Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2013 в 18:53, курсовая работа
Изложенные позиции отечественных авторов и исследовательский материал, на¬копленный в последние десять лет, позволя¬ют перейти от методологических проблем, которые сегодня существуют в социальной работе, к рассмотрению вопросов методо¬логии более высокого уровня.
Развитость
технологий социальной работы — это, по нашему
мнению, определенны
уровень, индикатор цивилизованности.
Технология социальной работы в общем
виде определяется нами как деятельность,
основана на умениях и мастерстве индивида,
которая обладает собственным смыслом,
ритмом и пространственной цикличной
соразмерностью
Циклический подход в технологии социальной работы является важной основой
познания
и преобразования,
т.е. объясняет действия индивидов, социальных
групп, раскрывает целенаправленность
и закономерность социальных исторических
процессов.
Основные понятия системы
В существующем многообразии подходов к понятию «технология» следует отметить их разноуровневую направленность в решении как глобальных государственных проблем (демографических, общественно-исторических, политических, межнациональных), так и в оптимизации внутренних процессов и явлений развивающегося российского общества (управленческие, интеллектуальные, профессиональные технологии), а также процессов развития, саморазвития, рефлексии индивидов.
К понятию «технология» следует подходить как к явлению синкретичному, воспринимать его как динамичный процесс, как синтез созданных человеком материальных и духовных ценностей, исторический продукт и процесс человеческой деятельности.
Прежде всего, необходимо подчеркнуть мысль, что понятие «технология» по сути, является родовым и относится к числу тех общеисторических категорий, которые имеют силу для всех эпох. Технология возникает вместе с появлением на Земле человечества, и каждый шаг человека по пути общественного прогресса был одновременно шагом вперед в развитии своего существования посредством материальных и социальных технологий.
Современная технология — дитя индустриального общества, порождение эпохи машинного, серийного производства. Именно определенный способ организации массового поточного производства, где важнейшими предпосылками и составляющими являются рационализация, стандартизация, типизация и конвейеризация как слагаемые современной цивилизации, получил основание для сегодняшнего понимания социальных технологий.
Сегодня можно говорить о процессе всеобщей технологизации во всех сферах жизнедеятельности человека. Исследователи обнаружили, что технологические процессы, операции в материальном производстве, а также процессы, происходящие в науке, социальной практике, культуре общества, имеют тесную взаимосвязь. Процесс технологизации присущ не только человеческой деятельности, но и природным процессам.
Технология в широком смысле позволяет человеку осваивать окружающий социальный и материальный мир посредством специально организуемой деятельности, которая включает в себя следующие компоненты: материальный (способы и средства практического воздействия, культура созидания), информационный (научные принципы, способы научного познания), социальный (специалисты, непосредственно владеющие научными и практическими знаниями).
Характеризуя технологию социальной работы как определенный инструмент решения социальных проблем, по мнению автора, можно указывать на ее целесообразность в определенном историческом моменте, промежутке времени, алгоритме действия. Необходимо учитывать, что любое тиражирование или воспроизведение технологии в пространстве и времени осуществляется в уникальных условиях и не может быть механическим. Сущность технологии социальной работы — это та канва, которая соткана человеком, зафиксировавшим в ней свои творческие способности, и которая является выражением деятельностного следования по изменению исторических событий в контексте социальной поддержки человека. При этом важно подчеркнуть, что технологизация социальной работы означает не только осознанное регулирование, предложенное наукой, но и, главное, осмысление и понимание феномена упорядоченности в самоорганизующихся социальных системах, которые регулируют свою жизнедеятельность не только на научном, но и на повседневном житейском опыте.
Сегодня технология социальной работы рассматривается учеными как процесс преобразования предмета деятельности (людей, социальных проблем, потребностей, информации и т.д.), который зависит от реальной исторической ситуации, обусловлен уровнем социального развития общества (экономической, политической, духовной сфер), а также уровнем развития методологии научного познания, и только тогда получается определенно-заданный, принимаемый продукт деятельности. Применительно к сфере социальной защиты населения это означает, что только грамотная, т.е. технологически организованная система (экономические, управленческие, юридические, педагогико-психологические аспекты) помощи, поддержки населения, опирающаяся на лучшие образцы искусства (творчества, вдохновения, эталоны красоты и т.д.), способна реально обеспечить процесс полноценного развития человека и всего общества в целом.
На наш взгляд, технология социальной работы — это упорядоченная совокупность форм, методов, способов воздействия и рациональное разделение деятельности на этапы, алгоритмы, циклы с целью улучшения социального и материального благополучия индивидов.
Феномен цикличности в технологии социальной работ. В современной науке наметилась тенденция (пока еще слабая, недостаточно оформленная) внедрения в практику исследования циклических представлений, циклического подхода, которые фиксировались наукой давно, начиная с древних философских систем.
И не случайно многие философы и историки стремились усмотреть определенный порядок, ритм, выявить смысл в хаосе исторических событий. В этом плане значительный интерес представляют циклические теории, в которых использовались аналогии с космическими ритмами, сменой времен года, биологическими ритмами, кругооборотом веществ в природе и т.д.
Цикл присутствует неизбежно во всех системах, признающих развитие. Циклы (природные, социальные, физиологические и т.д.) существуют во взаимодействии, не выступают изолированно и включены друг в друга, — мир обнаруживает новые свойства: способность к самоорганизации, самоуправлению, открытости в виде циклических процессов.
Важным аспектом методологии технологии социальной работы выступает разработка теории цикла (от древнегреческого кук1оз — круг, колесо, кругооборот) с использованием основных принципов этой теории для объяснения и прогнозирования различных явлений и процессов. Методологической основой развития процесса циклизма в социальной и научной практике являются научные теории, представляющие собой преломление многочисленных исторических, экономических и социологических теорий, философских доктрин, объясняющих механизмы и закономерности данного процесса. Кроме того, методология циклизма включает обоснование в ориентации метода научного познания.
Важным для нас является то, что идеи русского циклизма (А.А. Григорьев (1822—1864 гг.), Н.Я.Данилевский (1822-1885 гг.), Н.К.Леонтьев (1831—1891 гг.)) были выдвинуты уже в 1840—1850 гг., т.е. почти на полвека раньше, чем это произошло в европейской мысли. Такое «опережение» имеет свои объяснения. XIX столетие в развитии России характеризовалось бурными социальными событиями (особенно 50-е—60-е гг.) — разложение крепостнического строя, кризис феодальной системы, поражение в Крымской войне 1853—1856 гг., экспансия германо-романской цивилизации (появление европоцентристских концепций, которые обусловили развитие идей о неприемлемости для России западного пути развития; борьба между славянофилами и почвенниками). Поиск ответов на вопросы — как сохранить самобытность русской жизни, как избежать социальных катаклизмов — оказал существенное влияние на появление идей циклизма в отечественной историографии, явившись в этом плане определенным катализатором.
В настоящее время в гуманитарных и естественных науках широко изучаются и применяются в научной практике разноплановые модели циклов, позволяющие вырабатывать практические рекомендации по совершенствованию технологий социальной практики. Например, исследования, проведенные П. Сорокиным в области анализа циклической эволюции социальных систем, теории познания, теории культуры, являются одними из наиболее фундаментальных на сегодняшний день. Это и линейная система, и система «превратностей» (по образному выражению Л.Н. Гумилева). Анализируются и рассматриваются технологии циклов человеческих цивилизаций, этносов, общественных движений, научных специальностей, технологического уклада, материального и духовного продукта, отдельных социальных групп и т.д.
Онтологические аспекты проблемы цикла составляли предмет мысли представителей философии русского космизма В.И. Вернадского и К.Э. Циолковского, философа Н.А. Бердяева и др.
Из представителей отечественной науки большой вклад в разработку идей космизма внес А.Л.Чижевский (1897—1954гг.), который уловил общую тенденцию: подъемы и спады общеисторического процесса следуют за колебаниями степени энергетической напряженности солнечной активности, т.е. течение всемирно-исторического процесса составляется из непрерывного ряда циклов, занимающих промежуток времени, равный в среднем арифметическом одиннадцати годам, и синхроничных в степени своей активности периодической пятнообразовательной активности Солнца.
Из зарубежных ученых, представивших в XX в. варианты циклизма, можно назвать О. Андерсе, Э. Брайе, Ф. Коуэла, А. Кребера, Б. Ландхерра, К. Леви-Строса, Э. Мейера, Ф. Нортропа, X. Ортега-и-Гассета, П. Сорокина, А. Тойнби, О. Шпенглера, В. Шуберта и многих других.
Проблемы циклической динамики общества привлекали внимание советских и российских исследователей. Можно назвать научные труды А.И. Анчишкина, СЮ. Глазьева, Л.А. Клименко, Н.Д. Кондратьева, С.Н. Меньшикова. Циклы (фазы) истории человечества исследовал Е. Б. Черняк. Весомый вклад в изучение циклов в области истории, экономики, духовной жизни общества внесли Ю.М. Плотинский, Ю.Н. Соколов, Ю.В. Яковец и многие другие.
Широкое внедрение в практику научных исследований циклического подхода сдерживается из-за отсутствия общей теории циклов. Пока не очень ясно, являются ли циклы и ритмы фундаментальными законами природы или это некое частное проявление в отдельных процессах. По мнению ряда ученых, цикл — это основной и единственный закон мироздания, организующий и упорядочивающий элемент в природе. В этом случае теория цикла становится всеобщим методом познания.
Понятие цикла несет в себе несколько смысловых нагрузок, оно отражает, во-первых, законченность определенного процесса предполагаемым, планируемым результатом; во-вторых, диахронностъ развития, т.е. повторяемость определенных процессов развития; в-третьих, передачу системогенетической информации, «памяти» системы от одного поколения результатов к другому; в-четвертых, замкнутую упорядоченность составных частей процесса, стадий; в-пятых, отражает периодичность (повторность) качественных скачков в развитии процессов.
Создание теории циклов в методологии познания технологии социальной работы представляет собой научное направление, осуществляющее синтез научных знаний ; позиций изучения развития исторических закономерностей общества и индивида. Получение единого знания требует усилий всех специальных дисциплин, участвующих в изучении объекта, интеграции их и ориентации на достижение единой цели. Лишь при условии тесного междисциплинарного содружества и комплексного подхода к изучению объекта может быть получен не конгломерат различных данных, а всестороннее, цельное, конкретное знание об объекте воздействия.
Цикл
есть повторяющийся законченный замк
Изучение циклов, волн, ритмов исторической эволюции — только один из подходов к постижению тенденций развития истории. Он позволяет увидеть взаимосвязь исторических событий в настоящем и будущем, раскрыть место социальных технологий в теории и практике социальной работы. Чтобы не быть слепой игрушкой этих сил, человечеству необходимо понять их природу и их смысл.
По
сути, цикл полностью подчиняет людей опре
В настоящее время использование в области технологий социальной работы циклического подхода — это новое видение социальных процессов с точки зрения возможных направлений, форм и способов оптимизации жизнедеятельности индивидов, оценки вероятных результатов и последствий профессиональной деятельности социального работника, принятия эффективных решений и минимизации вероятных ошибок.
В социальной практике цикличность может стать теоретическим и методологическим инструментом развития социальных технологий, она поможет в практическом аспекте установить всеобщую упорядоченность в социальной сфере, которая должна воспроизводить устойчивость, повторяемость (тиражируемость) лучших образцов, форм, методов решений для получения желаемых результатов в виде социальной продукции.
Характер профессионального труда социального работника и его содержание представляют собой циклический процесс, включающий различные совокупности свойств деятельности, которые взаимосвязаны с внутренними и внешними факторами и развиваются в диалектическом единстве.
В целом цикл деятельности социального работника в системе социальной защиты обусловлен его целями, типом личности, знаниями и умениями, ролью, которую играет для клиента общение, уровнем включенности в деятельность с учетом циклических явлений (объекты, фон, условия и т.п.), а также их ценностью для индивидов и формами приспособления к природным и социальным ритмам.