Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2013 в 18:53, курсовая работа
Изложенные позиции отечественных авторов и исследовательский материал, на¬копленный в последние десять лет, позволя¬ют перейти от методологических проблем, которые сегодня существуют в социальной работе, к рассмотрению вопросов методо¬логии более высокого уровня.
Взятый для исследования хронологический этап органически входит в так называемый переходный период в жизни общества. Наука и практика пока не определили его временные рамки, но очевидно, что с 1991 года формируется принципиально новая система социальной защиты населения, которая приобрела свою структуру управления, нормативно-законодательную базу и кадровый корпус.
Историография и источниковая база проблемы
Историография социальной практики объясняет не только то, что происходило и происходит в исторической науке, но и то, каковы были источники, движущие силы процесса технологизации социальной работы, как она развивалась на протяжении столетий.
Историография технологии социальной работы рассматривается нами как элемент общего развития общества: политики, экономики, социальной и духовной жизни, как элемент культуры, как историческое явление, ветвь общественной мысли и специальная отрасль исторической практики. В центре историографии технологии социальной работы лежит концепция исторического процесса: ее возникновение, утверждение и дальнейшее развитие.
Становление и создание основ технологии социальной помощи в Советской России (1917— 1936 гг.). Октябрь 1917 года открывает новый этап в развитии социальной помощи в России, когда главным и определяющим субъектом в разработке социальной политики и оказании социальной помощи и поддержки нуждающимся становится государство. Проводится в жизнь социальная политика, направленная на поддержку и помощь слабым и больным, инвалидам и престарелым, женщинам и детям, и прежде всего предусматривающая охват большинства категорий трудящихся, универсальность, государственные гарантии.
В 1917—1918 гг. был принят ряд важных законодательных актов. Первая Конституция Советской республики — Конституция РСФСР (июль 1918 г.)— продекларировала строительство социально справедливого общества, обеспечивающего социальные гарантии трудящимся на основе искоренения эксплуатации человека человеком. Кроме того, следует отметить декреты ВЦИК от 22 декабря 1917 года «О страховании на случай болезни» и от 31 октября 1918 года «Положение о социальном обеспечении трудящихся», которые предусматривали бесплатное оказание всех видов врачебной, лекарственной помощи, родовспоможения, устанавливали пенсии по старости, а также пособия по безработице.
В период «военного коммунизма» и гражданской войны социальное страхование в нашей стране фактически не существовало. В эти годы главной задачей являлось обеспечение военного контингента, независимо от его социальной принадлежности (рабочий или крестьянин). Оно начало восстанавливаться лишь в 1921 году, когда был взят курс на реализацию новой экономической политики. В связи с переходом к нэпу встал вопрос о дифференцированном подходе к социальному обеспечению различных групп населения.
Постепенно вместо прежней, единой для всех граждан системы государственного социального обеспечения, сложились следующие формы: а) социальное страхование рабочих и служащих; б) государственное обеспечение инвалидов и семей военнослужащих (красноармейцев); в) обеспечение крестьян (колхозников) в порядке взаимопомощи.
В 1927 году в СССР были впервые введены государственные пенсии по старости. К 1929 году советская власть в законодательном порядке утвердила полное социальное обеспечение всех трудящихся при всех видах потери трудоспособности и впервые в мире — при безработице за счет нанимателей и государства, при помощи профессиональных союзов. В начале 30-х гг. пенсионное обеспечение по старости практически охватило рабочих всех отраслей народного хозяйства.
Важнейшие формы социального обеспечения — государственное обеспечение и крестьянская взаимопомощь — рассматривались в литературе 20-х гг. гораздо меньше, чем социальное страхование. Развитию крестьянской взаимопомощи посвящено несколько трудов (И.К. Ксенофонтов, Н.А. Милютин, В.В. Мокеев, Ф.А. Строганов и др.), которые в основном носят прикладной характер. В них излагается содержание основных законодательных актов по развитию крестьянской взаимопомощи, а главное внимание уделено рассмотрению тех мероприятий, которые должны проводиться на местах для создания кресткомов. Роль кресткомов была не только в организации социальной помощи крестьянскому населению, но и в развитии начал коллективизма у крестьян путем организации общественных запашек, поддержки кооперации и т.д. Многие кресткомы в экстренном порядке (голод в России 1921—1922 гг.) выступали в качестве вспомогательных органов комиссий помгол и исполкомов Советов для борьбы с этим чрезвычайным бедствием.
Ряд популярных работ 20-х гг. (Р.М. Бравая, А.Д. Калинин и др.) были посвящены проблемам развития отдельных отраслей социального обеспечения, таких, как охрана материнства и младенчества, борьба с беспризорностью и др.
В стране широко проводилась кампания по организации лечения, отдыха военнослужащих в санаториях, в частях Красной армии осуществлялось санитарно-здравоохранительное просвещение. В целом для работ того времени характерен неглубокий анализ деятельности органов власти по социальной защите военнослужащих; слабая источниковая база предопределяла декларативное, отрывочное освещение изучаемой проблемы, как правило, показывалась лишь роль Коммунистической партии.
Таким образом, по мнению автора, первый, начальный период характеризуется реализацией государственной системы социальной помощи трудящимся, зарождение основных элементов технологий социальной работы приходится на 1917—1936 гг. - от Октябрьской революции до принятия Конституции СССР в 1936 году.
Сущность и основные направления государственной социальной защиты в СССР (1937—1990гг.). С принятием Конституции СССР (1936 г.) развитие социальной защиты населения вступает во второй период. Советское законодательство с первых лет предусматривало право трудящихся на материальное обеспечение в случае потери трудоспособности от разных причин.
С 1938 по 1946 г. право на социальное обеспечение, в том числе и на социальное обслуживание, распространяется на всех граждан страны. Оно включает в себя организацию материально-бытового, культурно-бытового, лечебно-оздоровительного и санаторно-курортного обслуживания всего населения в целом, и в особенности категории пенсионеров. В числе гарантий права на материальное обеспечение в старости и в случае нетрудоспособности предусматривалось развитие пенсионного обеспечения рабочих и служащих за счет государства, а также обслуживание в виде бесплатной медицинской помощи, предоставление широкой сети санаториев, курортов, домов отдыха. В органах социального обеспечения, помимо пенсионного обеспечения, сосредоточивается работа по организации специальных видов обслуживания одиноких пенсионеров и инвалидов, по трудовому и бытовому их устройству, протезированию и т.д.
В послевоенный период государство много делает для развития народного образования и здравоохранения, социально-культурной сферы, охраны труда и техники безопасности, создания сети детских садов и яслей. Вводятся пособия матерям и стипендии учащимся. В конце 60-х — начале 70-х гг. особое внимание уделялось развитию общественного фонда потребления, почти половина средств которого расходовалась на удовлетворение социальных потребностей, около 40 % — на материальное обеспечение нетрудоспособных, 10 % — на оплату отпусков. В это же время была создана система пенсионного обеспечения.
Конституцией
СССР, принятой в 1977 г., была образована
государственно-
Усиленная разработка теоретических аспектов социального обеспечения в литературе 70—80-х гг. создала основу для конкретно-исторического изучения темы.
Необходимо подчеркнуть, что к 1988 году советское общество оказалось в состоянии глубокого кризиса, произошло падение авторитета государства и партии, обострение социальной напряженности, дестабилизация экономики, снижение уровня и качества жизни народа.
Именно в этот период в средствах массовой информации, выступлениях руководителей партии и правительства появилась категория «социальная защищенность личности», декларируемая в основном как желаемый результат, цель деятельности органов государственной власти и управления.
По решению XIX партконференции в 1989 г. Государственный комитет СССР по труду и социальным вопросам совместно с комитетами и комиссиями Верховного Совета СССР и ВЦСПС приступили к разработке системы социальной защиты населения. Исходя из предложенной концепции, социальная защита населения осуществлялась деятельностью органов государственной власти и управления, трудовых коллективов, общественных организаций.
Объектом социальной защиты являлось население страны. Однако степень и формы социальной защиты зависели от социально-экономического положения групп населения. Для трудоспособного населения социальная защита заключалась в реализации права на труд, доход по труду, пособие на случай нетрудоустройства и т.д. Для граждан, которые не в состоянии самостоятельно обеспечить минимальный уровень жизни (многодетные семьи, молодые и неполные семьи, дети, учащаяся молодежь, инвалиды, пенсионеры и другие категории населения с ограниченной или неполной трудоспособностью), — это денежная и натуральная помощь, различные льготы, социальное обслуживание.
Исходя из всего перечисленного, автор исследования сделал вывод, что в СССР для социальной защиты в целом были характерны многочисленность видов и форм социального обеспечения и социального страхования; возможность предоставления одновременно нескольких одному гражданину при соответствующих условиях; в большинстве своем все виды обеспечения предоставлялись либо вообще бесплатно, либо с незначительной оплатой, а также существовала разветвленная система социального обслуживания и услуг для нуждающегося населения.
Формирование и развитие технологии социальной работы в современной России (1991—2002 гг.). При всех недостатках и критике системы социального обеспечения, сложившейся в рамках бывшего Союза ССР, это была, безусловно, целостная, логично построенная, основанная на принципах всеобщности и универсализма, государственная система. Справедливо утверждать, что эта система не давала достаточно высокий уровень обеспечения пенсионерам и инвалидам, однако соотношения средних и максимальных пенсий по отношению к средней и максимальной заработной плате были значительно лучше, чем в современный период. Эту систему отличало также и то, что она имела устойчивую, подконтрольную правительству, жестко управляемую структуру государственных органов, осуществляющих функции по социальному обеспечению населения.
В России начинается процесс формирования отношения к социальной работе как к непосредственной практической деятельности, юридически оформленной профессионально, — возникают профессии «социальный работник», «специалист по социальной работе». Важное место отводилось разработке методов, инструментария профессиональной деятельности, т.е. формированию различных технологий социальной работы.
С введением в 1991 году специальности «социальная работа» в системе высшего образования важнейшим направлением деятельности в этой сфере является освоение современных технологий работы с различными категориями населения, т.е. аудиторное и практическое овладение той или иной технологией или совокупностью социальных технологий, что означает прибавление у работника знаний, навыков и умений.
Таким образом, проведенный историографический анализ позволяет сделать вывод, что формирование технологии социальной работы как особого типа социального института обусловлено историческим развитием общества и изменением социальной структуры. Его возникновение связано с наличием определенной потребности общества в эффективной социальной помощи и поддержке, при разработке и внедрении цивилизованных стандартов, норм социальной защиты.
Из вышесказанного следует авторское определение: историография технологии социальной работы — это возникновение, утверждение и дальнейшее развитие, а также обобщение источников, концепций, идей, взглядов на процессы исторической практики (теории) в области социальной защиты населения.
Современные российские ученые находятся в поисках доминанты, способной раскрыть роль социальной защиты в историческом развитии российского общества, определи важность процессов технологизации социальной сферы и профессиональной деятельности, что подразумевает видение как объективного так и субъективного аспектов генезиса истории России. В частности, известные варианты периодизации истории социальной работ: рассмотренные через призму формационных цивилизованных форм развития, не во всё корректны. На наш взгляд, применение принципов цикличности волнового развития истории технологии социальной работы позволит выявить закономерности ее динамики и объективного явления социальной практик сущность активизации в тот или иной период источники качественного изменения.
Место технологии социальной работ в системе современного гуманитарного знания определяется не только научной значимость исследования исторических закономерностей развития социальной защиты в целом, но и их возможным прикладным эффектом.
Методологические и