических особенностей человека, обусловливающих типичные для данного человека способы  поведения в определенных жизненных  условиях и обстоятельствах и  определяющих отношение личности к  окружающей действительности. Характер ? это результат взаимодействия человека с миром, совокупность относительно устойчивых приобретенных качеств, выражающих отношение человека к  себе, другим людям, вещам, обществу и  проявляющихся в устойчивых, привычных  формах поведения. Чтобы формировать  характер, нужны определенные усилия; нужен другой человек (родитель, образец, идеал для подражания); нужны средства формирования ? внешние воспитательные средства, культурные средства, внешний приказ, а также внутренние средства: самоуговоры, самообманы, собственные усилия самосовершенствования.

Направленность личности ? это проявление личностных, деловых, жизненных устремлений  и побуждений человека. Направленность также понимают как совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих  деятельность человека и относительно независимых от текущей ситуации.

Способности ? это свойство личности, определяющее ее пригодность и готовность к усвоению и осуществлению определенных видов деятельности, успешному решению  учебных, производственных и творческих задач [1].

Таким образом, можно отметить:

? свойства человека, приобретенные  им от природы и генетически  наследуемые, развиваются впоследствии  под воздействием внутренних  и внешних условий его жизни;

? сама сущность личности предстает  перед нами как совокупность  мыслительных, профессиональных, духовных, физиологических и иных ткачеств  человека в процессе его жизнедеятельности;

? для менеджеров важно знать  и учитывать все стороны проявления  личности человека и в особенности  те, которые оказывают влияние  на деятельность организации  в целом [3].

1.1.2 Условия формирования  и развития личности

Личность человека формируется  под воздействием множества факторов внутреннего и внешнего окружения. Это, прежде всего, семья как основа нормального роста и развития человека. Детские школьные учреждения, школа, средние и высшие учебные  заведения, трудовые коллективы формируют  в человеке профессиональные и личные качества. Человек ? существо общественное, в нем есть и индивидуальные качества, и коллективистские. Само общество создает тот фон, на котором развивается  и формируется личность. Социально-экономические  отношения и внешняя среда  являются существенными факторами, в которых формируются не только отдельная личность, но и ее окружение. Уровень развития личности характеризуют  такие качества, как интеллектуальное развитие, сила воли, духовное богатство, морально-нравственная чистота и  физическое совершенство [3].

Человек не получает личность по наследству. Личность человека формируется по мере его развития, то есть в процессе общения с другими людьми и  обогащения опытом предыдущих поколений, по мере освоения выполняемых им ролей. Принято считать, что свойства человека, его личность формируются и проявляются  в трех жизненных сферах: в труде, в общении и в познании. В  каждой из этих сфер человек проявляет  себя по-разному.

Это зависит от его способностей, наклонностей, склада характера, воспитания, от его представлений о материальных и духовных ценностях, от его отношения  к ним.

1. Сфера труда

Труд ? это прежде всего целесообразная деятельность. Как субъект труда  человек воплощает в себе основную производительную силу. Трудовая деятельность людей составляет первое и решающее условие жизни и прогресса  общества.

В процессе труда человек может  быть исполнителем трех главных социальных ролей: руководителя, исполнителя (подчиненного) и коллеги.

От субъекта труда, независимо от занимаемой роли, требуется и ожидается, прежде всего, четкое знание своих обязанностей и своевременное и качественное из выполнение.

Каждому работнику должно быть известно что, когда и как делать (выполнять  работу). Многие недостатки, недоразумения  и даже конфликты в трудовом коллективе возникают именно на почве незнания некоторыми работниками своих обязанностей или некачественного и несвоевременного их выполнения.

Наряду с обязанностями каждая роль (должность) предоставляет исполнителю  роли определенные права. Важно, чтобы  каждый работающий понимал и корректно  использовал свои права. От умения пользоваться правами часто зависит и поведение, и качество выполнения роли.

2. Сфера общения

Труд ? это также определенные отношения: производственные, правовые, социально-психологические. В этих отношениях человек реализуется  как субъект общения, удовлетворяет  свои социальные и духовные потребности, такие, как чувство и сознание собственного достоинства, взаимопонимания  и другие. В то же время общение ? способ проявления личных качеств  человека, влияния его на других людей.

В общении отмечаются три содержательных аспекта:

? психологический контакт, возникающий  между людьми в процессе взаимного  восприятия друг друга;

? обмен информацией посредством  общения;

? взаимодействие и взаимовлияние  друг на друга.

Общение стимулирует развитие человека, так как обогащает его опытом социальной жизни. Чем шире общение, тем богаче личность, тем большую  ценность и привлекательность она  представляет.

В процессе общения человек познает  не только других, но и себя. Общение ? это сфера, в которой выявляется направленность интересов, возникают  и проявляются всякого рода моральные  и социально-психологические действия, конфликты, процессы.

Вместе с тем общение может  выражать устойчивую общность интересов, высокую сплоченность социальной группы. Общение руководителя с подчиненными ? непременное условие и требование грамотного руководства. Руководителю желательно быть инициатором не только деловых встреч, но и неформального  заинтересованного общения со своими сотрудниками.

В общении людей большое значение имеет их речевая деятельность. Слово, речь, информация в зависимости от их содержания могут объединять людей  и делать их целеустремленно активными  или, наоборот, вносить разлад в их взаимоотношения, то есть стимулировать  или тормозить их деятельность.

Искусство общения ? важный инструмент в жизни человека вообще, в практике управления в частности. Овладение  этим искусством ? залог эффективного управления. Нельзя стать хорошим  руководителем, не овладев искусством общения, не сформировав в себе способность  привлекать людей. От умения руководителя ладить с людьми в значительной степени  зависит его авторитет.

3. Сфера познания

Познание ? это процесс отражения  и воспроизведения действительности в человеческом мышлении. Человек  познает окружающий мир двумя  способами: чувственно и разумно (логически). Познание не ограничивается и не сводится к освоению профессии. Но профессия  и квалификация человека во многом характеризуют его как личность.

Познавательная деятельность повышает потенциал работника, его трудовая активность становится более результативной. Такой работник представляет большую  пользу для коллектива и общества. Социальная ценность личности подобного  типа несомненно выше, чем, например, специалиста, утратившего всякую познавательную активность с получением диплома.

Информация о работе Основные характеристики группы и понятие сплоченности коллектива