Отечественный журнал социальной рабоы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2013 в 18:53, курсовая работа

Описание работы

Изложенные позиции отечественных авторов и исследовательский материал, на¬копленный в последние десять лет, позволя¬ют перейти от методологических проблем, которые сегодня существуют в социальной работе, к рассмотрению вопросов методо¬логии более высокого уровня.

Файлы: 1 файл

ОЖСР 2009,3.doc

— 527.00 Кб (Скачать файл)

Развитость  технологий социальной работы — это, по нашему мнению, определенны 
уровень, индикатор цивилизованности. Технология социальной работы в общем виде определяется нами как деятельность, основана на умениях и мастерстве индивида, которая обладает собственным смыслом, ритмом и пространственной цикличной соразмерностью 
Циклический подход в технологии социальной работы является важной основой познания 
и преобразования, т.е. объясняет действия индивидов, социальных групп, раскрывает целенаправленность и закономерность социальных исторических процессов. 

Основные понятия системы социальных технологий. Термин «технология» широко употребляется в современной научной и социальной практике.

В существующем многообразии подходов к понятию «технология» следует отметить их разноуровневую направленность в решении как глобальных государственных проблем (демографических, общественно-исторических, политических, межнациональных), так и в оптимизации внутренних процессов и явлений развивающегося российского общества (управленческие, интеллектуальные, профессиональные технологии), а также процессов развития, саморазвития, рефлексии индивидов.

К понятию  «технология» следует подходить как к явлению синкретичному, воспринимать его как динамичный процесс, как синтез созданных человеком материальных и духовных ценностей, исторический продукт и процесс человеческой деятельности.

Прежде  всего, необходимо подчеркнуть мысль, что понятие «технология» по сути, является родовым и относится к числу тех общеисторических категорий, которые имеют силу для всех эпох. Технология возникает вместе с появлением на Земле человечества, и каждый шаг человека по пути общественного прогресса был одновременно шагом вперед в развитии своего существования посредством материальных и социальных технологий.

Современная технология — дитя индустриального общества, порождение эпохи машинного, серийного производства. Именно определенный способ организации массового поточного производства, где важнейшими предпосылками и составляющими являются рационализация, стандартизация, типизация и конвейеризация как слагаемые современной цивилизации, получил основание для сегодняшнего понимания социальных технологий.

Сегодня можно  говорить о процессе всеобщей технологизации во всех сферах жизнедеятельности человека. Исследователи обнаружили, что технологические процессы, операции в материальном производстве, а также процессы, происходящие в науке, социальной практике, культуре общества, имеют тесную взаимосвязь. Процесс технологизации присущ не только человеческой деятельности, но и природным процессам.

Технология  в широком смысле позволяет человеку осваивать окружающий социальный и материальный мир посредством специально организуемой деятельности, которая включает в себя следующие компоненты: материальный (способы и средства практического воздействия, культура созидания), информационный (научные принципы, способы научного познания), социальный (специалисты, непосредственно владеющие научными и практическими знаниями).

Характеризуя  технологию социальной работы как определенный инструмент решения социальных проблем, по мнению автора, можно указывать на ее целесообразность в определенном историческом моменте, промежутке времени, алгоритме действия. Необходимо учитывать, что любое тиражирование или воспроизведение технологии в пространстве и времени осуществляется в уникальных условиях и не может быть механическим. Сущность технологии социальной работы — это та канва, которая соткана человеком, зафиксировавшим в ней свои творческие способности, и которая является выражением деятельностного следования по изменению исторических событий в контексте социальной поддержки человека. При этом важно подчеркнуть, что технологизация социальной работы означает не только осознанное регулирование, предложенное наукой, но и, главное, осмысление и понимание феномена упорядоченности в самоорганизующихся социальных системах, которые регулируют свою жизнедеятельность не только на научном, но и на повседневном житейском опыте.

Сегодня технология социальной работы рассматривается учеными как процесс преобразования предмета деятельности (людей, социальных проблем, потребностей, информации и т.д.), который зависит от реальной исторической ситуации, обусловлен уровнем социального развития общества (экономической, политической, духовной сфер), а также уровнем развития методологии научного познания, и только тогда получается определенно-заданный, принимаемый продукт деятельности. Применительно к сфере социальной защиты населения это означает, что только грамотная, т.е. технологически организованная система (экономические, управленческие, юридические, педагогико-психологические аспекты) помощи, поддержки населения, опирающаяся на лучшие образцы искусства (творчества, вдохновения, эталоны красоты и т.д.), способна реально обеспечить процесс полноценного развития человека и всего общества в целом.

На наш взгляд, технология социальной работы — это упорядоченная совокупность форм, методов, способов воздействия и рациональное разделение деятельности на этапы, алгоритмы, циклы с целью улучшения социального и материального благополучия индивидов.


Феномен цикличности в технологии социальной работ. В современной науке наметилась тенденция (пока еще слабая, недостаточно оформленная) внедрения в практику исследования циклических представлений, циклического подхода, которые фиксировались наукой давно, начиная с древних философских систем.

И не случайно многие философы и историки стремились усмотреть определенный порядок, ритм, выявить смысл в хаосе исторических событий. В этом плане значительный интерес представляют циклические теории, в которых использовались аналогии с космическими ритмами, сменой времен года, биологическими ритмами, кругооборотом веществ в природе и т.д.

Цикл присутствует неизбежно во всех системах, признающих развитие. Циклы (природные, социальные, физиологические и т.д.) существуют во взаимодействии, не выступают изолированно и включены друг в друга, — мир обнаруживает новые свойства: способность к самоорганизации, самоуправлению, открытости в виде циклических процессов.

Важным  аспектом методологии технологии социальной работы выступает разработка теории цикла (от древнегреческого кук1оз — круг, колесо, кругооборот) с использованием основных принципов этой теории для объяснения и прогнозирования различных явлений и процессов. Методологической основой развития процесса циклизма в социальной и научной практике являются научные теории, представляющие собой преломление многочисленных исторических, экономических и социологических теорий, философских доктрин, объясняющих механизмы и закономерности данного процесса. Кроме того, методология циклизма включает обоснование в ориентации метода научного познания.

Важным  для нас является то, что идеи русского циклизма (А.А. Григорьев (1822—1864 гг.), Н.Я.Данилевский (1822-1885 гг.), Н.К.Леонтьев (1831—1891 гг.)) были выдвинуты уже в 1840—1850 гг., т.е. почти на полвека раньше, чем это произошло в европейской мысли. Такое «опережение» имеет свои объяснения. XIX столетие в развитии России характеризовалось бурными социальными событиями (особенно 50-е—60-е гг.) — разложение крепостнического строя, кризис феодальной системы, поражение в Крымской войне 1853—1856 гг., экспансия германо-романской цивилизации (появление европоцентристских концепций, которые обусловили развитие идей о неприемлемости для России западного пути развития; борьба между славянофилами и почвенниками). Поиск ответов на вопросы — как сохранить самобытность русской жизни, как избежать социальных катаклизмов — оказал существенное влияние на появление идей циклизма в отечественной историографии, явившись в этом плане определенным катализатором.

В настоящее  время в гуманитарных и естественных науках широко изучаются и применяются в научной практике разноплановые модели циклов, позволяющие вырабатывать практические рекомендации по совершенствованию технологий социальной практики. Например, исследования, проведенные П. Сорокиным в области анализа циклической эволюции социальных систем, теории познания, теории культуры, являются одними из наиболее фундаментальных на сегодняшний день. Это и линейная система, и система «превратностей» (по образному выражению Л.Н. Гумилева). Анализируются и рассматриваются технологии циклов человеческих цивилизаций, этносов, общественных движений, научных специальностей, технологического уклада, материального и духовного продукта, отдельных социальных групп и т.д.

Онтологические  аспекты проблемы цикла составляли предмет мысли представителей философии русского космизма В.И. Вернадского и К.Э. Циолковского, философа Н.А. Бердяева и др.

Из  представителей отечественной науки большой вклад в разработку идей космизма внес А.Л.Чижевский (1897—1954гг.), который уловил общую тенденцию: подъемы и спады общеисторического процесса следуют за колебаниями степени энергетической напряженности солнечной активности, т.е. течение всемирно-исторического процесса составляется из непрерывного ряда циклов, занимающих промежуток времени, равный в среднем арифметическом одиннадцати годам, и синхроничных в степени своей активности периодической пятнообразовательной активности Солнца.

Из  зарубежных ученых, представивших в XX в. варианты циклизма, можно назвать О. Андерсе, Э. Брайе, Ф. Коуэла, А. Кребера, Б. Ландхерра, К. Леви-Строса, Э. Мейера, Ф. Нортропа, X. Ортега-и-Гассета, П. Сорокина, А. Тойнби, О. Шпенглера, В. Шуберта и многих других.

Проблемы циклической  динамики общества привлекали внимание советских и российских исследователей. Можно назвать научные труды А.И. Анчишкина, СЮ. Глазьева, Л.А. Клименко, Н.Д. Кондратьева, С.Н. Меньшикова. Циклы (фазы) истории человечества исследовал Е. Б. Черняк. Весомый вклад в изучение циклов в области истории, экономики, духовной жизни общества внесли Ю.М. Плотинский, Ю.Н. Соколов, Ю.В. Яковец и многие другие.

Широкое внедрение в практику научных исследований циклического подхода сдерживается из-за отсутствия общей теории циклов. Пока не очень ясно, являются ли циклы и ритмы фундаментальными законами природы или это некое частное проявление в отдельных процессах. По мнению ряда ученых, цикл — это основной и единственный закон мироздания, организующий и упорядочивающий элемент в природе. В этом случае теория цикла становится всеобщим методом познания.

Понятие цикла  несет в себе несколько смысловых нагрузок, оно отражает, во-первых, законченность определенного процесса предполагаемым, планируемым результатом; во-вторых, диахронностъ развития, т.е. повторяемость определенных процессов развития; в-третьих, передачу системогенетической информации, «памяти» системы от одного поколения результатов к другому; в-четвертых, замкнутую упорядоченность составных частей процесса, стадий; в-пятых, отражает периодичность (повторность) качественных скачков в развитии процессов.

Создание  теории циклов в методологии познания технологии социальной работы представляет собой научное направление, осуществляющее синтез научных знаний ; позиций изучения развития исторических закономерностей общества и индивида. Получение единого знания требует усилий всех специальных дисциплин, участвующих в изучении объекта, интеграции их и ориентации на достижение единой цели. Лишь при условии тесного междисциплинарного содружества и комплексного подхода к изучению объекта может быть получен не конгломерат различных данных, а всестороннее, цельное, конкретное знание об объекте воздействия.

Цикл  есть повторяющийся законченный замкнутый процесс, переводящий цель, замысел, потребность в определенный результат, продукцию, предмет (объект) потребности. Практически каждый социальный продукт в виде общественного строя, институтов власти, профессии имеет свой жизненный цикл, который характеризуется периодами зарождения и гибели. Любой общественно-исторический процесс аналогичен созданию материальной продукции, в соответствии с законами циклизма можно выделить разнообразные последовательно сменяющие друг друга фазы, стадии и т.д.

Изучение  циклов, волн, ритмов исторической эволюции — только один из подходов к постижению тенденций развития истории. Он позволяет увидеть взаимосвязь исторических событий в настоящем и будущем, раскрыть место социальных технологий в теории и практике социальной работы. Чтобы не быть слепой игрушкой этих сил, человечеству необходимо понять их природу и их смысл.

По  сути, цикл полностью подчиняет людей определенной природно-социальной структуре, закрепляет в жесткой форме все элементы воспроизводства. Цикл является основой сохранения и воспроизводства социальных отношений. Общее движение цикла через триаду рождение — расцвет — смерть превращается в основу для сохранения неизменности общества в настоящем. Конечная стадия цикла из небытия трансформируется в новую социальную форму, структуру, явление и т.д.

В настоящее  время использование в области технологий социальной работы циклического подхода — это новое видение социальных процессов с точки зрения возможных направлений, форм и способов оптимизации жизнедеятельности индивидов, оценки вероятных результатов и последствий профессиональной деятельности социального работника, принятия эффективных решений и минимизации вероятных ошибок.


В социальной практике цикличность может стать теоретическим и методологическим инструментом развития социальных технологий, она поможет в практическом аспекте установить всеобщую упорядоченность в социальной сфере, которая должна воспроизводить устойчивость, повторяемость (тиражируемость) лучших образцов, форм, методов решений для получения желаемых результатов в виде социальной продукции.

Характер профессионального  труда социального работника и его содержание представляют собой циклический процесс, включающий различные совокупности свойств деятельности, которые взаимосвязаны с внутренними и внешними факторами и развиваются в диалектическом единстве.

В целом цикл деятельности социального работника в системе социальной защиты обусловлен его целями, типом личности, знаниями и умениями, ролью, которую играет для клиента общение, уровнем включенности в деятельность с учетом циклических явлений (объекты, фон, условия и т.п.), а также их ценностью для индивидов и формами приспособления к природным и социальным ритмам.

Информация о работе Отечественный журнал социальной рабоы