Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2013 в 18:53, курсовая работа
Изложенные позиции отечественных авторов и исследовательский материал, на¬копленный в последние десять лет, позволя¬ют перейти от методологических проблем, которые сегодня существуют в социальной работе, к рассмотрению вопросов методо¬логии более высокого уровня.
ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ ЖУРНАЛ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ № 4 - 2009
ПРОБЛЕМЫ МЕТОДОЛОГИИ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ В ТЕОРИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ
Л. В. Топчий
Изложенные позиции отечественных авторов и исследовательский материал, накопленный в последние десять лет, позволяют перейти от методологических проблем, которые сегодня существуют в социальной работе, к рассмотрению вопросов методологии более высокого уровня.
В начале 90-х годов прошлого
столетия, когда отечественные
Применяя это положение к потребностям социальной работы, авторы учебного пособия «Теория и методология социальной работы» понятие «методология» относят к основным понятиям теории и предлагают его в следующей редакции: «Методология теории социальной работы — совокупность принципов построения научного знания в области социальной работы, правил ведения исследовательской деятельности в данной области научного знания» (указ. соч., с. 65).
К концу 90-х годов составители Философского энциклопедического словаря исключили понятие «методология» из совокупности помещенных статей, ограничившись термином «метод», который трактовался как способ достижения определенной цели, совокупности приемов и операций практического или теоретического основания действительности (М., 1997). В том же словаре, изданном через 10 лет, также предлагается статья, в которой дается определение термина «метод» (М, 2009. С. 266).
В белорусском Кратком словаре по философии по-прежнему это определение включено в перечень основных статей и методология определяется как «учение о способах организации и построения теоретической и практической деятельности» (Минск: Хорвест, 2007. С. 405).
В Социологическом
Приведенные выше понятия свидетельствуют о том. что. во-первых, в отечественной литературе нет однозначного определения понятия «методология»; во-вторых, под методологией понимаются общая и частные теории знания, категориально-понятийный аппарат, определенная терминология, через призму которых осуществляются базисные фундаментальные знания, на основе которых производится научное и обыденное мышление, рефлексия; в-третьих, методология включает методы (методика, но не методология) эмпирических и прикладных исследований; в-четвертых, методология — это учение о структуре логического операционного мышления.
Очевидно, что, когда говорят о становлении и развитии научного осмысления социальной работы как научной дисциплины, то в той или иной мере затрагиваются вопросы теории познания, общей и частной методологии науки и, как правило, философии социальной работы.
Гносеологические вопросы нередко занимают ведущее место. Однако это не значит, что проблемы «становления» или «разработки» методологии теории социальной работы уходят на второй план. Все чаще и чаще появляются публикации, в которых рассматриваются различные аспекты методологии науки и прежде всего вопрос о специфике способов (путей) совершенствования нашего мышления и методах познания в теории социальной работы, авторы публикаций все чаще говорят об особенностях научно-познавательной деятельности. Но чаще всего просматриваются первичные формы осмысления реалий в обществе и социальной работе, как дополнение к знаниям социологии, психологии, медицины и педагогики. Так как во многих работах эмпирическая, фактологическая база представлена в «урезанном» виде, то, безусловно, ощущается противоречие между «теорией» и «фактами» реальной жизни.
Из современной учебной литературы, предназначенной для магистров социальной работы, известно, что «методология — это область общей стратегии, система исследовательских действий, непосредственно связанная с предметным содержанием научного поиска» (см.: Павленок П.Д. Методология и теория социальной работы. Уч. пособие. М., 2009. С. 125). Данное определение корреспондирует с определением, которое за основу, как правило, принимают программисты, понимая под методологией общий метод, стратегию создания компьютерных программ (Арчибальт Р.С. Управление высокотехнологичными программами и проектами. М., 2002. С. 248).
М.В. Фирсов (историк) и Е.Г. Студенова
(лингвист), рассматривая специфику социальной
работы (область познания) в системе научного
познания, акцентируют внимание на проблемах
междисциплинарных связей и отношений,
истории познавательного процесса в теории
социальной работы, принципах теории и
путях познания в теории социальной работы.
При этом подчеркивают, что «эклектизм
— основа знания социальной работы» (см.:
Теория социальной работы. Уч. пособие
для вузов. М., 2007. С. 51). Авторы описывают
теории, которые выступают основой для
социальной работы (социологические, психологические,
системные теории и объяснительные модели).
Под парадигмой социальной работы понимается
достаточно широкий спектр теорий, помогающих
решать проблемы клиента. Что же касается
путей познания, то авторы заявляют о том,
что специфика познания связана с применением
таких путей, как дедуктивный, индуктивно-эмпирический,
диалектико-мате-
В различных социально-гуманитарных науках имеются различные суждения по поводу методологии, имеющих опосредованное отношение к теории социальной работы. Приведем примеры.
Педагог В.И. Загвазинский под методологией педагогики понимает «...учение о педагогическом знании и о процессе его добывания, то есть педагогическом познании. Он полагает, что методология включает исходные, ключевые, фундаментальные, философские, общенаучные и педагогические положения (теории, концепции, гипотезы), имеющие методологический смысл. В узком смысле под методологией понимается учение о методах педагогического познания (Методология и методика социально-педагогического исследования. Тюмень, 1995).
СоциологиВ.И. Добреньков и А.И. Кравченко в учебнике «Методология и методика социологического исследования» методологию представляют в виде двух составных частей: 1 — теории знания и 2 — методов эмпирических и прикладных исследований» (М., 2009. С. 244).
По-прежнему распространенным является положение, согласно которому методология является системой принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, а также учение об этой системе. Целый ряд авторов предпринимают попытки внести новое знание о методологии науки (см. публикации Н.В. Гапоненко, А.С. Майданова, В.В. Краевского, Е.В. Ушакова и др.).
В научной литературе появились новые определения и трактовки методологии. Так, А.М. Новиков и Д.А. Новиков предлагают, по их мнению, простое и лаконичное определение методологии: «...это учение об организации деятельности» (Методология. М., 2007. С. 20). Авторы не без основания замечают, что в трактовке понятия «методология» происходит раздвоение предмета методологии и, как правило, в определениях отражается узкое понимание методологии. Это критическое замечание касается трудов представителей как социальных, так и физико-математических, и технических наук.
Это разнообразие подходов имеет свои исторические и идеологические корни.
Безусловно, методология теории и практики социальной работы, являясь составной частью современной теории, имеет свои корни в общей методологии социальных наук, частных и конкретных методологических аспектах обоснования научного знания независимо от того, к какой социальной дисциплине они принадлежат. Уровень разработанности методологии теории социальной работы непосредственно связан с методологической культурой исследователей, пришедших в социальную работу из философии, социологии, педагогики, психологии, медицины, правоведения, экономики и лингвистики. Вместе с тем нередко под методологией понимается «ризома», т.е. программный концепт исследования, определяющий постановку проблемы и способы научного или обыденного познания.
Разумеется, социально-гуманитарные науки имеют свою специфику. Они принципиально отличаются от естественных наук. Закономерным является то, что методология социальной работы должна разрабатываться вполне самостоятельно. Этим не отрицается внутреннее единство социальной науки, в частности единство совокупности научных методов познания. К сожалению, до сих пор считается, что теория и практика социальной работы должна базироваться на методологических постулатах социальной философии и теоретической социологии, социальной психологии и социальной педагогики. Считается, что теория социальной работы отстает в своем развитии от других социальных наук, она еще не стала полноценной научной дисциплиной, а потому эта дисциплина «поглощает» другие науки, она всеядна («теоретическая эклектика» и «методологическая всеядность»).
Но теория социальной работы постоянно развивается. Ее современное становление началось в первой половине 90-х годов XX столетия. Различные направления развития теории социальной работы нашли отражение в трудах российских исследователей Л.С.Алексеевой, С.А. Беличевой, СИ. Григорьева, Л.Г. Гусляковой, Т.Е. Демидовой, В.И. Жукова, В.Н. Келасьева, Л.И. Кононовой, П.Д. Павленка, А.М. Панова, Ю.Е. Растова, Е.Г. Студеновой, Л.В. Топчия, Фирсова М.В., Е.И. Холостовой, В.Н. Ярской и др. (см. Топчий Л.В. Отечественные исследователи проблем социальной работы (Словарь персоналий). М., 2006).
В авторской книге «Актуальные проблемы развития теории социальной работы. Историко-социологические очерки» было высказано предположение, что «...дальнейшее развитие теории будет происходить в трех основных направлениях. Во-первых, произойдет укрупнение и конкретизация методологической части общей теории, в наибольшей мере отражающей все богатство междисциплинарного подхода и связей в социальной работе. Во-вторых, выделение уровней общей теории социальной работы позволит продвинуться в направлении более высокого и богатого в содержательном отношении уровня обобщения и моделирования социальной работы. В-третьих, процесс перехода от более конкретных базовых моделей теории социальной работы к базовой матрице более высокого уровня приведет к существенной объективизации процессов внутреннего мира социальной работы как науки и преодолению противоречивости самого процесса познания. Неизбежно произойдет амбивалентность рациональности» (Топчий Л.В. Актуальные проблемы развития теории социальной работы. Историко-социологические очерки. М.: РГСУ, 2007. С. 207).
Разумеется, прогноз развития теории социальной работы — вещь неблагодарная и почти всегда «рискованная».
В условиях, когда
нет разработанных методов
Известно, что прогноз — это вероятностное утверждение о будущем развитии науки с относительно высокой степенью достоверности. Специфика прогноза социальной науки всегда связана с предвидением социальных изменений, явлений и процессов, происходящих в обществе.
Особое значение в прогнозе имеют верификация предполагаемой модели, т.е. выявление степени достоверности результатов прогнозирования в социальной науке, выбор критериев оценки достоверности, уровня и качества модели; классификация теорий и моделей. Не исключено, что развитие теории социальной работы на гносеологическом уровне будет осуществляться в направлении изучения сфер взаимодействия теории социальной работы как формирующейся научной дисциплины с другими социальными науками и научными дисциплинами: социальной философией, социологией, социальной психологией, социальной педагогикой, социальной медициной и др. Эта процедура не возможна без применения системной методологии.
На логико-гносеологическом уровне получат развитие науковедческий и структурно-логический аппараты теории социальной работы. Без уточнения и развития понятийно-категориального аппарата науки вообще не возможно развитие самой теории.
На мировоззренческом и идеологическом уровнях теории получат развитие проблемы познания возможностей теории социальной работы в изучении и преобразовании специфических особенностей как объектов, так и субъектов социальной работы в системе социозащитной, социо-поддерживающей и социоразвивающей деятельности, а также условий реализации практико-ориентированных теорий и теоретических моделей социальной работы в современных исторических условиях.
Теория социальной работы, признавая комплексность взаимоотношений между людьми и средой их обитания, учитывая биопсихологические особенности индивидов, характер социализации и воспитания человеческих особей, видимо, будет направлять свои усилия на познание сущности человеческого бытия и поведения людей, эффективности функционирования социально-экономической системы на федеральном и региональных уровнях. Естественно, развитие теории возможно при условии достаточного финансирования профессиональных исследований и осуществления анализа практики социальной работы, осуществляемой в различных регионах Российской Федерации на региональном (в виде социальной политики и механизм ее реализации, управление) и местном (менеджмент, психосоциальная работа, консультирование, семейная терапия, социальные услуги, социальная поддержка, социальная защита). Научно-методические основы социоквалиметрического измерения и оценки эффективности применения технологии и частных методик социальной работы (правила, требования, критерии, показатели) — безусловно, те проблемы, которые всегда будут в центре внимания исследований.