Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2013 в 18:53, курсовая работа
Изложенные позиции отечественных авторов и исследовательский материал, на¬копленный в последние десять лет, позволя¬ют перейти от методологических проблем, которые сегодня существуют в социальной работе, к рассмотрению вопросов методо¬логии более высокого уровня.
В «Современной энциклопедии социальной работы» (М.: РГСУ, 2008) социальная работа рассматривается как «профессиональная деятельность в социальной сфере, направленная на содействие людям, социальным группам в решении социальных проблем, прежде всего по преодолению личностных и социальных трудностей посредством поддержки, защиты, обслуживания, коррекции и реабилитации» (Гуслякова Л.Г., с. 287).
В этой же энциклопедии подчеркивается, что «эффективность социальной работы зависит от реализации разнообразных технологий, применяемых различными службами, отдельными профессиональными и непрофессиональными работниками, лицами, участвующими в благотворительных и других акциях» (Павленок П.Д., с. 343).
Автор данной статьи (Топчий Л.В.) всегда стоял на точке зрения, согласно которой социальная работа в разных социальных ситуациях не может сводиться к удовлетворению только потребностей клиентов, да это, в принципе, и невозможно осуществить, это нереальная задача. Социальная работа прежде всего должна стимулировать внутренний потенциал человека, побуждать его к активным действиям, к самопомощи и взаимопомощи, социальной самозащите и поддержке, ведущих к выходу клиентов из трудной жизненной ситуации. Подходы, в основе которых активизация с учетом социальных нужд и самоактуализации клиентов, по мнению автора, являются одним из важнейших направлений в развитии теории и практики социальной работы. Социальная работа как область знания и практической социальной деятельности, с одной стороны, направлена на развитие личностного потенциала клиента в решении собственных проблем, с другой — на создание необходимых социально-экономических условий для материализации усилий клиента с целью его выхода из трудной жизненной ситуации или социально опасного положения (ТопчийЛ.В. Актуальные проблемы развития теории социальной работы. М.: РГСУ, 2007; Теория социальной работы в основных понятиях и схемах. М.: РГСУ, 2008 и др.).
Другое дело, когда мы говорим о социальной работе с клиентами-инвалидами, пожилыми людьми, лицами с ограниченными физическими возможностями, психически больными людьми и т.д., т.е. ослабленными, социально не защищенными слоями населения; здесь теория имеет большие перспективы, она отвечает на вызовы времени и потребности социально-экономических ситуаций и людей, особенно в условиях системного кризиса. В этом случае социальное конструирование теорий практической социальной работы имеет особое значение и выполняет специфическую функцию.
В работе
Л.И. Кононовой «Творческий потенциа
Обратимся к статье Е.И. Холостовой «Теория и методология исследования социальной работы». В ней говорится: «Социальная работа выступает как область науки и сферы практической деятельности, нацеленная на оказание помощи и поддержки человеку, попавшему в сложную жизненную ситуацию, на развитие его личностного потенциала в решении собственных проблем, а также в целом на социальное улучшение общества» (Отечественный журнал социальной работы. 2005. № 2. С. 5). В этой же статье автор подчеркивает: «Социальная работа, связанная с поддержкой личности в системе социальных отношений, формированием гармонизации этих отношений, преодолевает сложившийся в последнее десятилетие узкопрофессиональный взгляд на личность и ее социальное взаимодействие в относительно замкнутых пространствах (учреждения социального обслуживания и органах социальной защиты населения). Она охватывает все сферы социальной практики...» (Отечественный журнал социальной работы. 2005. № 2. С. 5).
Что же касается классификации групп людей по признакам социальной активности и асоциального поведения, то этот подход также не нов, он отражает обыденное представление о стратификации общества и классификации объектов социальной работы. В научной и учебной литературе эта проблема нашла свое отражение. Социологи и психологи, социальные педагоги и социальные медики, акмеологи и демографы, предварительно выделив критерии, предлагают различные типологии социальных групп и отдельных личностей.
Автор идет по проторенному, известному пути, выделяя «категорию социально активных элементов» и «асоциальных индивидов и социальные группы», которые, по мнению автора статьи, «не дают вклада в поддержание жизнедеятельности» общества. Конечно, такие группы есть. Их можно увидеть невооруженным глазом. Не надо проводить специальные исследования. Но при таком подходе, например, весьма сложно подойти к организации социально-медицинской работы с населением и обоснованием базовой модели медико-социальной работы с инвалидами, лицами повышенного риска, членами семьи клиента и его ближайшего окружения, лицами, длительно, часто и тяжело болеющими, больными клиентами с выраженными социальными проблемами по двум основным направлениям: профилактической и патогенетической направленности (см.: Мартыненко А.В. Деятельность, родственная врачеванию. М., 2006. С. 17-24).
К этой проблеме примыкает проблема характеристики форм и видов девиантного поведения, классификация групп населения по критериям социальной девиантности, которые в практической социальной работе занимают весомое место (См.: Основы социальной работы: учебник / отв. ред. П.Д. Пав-ленок. М., 2006. С. 390-402).
Естественно, возникает проблема классификации семьи «группы риска», благополучной и неблагополучной семьи (См.: Шулъ-га Т.И. Социальная работа с неблагополучной семьей. М., 2005. С. 6-40 и др.).
Думается, что такой упрощенный подход к проблеме не принесет желаемого результата. Диалектика устойчивости и изменчивости в развитии социальной структуры общества и ее объективных проблем не может быть обойдена теоретиками и практиками социальной работы. О роли проблемы устойчивости в социальной работе говорит хотя бы использование в учебной работе фундаментальных понятий, нашедших отражение в государственных стандартах федерального и регионального значения.
В национальных стандартах Российской Федерации «Термины и определения» (М., 2006) и «Классификация учреждений социального обслуживания» (М., 2006) выделяются категории и группы населения, обслуживаемые в учреждениях социального обслуживания населения, где осуществляется основная часть социальной работы. Это:
Разумеется, это только часть, ядро, часть той системы объектов и субъектов практической социальной работы, которая нуждается в особом внимании исследователей и практиков социальной работы.
Автор не считает, что истина находится у него «в кармане». На эту тему можно и необходимо полемизировать. Редакция журнала считает, что данный процесс будет способствовать конструированию национальной теории социальной работы, которая бы объединяла всех теоретиков и практиков социальной работы. Но дискуссионные вопросы теории практической социальной работы, как правило, приносят позитивные результаты в том случае, когда ученые, участвующие в дискуссии, конструктивны и привносят новые идеи и положения в сложившуюся систему знаний.
СОЦИАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ В ТЕОРИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ
А.Е. Пузиков
Понятие «безопасность»
вошло официально в политическую
практику Российской Федерации в 1992 г.
с принятием Закона «О безопасности».
Статья 1 Закона гласит: «Безопасность
— состояние защищенности жизненно важных
интересов личности, общества и государства
от внутренних и внешних угроз»11. За истекшие
16 лет в мире многое изменилось, и сегодня
термин «безопасность» используется весьма
широко. Так, в научных сообщениях! и печати,
помимо безопасности личности, общества,
государства, можно встретить термины
«общественная безопасность», «внутренняя
и внешняя безопасность», «информационная
безопасность». Эти термины отражают новое
в геополитической обстановке в мире,
широкий спектр и остроту проблем, сопровождающих
развитие российского общества, сложность современного социального
развития в условиях глобализации, формирования
единого социально-информационного пространства.
Если выделить политическую, военную,
экономическую, социальную, экологическую
безопасность, то такой подход позволяет
охватить все стороны жизни и деятельности
государства, общества и личности как
в рамках конкретной социальной системы,
так и во внешней среде при взаимодействиях
их с другими системами.
Под социальной безопасностью обычно понимается устойчивое функционирование социальных институтов государства, обеспечивающих стабильное развитие личности и общества.
Было бы ошибочным рассматривать социальную безопасность лишь как защиту ныне существующих социальных институтов и структур. Напротив, причиной многих межнациональных и групповых конфликтов являются устаревшие формы общественных отношений, идеологические штампы и психологические стереотипы. Поэтому социальная безопасность не есть что-то статическое и неизменное, она предполагает активное стимулирование и модернизацию устаревших социальных структур и институтов и приспособление их к новым условиям.
Социальная безопасность связана, прежде всего, с внутренней устойчивостью государства и общества и социальной защищенностью личности. Ее важнейшей характеристикой является уровень социальной напряженности. Именно социальная напряженность, проявляющаяся, прежде всего, на социально-психологическом уровне, является одним из важнейших индикаторов социального конфликта.
Социальная напряженность отражает степень физиологической, психофизиологической и социально-психологической адаптации, а во многих случаях — дезадаптации различных категорий населения к объективным и субъективным трудностям. Она проявляется в резком росте недовольства, недоверия к властям, конфликтности в обществе, тревожности. Имеют место проявления экономической и психической депрессии, или ажиотажного спроса, ухудшение демографической ситуации, компенсаторные реакции (агрессия, поиск врагов, надежды на чудо).
Особую важность для оценки и прогнозирования социальной напряженности имеют такие факторы, как наличие и характер господствующих в обществе представлений о желаемых (истинных) путях социального развития; ведущие нравственно-психологические ориентации, нормы поведения различных социально-демографических групп населения; уровень общественного терпения: нравственные оценки в общественном мнении различных структур власти, политических и государственных лидеров. Господствующие в российском обществе нравственные установки, нормы, преобладающий психологический настрой населения, будучи вторичными по отношению к экономическим и политическим факторам, тем не менее в настоящее время во многом определяют направленность и темпы развития, общественную безопасность всего общества.
В социальной деятельности социальному работнику, оценивая факторы напряженности, важно учитывать наличие и степень социального отчаяния людей, остроту их жизненной ситуации.
Поскольку для большинства людей превыше всего важна стабильность, то переходные периоды (как правило, весьма длительные) вызывают у них чувство настороженности и социального дискомфорта. Социальное отчаяние, в случае превращения его в социальное потрясение, проявляется, как правило, в агрессивности людей. В настоящее время в российском обществе соотношение терпения и нетерпимости (агрессивности) достаточно сложно и противоречиво. Для того чтобы правильно оценить данную ситуацию, необходимо различать разные духовные состояния личности: терпимость и терпение. Терпимость (толерантность) — определенная черта характера личности, ее нравственно-психологические установки на то, чтобы принимать или не принимать различные, в том числе и чуждые ей идеи, привычки, нормы поведения. Терпение — это порог восприятия личностью неблагоприятных для нее социальных, духовных и других воздействий, выше которого она теряет свою психологическую и волевую стабильность и способна к непредсказуемым действиям.
Развитие идеологического, политического и экономического плюрализма, расширение свободы слова, свободы печати содействовали значительному росту терпимости (толерантности) по отношению к социальным теориям и нормам поведения. Анализ показывает, что на уровень социального терпения, помимо политических и экономических факторов, серьезное влияние оказывают: степень доверия к правящим структурам и прежде всего их нравственная оценка; степень распространенности в обществе социальной несправедливости, коррупции, обмана и тому подобных явлений; уровень информированности людей, их знание и понимание осуществляемой экономической, социальной, международной политики; дифференциация населения в зависимости от места и характера работы и т.п.