Отечественный журнал социальной рабоы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2013 в 18:53, курсовая работа

Описание работы

Изложенные позиции отечественных авторов и исследовательский материал, на¬копленный в последние десять лет, позволя¬ют перейти от методологических проблем, которые сегодня существуют в социальной работе, к рассмотрению вопросов методо¬логии более высокого уровня.

Файлы: 1 файл

ОЖСР 2009,3.doc

— 527.00 Кб (Скачать файл)

В целом важной особенностью цикличности экономики, а значит, и социальных процессов, является то, что более продолжительные циклы «вбирают» в себя, поглощают более короткие. Другими словами, например, социально-экономические реформы в России не изолированы друг от друга в пространстве и во времени, а выступают звеньями единого процесса формирования системы хозяйствования, развития социальной сферы. Поэтому не случайно истории России свойственна преемственность не только в отношении курса реформ, но даже конкретных преобразований. Так план реформ М.М. Сперанского во многом реализовался только в реформах 60—70-х гг. ХГХв., которые в свою очередь нашли продолжение в преобразованиях начала XX века. Денежная реформа СЮ. Витте была повторена в реформе Г.Я. Сокольникова в период НЭПа. Столыпинская аграрная реформа находит сторонников в настоящее время.

Сегодня циклический  подход к экономическому развитию позволяет воспроизвести нелинейный, сложноорганизованный, волнообразный характер социально-экономического развития и открывает значительные перспективы для прогнозирования и регулирования не только экономических, но и социальных процессов.

В результате исследования динамики уровня жизни населения  за период 90-х гг. XX в. Можно сделать вывод, что социальным итогом преобразований стало резкое ухудшение положения основной части населения России.

В настоящий  момент в цивилизованном мировом сообществе противников государственного вмешательства в экономику в принципе нет. Весь вопрос состоит в том, что регулировать, какими методами и в чьих интересах.

Государственное регулирование предусматривает либо прямое регламентирование поведения хозяйственных субъектов, либо косвенное — через систему экономических методов. В первом случае используются административные методы воздействия: законы, приказы, инструкции и т.д. Во втором — экономические регуляторы: цены, налоги, банковские проценты, преференции и санкции. В целом под экономическими методами управления хозяйственной деятельностью (нередко называемыми экономическими рычагами) принято понимать денежно-стоимостные категории, используемые в процессе производства, распределения и обмена товаров, в масштабах отдельных регионов и государства в целом. К подобным рычагам обычно относят такие, как ценообразование, прибыль, плата за фонды, финансы, кредит, система субсидий и дотаций, налоги, валютный курс, государственные и местные бюджеты, зарплата и материальное стимулирование и др. Считается, что эти методы, в отличие от административных, побуждают коллективы и работников к действию не по указанию вышестоящих органов, а через интересы и потребности.


Вышеуказанные направления государственного регулирования активно влияют на систему социальной защиты населения, которая формируется на макро- и микроуровнях развития общества, с целью решения как долговременных (стратегических), так и кратковременных (тактических) задач. Специалисты в области социальной работы, владеющие социальными технологиями, должны использовать в своей практической деятельности все имеющиеся в их арсенале экономические методы для оказания помощи индивидам в решении наиболее острых социальных проблем в условиях переходного периода и становления в России рыночных отношений.

Переход к социально ориентированной рыночной экономике требует создания целостной, многообразной и эффективной системы социальной защиты, включающей экономические и правовые гарантии обеспечения основных прав граждан, — законодательно закрепленные государством формы и уровни удовлетворения потребностей разных групп населения.

Мы  считаем, что методы социально-экономического воздействия в технологии социальной работы — это система использования финансово-материальных рычагов для улучшения социального самочувствия, жизнедеятельности индивидов.

Успех радикальной  экономической реформы, социальное состояние общества, его стабильность в значительной степени зависят от того, насколько органично взаимодействуют свойственные рыночной экономике мотивации и стимулы к труду, свобода и масштабы предпринимательской деятельности с эффективной социальной защитой населения и материальной поддержкой наиболее слабых слоев.

Методы психологического воздействия в технологии социальной работы

На  развитие человека оказывают влияние  различные факторы: экологические  катастрофы, деформация внутрисемейных коммуникаций, массовое стандартное обучение, социальные потрясения, урбанизация и высокий темп жизни — все это увеличивает количество людей, страдающих различными психическими расстройствами.

В сущности, социально-психологическое воздействие представляет собой систему взаимосвязанных процедур, операций, методов, направленных на изменение состояний, мотиваций, установок у личности, на которую оказывается воздействие.

В технологии социальной работы понятие «психологическое воздействие» рассматривается как вид воздействия, осуществляемого в отношении субъекта и вызывающего причинно-следственные изменения в его психике и опосредованно — в его поведении.

Исходя  из понимания сущности психологического воздействия, можно выделить основные психологические механизмы его реализации, и прежде всего — методы.

В настоящее  время в нашей стране создана и развивается психологическая служба в системе социальной защиты населения. Работающие в ней специалисты призваны заниматься этими проблемами профессионально, в тесном сотрудничестве с психологами. Но для того, чтобы такое сотрудничество было продуктивным, сам социальный работник должен владеть элементарными основами психологических знаний.

Успехи  социальной работы, бесспорно, связаны не только с совершенствованием организационных, экономических, финансовых и других отношений, они во многом зависят от умения управлять внутренними регуляторными и защитными механизмами.

Профессия социального работника в России еще не является массовой, тем более у нас еще очень немного специалистов, умеющих на практике применять психологические методы в области социальной защиты.

Если кратко сформулировать задачи, которые должен решать социальный работник в области психологической защиты, поддержки населения, то они заключаются в том, чтобы создать условия для активизации жизненных сил человека, оказать помощь индивиду, желающему измениться, способствовать решению проблем, тормозящих его развитие. Варианты психологической помощи человеку разнообразны, но они только тогда будут эффективны и полезны, если применяются в сочетании теории, методологии и технологии использования психологических знаний в социальной работе. Для специалиста в области социальной работы трудность состоит в том, что нужно уметь выбрать и использовать в непосредственной практической деятельности действительно необходимые для данного человека методы с учетом его социальных потребностей и интересов.

Оказание  психологической помощи населению опирается на культурно-исторические традиции общества. Желание получить психологическую поддержку, потребность предотвратить нежелательные последствия в этой области необходимо рассматривать в контексте развития культуры общества, человека.

Как правило, социальному  работнику для решения психологических  задач необходимо:

  • понимание психологических особенностей и закономерностей формирования основных психических состояний человека;
  • понимание психологических механизмов коррекции и самокоррекции психических состояний с целью устранения отрицательных состояний (в том числе стрессовых) и целенаправленного формирования положительных продуктивных состояний;
  • овладение приемами самоуправления жизненным тонусом, уровнем работоспособности и творческими возможностями;
  • выработка необходимых навыков психогигиены, рациональных привычек, свойств личности, черт характера;
  • рациональная постановка и разумное обоснование жизненных целей (как ближайших, так и перспективных), выбор приемлемых путей их достижения;
  • понимание прямого влияния нравственного облика на устойчивость нервно-психической сферы и состояние здоровья человека;
  • знание теории психологических разработок, которые непосредственно применяются на практике;
  • четкое представление об используемых психиатрических, терапевтических методах лечения, влиянии лекарственных средств и различных возможных побочных эффектах для клиентов.

По  мнению автора, методы психологического воздействия в технологии социальной работы — это определенная, устойчивая организованная система изменения поведения и сознания клиента с целью активного включения его в процесс разрешения социальных проблем.

Владение  методами самоорганизации, самоуправления и саморегуляции и их применение непосредственно в процессе конкретной практической деятельности существенно повышает продуктивность социальной работы. Умение управлять своими психофизиологическими реакциями, вырабатывающимися в результате длительной психорегулирующей тренировки, позволит индивиду в экстремальных ситуациях активизировать и мо-билизовывать потенциальные возможности своего организма, физиологические ресурсы, заложенные самой природой, раскрывать и высвобождать «запасные», не задействованные резервы адаптации для более адекватного реагирования на воздействие внешней социальной среды.

Методы педагогического воздействия  в технологии социальной работы

Человечество  все более осознает, что подлинный путь прогрессивной трансформации общественных отношений невозможен без глубоких изменений в сознании и поведении индивидов. И здесь огромная роль принадлежит педагогике.

Радикальные изменения в России во всех сферах государственного и политического устройства, осуществленные начиная с 1991 г., создали принципиально новую ситуацию в сфере образования, которое, по нашему мнению, уже не является одним из гарантов социальной защищенности индивидов.

Социальные  технологии эффективно развиваются и совершенствуются благодаря развитой системе образования и воспитания — это объективный процесс. В настоящее время разработаны новые подходы, в частности опирающиеся на следующие принципы:

  • ориентация образовательной системы на человека, на неповторимую индивидуальность и базовые потребности, среди которых ведущее место занимает потребность самосовершенствования и самореализации;
  • широкий демократизм образовательной системы, доступность и открытость любой ступени и формы образования каждому индивиду, независимо от социального, национального, расового, физического состояния;
  • гибкость образовательной системы, ее быстрое реагирование на образовательный спрос и особенности интересов различных категорий населения;
  • разнообразие образовательных услуг, предлагаемых системой, право каждого человека на выбор своей стратегии дальнейшего образования и развития после окончания базовой школы;
  • интеграция формальных и неформальных видов образования;
  • важнейшее направление в совершенствовании всей системы образования — его гуманитаризация и гуманизация. Сегодня существует ясное понимание того, что школа — средняя или высшая — должна не только давать узкоспециальную подготовку, но и формировать личность, воспитывать гражданские качества, учить современным формам общения, умению жить в быстро меняющемся мире, развивать способность осваивать новую информацию и принимать эффективные решения.

Педагогика  — обширнейшая наука, которая имеет большой теоретический, исторический, социальный опыт развития. Многие процессы жизнедеятельности человека прямо или опосредованно зависят от педагогических мер воздействия. Необходимо помнить, что социальные работники — это и постоянные ученики, и учителя. Ведь повышение профессионального статуса, стремление расширить свою компетенцию и увеличить эффективность социальной помощи, поддержки не возможны без педагогических знаний.

В настоящее  время подготовку специалистов для системы социальной защиты (развития) ведут более 100 учебных заведений России, пять средних специальных учебных заведений, более 30 профессионально-технических и медицинских училищ. В крупных региональных центрах созданы курсы повышения квалификации. Координацию работы по подготовке и переподготовке специалистов для социальной сферы осуществляет учебно-методическое объединение, созданное на базе РГСУ.

Проводя историческую параллель между педагогической технологией и технологией социальной работы, следует подчеркнуть, что вторая только в последние годы стала разрабатываться основательно. В контексте социальной работы педагогическая технология направлена на повышение прикладного, организационно-методического потенциала педагогики, а ее четкая прикладная направленность привлекает к ней внимание педагогов во всем мире. Само понимание категории «педагогические технологии» прошло ряд эволюционных этапов, как за рубежом, так и в России. У истоков педагогических технологий стояли известные советские педагоги: А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, СТ. Шацкий и др.

Применение  педагогических технологий в области социальной работы освобождает социального работника от произвольности в построении и реализации педагогического воздействия и дает возможность нацеленно двигаться к прогнозируемому конечному результату при строгой обоснованности каждого компонента и этапов этого процесса.

Итак, по нашему мнению, педагогическое воздействие в технологии социальной работы следует рассматривать как систематическое и последовательное воплощение на практике заранее спроектированного процесса воспитательного и обучающего воздействия,

как совокупность методов, способов и средств достижения педагогических целей в системе читальной защиты населения.

Современная педагогическая наука со всей определенностью показала: никогда не поздно совершенствоваться, нет возрастных ограничений в освоении нового. Наоборот, чем больше жизненный и профессиональный опыт, тем успешнее идет обучение новому, однако проходит оно эффективнее при положительном настрое и правильной организации :ю\"чения.

Информация о работе Отечественный журнал социальной рабоы