Отечественный журнал социальной рабоы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2013 в 18:53, курсовая работа

Описание работы

Изложенные позиции отечественных авторов и исследовательский материал, на¬копленный в последние десять лет, позволя¬ют перейти от методологических проблем, которые сегодня существуют в социальной работе, к рассмотрению вопросов методо¬логии более высокого уровня.

Файлы: 1 файл

ОЖСР 2009,3.doc

— 527.00 Кб (Скачать файл)

Социально-педагогические методы представляют собой определенный социальный инструмент в технологии социальной работы и включают в себя множество разноуровневых элементов и факторов, в том числе скрытых, латентных, что обеспечивает возможность выбора оптимальных вариантов осуществления педагогического процесса, достижения оптимальных результатов в отношении различных категорий населения, нуждающихся в социальной защите.

В соответствии с целевой направленностью метода разрешаются социальные проблемы, применяется определенный механизм воздействия — так, экономические методы решают вопросы обеспечения необходимого уровня доходов индивидов, управленческие методы упорядочивают и организуют эффективную помощь человеку, психолого-педагогические методы разрешают проблемы улучшения самочувствия и интеллектуального развития человека. Метод — многомерное образование. В технологии социальной работы методы отражают объективные закономерности, цели и задачи социальной зашиты, а также субъективные потребности индивидов.

Виды технологии социальной работы и их применение в практике социальной защиты населения

В настоящее  время в сфере социальной защиты различных групп населения разрабатываются и внедряются разнообразные виды технологии социальной работы, которые выступают основными ее направлениями, главными технологиями. Безусловно, они очень тесно связаны между собой, но в то же время относительно автономны, специфичны по своему целевому назначению и функциональному содержанию.

Сущность социально-профилактических мероприятий в технологии социальной работы

Практическая  реализация профилактической деятельности в области социальной работы возможна лишь при решении ряда вопросов социально-экономического, организационно-управленческого, психолого-педагогического, нормативно-правового и кадрового обеспечения.

Актуальность  этой проблемы обусловлена тем, что в практику социальной работы активно внедряются различные формы новых профилактических (превентивных) служб — психологические консультации, социально-педагогические центры, «Телефоны доверия», социальные приюты, реабилитационные центры, но их развитие во многом затрудняется отсутствием системного подхода, научной и практической базы в области профилактики.

В профилактике нуждается все население, в особенности же люди, входящие в группы повышенного риска: малолетние дети, подростки, престарелые, представители меньшинств, люди, отличающиеся антисоциальным образом жизни и т.д. Важный принцип социальной работы состоит в том, что помощь людям должна оказываться исходя из их социального и физического состояния. На этом принципе должна строиться и профилактика.

Сам термин «профилактика» (от греческого «предохранительный») обычно ассоциируется с запланированным предупреждением какого-то неблагоприятного события, т.е. с устранением причин, способных вызвать те или иные нежелательные последствия.

Под профилактикой  подразумеваются прежде всего научно обоснованные и своевременно предпринимаемые действия, направленные на:

  • предотвращение возможных физических, психологических или социокультурных коллизий у отдельных индивидов и «групп риска»;
  • сохранение, поддержание и защиту нормального уровня жизни и здоровья людей;

 — содействие индивидам в достижении поставленных целей и раскрытии их внутреннего потенциала.

Фактически  профилактика требует комплексного подхода, который должен привести в действие системы и структуры, способные предотвратить возможные проблемы или решить поставленные задачи.

При комплексном  планировании социальной профилактики необходимо руководствоваться следующими принципами:

  • принцип директивности, состоящий в обязательности и своевременности исполнения в полном объеме мероприятий, предусмотренных комплексным планом социальной профилактики;
  • принцип системности, означающий как всесторонность воздействия взаимосвязанного комплекса экономических, социально-культурных, демографических и иных мер на всю систему факторов, обусловливающих негативные явления, так и согласованность деятельности субъектов профилактики в процессе разработки и реализации комплексного плана социальной профилактики;
  • принцип конкретности, требующий включения в комплексный план социальной профилактики определенных, четко и ясно сформулированных мероприятий, сроков выполнения, а также организаций и лиц, ответственных за их реализацию;
  • принцип реальности, предполагающий включение в комплексный план социальной профилактики лишь таких мероприятий, для реализации которых имеются необходимые материальные, технические, финансовые, кадровые и иные ресурсы;
  • принцип законности, обязывающий включать в комплексный план социальной профилактики такие мероприятия, равно как пути и средства их осуществления, которые полностью соответствуют требованиям действующего законодательства.

Социальному работнику необходимо знать существующие методы профилактической работы, уметь эффективно использовать накопленный в науке (практике) теоретико-методический багаж для решения практических задач, т.к. без этого стать квалифицированным специалистом, профессионалом в области социальной защиты очень сложно.

На  наш взгляд, профилактикой в технологии социальной работы является осуществление комплекса мероприятий, направленных на предупреждение или ликвидацию (полностью или частично) неблагоприятных факторов, влияющих на социальное благосостояние, самочувствие индивидов.

Как показывает реальная практика, система социальной защиты еще не стала областью профессиональной деятельности, в которой широко применяются профилактические методы воздействия на клиентов. Причины здесь во многом кроются в том, что объективные факторы (экономика, политика, социальная сфера и т.д.) и субъективные (уровень знаний, кадры) не всегда способствуют развитию системы профилактических мероприятий.

Основные направления социальной диагностики в технологии социальной работы

Диагностика (в переводе с греческого — распознавание, определение) может также рассматриваться как общий способ получения опережающей информации об изучаемом объекте или процессе. Очевидно, что в научно-практическом аспекте социальному работнику приходится решать чрезвычайно широкий круг задач, поэтому суть диагностики сводится | к получению достоверных знаний об изучаемом объекте или социальном процессе во всех его сложностях и многообразии.

Сущность социального диагноза заключается в точном определении причинно-следственных связей, порожденных условиями жизнедеятельности индивидов. Социальный диагноз (оценка) предполагает сбор информации о клиентах и условиях их жизнедеятельности, а также ее анализ для разработки программы социальной помощи.

Диагностика помогает выявить состояние социального объекта, установить достоверность информации о нем и окружающей его среде, спрогнозировать его возможные изменения и влияние на другие социальные объекты, а также выработать рекомендации для принятия решений и проектирования действий по оказанию социальной помощи.

Постановка  социального диагноза — это процесс  творческий, но имеющий определенный алгоритм действий, который предполагает использование различных процедур и средств решения проблемы.

Социальная  диагностика — весьма сложный и ответственный этап деятельности специалистов социальной работы. Она требует соответствующего профессионального мастерства, поскольку затрагивает судьбы людей, различных социальных групп. На основе социального диагноза выделяются приоритеты и осуществляется выбор в оказании той или иной социальной помощи. В связи с этим социальный работник должен соблюдать ряд социально-этических требований, принципов диагностики.

Практически социальная диагностика используется в самых разных областях жизни и деятельности социального работника. Специалист социальной работы выступает как автор или участник прикладных психолого-педагогических, социологических, экономических обследований, занимается консультированием в решении социальных проблем, коррекцией и реабилитацией, формами и методами терапевтического воздействия и т.д. Но чаще всего в деятельности социального работника диагностика выступает как начальная, г пол не самостоятельная сфера деятельности. С социальной диагностики состояния клиента должны начинаться и ею же заканчиваться действия социального работника. Как область практики она ориентирована на профессиональные знания и умения, связанные с прак-пгческим применением определенных процедур, приемов и методов.

Социальная  диагностика является звеном преобразовательной практики в цикле диагноз - прогноз — проект — внедрение. Как важный технологический инструмент она прежде всего обогащает кадры органов социальной защиты теоретическими и эмпирическими знаниями, помогает глубже понять социальные проблемы и перспективы их развития.

Социальный  диагноз может осуществляться:

  • на уровне общества в целом (макроуровень) для выявления общих тенденций развития в области экономики, социальной политики, духовной жизни и т.д.;
  • на уровне социальной группы или территориальной общности (мезоуровень), например развитие классов, народностей, территориальных групп, трудовых коллективов и т.д.;

— на личностном уровне (микроуровень) — помогает персонифицировать, придать «адресность» при выявлении проблем жизнедеятельности.

По  мнению автора, социальная диагностика в технологии социальной работы предполагает сбор данных о клиентах, объектах социальной защиты с целью изучения, анализа информации об условиях социального развития, а также осуществления и разработки воздействий в оказании помощи, поддержки.

Итак, социальная диагностика — особая, достаточно сложная область профессиональной деятельности социального работника, требующая специальной подготовки. Совокупность всех знаний, умений и навыков. которыми должен владеть профессионал в этой области, настолько обширна, а сами знания, умения и навыки настолько сложны, что социальную диагностику, на наш взгляд, необходимо рассматривать как особую технологию в деятельности социального работника. Заметим, что без знания диагностических технологий профессия социального работника будет неполноценна и чрезмерно зависима от субъективности специалиста.

Содержание социальной терапии  в технологии социальной работы

Многочисленные  стихийные бедствия и социальные потрясения, кардинальные изменения в экономике и духовной сфере вызывают тревогу у людей, порождают неуверенность в завтрашнем дне, наполняют внутренний мир человека тяжелыми переживаниями. Это увеличивает потребность в развитии разнообразных методов и форм социальной помощи индивидам, социальным группам.

Профессиональная  ориентация социальной работы в области терапии делает только первые шаги в своем становлении. Поэтому так важно взять все самое лучшее из технологических наработок и практического опыта различных сфер деятельности и, творчески переработав, профессионально грамотно применять полученные знания и навыки для улучшения социального самочувствия человека.

Итак, термин «терапия» (лечение, уход) все больше приобретает широкий социальный смысл, и преимущество медиков, психотерапевтов в применении терапевтических методов в настоящий момент носит относительный характер: там, где есть, были или будут у человека нерешенные социальные проблемы, там активную роль будут играть специалисты социальной работы.

Именно социальная работа, прогрессируя как теория и профессиональная деятельность, обогащаясь современной технологией терапевтического воздействия, преодолевает узкую трактовку причин соматических и психических болезней, воспринимает человека как индивидуальную самоценность с его переживаниями, проблемами и трудностями.

Социальная терапия как определенная форма вмешательства (интервенции) в интересах клиента может быть рассмотрена как метод «лечения», влияющий на психические и соматические функции организма; как метод влияния, связанный с обучением и профессиональной ориентацией; как инструмент социального контроля; как средство коммуникации. Объектом социальной терапии является не только сам клиент с его проблемами и самые близкие ему люди, но и работа, жилье, соседи, друзья, знакомые и т.д.

В содержательном аспекте социальный работник, использующий терапевтические методы, опирается на достижения психологии, психиатрии, психотерапии. Этот междисциплинарный характер методов терапевтического воздействия на клиентов обусловливает сложность технологии социальной терапии.

В целом методы социальной терапии основываются на двух формах — индивидуальной и групповой работы, которые предполагают определенную технологию построения взаимодействия между социальным работником и клиентом. Целью такого взаимодействия может быть решение каких-то эмоциональных проблем, обмен информацией, развитие социальных навыков, изменение ценностных ориентации, направление антисоциальных изменений в конструктивное русло и др. Приемы вмешательства включают контролируемые терапевтические дискуссии, беседы.

Рассмотрим  наиболее важные терапевтические общие и частные методы.

Трудовая  терапия. Она основана на тонизирующем и активизирующем действии труда на психофизическую сферу человека. Работа поднимает жизненный тонус, как метод восстановительного лечения имеет важное значение для постепенного возвращения больных к обычному жизненному ритму, повышает социальный статус человека.

Терапия самовоспитания. Самовоспитание — это активный процесс формирования человеком себя как личности в соответствии с поставленной целью на основе социально обусловленных представлений об идеале собственного Я.

Информация о работе Отечественный журнал социальной рабоы