Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2013 в 18:53, курсовая работа
Изложенные позиции отечественных авторов и исследовательский материал, на¬копленный в последние десять лет, позволя¬ют перейти от методологических проблем, которые сегодня существуют в социальной работе, к рассмотрению вопросов методо¬логии более высокого уровня.
В целом важной особенностью цикличности экономики, а значит, и социальных процессов, является то, что более продолжительные циклы «вбирают» в себя, поглощают более короткие. Другими словами, например, социально-экономические реформы в России не изолированы друг от друга в пространстве и во времени, а выступают звеньями единого процесса формирования системы хозяйствования, развития социальной сферы. Поэтому не случайно истории России свойственна преемственность не только в отношении курса реформ, но даже конкретных преобразований. Так план реформ М.М. Сперанского во многом реализовался только в реформах 60—70-х гг. ХГХв., которые в свою очередь нашли продолжение в преобразованиях начала XX века. Денежная реформа СЮ. Витте была повторена в реформе Г.Я. Сокольникова в период НЭПа. Столыпинская аграрная реформа находит сторонников в настоящее время.
Сегодня циклический подход к экономическому развитию позволяет воспроизвести нелинейный, сложноорганизованный, волнообразный характер социально-экономического развития и открывает значительные перспективы для прогнозирования и регулирования не только экономических, но и социальных процессов.
В результате исследования динамики уровня жизни населения за период 90-х гг. XX в. Можно сделать вывод, что социальным итогом преобразований стало резкое ухудшение положения основной части населения России.
В настоящий момент в цивилизованном мировом сообществе противников государственного вмешательства в экономику в принципе нет. Весь вопрос состоит в том, что регулировать, какими методами и в чьих интересах.
Государственное регулирование предусматривает либо прямое регламентирование поведения хозяйственных субъектов, либо косвенное — через систему экономических методов. В первом случае используются административные методы воздействия: законы, приказы, инструкции и т.д. Во втором — экономические регуляторы: цены, налоги, банковские проценты, преференции и санкции. В целом под экономическими методами управления хозяйственной деятельностью (нередко называемыми экономическими рычагами) принято понимать денежно-стоимостные категории, используемые в процессе производства, распределения и обмена товаров, в масштабах отдельных регионов и государства в целом. К подобным рычагам обычно относят такие, как ценообразование, прибыль, плата за фонды, финансы, кредит, система субсидий и дотаций, налоги, валютный курс, государственные и местные бюджеты, зарплата и материальное стимулирование и др. Считается, что эти методы, в отличие от административных, побуждают коллективы и работников к действию не по указанию вышестоящих органов, а через интересы и потребности.
Вышеуказанные направления государственного регулирования активно влияют на систему социальной защиты населения, которая формируется на макро- и микроуровнях развития общества, с целью решения как долговременных (стратегических), так и кратковременных (тактических) задач. Специалисты в области социальной работы, владеющие социальными технологиями, должны использовать в своей практической деятельности все имеющиеся в их арсенале экономические методы для оказания помощи индивидам в решении наиболее острых социальных проблем в условиях переходного периода и становления в России рыночных отношений.
Переход
к социально ориентированной ры
Мы считаем, что методы социально-экономического воздействия в технологии социальной работы — это система использования финансово-материальных рычагов для улучшения социального самочувствия, жизнедеятельности индивидов.
Успех радикальной экономической реформы, социальное состояние общества, его стабильность в значительной степени зависят от того, насколько органично взаимодействуют свойственные рыночной экономике мотивации и стимулы к труду, свобода и масштабы предпринимательской деятельности с эффективной социальной защитой населения и материальной поддержкой наиболее слабых слоев.
Методы психологического воздействия в технологии социальной работы
На развитие человека оказывают влияние различные факторы: экологические катастрофы, деформация внутрисемейных коммуникаций, массовое стандартное обучение, социальные потрясения, урбанизация и высокий темп жизни — все это увеличивает количество людей, страдающих различными психическими расстройствами.
В сущности,
социально-психологическое возд
В технологии социальной работы понятие «психологическое воздействие» рассматривается как вид воздействия, осуществляемого в отношении субъекта и вызывающего причинно-следственные изменения в его психике и опосредованно — в его поведении.
Исходя из понимания сущности психологического воздействия, можно выделить основные психологические механизмы его реализации, и прежде всего — методы.
В настоящее время в нашей стране создана и развивается психологическая служба в системе социальной защиты населения. Работающие в ней специалисты призваны заниматься этими проблемами профессионально, в тесном сотрудничестве с психологами. Но для того, чтобы такое сотрудничество было продуктивным, сам социальный работник должен владеть элементарными основами психологических знаний.
Успехи социальной работы, бесспорно, связаны не только с совершенствованием организационных, экономических, финансовых и других отношений, они во многом зависят от умения управлять внутренними регуляторными и защитными механизмами.
Профессия социального работника в России еще не является массовой, тем более у нас еще очень немного специалистов, умеющих на практике применять психологические методы в области социальной защиты.
Если кратко сформулировать задачи, которые должен решать социальный работник в области психологической защиты, поддержки населения, то они заключаются в том, чтобы создать условия для активизации жизненных сил человека, оказать помощь индивиду, желающему измениться, способствовать решению проблем, тормозящих его развитие. Варианты психологической помощи человеку разнообразны, но они только тогда будут эффективны и полезны, если применяются в сочетании теории, методологии и технологии использования психологических знаний в социальной работе. Для специалиста в области социальной работы трудность состоит в том, что нужно уметь выбрать и использовать в непосредственной практической деятельности действительно необходимые для данного человека методы с учетом его социальных потребностей и интересов.
Оказание психологической помощи населению опирается на культурно-исторические традиции общества. Желание получить психологическую поддержку, потребность предотвратить нежелательные последствия в этой области необходимо рассматривать в контексте развития культуры общества, человека.
Как правило, социальному
работнику для решения
По мнению автора, методы психологического воздействия в технологии социальной работы — это определенная, устойчивая организованная система изменения поведения и сознания клиента с целью активного включения его в процесс разрешения социальных проблем.
Владение методами самоорганизации, самоуправления и саморегуляции и их применение непосредственно в процессе конкретной практической деятельности существенно повышает продуктивность социальной работы. Умение управлять своими психофизиологическими реакциями, вырабатывающимися в результате длительной психорегулирующей тренировки, позволит индивиду в экстремальных ситуациях активизировать и мо-билизовывать потенциальные возможности своего организма, физиологические ресурсы, заложенные самой природой, раскрывать и высвобождать «запасные», не задействованные резервы адаптации для более адекватного реагирования на воздействие внешней социальной среды.
Методы педагогического
Человечество все более осознает, что подлинный путь прогрессивной трансформации общественных отношений невозможен без глубоких изменений в сознании и поведении индивидов. И здесь огромная роль принадлежит педагогике.
Радикальные изменения в России во всех сферах государственного и политического устройства, осуществленные начиная с 1991 г., создали принципиально новую ситуацию в сфере образования, которое, по нашему мнению, уже не является одним из гарантов социальной защищенности индивидов.
Социальные технологии эффективно развиваются и совершенствуются благодаря развитой системе образования и воспитания — это объективный процесс. В настоящее время разработаны новые подходы, в частности опирающиеся на следующие принципы:
Педагогика — обширнейшая наука, которая имеет большой теоретический, исторический, социальный опыт развития. Многие процессы жизнедеятельности человека прямо или опосредованно зависят от педагогических мер воздействия. Необходимо помнить, что социальные работники — это и постоянные ученики, и учителя. Ведь повышение профессионального статуса, стремление расширить свою компетенцию и увеличить эффективность социальной помощи, поддержки не возможны без педагогических знаний.
В настоящее время подготовку специалистов для системы социальной защиты (развития) ведут более 100 учебных заведений России, пять средних специальных учебных заведений, более 30 профессионально-технических и медицинских училищ. В крупных региональных центрах созданы курсы повышения квалификации. Координацию работы по подготовке и переподготовке специалистов для социальной сферы осуществляет учебно-методическое объединение, созданное на базе РГСУ.
Проводя историческую параллель между педагогической технологией и технологией социальной работы, следует подчеркнуть, что вторая только в последние годы стала разрабатываться основательно. В контексте социальной работы педагогическая технология направлена на повышение прикладного, организационно-методического потенциала педагогики, а ее четкая прикладная направленность привлекает к ней внимание педагогов во всем мире. Само понимание категории «педагогические технологии» прошло ряд эволюционных этапов, как за рубежом, так и в России. У истоков педагогических технологий стояли известные советские педагоги: А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, СТ. Шацкий и др.
Применение педагогических технологий в области социальной работы освобождает социального работника от произвольности в построении и реализации педагогического воздействия и дает возможность нацеленно двигаться к прогнозируемому конечному результату при строгой обоснованности каждого компонента и этапов этого процесса.
Итак, по нашему мнению, педагогическое воздействие в технологии социальной работы следует рассматривать как систематическое и последовательное воплощение на практике заранее спроектированного процесса воспитательного и обучающего воздействия,
как совокупность методов, способов и средств достижения педагогических целей в системе читальной защиты населения.
Современная педагогическая наука со всей определенностью показала: никогда не поздно совершенствоваться, нет возрастных ограничений в освоении нового. Наоборот, чем больше жизненный и профессиональный опыт, тем успешнее идет обучение новому, однако проходит оно эффективнее при положительном настрое и правильной организации :ю\"чения.