Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2013 в 18:53, курсовая работа
Изложенные позиции отечественных авторов и исследовательский материал, на¬копленный в последние десять лет, позволя¬ют перейти от методологических проблем, которые сегодня существуют в социальной работе, к рассмотрению вопросов методо¬логии более высокого уровня.
Области и процессы, связанные с развитием учения о подготовке, переподготовке и повышении квалификации социальных работников, предполагают разработку научно-методических основ возрождения отечественного социального образования в национально-культурном пространстве современной России. Острота и особая значимость вхождения России в Болонский процесс усиливает внимание исследователей к разработке частной методологии защитных мер, направленных на профилактику рисков национально-государственной и социальной безопасности высшей школы России и, соответственно, выпускников российских вузов.
На научно-методическом уровне будет осуществляться работа, начатая в начале 90-х годов прошлого века, по изучению структуры социальной работы и ее составляющих, более глубокому познанию содержания и специфики деятельности учреждений социального обслуживания и социальных служб, объема, правил и методов применения современных технологий социальной работы, а также методологических требований к путям познания в теории социальной работы.
ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ ЖУРНАЛ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ № 2 - 2009
СОДЕРЖАНИЕ
I. ТЕОРИЯ, МЕТОДОЛОГИЯ И ИСТОРИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ
Кочергин М.С.
ФЕНОМЕН СОЦИАЛЬНОЙ СПРАВЕДЛИВОСТИ В КОНТЕКСТЕ
ИСТОРИКО-ФИЛОСОФСКОЙ МЫСЛИ, СОВРЕМЕННОГО
СОЦИОГУМАНИТАРНОГО
ЗНАНИЯ И ПРОБЛЕМ СОЦИАЛЬНОГО БЫТИЯ 4
Ерохин
Ю.С. ТЕХНОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНОЙ
И СОВРЕМЕННОГО ПОДХОДОВ 10
Пузиков А.Е. СОЦИАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ В ТЕОРИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ 20
Алексеева Л.С. НЕПОЛНЫЕ СЕМЬИ В ТРУДНОЙ ЖИЗНЕННОЙ СИТУАЦИИ 26
Торохтий В.С.
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
СОЦИАЛЬНОЙ
РАБОТЫ С СЕМЬЯМИ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ 32 Дундина Н.А. ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИИ
И БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ
(КОНЕЦ XIX-НАЧАЛО XX ВЕКА) 43
II. МЕТОДИКА И ПРАКТИКА СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ
Фарафутдинова
Т.Ф. ХАРАКТЕРИСТИКИ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ
ДЕЗАДАПТАЦИИ ПОДРОСТКОВ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ
БРОДЯЖНИЧЕСТВОМ 50
Гридасов Н.И. СОЦИАЛИЗАЦИЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ИХ ПОДГОТОВКА
К САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ЖИЗНИ 58
Видякин
А.Н. СОЦИАЛЬНО-
БЕЗДОМНОСТИ ПОЖИЛЫХ ГРАЖДАН И ПРАКТИКА
РЕАБИЛИТАЦИИ
ЛИЦ ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА БЕЗ ОПРЕДЕЛЕННОГО
МЕСТА ЖИТЕЛЬСТВА 65
III. НАУЧНАЯ ДИСКУССИЯ
Нестерова Г.Ф. СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА КАК САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ
ПРИКЛАДНАЯ НАУКА И СОЦИАЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ 72
ТопчийЛ.В. РАЗМЫШЛЕНИЯ ОБ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ТЕОРИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ 75
III. СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА ЗА РУБЕЖОМ
Антропов В.В. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ
В ГОСУДАРСТВАХ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА 81
НАШИ АВТОРЫ 87
О ПОДПИСКЕ НА ИЗДАНИЯ МОО «АССОЦИАЦИЯ РАБОТНИКОВ
СОЦИАЛЬНЫХ СЛУЖБ» НА ВТОРОЕ ПОЛУГОДИЕ 2009 ГОДА 88
СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА
КАК САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ПРИКЛАДНАЯ НАУКА
И СОЦИАЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ
Г.Ф. Нестерова
В последнее время социальная политика нашего государства нацелена на уменьшение объема социальной работы в стране путем передачи ее формальных функций в сферы здравоохранения и образования. Традиционная сфера социальной работы финансируется по остаточному принципу и не отделена ни в административном, ни в законодательном порядке от сферы социального обслуживания населения: социальную работу проводят те же учреждения, которые оказывают социальные услуги.
В то же время в Евросоюзе и США наблюдается активный рост объема социальной работы в ее специфических функциях, числа специализированных учреждений, выполняющих эту деятельность и, соответственно, государственного и частного финансирования этой специфической области социальной политики.
Рассмотрим, в какой мере этот парадокс связан с идеологическими установками в отношении целей и задач социальной работы, пропагандируемыми в России. Основная цель социальной работы ведущими российскими авторами формулируется как:
— обеспечение культурного, социального и материального уровня жизни людей, оказание индивидуальной помощи человеку, семье или группе лиц [9].
Если следовать этим определениям, и социальная работа — специфическая деятельность по удовлетворению потребностей различных категорий населения, то чем эта формулировка отличается от определения любой другой специфической деятельности, удовлетворяющей интересы населения? Торговля, например, тоже удовлетворяет потребности и интересы определенных категорий населения, а сверх того обеспечивает культурный, социальный и материальный уровень жизни. Социальное обеспечение тоже полностью подходит под это определение, и с этой точки зрения сотрудник Пенсионного фонда — самый лучший специалист по социальной работе.
С другой точки зрения, в свете данных определений, каким образом социальная работа должна удовлетворять интересы и потребности представителей «групп риска» — алкоголиков, наркоманов, «детей улиц», которые в подавляющем большинстве не хотят менять свой образ жизни? Не с этим ли связан угрожающий рост в нашей стране численности асоциальных категорий населения: людей с зависимым поведением, бездомных детей и взрослых, криминальных и полукриминальных группировок, «инвалидизирован-ных» семей, живущих на пенсии по инвалидности нескольких членов семьи? Ясно, что средствами социального обеспечения и обслуживания, здравоохранения и образования этот рост не остановить, тем более не повернуть тенденцию вспять. Отсюда следует вывод, что потребности этих групп населения надо действительно каким-то образом (способами, методами) менять, формировать, используя потенциал возможностей социальной работы. При этом с неизбежностью придется признать, что социальная работа как деятельность по удовлетворению потребностей не нужна.
В самом деле проблемы социального обеспечения решают страховые фонды и бюджеты разных уровней. Проблемы социального обслуживания решают специализированные учреждения и предприятия, финансируемые субъектами Федерации. В этих учреждениях и предприятиях социальные услуги, удовлетворяющие насущные потребности пожилых и инвалидов, да и других клиентов социальной службы при надомной, полустационарной и стационарной формах обслуживания оказывают работники, не имеющие специального профессионального образования (социальные работники, медсестры, санитары, социальные педагоги, психологи и т.п.). Специалисты же по социальной работе занимаются консультативной деятельностью, диапазон которой весьма ограничен, да и эти функции могут выполнять, например, специалисты в области социального права при подготовке в объеме курсов повышения квалификации.
Возникает вопрос, имеются ли у социальной работы цели, задачи и средства, которые востребованы в других странах, но не используются, по крайней мере, не провозглашаются в нашей стране?
Общество организовано таким образом, что люди, действуя в целях реализации собственных целей и задач, отдают часть деятельности на поддержание жизнеспособное^ I все го общества, занимаются созидательной деятельностью в пользу общества. Такие люди и объединяющие их социальные группы относятся к категории социально активных элементов общества. Однако в любом обществе существуют асоциальные индивиды и социальные группы, которые, пользуясь продуктами деятельности общества, не дают вклада в поддержание его жизнедеятельности. Если доля асоциальных элементов превышает предел, за которым истощается ресурс жизнеспособности общества, начинается распад общества как социальной системы [5, 13]. С этой точки зрения основная цель социальной работы — предупреждение распада общества. Эта цель в конечном счете сводится к двум задачам:
Социальная работа — процесс во времени и пространстве, следовательно, в любом ее методологическом направлении это определенная последовательность действий, именуемая технологической цепочкой или технологической схемой [7, 8].
Генеральная,
или общая технологическая
Технология социальной работы, как было показано выше, — один из видов социальных технологий, отличающийся своеобразием этапов технологической схемы и методов, с помощью которых осуществляются эти этапы. Любое из направлений, любой из видов технологий социальной работы, работа с любыми объектами включают в качестве этапа социальную терапию. Этот этап реализует цель и задачи социальной работы, которые в конечном счете сводятся к социальной адаптации объектов работы к условиям их повседневной жизнедеятельности. Ни одна иная социальная технология не предусматривает социальной терапии [11 — 13].
Внедрение тоже представляет собой своеобразный этап технологии социальной работы, который не является необходимым для других социальных технологий. В макропрактике, объединяющей деятельность управленцев в сфере социальной работы, которые не контактируют непосредственно с объектами социальной терапии, внедрение осуществляют посредники — специалисты по социальной работе или представители общественных объединений.
С другой стороны, на определенных этапах социальной работы могут быть использованы другие социальные технологии, которые при этом не подменяют собой всю последовательность технологических этапов, свойственных социальной работе.
Так, например, в макросоциальной работе (работе с территориальными сообществами) применяются социальное проектирование и социальное прогнозирование для составления программ социальной терапии населения локальных территорий или определенных категорий населения. Такие программы получают наименование социальных программ, но отличаются от широкого спектр; социальных программ иного профиля наличием предусмотренных терапевтических мероприятий.
Обширный набор методов социальной работы не должен оставлять впечатления, что социальная работа осуществляется методами, заимствованными из других социально значимых прикладных научных отраслей. В социальной работе они применяются в существенно модифицированном виде. Так, например, в социологических исследованиях диагностику проводят с помощью тех же методологических подходов, что и в социальной работе. Исследования одного и того же объекта занимают от нескольких часов до нескольких лет. В социальной работе диагностика необходима в основном для сугубо прикладных клинических целей постановки социального диагноза, а не для целей научного исследования. Соответственно, ее методы приспосабливаются для проведения быстрого и эффективного процесса экспресс-диагностики, занимающего несколько минут и незаметного для объектов работы. Социально-психологические методы социальной работы, безусловно, ведут свое происхождение от методов, используемых в психологии, но они в значительной мере упрощены и адаптированы для применения специалистами по социальной работе [2—4].
Сегодняшний день нашей страны настоятельно требует утверждения и пропаганды социальной работы как уникальной технологии оздоровления установок населения и его отдельных категорий, нормализации поведения маргинальных слоев общества, воспитания нравственно здорового поколения, имеющего собственные научные концепции и арсенал методов.
Литература
1. Основы социальной работы / под ред. П.Д. Павленка. 3-е изд. М.: ИНФРА-М, 2007.
2. Нестерова Г.Ф., Астэр И. В. Технология и методика социальной работы. СПб.: ИМЕНА, 2006.
3. Павленок П.Д. Теория, история и методика социальной работы: уч. пособие. 3-е изд. М.: Дашков и К°, 2005.
4. Сафонова Л. В. Содержание и методика психосоциальной работы: уч. пособие. М.: ИЦ «Академия», 2006.
5. Смелзер Н.Д. Социология: пер. с англ. М.: Владос, 2003.
6. Социальная работа: уч. пособие / под ред.В.И. Курбатова. М.: Дашков и К"; Ростов н/Д: Наука-Пресс, 2007.
7. Технологии социальной работы: учебник / под ред. Е.И. Холостовой. М: ИНФРА-М, 2001.
8. Фирсов М.В. Технология социальной работы. М.: Академический проект, 2007.
9. Холостова Е.И. Глоссарий социальной работы.М.: Дашков и К", 2007.
10. Холостова Е.И. Социальная работа: уч. пособие. 6-е изд. М.: Дашков и К", 2009.
11. Энциклопедия социальной работы. Т. 1-3.М.: Центр общечеловеческих ценностей, 1993-1994.
РАЗМЫШЛЕНИЯ ОБ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ТЕОРИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ