Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2013 в 18:53, курсовая работа
Изложенные позиции отечественных авторов и исследовательский материал, на¬копленный в последние десять лет, позволя¬ют перейти от методологических проблем, которые сегодня существуют в социальной работе, к рассмотрению вопросов методо¬логии более высокого уровня.
Своеобразие нынешнего положения России указывает на критическую ситуацию с реализацией права людей наличную безопасность. Помимо разгула преступности, серьезную опасность для населения представляют массовые отравления людей, аварии на транспорте, экологические и техногенные катастрофы. Отсутствие надежного правозащитного механизма приводит к тому, что население начинает ориентироваться на неконституционные способы защиты своих прав и свобод. Все большая доля населения считают жизненно важным иметь дома огнестрельное оружие и в случае необходимости применить его. Широкое распространение получили митинги, забастовки, пикетирование административных зданий, имеются случаи голодовок и даже самосожжения. Все эти обстоятельства непосредственным образом сказываются на социальном самочувствии общества и во многом определяют стабильность обстановки в стране.
Социальная стабильность представляет собой степень устойчивости и внутреннего равновесия общества, обеспечивающую максимально благоприятные условия для всестороннего развития человека. Она является результатом целенаправленной деятельности государства и социальных институтов в такой сфере общественной жизни, как социальная безопасность. В центре политики государства по обеспечению социальной безопасности ее основным объектом должен быть человек, и, прежде всего, соблюдение его прав и совершенствование качества жизни.
При реализации прав и свобод в нынешний период на первый план выходят экономические и социальные гарантии. Поспешные и не во всем продуманные социальные реформы 90-х гг., слабая социальная ответственность бизнеса, недостаточная роль государства в поддержании отношений доверия между социально-демографическими группами населения и работодателями, явная слабость социального управления никак не способствуют укреплению социальной стабильности и безусловному соблюдению прав человека, прав россиянина. Именно в силу того, что сформированная в период правления Б.Н. Ельцина экономическая и политическая система не обеспечила реализацию прав и свобод россиян, многие из них сомневаются в правомерности именовать ее демократической.
Важным фактором обеспечения социальной стабильности является поддержание и совершенствование качества жизни людей.
В советской социологии вопросы качества жизни не получили самостоятельного научного развития и рассматривались лишь в связи с исследованием образа жизни на общесоциологическом уровне. В наиболее общем виде образ жизни рассматривался как совокупность, система существенных черт, характеризующих деятельность народов, классов, социальных групп, личностей в условиях определенной общественно-экономической формации. Общесоциологический подход просматривается и в определении качества жизни советскими социологами. Под качеством жизни ими понималось ощущение благосостояния личностью, ее удовлетворение или неудовлетворение жизнью, ее счастье или несчастье.
Учитывая многоуровневый характер такого социального феномена, каким является качество жизни, современная российская наука акцентирует внимание не только на исследовании таких приоритетов, как преодоление бедности, доходы, пенсии и заработная плата. Все чаще в сфере изучения оказываются условия жизни человека, климат, комфортность социума, потребности, интересы, ценностные ориентации индивида.
Если исходить из того, что качество жизни во многом определяется степенью, полнотой, своевременностью удовлетворения многообразных человеческих потребностей, то здесь нам на помощь приходит теория Маслоу.
Американский психолог А. Маслоу (1908— 1970) в середине 50-х гг. разработал теорию мотивационно-потребительской сферы личности, в соответствии с которой индивид стремится реализовать свою активную деятельность через потребности. Каковы эти потребности?
По утверждению А. Маслоу, если человеку не удается удовлетворить потребность более высокого уровня, он стремится, как можно полнее удовлетворить потребности низших уровней. Например, тот, кто отстранен от общественной деятельности по причине принадлежности к отвергаемой касте, этнической или социальной группе, находит компенсацию в счастливой семейной жизни. Но такое утверждение не всегда подтверждается на практике.
Согласно оценке А. Маслоу. работающий человек удовлетворяет свои физиологические потребности на 85 %, потребности в безопасности — на 70 %, в общении — на 40 %, в самовыражении и творчестве — на 10 %.
А. Маслоу выделил еще три высшие потребности: любознательность, потребность в осмыслении окружающего, эстетические потребности в красоте, симметрии, порядке, гармонии.
В научной и справочной литературе встречается множество определений понятия «интерес». Воспользуемся следующей трактовкой: осознанные обществом, социальными группами и индивидом потребности являются их интересами.
Реализация потребностей непосредственно связана с мотивацией действий и поступков человека. Существует самая различная трактовка природы и функций мотивов, побуждающих к деятельности, связанных с удовлетворением потребностей субъекта и регуляции его поведения в рамках теоретических концепций психоанализа, бихевиоризма, гуманистической психологии.
Социальный работник, взаимодействуя с клиентом, должен всесторонне учитывать совпадающие или противоречивые интересы, мотивы и ценности, нормы и стереотипы поведения, побуждающие к действию. В этом контексте социальные действия являются не чем иным, как результатом взаимодействия различных потребностей и интересов.
Возможные последствия подавления потребностей для общественного развития анализируются в работе П.А. Сорокина «Социология революции». Он приходит к выводу, что «непосредственной предпосылкой всякой революции всегда было увеличение подавленных базовых инстинктов большинства населения, а также невозможность даже минимального их удовлетворения2.
Подавление инстинктов, потребностей, доказывает автор, ведет к революционным катаклизмам. П.А. Сорокин приходит к выводу, что «все возражающее подавление основных инстинктов населения, их базовый характер и бессилие групп, стоящих на страже порядка, — таковы три элемента адекватного описания условий революционного взрыва»3. Не случайно в известном определении В.И.Ленина о революционной ситуации (совокупность объективных и субъективных условий) указывается обострение, выше обычного, нужды и бедствий, а также нежелание жить по старому3.
П.А. Сорокин отмечал, что подавление базовых инстинктов вызывает массовое девиантное поведение, которое может проявляться как в революционной активности, так и в пассивности — обоюдно опасных для общества.
В этом аспекте до настоящего времени сохраняют актуальность теоретические выводы П.А. Сорокина о том, что, кроме революционных экспериментов, изменению и реконструкции социальной организации могут способствовать и реформы, при проведении которых, по П.А. Сорокину, необходимо учитывать следующие принципиальные позиции: реформы не должны попирать человеческую природу и противоречить ее базовым инстинктам; тщательное научное исследование конкретных социальных условий должно предшествовать любой практической реализации их реформирования; каждый реконструктивный эксперимент вначале следует тестировать на малом социальном масштабе. И лишь если он продемонстрирует позитивные результаты, масштабы реформ могут быть увеличены; реформы должны проводиться в жизнь правовыми и конституционными средствами4.
Социальную безопасность можно представить как систему реализации витальных и социальных потребностей, включающую социальное государство, социальную политику и собственно социальную работу.
Система социальной безопасности предполагает следующую иерархию уровней: макроуровень (социальная политика); мезоуровень (социальные программы местного самоуправления, на коммунальном уровне и по месту жительства); микроуровень — социальная работа с клиентом (индивидом или группой).
'Сорокин П.А.
Человек. Цивилизация.
Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. М.: Политиздат, 1992. С. 272-273.
Ключевой структурный элемент системы социальной безопасности — социально государство.
Конституция определяет Российскую Федерацию как социальное государство, «полити ка которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободно развитие человека. В Российской Федерашг охраняется труд и здоровье людей, устанаачи вается гарантированный минимальный разме оплаты труда, обеспечивается государственна поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты».
Необходимо отметить, что до настоящего времени среди исследователей отсутствие единство в понимании сущности социального государства. Если для одних характерно широкое их толкование как государственно системы опеки и обеспечения, то для других роль социального государства сводите к сглаживанию структурного социального пера венства и предотвращению массового обпита ния населения.
Д. Крефт и И. Миленц, авторы немей кого «Словаря социальной работы: задача практика, понятия и методы социальной работы и социальной педагогики», предлагаю следующую трактовку: «социальное государство обозначает обязанность государств заботиться о благосостоянии своих граждан. Это обстоятельство осуществляется путем компетентного вмешательства государств в соответствии с существующим законодательством в социально-экономические процессы, когда это необходимо для поддержания должного уровня благосостояния.
Исходя из выше изложенного можно сделать вывод: государство, обеспечивая безопасную жизнедеятельность, должно обеспечивая гарантии этой безопасности. Вопрос о гарантиях имеет ключевое значение, ибо его раз решение во многом определяет устойчивость и прочность межгосударственных отношение стабильность и динамичное развитие всех ее социальных общностей и институтов.
Исходя
из обозначенного подхода можно ск
Гарантии безопасной жизнедеятельности являются условием и личностного роста, поступательного развития общественных отношений, социального сотрудничества, партнерства, взаимодействия межэтнического общения и прогресса государства. Их отсутствие приводит к деформации человека, зажатости, искажению самооценки, сужению круга общения, духовному и культурному общению, подрыву основ государственности, потере суверенитета, целостности страны и другим негативным последствиям.
Система гарантий безопасности должна строиться на цивилизованных, гуманистических, общечеловеческих началах, исходя из внешнего и внутреннего контуров, т.е. подсистемы международных гарантий и подсистемы социальных гарантий.
Государство и общество обязаны создать экономические (материальные), политические, правовые (юридические), духовно-нравственные гарантии безопасной жизнедеятельности. Реализация этих гарантий будет обеспечивать человеку гражданские, политические, экономические, социальные, культурные права и свободы.
Рассмотрение проблемы социальной безопасности позволяет сделать вывод об особой ее актуальности на современном этапе развития нашей страны. Важна не только целенаправленная работа органов государственной власти, местного самоуправления, бизнес-сообщества, общественных организаций. В ходе социальной модернизации жизненно необходимо повышение активности граждан в реализации своих прав, расширение масштабов гражданской инициативы.
Литература
1. Ершов А.Н., Хайруллина Ю.Р. Качество жизни и местное самоуправление в условиях социальной модернизации // Социологические исследования. 2004. № 8.
2. Жуков В.И. Россия в глобальной системе социальных координат: социологический анализ и прогноз // Социологические исследования. 2008. № 2.
3. Здравомыслов А.Г. Потребности. Интересы. Ценности. М.: Политиздат, 1986.
4. Кузьмин С.А. Социальные системы: опыт структурного анализа. М.: Наука, 1996.
5. Леонтьев А.А. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1977.
6. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. М.: Политиздат, 1992.