Отечественный журнал социальной рабоы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2013 в 18:53, курсовая работа

Описание работы

Изложенные позиции отечественных авторов и исследовательский материал, на¬копленный в последние десять лет, позволя¬ют перейти от методологических проблем, которые сегодня существуют в социальной работе, к рассмотрению вопросов методо¬логии более высокого уровня.

Файлы: 1 файл

ОЖСР 2009,3.doc

— 527.00 Кб (Скачать файл)

Результатом совместной деятельности многих лиц на уровне принятия решений, научной общественности явилась разработка такого инструмента, фиксирующего гарантированные права и возможности жителям нашей страны, как минимальный стандарт основных показателей качества жизни населения.

Впервые законодательно это понятие было зафиксировано в Федеральном законе «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (24 июля 1998 г. № 124-ФЗ):

«Статья 8. Установление государственных минимальных социальных стандартов основных показателей качества жизни детей

1. Государственная  политика в интересах детей осуществляется на основе государственных минимальных социальных стандартов основных показателей качества жизни детей, установленных законодательством Российской Федерации и являющихся составной частью государственных минимальных социальных стандартов».

В этой же статье была определена структура совокупности этих стандартов, включающих в себя установленный минимальный объем социальных услуг по:

гарантированному, общедоступному бесплатному начальному общему, основному общему, среднему (полному) общему образованию, начальному профессиональному, на конкурсной основе среднему профессиональному, высшему профессиональному образованию, воспитанию в образовательных учреждениях;

бесплатному медицинскому обслуживанию детей, обеспечению их питанием в соответствии с минимальными нормами питания;

гарантированному  обеспечению детям по достижении ими возраста 15 лет права на профессиональную ориентацию, выбор сферы деятельности, трудоустройство, охрану труда, оплату труда в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

социальному обслуживанию, социальной защите детей, в том числе обеспечению гарантированной материальной поддержки путем выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей, в связи с их рождением и воспитанием, а также меры по социальной адаптации и социальной реабилитации детей, находящихся в трудной жизненной ситуации;

обеспечению права  на жилище в соответствии с законодательством Российской Федерации;

организации оздоровления и отдыха детей, в том числе  детей, проживающих в экстремальных условиях, а также на территориях, неблагоприятных в экологическом отношении и признанных таковыми в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

оказанию квалифицированной  юридической помощи.

Это был весьма впечатляющий комплекс услуг, которые государство обязано было предоставлять детям. Если добавить сюда обеспечение безопасности (защиту от жестокого обращения) и культурно-спортивные услуги, можно было бы говорить о полноценной системе социальных стандартов.

Следует обратить внимание на продуктивную концепцию, которая была сформулирована в данном законе:

— государство  гарантирует детям минимальные социальные стандарты основных показателей качества жизни;

 

  • подобные государственные минимальные стандарты качества жизни должны быть разработаны не только в отношении детей, но также относительно всех других категорий населения;
  • оценка положения детей (или других социальных групп) ведется с точки зрения показателя качества жизни, что, как известно, гораздо более информативный и многосторонний фактор, чем показатель уровня жизни.

Однако данная законодательная норма была, как  представляется, необоснованно отменена под тем предлогом, что требования, заложенные в этой статье, все равно не выполняются.

Сегодня вопрос государственных минимальных социальных стандартов снова начинает выходить на передний план внимания. Это обусловлено тем, что недифференцированная, в известной степени произвольная социальная поддержка, предоставляемая различным категориям уязвимого населения, при значительных финансовых затратах не всегда приносит те результаты, на которые рассчитывает социальная политика: объем социальных проблем не сокращается, получатели выплат и услуг не переходят в категорию экономически и социально самостоятельных субъектов. Кроме того, современные социально-экономические трудности, обусловленные мировым финансовым кризисом, предъявляют новые требования к стимулированию процессов развития, побуждению все большего числа индивидов к продуктивному и результативному труду.

Особую значимость данная проблема имеет для инвалидов, людей с ограниченными возможностями, т.к. впечатляющее разнообразие человеческих типов и социальных условий в их ситуации многократно осложняется, с одной стороны, тем или иным вариантом ограничений здоровья, с другой стороны — отсутствием в обществе, в их повседневном окружении условий (или неполнотой таких условий) для всесторонней реализации своих прав и возможностей, «достоинства, присущего всем членам человеческой семьи».

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета РФ, №5, 1992. С. 1024.

 

2

3 Ленин В.И. Поли. собр. соч., Т. 26. С. 218.

4 Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. М.: 
Политиздат, 1992. С. 271.

5 Организация Объединенных Наций. Права человека: Вопросы и ответы. Нью-Йорк, 2005. С. 3.

6 Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, преамбула.

7 Права человека и работа в социальной сфере: пособие для учебных заведений по подготовке социальных работников и для работников социальной сферы. Нью-Йорк; Женева: ООН, 2005.


Информация о работе Отечественный журнал социальной рабоы