Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2013 в 09:14, дипломная работа
Актуальность. С принятием Трудового Кодекса Российской Федерации произошли изменения в регулировании трудовых отношений, которые выразились не только в смене названия КЗоТ на ТК и чередовании статей, но и в подходе к регулированию трудовых отношений: законодатель предложил сторонам трудовых отношений в большей мере использовать договорной способ регулирования. На смену императивного метода регулирования трудовых отношений пришел метод сочетания государственно-властного и договорного регулирования, а также сочетание централизованного и локального регулирования. Данный подход к отношениям между работниками и работодателями существенно облегчил возможность появления компромисса между ними.
Введение…………………………………………………………………….………..3
ГЛАВА 1. Взаимосвязь корпоративной культуры организации и уровня партнёрских отношений между её сотрудниками………………………………...8
1.1. Корпоративная культура организации как отражение специфики взаимоотношений между сотрудниками корпорации…………………...….8
1.2. Партнёрские отношения в компании: сущность, функции, принципы развития …………...........................................................................................20
ГЛАВА 2. Влияние партнёрских отношений между сотрудниками на формирование и развитие корпоративной культуры организации (на примере ООО «Медиахолдинг «Мозаика»)………………………………………….…..…44
2.1. Партнёрские отношения между сотрудниками в системе корпоративной культуры ООО «Медиахолдинг «Мозаика»……….……..44
2.2. PR-методы повышения уровня партнёрской культуры сотрудников ООО «Медиахолдинг «Мозаика»……………………………………………70
Заключение………………………………………………………………………….80
Библиографический список……………………………………….…………..…...8
В. А. Спивак определяет корпоративную культуру как систему материальных и духовных ценностей, проявлений, взаимодействующих между собой, присущих данной корпорации, отражающих её индивидуальность и восприятие себя и других в социальной и вещественной среде, проявляющаяся в поведении, взаимодействии, восприятии себя и окружающей среды. 2
В. Д. Козлов считает, что корпоративная культура – это система формальных и неформальных правил и норм деятельности, обычаев и традиций, индивидуальных и групповых интересов, особенностей поведения работников данной организационной структуры, стиля руководства, показателей удовлетворённости работников условиями труда, уровня взаимного сотрудничества, идентифицирования работников с предприятием и перспективами его развития. 3
Наиболее полное определение культуры даёт Эдгар Шейн, имя которого тесно связано с зарубежными исследованиями в данной области. Организационная культура – это совокупность основных побуждений, сформированных самостоятельно, усвоенных или разработанных определённой группой по мере того, как она учится разрешать проблемы адаптации к внешней среде и внутренней интеграции, которые оказались достаточно эффективными, чтобы считаться ценными, а потому передаваться новым членам в качестве нового образа восприятия, мышления и отношения к конкретным проблемам.
В своей статье «Ценности как ключевой элемент организационной культуры» М. Сухорукова выделяет три основные формы существования корпоративных ценностей: 1) идеалы – выработанные руководством и разделяемые им обобщенные представления о совершенстве в различных проявлениях и сферах деятельности организации, 2) воплощение этих идеалов в деятельности и поведении сотрудников в рамках организации, 3) внутренние мотивационные структуры личности сотрудников организации, побуждающие к воплощению в своем поведении и деятельности корпоративных ценностных идеалов. 4
Институт корпоративной культуры развивается во времени подобно национальным или этническим культурам и таким же образом вырабатывает свои ценности и поведенческие нормы. Определенные модели поведения в одних организациях поддерживаются, в других – отвергаются. Некоторые организации создают «открытую» культуру, в которой считается правильным все подвергать сомнению и выдвигать новые оригинальные идеи. В других новизна не поддерживается и общение сведено к минимуму. Кому-то приятней работать в организации с «закрытой» культурой: человек приходит на работу, выполняет свое индивидуальное задание и возвращается домой к своей личной жизни, ничем не связанной с работой. Кому-то же необходима организация семейного типа, в которой личная жизнь и работа тесно взаимосвязаны.
Корпоративная
культура ориентирована на внутреннюю
среду и проявляется главным
образом в организационном
Институт корпоративной культуры представляет собой сложное многогранное социально-экономическое явление, основанное на ценностях профессионализма, самовыражения и саморазвития, творчества, «соучастия» личности в деятельности современной корпорации и общества, определяющее смысл существования корпорации, ее отношение к сотрудникам и обществу. Концептуальные подходы зарубежных и отечественных ученых позволяют исследовать корпоративную культуру в контексте анализа культуры организации, управления, трудовых отношений в рамках индустриального и постиндустриального общества. 6 В соответствии с представленными концептуальными подходами социокультурной средой возникновения, развития и функционирования корпоративной культуры выступает постиндустриальное общество, в рамках которого знания, информация и «человеческий капитал» приобрели доминирующее значение в производственной и хозяйственной деятельности. Корпоративная культура обеспечивает эффективность развития интеллектуальной и духовной энергии каждого участника постиндустриального производства.
Факторы, влияющие на корпоративную культуру: индивидуальная автономность – степень ответственности, независимости и возможностей выражения инициативы в организации; структура – взаимодействие органов и лиц, действующих правил, прямого руководства и контроля; направление – степень формирования целей и перспектив деятельности организации; интеграция – степень, до которой части (субъекты) в рамках организации пользуются поддержкой в интересах осуществления скоординированной деятельности; управленческое обеспечение – степень, относительно которой менеджеры обеспечивают четкие коммуникационные связи, помощь и поддержку своим подчиненным; поддержка – уровень помощи, оказываемой руководителями своим подчиненным; стимулирование – степень зависимости вознаграждения от результатов труда; идентифицированность – степень отождествления работников с организацией в целом; управление конфликтами – степень разрешаемости конфликтов; управление рисками – степень, до которой работники поощряются в инновациях и принятии на себя риска.7
Эти характеристики включают как структурные, так и поведенческие измерения. Та или иная организация может быть подвергнута анализу и подробно описана на основе перечисленных выше параметров и свойств.
«Глубина» корпоративной
культуры определяется количеством
и устойчивостью важнейших
Таким образом, сильная культура имеет более глубокие корни в сознании людей, она разделяется большим числом работников и в ней более четко определены приоритеты. Соответственно, такая культура имеет более глубокое влияние на поведение работников в организации.
Сильная культура не только создает преимущества для организации, но может также выступать серьезным препятствием на пути проведения организационных изменений. «Новое» в культуре вначале всегда слабее. Поэтому оптимальной для реорганизации, по-видимому, является умеренно сильная корпоративная культура.
Среди методов
поддержания корпоративной
«Корпоративная
культура – это набор наиболее
важных предположений,
В целом эффективную корпоративную культуру отличает следующее: слаженность, взаимодействие (командный дух); удовлетворение работой и гордость за полученные результаты; преданность организации и готовность соответствовать ее высоким стандартам, высокая требовательность к качеству своего труда, готовность к переменам, вызванным требованиями прогресса и конкурентной борьбой, несмотря на трудности, с которыми приходится сталкиваться в ходе работы.
Когда действия руководителей идут вразрез с действиями или ожиданиями подчинённых или же когда действия сотрудников разрознены и не согласованы, можно говорить о существовании рабочего конфликта. Возьмём для примера отношения между менеджерами и акционерами. Дело в том, что главной целью менеджеров является не максимизация благосостояния акционеров, а увеличение размеров управляемого бизнеса, что позволяет им увеличить собственную власть, претендовать на более крупные оклады, обеспечить спокойную комфортную жизнь, удержать собственное положение в рамках данной корпорации и т. д. Если говорить об акционерах, то они в первую очередь стремятся к максимизации дохода на вложенный капитал. Менеджеры же стремятся минимизировать риски, а это мешает оптимизации структуры капитала (так как доля заёмных средств при контроле менеджеров очень низка), не растёт стоимость акций и т. п.
Существование подобных конфликтов говорит о низкой корпоративной культуре, а это в свою очередь тормозит её развитие, ведёт к невозможности достижения целей.
Корпоративная культура не всегда воспринималась как необходимая составляющая образа предприятия. В марксистской теории доказывалось, что предприниматели, обладающие собственностью на средства производства, и наёмные работники представляют собой классы с противоположными, антагонистическими интересами. С этой точки зрения, нет никаких социальных оснований для какой-либо интеграции предпринимателей и работников в рамках общей корпоративной культуры. Однако в настоящее время эта позиция считается неадекватной, поскольку социальное расслоение, в том числе в экономической сфере, имеет намного более сложный характер.
Дж. С. Милль отмечал, что отношения борьбы между хозяевами и работниками будут постепенно вытеснены отношениями партнёрства. А. А. Максименко и О. В. Павлова необходимым условием идентичности организационной культуры считают солидарный интерес.10 Солидарность рассматривается как взаимопонимание, взаимопомощь, формирующая социум на базе общности. Категория «солидарность» в их понимании имеет смысловую нагрузку смитовского понятия «симпатия». Как феномен нравственного порядка и как прогресс общественности, солидарность рассматривалась одновременно: в Германии – Г. Зиммелем, во Франции – Э. Дюркгеймом. Они показали, что тесный круг лиц в первобытном обществе, не знающем разделения труда, где группы людей составлены из единиц однородных и связанных между собой весьма тесно (тогда как самые группы чужды и враждебны друг другу), переходит в более широкий, включающий в себя несколько прежде обособленных общественных единиц. Далее первоначальная однохарактерная по своему составу группа всё более и более дифференцируется благодаря разделению труда. Общественная солидарность начинает опираться на новое начало – распределение функций, создающее большую зависимость между лицами, отправляющими только одну из этих функций.
В тесной связи с этой доктриной Л. Дюги показал, что нет коллективного интереса, противоположного индивидуальному. По мнению Дюги, рано или поздно люди приходят к убеждению, что обязаны содействовать реализации общественной солидарности.
Ещё в 70-е годы к исследованию солидарности привлекается математическая теория игр. Известная «Дилемма узника» изначально трактуется математиками и экономистами как задача с единственным оптимусом – индивидуальным выигрышем, однако, при вторичном выборе и возможности общения, игроки демонстрировали гораздо большую заинтересованность в сотрудничестве, подтверждая изначально «неразумную» стратегию в социальном поведении.
Чтобы организация не распалась и могла нормально, устойчиво функционировать, складывающаяся в её рамках организационная культура должна обеспечивать солидарность, интеграцию действующих в ней элементов, выполняющих разные ролевые функции, а именно, её лидеров – предпринимателей и менеджеров – и наёмных работников.