Отечественный журнал социальной рабоы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2013 в 18:53, курсовая работа

Описание работы

Изложенные позиции отечественных авторов и исследовательский материал, на¬копленный в последние десять лет, позволя¬ют перейти от методологических проблем, которые сегодня существуют в социальной работе, к рассмотрению вопросов методо¬логии более высокого уровня.

Файлы: 1 файл

ОЖСР 2009,3.doc

— 527.00 Кб (Скачать файл)

Дискуссионная терапия. Является основным методом и используется регулярно с различными клиентами. На практике активность группы бывает разной: в дискуссии могут быть затронуты как актуальные проблемы, так и темы, связанные с биографическими данными клиентов.

Социальному работнику необходимо также владеть частными терапевтическими методами, ее технологиями. К ним относятся социотерапия, музыкотерапия, ритмотера-пия, арт-терапия, цветотерапия, терапия одиночества, библиотерапия, имаготерапия и др.

В технологии социальной работы нельзя отдавать предпочтение какому-либо терапевтическому методу или считать его панацеей от всех бед. Воздействие на клиента наиболее эффективно, когда оно применяется с учетом условий и ситуации, приобретенного опыта, факторов, усиливающих мотивацию подопечного. Клиент, нуждающийся в целенаправленной терапевтической помощи, должен осознавать и понимать, что терапия является одним из важнейших методов решения его проблем. При таком осознанном подходе терапевтическая помощь может быть более эффективна. Кроме того, социально-терапевтическое воздействие зависит от организационной структуры социального учреждения, его кадровых возможностей и личных предпочтений персонала.

Мы считаем, что социальная терапии в технологии социальной работы — это область теоретических знаний и совокупность практических методов воздействия на людей, испытывающих трудности эмоционального, социального порядка, с целью улучшения результатов их жизнедеятельности самочувствия.

Обучение социотерапевтическнм методам — процесс непрерывный, зависящим от меняющихся социокультурных условий, уровня знаний о функционировании человека. Большое значение имеет самообразование. прослушивание лекций, дискуссии на темы практической психотерапевтической помощи и др.

Хорошим социальным работником является не тот, кто просто изучает различные методы и терапевтические уловки, а тот, кто, благодаря контактам с клиентом, будет все лучше и лучше понимать другого человека и обогащать свой собственный мир переживаний, т.к. перенесение определенных чувств на иного человека происходит не методами, а человеком.

Технология социальной работы по регулированию адаптивных и реабилитационных процессов среди различных категорий населения

Вопросы социальной адаптации и реабилитации являются ключевыми в системе проблем целостного развития индивидов и социальных групп.

В настоящее  время в теории и практике технологии социальной работы существуют различные подходы к социальной адаптации (приспособлению) и реабилитации (восстановлению). Под социальной адаптацией понимается такой процесс (или состояние) ззаимодействия социального субъекта (личности, семьи, коллектива, организации и т.д.) с социальной средой, целью и результатом которого является согласование требований и ожиданий среды и субъекта. Вместе с тем необходимо подчеркнуть, что адаптация з технологии социальной работы играет одну лз ключевых ролей: это постоянно действующий, развивающийся элемент человеческого бытия (объективный и субъективный), управляемый процесс по приобщению к элементам человеческой культуры, а также некоторый итог, показатель эффективности всей социальной работы.

Спецификой  человеческой адаптации является то, что этот процесс осуществляется в контексте социализации, исторической практики человека, врастание в социальный мир предполагает и активное участие его как в потреблении, так и в передаче социально значимых норм, ценностей существующей или прошлой социальной среды. В понятии «социализация» характеризуется способность человека усвоить изменяющиеся условия, его адаптационная сущность. Социализация человека как непрерывный процесс развития и саморазвития личности органически связана с социальной адаптацией. По существу, социальная адаптация является важнейшим механизмом, специфической формой социализации человека.

Однако  если процесс социализации человека идет, как правило, эволюционным путем, посредством накопления и усвоения предыдущего опыта, приобретения в конкретно-исторических условиях новых навыков в труде, быту, политических отношениях, культуре, то механизм социальной адаптации носит более быстрый характер, когда необходимо в относительно короткий промежуток времени активно устранить или усвоить создавшиеся социальные прецеденты.

В основе понимания развития механизмов социальной адаптации, ее сущности лежит активная деятельность человека, ключевым моментом которой является потребность в преобразовании существующей социальной действительности. Поэтому сам процесс формирования механизмов социальной адаптации личности неотделим от всех видов преобразований индивидов и проходит в трех основных фазах: деятельности, общении, самосознании, характеризующих его социальную сущность. В этой триаде происходит не просто изменение внешней действительности, но и преобразование внутреннего мира человека, раскрытие и реализация его скрытых потенций, помогающих ему полноценно включиться в процессы социальной адаптации как активной личности.

Под социальной адаптацией индивида понимается многогранный процесс активного развития, который осуществляется в объективно-субъективной форме и в основе которого лежит активное или пассивное приспособление, взаимодействие с существующей социальной средой, а также способность изменять и качественно преобразовывать саму личность на основе познанных

биологических, физиологических и психологических механизмов развития.

На  наш взгляд, адаптация в технологии социальной работы — это процесс воздействия на индивида с целью выработки у него навыков активного приспособления к социальной среде, а также удовлетворение и согласование требований системы социальной защиты суров-нем притязаний субъектов.

Проблемы  современной стадии развития общества показывают, что человек не успевает адаптироваться к новым экономическим, политическим, духовным и собственно социальным сторонам бытия. Отсюда возрастающая роль социальных работников, различных служб помощи населению, призванных, благодаря своей профессиональной компетенции, отрегулировать механизмы взаимоотношений человека с социальной средой.

Процесс социальной адаптации и реабилитации имеет многоплановый характер и в зависимости от направленности исследования возможно изучение этого явления в ракурсе трех структурных уровней: общества (макросреда), социальной группы (микросреда), самого индивида (внутриличностная адаптация).

Любой вид социальной адаптации и реабилитации требует не только определенных способностей индивида, но и хорошо организованной профессиональной работы со стороны органов социальной защиты различного профиля, призванных помочь человеку на различных этапах его развития.

Рассмотрение  реабилитации в методическом, теоретическом плане выявляет следующие проблемы:

1) реабилитация  может включать в себя достаточно широкий диапазон социального воздействия — от привития элементарных навыков до полной интеграции в общество;

2) реабилитация  может рассматриваться и как результат воздействия на личность, ее отдельные психические и физические функции;

3) реабилитация, как и адаптация, имеет цель — восстановление, активное приспособление к новым условиям, состояниям.

Однако  без надежного адаптационного алгоритма (физиологического, психологического, биологического) невозможна полноценная реабилитация индивида. В процессе реабилитации компенсаторный механизм используется для преодоления дефекта, а в процессе адаптации — для приспособления к нему.

В настоящее  время идет активное развитие социальной реабилитологии как профессии, направленной на реабилитацию лиц с ограниченной жизнедеятельностью, т.е. тех людей, которые по состоянию здоровья не могут осуществлять уход за собой, проводить досуг и выполнять продуктивную деятельность. Реабилитация рассматривается как активный компонент социальной защиты, направленный на решение интегральных задач, связанных с обеспечением оптимальных условий жизнедеятельности инвалида.

Целью реабилитации в социальной работе является восстановление или компенсация нарушенных или утраченных способностей индивидов к выполнению общественной, профессиональной и бытовой деятельности в соответствии с их интересами, с учетом потенциальных возможностей; создание условий для возвращения индивида с ограниченными возможностями ввиду потери здоровья к нормальной социальной жизнедеятельности.

Например, анализ практики медико-социальной реабилитации инвалидов военной службы показал, что в большинстве регионов Российской Федерации осуществляется целевое планирование и реализация комплексных программ реабилитации и социальной адаптации инвалидов военной службы, обеспечивающих создание и развитие реабилитационных учреждений, укрепление их материально-технической базы, подготовку кадров, расширение спектра предоставляемых инвалидам услуг и технических средств.

Цель  реабилитации инвалидов военной службы — помочь инвалидам достичь оптимального физического, интеллектуального, психологического и социального уровня деятельности, поддержать их, предоставить им необходимые средства для изменения жизни и расширения рамок социальной независимости.

Автор статьи полагает, что социальная реабилитация в технологии социальной работы — это комплексное воздействие с использованием социальных, медицинских мероприятие с целью восстановления у индивида утраченных способностей, навыков к деятельности на максимально возможном для него уровне. 

Выбор видов технологий решения социальных проблем индивидов является сложной задачей, т.к. возможных вариантов очень много. Технология социальной работы, как и любой другой вид деятельности в социальной сфере, является отражением объективных требований, предъявляемых научно-техническим и социальным прогрессом. Внедрение технологического подхода в практику организации социальной помощи наиболее уязвимым слоям населения — это стратегическое направление на отказ в работе с людьми от метода «проб  и ошибок» и постоянная ориентация на высокий конечный результат при оптимальной затрате сил и средств. Вместе с тем, наше исследование доказало нереальность создания единой технологии, стандарта для решения различных социальных проблем.

Завершая статью, сформулируем следующие выводы:

• Технология социальной работы представляет собой не только образец, правило и мерило профессионального  воздействия, но и является основанием для организации регулирования социальных  процессов.

• Сущностной и содержательной особенностью технологии социальной работы является то, что она играет ведущую роль в систе ме социальной защиты населения, формировании общества как гуманного социума.

• Важнейшим  компонентом технологии  социальной работы выступает знание о целенаправленности деятельности людей и ее ци клических составляющих. Технологии, формирующиеся в социальной, экономической практике и научном познании общества, в основе которых лежат циклические процессы, позволяют оценивать и прогнозировать историческое развитие общества. Целенаправленное формирование и познание содержания социальных технологий и отдельных форм и видов, а также усвоение людьми процессов технологизации — необходимое условие упорядоченности деятельности людей.

  • Существенным условием эффективности социальной защиты человека является деятельность специалистов социальной работы в соответствии с технологиями, на основе которых она осуществляется. Процесс выработки технологий и их внедрения в практику социальной работы подчиняется определенным требованиям. Особое значение для оптимизации социальной защиты современного человека имеет парадигма «человек—технология», сформировавшаяся на базе современной науки. Эволюция составляющих данной системы, качественные изменения этой связи служат основанием для гуманизации социального общества. В качестве важного средства создания организованной социальной среды выступают социальные технологии, базирующиеся на научно обоснованных социальных нормах.
  • Технология социальной работы отражает уровень освоения и удовлетворения основных потребностей людей в социальной защите, где организационно-управленческие, социально-экономические и психолого-педагогические методы воздействия, разнообразные виды и формы технологии социальной работы, внедряемые в социальную практику, являются условием упорядоченности жизнедеятельности людей.

Оценка эффективности  деятельности учреждений социальной поддержки  населения / под ред. П.В. Романова, Е.Р. Ярской-Смирновой. Московский общественный научный фонд. Центр социальной политики и гендерных исследований. – М.: ООО «ПРИНТ-Е», 2007.  – 234с.

 

ИДЕОЛОГИЯ РАВНЫХ ПРАВ И ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ РАВНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ

В.А. Петросян

Формирование  социальной политики Российского государства в целом и субъектов Российской Федерации, обеспечивающей равные возможности для реализации равных прав, гарантированных каждому человеку, независимо от состояния его здоровья — приоритетная задача современности.

7 апреля 2009 г. состоялось заседание Совета по делам инвалидов при Президенте Российской Федерации. В своем вступительном слове Д.А. Медведев отметил: «Отношение к инвалидам всегда является показателем зрелости общества...», и в г. Москве всегда учитывали это при проведении социальной политики. В феврале 2008 г. мэр Юрий 
Лужков объявил 2009 год в Москве Годом равных возможностей. По его словам, в Год равных возможностей все цели общества должны быть направлены на создание благоприятных 
условий проживания инвалидов.

Принцип равных прав инвалидов и неинвалидов предполагает, что потребности всех без исключения индивидов являются одинаково значимыми. Имеющиеся в обществе средства следует использовать таким образом, чтобы создать для инвалидов условия жизни, при которых они могли бы осуществлять все формы деятельности, характерные для каждого человека данного общества.

В столице в настоящее время проживает около 1200 тысяч инвалидов. Поэтому 
для правительства г. Москвы, органов социальной защиты населения, всех субъектов организации интеграционного процесса решение проблем обеспечения равных возможностей особенно актуально, тем более в современных условиях, когда Россия стоит на пороге ратификации Конвенции о правах инвалидов, принятой в декабре 2006 г. ООН. На заседании Совета по делам инвалидов в своем вступительном слове Президент Российской 
Федерации Д.А. Медведев сказал: «В сентябре 
прошлого года после долгих согласований, непростых, наверное, размышлений Россия присоединилась к Международной конвенции по правам инвалидов, которая предусматривает создание полноценной, как принято говорить, безбарьерной среды для инвалидов, обеспечивает их права на работу, на медицинское обслуживание, образование, полноценное участие в общественной жизни. И, конечно, в соответствии с Конвенцией государство обязано уделять повышенное внимание воспитанию уважительного отношения к инвалидам. Это фундаментальное изменение, потому что Конвенция — очень непростой для страны документ, который накладывает на нас весьма и весьма серьезные обязательства». Одновременно Д.А. Медведев поручил обеспечить ратификацию Конвенции до конца 2009 года.

Информация о работе Отечественный журнал социальной рабоы