Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2013 в 18:53, курсовая работа
Изложенные позиции отечественных авторов и исследовательский материал, на¬копленный в последние десять лет, позволя¬ют перейти от методологических проблем, которые сегодня существуют в социальной работе, к рассмотрению вопросов методо¬логии более высокого уровня.
Современная Россия в статье 7 Конституции Российской Федерации определяется как социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Социальное государство выступает гарантом и защитником интересов прав и свобод не какой-то одной социальной группы или нескольких групп населения, а всех членов общества. Но между официально провозглашаемой политикой в области социальной защиты инвалидов и ее реализацией наблюдается разрыв и несогласованность. Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов оказались в числе беднейших слоев населения
В выступлении министра здравоохранения и социального развития Российской Федерации ТА. Голиковой на Совете по делай инвалидов при Президенте Российской Федерации отмечалось: «Несмотря нате шаги, которые мы предпринимаем, несмотря нате позитивные результаты, которые имели место конечно, у нас еще в этой сфере сохраняют серьезные проблемы в области социальной за щиты инвалидов, которые требуют решения»
К таким
проблемам относятся
Понятие о правах человека в европейской и мировой исследовательской традиции насчитывает не одно столетие. Оно формировалось вместе с демократическими представлениями современного общества и в настоящее время включает в себя достаточно разветвленное содержание.
В публикации «Права человека: Вопросы и ответы», выпускаемой Организацией Объединенных Наций, дается следующее определение прав человека: «В общих чертах права человека можно определить как права, присущие природе человека, без которых он не может существовать как человеческое существо.
Права человека и основные свободы дают нам возможность полного развития и использования наших человеческих качеств, нашего интеллекта, наших талантов и совести и удовлетворять наши духовные и иные запросы. Они основаны на растущей потребности человечества в такой жизни, при которой неотъемлемое достоинство и ценность каждой человеческой личности пользовались бы уважением и защитой».
Далее сказано: «Отказ в предоставлении человеку прав и основных свобод является не только отдельной и личной трагедией, но и создает условия для социальных и политических беспорядков, сеет семена насилия и конфликтов в самом обществе и между обществами и государствами. Как указывается в первом положении Всеобщей декларации прав человека, человеческое достоинство "является основой свободы, справедливости и всеобщего мира"»5.
Права человека являются универсальными, и ими могут пользоваться все люди без какой-либо дискриминации. Уважение индивидуальных прав должно поощряться на постоянной основе независимо от существующих условий или политической системы. Права человека зафиксированы во Всеобщей декларации прав человека (1948), Международном пакте о гражданских и политических правах человека и Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах (1966, вступили в силу в 1976), .Европейской социальной хартии, других документах мирового сообщества или документах региональных объединений. В соответствии с принципами, провозглашенными Уставом Организации Объединенных Наций, признание достоинства, присущего всем членам человеческой семьи, и равных и неотъемлемых прав их является основой свободы, справедливости и всеобщего мира.
Если все другие права (политические, «коллективные» и пр.) влияют на качество жизни людей скорее опосредованно, то свободная и полноценная реализация экономических, социальных и культурных прав лежит в основе общественного и индивидуального благосостояния индивидов. Экономические, социальные и культурные права человека трактуются как «законодательное закрепление основных свобод и условий жизни людей, позволяющих каждому свободно развивать свою человеческую природу, жить со своими близкими в человеческих отношениях и не опасаться насильственного разрушения своего благосостояния»6.
Следует отметить несколько положений:
права человека прирожденны. Индивиды приобретают их не в результате привилегии социального происхождения, религиозных, национальных или имущественных обстоятельств, а в силу рождения в обществе и государстве, признающих такие права в качестве основополагающих;
— права человека неотъемлемы. Никто и никаким образом не должен ущемлять права людей в экономической, социальной и культурной области;
- права человека
целостны. Ущемление одного какого-либо
права или пренебрежение
им может привести к нарушению возможности
пользоваться другими правами или даже
всеми правами человека. Например, ущемление
права на «наивысший достижимый уровень
физического и психического здоровья»
или отсутствие условий для реализации
права
на реабилитационную и интеграционную поддержку может
блокировать возможность
реализации каждого из остальных прав.
Учитывая разнообразие законов, культурно-исторических традиций, экономических возможностей государств — членов ООН, международные документы в определении прав человека избегают точных количественных параметров, употребляя в соответствующих случаях слово «разумный» (перевод английского определения «геаsonable»), что предоставляет национальным законодательствам возможность определять конкретную величину, например, разумного ограничения рабочего времени или длительность дородового и послеродового отпуска.
Необходимо отметить, что с правами человека современного общества неразрывно связаны его обязанности: его моральный долг, вытекающий из «признания достоинства, присущего всем членам человеческой семьи», правовое долженствование, обусловленное государственной организацией жизнедеятельности общества.
Признание универсальности и прирожденное™ прав человека, характеризующее в наши дни общество, формирует содержание и структуру социальной политики, реализуемой современными государствами во все более конвергентных формах, несмотря даже на различия в моделях государственного устройства, идеологии, в размере национального богатства. Если еще четверть века назад можно было говорить о различных моделях социального государства, сегодня практика социально-экономического развития выявила, во-первых, неизбежность формирования артикулированной социальной политики, во-вторых, наличие определенной совокупное задач указанной социальной политики, которые необходимо решать каждому государству. В число таких задач входит институциональное, технологическое и ресурсное обеспечение равенства и развитие системы социальных услуг.
Помощь людям в трудных жизненны ситуациях — один из атрибутов человеческого общества, но на предшествующих этапа социального развития она носила традиционный, общинный, персонализированные характер.
Социолог Н.
Луман специально анализировал причины превращения
института всеобщей взаимопомощи,
присущего традиционному обществу, в институционализированную
систему программ и профессиональных
учреждений («Формы помощи в процессе
изменения общественных условий», русский
перевод — «Вопросы философии»,1985, зима — весна).
Он писал, что исторически «создание социального
института устойчивой во времени взаимности
становится Iядром морально-правовой структуры
общества», поскольку общество складывается
там, где есть обмен деятельностью. Характерной
особенностью современного общества является
то, что многие функции, которые раньше
выполнялись на уровне всего общества,
переходят к организациям (ввиду преимуществ,
связанных с функциональным разделением
и специализацией
услуг). I
Помощь становится услугой с недосягаемым ранее уровнем гарантированности. Она расширяет горизонт уверенности в завтрашнем дне на неограниченное время в рамках организационных программ, предметное содержание которых может быть заранее конкретно определено и измерено. В силу этого равные права социально уязвимых категорий обеспечиваются равными с другими, индивидами возможностями их осуществления. Общество вырабатывает механизмы социальной поддержки, а государство организовывает их деятельность в сфере воплощения социально признанных равных возможностей.
Н. Луман подчеркивает, что права человека неотделимы от теории, ценностей, этики и практики такой профессии, как социальная работа, в границах социальной политики. Действительно, социальная работа выступает одним из инструментов, способствующих реализации равных прав человека, особенно в тех случаях, когда возможности самого человека (группы, семьи) ограничены. Международные учебные пособия, предназначенные для подготовки специалистов данной профессии, указывают: «Следует всячески защищать и поощрять права, соответствующие потребностям человека; именно защита этих прав и является обоснованием социальной работы и ее стимулом. Осуществление таких прав должно являться, таким образом, неотъемлемым компонентом социальной работы»7.
С социетальной точки зрения,
как отмечал тот же Н. Луман,
организация, занимающаяся социальной
работой, располагает не только устойчивыми коммуникационными
каналами, но также
персоналом и программами. Персонал и
программы суть не что иное, как структуры
процесса принятия решений, посредством
которых осуществляется управление и
приспособление его специфических
функций. В этих рамках решение помогать или не помогать
— уже не вопрос сердечности, взаимности
или морали (как было прежде), а вопрос методического
обучения и интерпретации программы, осуществлением
которой занимаются в рабочее время,,
Программирование условий деятельности
социальных институций связано прежде
всего с узакониванием притязаний
на помощь и принципом
равенства всех граждан,
присущего правовому государству. При
этом все, что превосходит нормы минимального равенства, может
быть дополнительно заработано человеком,
получено в результате научных или художественных
открытий, передано по наследству от богатых
или удачливых
предков. Однако признается, что каждый
человек, живущий в социальном государстве, имеет право на свою
долю благ и услуг, величина которой зависит
не только от богатства данного государства,
но также и от признанных стандартов уровня
жизни в нем.
Гарантией
стартового, или минимального, равенства
всех индивидов и механизмом, обеспечивающим
компенсацию индивидуальных слабостей
и дефектов, не позволяющих индивидам
самостоятельно «дотянуться» до социально
приемлемого уровня потребления социальных
благ и услуг, выступает социальное
нормирование.
Разумеется, гарантированные государством обязательства основываются на минимальных стандартах потребления благ и услуг, которые должны быть доступны всем - сильным и слабым, больным и здоровым, отвечающим только за себя или обремененным большим числом иждивенцев. В результате индивидуальных трудовых усилий индивидов, достижений классовой борьбы, решений дальновидного и социально ответственного бизнеса этот минимум возрастает. В него включаются не только ресурсы, обеспечивающие физическое выживание, но также ресурсы, обеспечивающие благосостояние и развитие. Поэтому минимальные социальные стандарты развитых стран призваны обеспечить своим гражданам условия развития, весьма привлекательные и отнюдь не минимальные с точки зрения не столь развитых стран.
Следует заметить, что деятельность по реализации равных прав и возможностей всех членов общества является в конечном счете социально и экономически выгодной: высокие стандарты жизнедеятельности обеспечивают формирование не только развитого и продвинутого производителя благ и услуг, адекватного современному уровню научно-технологического прогресса, но также развитого и продвинутого потребителя благ и услуг, который своим платежеспособным спросом в свою очередь стимулирует дальнейшие инновации сферы производства.
Социальная и трудовая реабилитация, перевод людей с ограничениями здоровья из категории полных иждивенцев, получателей социальных выплат и пособий, в категорию экономически самостоятельных личностей, обеспечивающих себя собственным трудом, не только снижает издержки социальной системы, приносит в бюджет налоговые отчисления от заработной платы инвалидов, но также значительно улучшает их социальное самочувствие и качество жизни.
Для
нашей страны вопросы социального нормирован
На этапе глубокого спада в экономике этот minimum minimorum содействовал выживанию миллионов людей. Но, когда самые трудные моменты переходного периода были в основном преодолены, прожиточный минимум как основа социального нормирования постепенно уступает место другим, не столь экстремальным инструментам: вновь вспоминают про минимальный потребительский бюджет; укрепляется понимание того, что целью социального государства должно быть не просто выживание, а развитие граждан.