Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2013 в 18:53, курсовая работа
Изложенные позиции отечественных авторов и исследовательский материал, на¬копленный в последние десять лет, позволя¬ют перейти от методологических проблем, которые сегодня существуют в социальной работе, к рассмотрению вопросов методо¬логии более высокого уровня.
Дискуссионная терапия. Является основным методом и используется регулярно с различными клиентами. На практике активность группы бывает разной: в дискуссии могут быть затронуты как актуальные проблемы, так и темы, связанные с биографическими данными клиентов.
Социальному работнику необходимо также владеть частными терапевтическими методами, ее технологиями. К ним относятся социотерапия, музыкотерапия, ритмотера-пия, арт-терапия, цветотерапия, терапия одиночества, библиотерапия, имаготерапия и др.
В технологии социальной работы нельзя отдавать предпочтение какому-либо терапевтическому методу или считать его панацеей от всех бед. Воздействие на клиента наиболее эффективно, когда оно применяется с учетом условий и ситуации, приобретенного опыта, факторов, усиливающих мотивацию подопечного. Клиент, нуждающийся в целенаправленной терапевтической помощи, должен осознавать и понимать, что терапия является одним из важнейших методов решения его проблем. При таком осознанном подходе терапевтическая помощь может быть более эффективна. Кроме того, социально-терапевтическое воздействие зависит от организационной структуры социального учреждения, его кадровых возможностей и личных предпочтений персонала.
Мы считаем, что социальная терапии в технологии социальной работы — это область теоретических знаний и совокупность практических методов воздействия на людей, испытывающих трудности эмоционального, социального порядка, с целью улучшения результатов их жизнедеятельности самочувствия.
Обучение социотерапевтическнм методам — процесс непрерывный, зависящим от меняющихся социокультурных условий, уровня знаний о функционировании человека. Большое значение имеет самообразование. прослушивание лекций, дискуссии на темы практической психотерапевтической помощи и др.
Хорошим социальным работником является не тот, кто просто изучает различные методы и терапевтические уловки, а тот, кто, благодаря контактам с клиентом, будет все лучше и лучше понимать другого человека и обогащать свой собственный мир переживаний, т.к. перенесение определенных чувств на иного человека происходит не методами, а человеком.
Технология социальной работы по регулированию адаптивных и реабилитационных процессов среди различных категорий населения
Вопросы социальной адаптации и реабилитации являются ключевыми в системе проблем целостного развития индивидов и социальных групп.
В настоящее время в теории и практике технологии социальной работы существуют различные подходы к социальной адаптации (приспособлению) и реабилитации (восстановлению). Под социальной адаптацией понимается такой процесс (или состояние) ззаимодействия социального субъекта (личности, семьи, коллектива, организации и т.д.) с социальной средой, целью и результатом которого является согласование требований и ожиданий среды и субъекта. Вместе с тем необходимо подчеркнуть, что адаптация з технологии социальной работы играет одну лз ключевых ролей: это постоянно действующий, развивающийся элемент человеческого бытия (объективный и субъективный), управляемый процесс по приобщению к элементам человеческой культуры, а также некоторый итог, показатель эффективности всей социальной работы.
Спецификой человеческой адаптации является то, что этот процесс осуществляется в контексте социализации, исторической практики человека, врастание в социальный мир предполагает и активное участие его как в потреблении, так и в передаче социально значимых норм, ценностей существующей или прошлой социальной среды. В понятии «социализация» характеризуется способность человека усвоить изменяющиеся условия, его адаптационная сущность. Социализация человека как непрерывный процесс развития и саморазвития личности органически связана с социальной адаптацией. По существу, социальная адаптация является важнейшим механизмом, специфической формой социализации человека.
Однако если процесс социализации человека идет, как правило, эволюционным путем, посредством накопления и усвоения предыдущего опыта, приобретения в конкретно-исторических условиях новых навыков в труде, быту, политических отношениях, культуре, то механизм социальной адаптации носит более быстрый характер, когда необходимо в относительно короткий промежуток времени активно устранить или усвоить создавшиеся социальные прецеденты.
В основе понимания развития механизмов социальной адаптации, ее сущности лежит активная деятельность человека, ключевым моментом которой является потребность в преобразовании существующей социальной действительности. Поэтому сам процесс формирования механизмов социальной адаптации личности неотделим от всех видов преобразований индивидов и проходит в трех основных фазах: деятельности, общении, самосознании, характеризующих его социальную сущность. В этой триаде происходит не просто изменение внешней действительности, но и преобразование внутреннего мира человека, раскрытие и реализация его скрытых потенций, помогающих ему полноценно включиться в процессы социальной адаптации как активной личности.
Под социальной адаптацией индивида понимается многогранный процесс активного развития, который осуществляется в объективно-субъективной форме и в основе которого лежит активное или пассивное приспособление, взаимодействие с существующей социальной средой, а также способность изменять и качественно преобразовывать саму личность на основе познанных
биологических,
физиологических и психологичес
На наш взгляд, адаптация в технологии социальной работы — это процесс воздействия на индивида с целью выработки у него навыков активного приспособления к социальной среде, а также удовлетворение и согласование требований системы социальной защиты суров-нем притязаний субъектов.
Проблемы современной стадии развития общества показывают, что человек не успевает адаптироваться к новым экономическим, политическим, духовным и собственно социальным сторонам бытия. Отсюда возрастающая роль социальных работников, различных служб помощи населению, призванных, благодаря своей профессиональной компетенции, отрегулировать механизмы взаимоотношений человека с социальной средой.
Процесс социальной адаптации и реабилитации имеет многоплановый характер и в зависимости от направленности исследования возможно изучение этого явления в ракурсе трех структурных уровней: общества (макросреда), социальной группы (микросреда), самого индивида (внутриличностная адаптация).
Любой вид социальной адаптации и реабилитации требует не только определенных способностей индивида, но и хорошо организованной профессиональной работы со стороны органов социальной защиты различного профиля, призванных помочь человеку на различных этапах его развития.
Рассмотрение реабилитации в методическом, теоретическом плане выявляет следующие проблемы:
1) реабилитация может включать в себя достаточно широкий диапазон социального воздействия — от привития элементарных навыков до полной интеграции в общество;
2) реабилитация может рассматриваться и как результат воздействия на личность, ее отдельные психические и физические функции;
3) реабилитация, как и адаптация, имеет цель — восстановление, активное приспособление к новым условиям, состояниям.
Однако без надежного адаптационного алгоритма (физиологического, психологического, биологического) невозможна полноценная реабилитация индивида. В процессе реабилитации компенсаторный механизм используется для преодоления дефекта, а в процессе адаптации — для приспособления к нему.
В настоящее время идет активное развитие социальной реабилитологии как профессии, направленной на реабилитацию лиц с ограниченной жизнедеятельностью, т.е. тех людей, которые по состоянию здоровья не могут осуществлять уход за собой, проводить досуг и выполнять продуктивную деятельность. Реабилитация рассматривается как активный компонент социальной защиты, направленный на решение интегральных задач, связанных с обеспечением оптимальных условий жизнедеятельности инвалида.
Целью реабилитации в социальной работе является восстановление или компенсация нарушенных или утраченных способностей индивидов к выполнению общественной, профессиональной и бытовой деятельности в соответствии с их интересами, с учетом потенциальных возможностей; создание условий для возвращения индивида с ограниченными возможностями ввиду потери здоровья к нормальной социальной жизнедеятельности.
Например, анализ практики медико-социальной реабилитации инвалидов военной службы показал, что в большинстве регионов Российской Федерации осуществляется целевое планирование и реализация комплексных программ реабилитации и социальной адаптации инвалидов военной службы, обеспечивающих создание и развитие реабилитационных учреждений, укрепление их материально-технической базы, подготовку кадров, расширение спектра предоставляемых инвалидам услуг и технических средств.
Цель реабилитации инвалидов военной службы — помочь инвалидам достичь оптимального физического, интеллектуального, психологического и социального уровня деятельности, поддержать их, предоставить им необходимые средства для изменения жизни и расширения рамок социальной независимости.
Автор статьи полагает, что социальная реабилитация в технологии социальной работы — это комплексное воздействие с использованием социальных, медицинских мероприятие с целью восстановления у индивида утраченных способностей, навыков к деятельности на максимально возможном для него уровне.
Выбор видов технологий решения социальных проблем индивидов является сложной задачей, т.к. возможных вариантов очень много. Технология социальной работы, как и любой другой вид деятельности в социальной сфере, является отражением объективных требований, предъявляемых научно-техническим и социальным прогрессом. Внедрение технологического подхода в практику организации социальной помощи наиболее уязвимым слоям населения — это стратегическое направление на отказ в работе с людьми от метода «проб и ошибок» и постоянная ориентация на высокий конечный результат при оптимальной затрате сил и средств. Вместе с тем, наше исследование доказало нереальность создания единой технологии, стандарта для решения различных социальных проблем.
Завершая статью, сформулируем следующие выводы:
• Технология социальной работы представляет собой не только образец, правило и мерило профессионального воздействия, но и является основанием для организации регулирования социальных процессов.
• Сущностной и содержательной особенностью технологии социальной работы является то, что она играет ведущую роль в систе ме социальной защиты населения, формировании общества как гуманного социума.
• Важнейшим компонентом технологии социальной работы выступает знание о целенаправленности деятельности людей и ее ци клических составляющих. Технологии, формирующиеся в социальной, экономической практике и научном познании общества, в основе которых лежат циклические процессы, позволяют оценивать и прогнозировать историческое развитие общества. Целенаправленное формирование и познание содержания социальных технологий и отдельных форм и видов, а также усвоение людьми процессов технологизации — необходимое условие упорядоченности деятельности людей.
Оценка эффективности деятельности учреждений социальной поддержки населения / под ред. П.В. Романова, Е.Р. Ярской-Смирновой. Московский общественный научный фонд. Центр социальной политики и гендерных исследований. – М.: ООО «ПРИНТ-Е», 2007. – 234с.
ИДЕОЛОГИЯ РАВНЫХ ПРАВ И ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ РАВНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ
В.А. Петросян
Формирование социальной политики Российского государства в целом и субъектов Российской Федерации, обеспечивающей равные возможности для реализации равных прав, гарантированных каждому человеку, независимо от состояния его здоровья — приоритетная задача современности.
7 апреля 2009 г. состоялось
заседание Совета по делам инвалидов при
Президенте Российской Федерации. В своем
вступительном слове Д.А. Медведев
отметил: «Отношение к инвалидам всегда
является показателем зрелости общества...»,
и в г. Москве всегда учитывали это при
проведении социальной политики. В феврале
2008 г. мэр Юрий
Лужков объявил 2009 год в Москве Годом равных
возможностей. По его словам, в Год равных
возможностей все цели общества должны
быть направлены на создание благоприятных
условий проживания инвалидов.
Принцип равных прав инвалидов и неинвалидов предполагает, что потребности всех без исключения индивидов являются одинаково значимыми. Имеющиеся в обществе средства следует использовать таким образом, чтобы создать для инвалидов условия жизни, при которых они могли бы осуществлять все формы деятельности, характерные для каждого человека данного общества.
В столице в настоящее
время проживает около 1200 тысяч
инвалидов. Поэтому
для правительства г. Москвы, органов социальной
защиты населения, всех субъектов организации
интеграционного процесса решение проблем
обеспечения равных возможностей особенно
актуально, тем более в современных условиях,
когда Россия стоит на пороге ратификации
Конвенции о правах инвалидов, принятой
в декабре 2006 г. ООН. На заседании Совета
по делам инвалидов в своем вступительном
слове Президент Российской
Федерации Д.А. Медведев сказал: «В сентябре
прошлого года после долгих
согласований, непростых, наверное,
размышлений Россия присоединилась к
Международной конвенции по правам инвалидов,
которая предусматривает создание
полноценной, как принято говорить, безбарьерной
среды для инвалидов, обеспечивает их
права на работу, на медицинское обслуживание,
образование, полноценное участие в общественной
жизни. И, конечно, в соответствии с Конвенцией
государство обязано уделять повышенное
внимание воспитанию уважительного
отношения к инвалидам. Это
фундаментальное изменение, потому что
Конвенция — очень непростой для страны
документ, который накладывает на нас
весьма и весьма серьезные обязательства».
Одновременно Д.А. Медведев поручил обеспечить
ратификацию Конвенции до конца 2009
года.