Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2013 в 18:53, курсовая работа
Изложенные позиции отечественных авторов и исследовательский материал, на¬копленный в последние десять лет, позволя¬ют перейти от методологических проблем, которые сегодня существуют в социальной работе, к рассмотрению вопросов методо¬логии более высокого уровня.
7. Социальная безопасность государства, общества, личность, состояние, проблемы, перспективы. Материалы научно-практической конференции ИСПИ РАН и военно-научного общества «Безопасность Отечества» при клубе «Реалисты» // Клуб «Реалисты». Информационно-аналитический бюллетень №20 / сост. Н.Н. Беляков, СВ. Харламов. М., 1996.
8. Социальные аспекты прав человека в документах мирового сообщества: в 2 ч. / сост. В.П. Мошняга, В.В. Колков, И.М. Лаврененко, В.Г. Яр-мольчук. М.: Институт молодежи, 1996.
9. Социальные технологии: толковый словарь / отв. ред. В.Н. Иванов. М.; Белгород: Луч-Центр социальных технологий, 1995.
ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ ЖУРНАЛ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ № 2 - 2009
СОДЕРЖАНИЕ
I. ТЕОРИЯ, МЕТОДОЛОГИЯ И ИСТОРИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ
Ерохин
Ю.С. ТЕХНОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ В АСПЕКТЕ
ИСТОРИЧЕСКОГО
И СОВРЕМЕННОГО ПОДХОДОВ 4
Петросян
В.А. ИДЕОЛОГИЯ РАВНЫХ ПРАВ И ФОРМИРОВАНИЕ
СОЦИАЛЬНОЙ
ПОЛИТИКИ РАВНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ 18
Тихонов
Г.М. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ЭМПИРИЧЕСКИЕ
АСПЕКТЫ ФЕНОМЕНА
ОДИНОЧЕСТВА 23
Ефремова
Т.М. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ
ОБЩЕСТВЕННОГО ЗДОРОВЬЯ 35
II. МЕТОДИКА И ПРАКТИКА СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ
Осипова И.И. ПОРТРЕТ ДЕЛИНКВЕНТНОГО РОДИТЕЛЯ 41
Кутянова И.П. РЕСОЦИАЛИЗАЦИЯ
НАРКОЗАВИСИМЫХ:
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ
АСПЕКТЫ 46
Волкова Е.Н., Лубянская Н.Ф. РАСШИРЯЯ КРУГОЗОР СЕМЬИ 56
Самсонова
Е.А. УКРЕПЛЕНИЕ ИНСТИТУТА СЕМЬИ
В СОВРЕМЕННЫХ
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ
УСЛОВИЯХ 61
Романычев
И.С. РАЙОННЫЙ АНТИКРИЗИСНЫЙ ШТАБ: ОСНОВНЫЕ
НАПРАВЛЕНИЯ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (на
примере Клинского района Московской
области) 65
III. ПОДГОТОВКА РАБОТНИКОВ СОЦИАЛЬНЫХ СЛУЖБ
Савинов Л.И., Афанасьев В.С. ВСЕРОССИЙСКИЕ СТУДЕНЧЕСКИЕ ОЛИМПИАДЫ
ПО СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ: ИТОГИ И ЗАДАЧИ 69
III. СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА ЗА РУБЕЖОМ
Антропов В.В. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ
В ГОСУДАРСТВАХ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА 75
НАШИ АВТОРЫ 87
О ПОДПИСКЕ НА ИЗДАНИЯ МОО «АССОЦИАЦИЯ РАБОТНИКОВ
СОЦИАЛЬНЫХ СЛУЖБ» НА ПЕРВОЕ ПОЛУГОДИЕ 2010 ГОДА 88
ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ ЖУРНАЛ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ № 3 - 2009
I. ТЕОРИЯ, МЕТОДОЛОГИЯ И ИСТОРИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ
ТЕХНОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ В АСПЕКТЕ ИСТОРИЧЕСКОГО И СОВРЕМЕННОГО ПОДХОДОВ
Ю. С. Ерохин
ТЕХНОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ В АСПЕКТЕ ИСТОРИЧЕСКОГО И СОВРЕМЕННОГО ПОДХОДОВ
Ю. С. Ерохин
В мире пока не существует универсальных средств помощи или развития социальных сообществ. Однако высокий уровень культуры, системы образования, науки, социальной защищенности, а значит, уверенность в своих перспективах, возможность выразить свои знания, способности, талант становятся главными критериями цивилизованного государства. Ставка на развитие социального, духовного потенциала народа является важным элементом политики ведущих стран мира, что находит свое выражение в совершенствовании системы социальной защиты населения.
Сегодня необходимо учитывать ключевые факторы развития глобализации, где, наряду с информационными, экономическими процессами, ведущую роль играют также технологии.
Технология социальной работы — это сплав времен: история прошлого (тенденции развитая социальной защиты), история настоящего (реальные возможности, осуществляемые цели и задачи в системе социальной защиты) и история будущего (потребности и потенциальные возможности развития системы социальной защиты населения). Процесс становления современных технологий социальной работы происходит через освоение прошлого исторического опыта, наследуя лучшие образцы и нормы социального поведения, традиций, преломляя их через новые тенденции культуры, потребности человека. Этот процесс имеет в России не линейный, а циклично-волновой характер развития, вполне закономерные исторические тенденции. Технологии, как и человеческая цивилизация, развиваются непрерывно.
Сегодня фактически нет работ, комплексно рассматривающих роль технологии социальной работы в развитии исторических процессов.
Формирование технологии социальной работы как особого типа социального института с присущей ему целевой направленностью форм и видов воздействия обусловлено историческим развитием общества, изменением социальной политика и повышением значимости социальной защиты населения.
Актуальность исследования проблемы обусловлена следующими обстоятельствами:
Одной из особенностей рассматриваемой темы является ее полидисциплинарный характер, т.е. проводимые исследования находятся на стыке нескольких научных дисциплин: отечественной истории, социологии, социальной философии, педагогики и психологии, социального моделирования, социального прогнозирования, теории социальной деятельности и социального управления.
Вопросам взаимоотношений техники, технологий и их влиянию на социальные отношения историки и философы уделяли внимание с древности. Интерес к ним проявляли Аристотель, Платон, Сократ, Пифагор. Греческое «техне» переводится на русский язык как искусство, мастерство, умение. Понятие техники встречается в связи с анализом искусственных орудий труда. История становления современного человека связана с усложнением и развитием феномена техники. Вместе с тем в основе технологии Аристотель выделял деятельность человека, которая распространяется не только на материальное производство, но и на социальные отношения, повседневную жизнь человека. Фактически в технологии выражается единство общего и единичного в человеческой деятельности в области социальных, этнических, политических, профессиональных отношений; выделяются общие черты сходства, некие стандарты в поведении, сознании и вместе с тем сугубо индивидуальные признаки и особенности, полностью неповторимые и непроизводные в деятельности. На этом основывается понимание технологии как искусства, создающего неповторимые и совершенные предметы человеческой деятельности.
В Новое время проблемы науки и технологии, взаимоотношения техники и человеческой деятельности применительно к процессам в общественной жизни рассматривали Ф. Бэкон, И. Дарвин, Р. Декарт, И. Кант, Э. Капп, К. Маркс, Л. Мэмфорд, М. Хайдеггер, Ж. Эллюль, П. Энгельмейер, Ф. Энгельс и др. К изучению феномена техники и технологии подключились историки, экономисты, философы, антропологи, т.е. данная проблема приобрела междисциплинарный характер изучения.
Значительный вклад в разработку методологии природы социальных требований и механизмов регулирования человеческой деятельности в конце XIX — начале XX вв. внесли М. Вебер, Э.Дюркгейм, В.И.Ленин, В. Парето, Г. В. Плеханов и др. Дальнейшей разработкой вопросов организационной философии занимались Д. Мертон, Т. Парсонс, А. Радклифф-Браун, П.А. Сорокин и еще ряд исследователей.
Осмысление исторических перемен нашего времени, стремление объяснить развитие русской истории стимулирует внимание современных ученых к вопросам о роли и месте социальной работы, о влиянии технологии в материальной и социальной среде на жизнь, исторические события в обществе. Возникший в настоящее время интерес к вопросу о роли и влиянии технологии в истории, о взаимосвязях исторических, технологических, циклических феноменов свидетельствует о распространении в научном и обыденном сознании многомерного восприятия развития истории.
Реальным содержанием развития технологии и в природе, и в обществе служат в частности «спиралевидные» процессы, сочетающие в себе цикличность в виде относительной повторяемости и поступательности, которая свойственна и человеческой деятельности.
Циклических процессов — различных стадий, уровней, кругооборотов — существует великое множество. Цикличность формирования и гибели, рождения и смерти, обновления и старения проявляется во всех процессах природных и общественных изменений. Исторические циклы характеризует повторяемость, ритмичность исторического развития человечества в целом, различных континентов, народов и отдельного индивида.
Циклические теории
еще с древности разрабатывалис
Первая монография
по проблемам технологий в социальной
сфере «Общественные
науки и социальная технология» вышла
в свет в 1976 году. Она написана
болгарским ученым
Н. Стефановым, положившим начало социально-философскому исследованию
социальных технологий.
Н. Стефанов предлагает широкую трактовку
термина. Он утверждает,
что везде, где возможно активное и целенаправленное
отношение человека к социальной
среде, в принципе возможна технология.
Другой болгарский ученый — М. Марков
— понимает под социальной технологией
последовательность технологических
операций, направленных на совершенствование
социального объекта. Сторонники
противоположной точки
зрения, как например, В.Г.Афанасьев, сводят социальную технологию
до социального управления.
Содержательные научные исследования, посвященные анализу проблемы социальных технологий, появились за рубежом и принадлежат Э. Агацци, С. Биру, Д. Вигу, К. Манхейму, Дж. Маритено, Р. Морисону, Т. Парсонсу, Э. Янгу и многим другим.
В работах зарубежных авторов сам термин «технология» употребляется в различных по смыслу значениях. Например, историки техники М. Кранцберг и К. Перселл отмечали, что практическая сторона технологии содержит в себе организацию и цель трудовой деятельности; по мнению Дж. Гэлбрейта, технология означает систематизированное применение научного или иначе организованного знания для решения практических задач; специалист в области прогнозирования X. Брукс писал, что технология есть использование научного знания для определения путей выполнения дел способом репродуцирования; С. Каспршек называл целью технологии как формы человеческой работы систематизацию любой техники. Принцип технологизации как системы воздействия применим фактически в любой сфере человеческой деятельности — художественной, экономической, политической, религиозной, сельскохозяйственной, домашней, медицинской, военной, промышленной, образовательной, литературной, математической, организаторской.
Начиная с 1991 г. в России в связи с организацией подготовки специалистов по социальной работе ведутся научные исследования по проблемам разработки и использования форм и механизмов помощи населению, где социальные технологии играют ведущую роль. Наиболее содержательные работы, посвященные анализу проблем технологии социальной работы, методам и способам социальной защиты различных групп населения, принадлежат СИ. Григорьеву, Л.Г. Гусляковой, И.Г. Зайнышеву, В.И. Курбатову, П.Д. Павленку, А.М. Панову, Т.С. Пантелеевой, З.М. Саралиевой, Л.В. Топчию, М.В. Фирсову, Е.И. Холостовой, ТВ. Шеляг, Н.П. Щукиной, Е.Р. Ярской-Смирновой и др.
Для ученых, занимающихся проблемами социальных технологий, порой характерно стремление расширить предметную область исследования, включить в нее вопросы социального проектирования, прогнозирования и управления. Представляется, что такое расширенное толкование технологии социальной работы ведет к смешению ее с социальной инженерией и социальным управлением, а в итоге — к размыванию собственного предмета исследования со всеми негативными как для жизни, так и для практики последствиями. Необходимо отметить, что социальные технологии не навязывают естественно-историческому развитию общества некий искусственный проект, в котором заранее предусматривается каждый шаг, подобно тому, как это делается при строительстве дома и машин, где проявляется своеобразный технократический подход к общественной практике. Например, И.Г. Зайнышевым были исследованы вопросы соотношения социальных технологий и технологий социальной работы, где объектом являются социальные процессы, но различного уровня.
Выбор хронологических рамок исследования (1991-2002 гг.) обусловлен интенсивным формированием системы технологий социальной защиты населения в Российской Федерации, которое осуществляется на фоне кардинальных политических, экономических и социальных изменений в обществе.
Исследуемый современный исторический отрезок времени характеризуется становлением и развитием отечественной модели социальной работы, меняется роль государственных и общественных организаций в этом процессе: в области практики социальные технологии используются в качестве основы для оптимизации жизнедеятельности индивидов, в области науки идет интенсивный процесс исторического и теоретико-методологического осмысления технологии социальной работы как определенного вида социального и гуманитарного производства.
Вместе с тем развитие технологии социальной работы — это не спонтанный процесс, он развертывается на протяжении всего существования российского государства и имеет глубокие исторические, социальные и культурные корни, поэтому важно показать преемственность и необходимость совершенствования технологий социальной помощи, поддержки нуждающегося населения.