Отечественный журнал социальной рабоы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2013 в 18:53, курсовая работа

Описание работы

Изложенные позиции отечественных авторов и исследовательский материал, на¬копленный в последние десять лет, позволя¬ют перейти от методологических проблем, которые сегодня существуют в социальной работе, к рассмотрению вопросов методо¬логии более высокого уровня.

Файлы: 1 файл

ОЖСР 2009,3.doc

— 527.00 Кб (Скачать файл)

Современная Россия в статье 7 Конституции Российской Федерации определяется как социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Социальное государство выступает гарантом и защитником интересов прав и свобод не какой-то одной социальной группы или нескольких групп населения, а всех членов общества. Но между официально провозглашаемой политикой в области социальной защиты инвалидов и ее реализацией наблюдается разрыв и несогласованность. Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов оказались в числе беднейших слоев населения

В выступлении  министра здравоохранения и социального развития Российской Федерации ТА. Голиковой на Совете по делай инвалидов при Президенте Российской Федерации отмечалось: «Несмотря нате шаги, которые мы предпринимаем, несмотря нате позитивные результаты, которые имели место конечно, у нас еще в этой сфере сохраняют серьезные проблемы в области социальной за щиты инвалидов, которые требуют решения» 

К таким  проблемам относятся неудовлетворительное состояние системы медико-социальной экспертизы и социальной реабилитации инвалидов, несовершенство организационно-финансовых механизмов предоставления инвалидам технических средств реабилитации и санаторно-курортного лечения, а также нерешенность проблем занятости инвалидов и их интеграции в общество.

Понятие о правах человека в европейской и мировой исследовательской традиции насчитывает не одно столетие. Оно формировалось вместе с демократическими представлениями современного общества и в настоящее время включает в себя достаточно разветвленное содержание.

В публикации «Права человека: Вопросы и ответы», выпускаемой Организацией Объединенных Наций, дается следующее определение прав человека: «В общих чертах права человека можно определить как права, присущие природе человека, без которых он не может существовать как человеческое существо.

Права человека и основные свободы дают нам возможность полного развития и использования наших человеческих качеств, нашего интеллекта, наших талантов и совести и удовлетворять наши духовные и иные запросы. Они основаны на растущей потребности человечества в такой жизни, при которой неотъемлемое достоинство и ценность каждой человеческой личности пользовались бы уважением и защитой».

Далее сказано: «Отказ в предоставлении человеку прав и основных свобод является не только отдельной и личной трагедией, но и создает условия для социальных и политических беспорядков, сеет семена насилия и конфликтов в самом обществе и между обществами и государствами. Как указывается в первом положении Всеобщей декларации прав человека, человеческое достоинство "является основой свободы, справедливости и всеобщего мира"»5.

Права человека являются универсальными, и ими могут пользоваться все люди без какой-либо дискриминации. Уважение индивидуальных прав должно поощряться на постоянной основе независимо от существующих условий или политической системы. Права человека зафиксированы во Всеобщей декларации прав человека (1948), Международном пакте о гражданских и политических правах человека и Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах (1966, вступили в силу в 1976), .Европейской социальной хартии, других документах мирового сообщества или документах региональных объединений. В соответствии с принципами, провозглашенными Уставом Организации Объединенных Наций, признание достоинства, присущего всем членам человеческой семьи, и равных и неотъемлемых прав их является основой свободы, справедливости и всеобщего мира.

Если все  другие права (политические, «коллективные» и пр.) влияют на качество жизни людей скорее опосредованно, то свободная и полноценная реализация экономических, социальных и культурных прав лежит в основе общественного и индивидуального благосостояния индивидов. Экономические, социальные и культурные права человека трактуются как «законодательное закрепление основных свобод и условий жизни людей, позволяющих каждому свободно развивать свою человеческую природу, жить со своими близкими в человеческих отношениях и не опасаться насильственного разрушения своего благосостояния»6.

Следует отметить несколько положений:

  • права человека всеобщи. Они должны «осуществляться без какой бы то ни было дискриминации, как то в отношении расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного положения, рождения или иного обстоятельства», добавим — независимо от умственных, физических и иных особенностей или состояния здоровья;

права человека прирожденны. Индивиды приобретают их не в результате привилегии социального происхождения, религиозных, национальных или имущественных обстоятельств, а в силу рождения в обществе и государстве, признающих такие права в качестве основополагающих;

— права человека неотъемлемы. Никто и никаким образом не должен ущемлять права людей в экономической, социальной и культурной области;

- права человека целостны. Ущемление одного какого-либо права или пренебрежение 
им может привести к нарушению возможности пользоваться другими правами или даже 
всеми правами человека. Например, ущемление права на «наивысший достижимый уровень физического и психического здоровья» или отсутствие условий для реализации права 
на реабилитационную и интеграционную поддержку может блокировать возможность 
реализации каждого из остальных прав.

Учитывая разнообразие законов, культурно-исторических традиций, экономических возможностей государств — членов ООН, международные документы в определении прав человека избегают точных количественных параметров, употребляя в соответствующих случаях слово «разумный» (перевод английского определения «геаsonable»), что предоставляет национальным законодательствам возможность определять конкретную величину, например, разумного ограничения рабочего времени или длительность дородового и послеродового отпуска.

Необходимо  отметить, что с правами человека современного общества неразрывно связаны его обязанности: его моральный долг, вытекающий из «признания достоинства, присущего всем членам человеческой семьи», правовое долженствование, обусловленное государственной организацией жизнедеятельности общества.

Признание универсальности  и прирожденное™ прав человека, характеризующее в наши дни общество, формирует содержание и структуру социальной политики, реализуемой современными государствами во все более конвергентных формах, несмотря даже на различия в моделях государственного устройства, идеологии, в размере национального богатства. Если еще четверть века назад можно было говорить о различных моделях социального государства, сегодня практика социально-экономического развития выявила, во-первых, неизбежность формирования артикулированной социальной политики, во-вторых, наличие определенной совокупное задач указанной социальной политики, которые необходимо решать каждому государству. В число таких задач входит институциональное, технологическое и ресурсное обеспечение равенства и развитие системы социальных услуг.

Помощь людям  в трудных жизненны ситуациях — один из атрибутов человеческого общества, но на предшествующих этапа социального развития она носила традиционный, общинный, персонализированные характер.

Социолог Н. Луман специально анализировал причины превращения института всеобщей взаимопомощи, присущего традиционному обществу, в институционализированную систему программ и профессиональных учреждений («Формы помощи в процессе изменения общественных условий», русский перевод — «Вопросы философии»,1985, зима — весна). Он писал, что исторически «создание социального института устойчивой во времени взаимности становится Iядром морально-правовой структуры общества», поскольку общество складывается там, где есть обмен деятельностью. Характерной особенностью современного общества является то, что многие функции, которые раньше выполнялись на уровне всего общества, переходят к организациям (ввиду преимуществ, связанных с функциональным разделением 
и специализацией услуг). I

Помощь становится услугой с недосягаемым ранее уровнем гарантированности. Она расширяет горизонт уверенности в завтрашнем дне на неограниченное время в рамках организационных программ, предметное содержание которых может быть заранее конкретно определено и измерено. В силу этого равные права социально уязвимых категорий обеспечиваются равными с другими, индивидами возможностями их осуществления. Общество вырабатывает механизмы социальной поддержки, а государство организовывает их деятельность в сфере воплощения социально признанных равных возможностей.

Н. Луман  подчеркивает, что права человека неотделимы от теории, ценностей, этики и практики такой профессии, как социальная работа, в границах социальной политики. Действительно, социальная работа выступает одним из инструментов, способствующих реализации равных прав человека, особенно в тех случаях, когда возможности самого человека (группы, семьи) ограничены. Международные учебные пособия, предназначенные для подготовки специалистов данной профессии, указывают: «Следует всячески защищать и поощрять права, соответствующие потребностям человека; именно защита этих прав и является обоснованием социальной работы и ее стимулом. Осуществление таких прав должно являться, таким образом, неотъемлемым компонентом социальной работы»7.

         С социетальной точки зрения, как отмечал тот же Н. Луман, организация, занимающаяся социальной работой, располагает не только устойчивыми коммуникационными каналами, но также персоналом и программами. Персонал и программы суть не что иное, как структуры процесса принятия решений, посредством которых осуществляется управление и приспособление его специфических функций. В этих рамках решение помогать или не помогать — уже не вопрос сердечности,   взаимности или морали (как было прежде), а вопрос методического обучения и интерпретации программы, осуществлением которой занимаются в рабочее время,,         Программирование условий деятельности социальных институций связано прежде 
всего с узакониванием притязаний на помощь и принципом равенства всех граждан, 
присущего правовому государству. При этом все, что превосходит нормы минимального равенства, может быть дополнительно заработано человеком, получено в результате научных или художественных открытий, передано по наследству от богатых или удачливых 
предков. Однако признается, что каждый человек, живущий в социальном государстве, имеет право на свою долю благ и услуг, величина которой зависит не только от богатства данного государства, но также и от признанных стандартов уровня жизни в нем. 
          Гарантией стартового, или минимального, равенства всех индивидов и механизмом, обеспечивающим компенсацию индивидуальных слабостей и дефектов, не позволяющих индивидам самостоятельно «дотянуться» до социально приемлемого уровня потребления социальных благ и услуг, выступает социальное нормирование.

Разумеется, гарантированные  государством обязательства основываются на минимальных стандартах потребления благ и услуг, которые должны быть доступны всем - сильным и слабым, больным и здоровым, отвечающим только за себя или обремененным большим числом иждивенцев. В результате индивидуальных трудовых усилий индивидов, достижений классовой борьбы, решений дальновидного и социально ответственного бизнеса этот минимум возрастает. В него включаются не только ресурсы, обеспечивающие физическое выживание, но также ресурсы, обеспечивающие благосостояние и развитие. Поэтому минимальные социальные стандарты развитых стран призваны обеспечить своим гражданам условия развития, весьма привлекательные и отнюдь не минимальные с точки зрения не столь развитых стран.

Следует заметить, что деятельность по реализации равных прав и возможностей всех членов общества является в конечном счете социально и экономически выгодной: высокие стандарты жизнедеятельности обеспечивают формирование не только развитого и продвинутого производителя благ и услуг, адекватного современному уровню научно-технологического прогресса, но также развитого и продвинутого потребителя благ и услуг, который своим платежеспособным спросом в свою очередь стимулирует дальнейшие инновации сферы производства.

Социальная  и трудовая реабилитация, перевод людей с ограничениями здоровья из категории полных иждивенцев, получателей социальных выплат и пособий, в категорию экономически самостоятельных личностей, обеспечивающих себя собственным трудом, не только снижает издержки социальной системы, приносит в бюджет налоговые отчисления от заработной платы инвалидов, но также значительно улучшает их социальное самочувствие и качество жизни.

 

Для нашей страны вопросы социального нормирования еще раз (после всех исторических потрясений XX века) встали с особой значимостью в период кардинальных социально экономических преобразований, когда был разработан и утвержден практически единственный стандарт качества жизни, который имеет сегодня законодательную силу, — прожиточный минимум. В период острейшего кризиса был создан инструмент, который, как предполагалось, поможет пережить незащищенным категориям граждан временные, на срок три-четыре месяца, трудности.

На этапе  глубокого спада в экономике  этот minimum minimorum содействовал выживанию миллионов людей. Но, когда самые трудные моменты переходного периода были в основном преодолены, прожиточный минимум как основа социального нормирования постепенно уступает место другим, не столь экстремальным инструментам: вновь вспоминают про минимальный потребительский бюджет; укрепляется понимание того, что целью социального государства должно быть не просто выживание, а развитие граждан.

Информация о работе Отечественный журнал социальной рабоы