Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2013 в 09:14, дипломная работа
Актуальность. С принятием Трудового Кодекса Российской Федерации произошли изменения в регулировании трудовых отношений, которые выразились не только в смене названия КЗоТ на ТК и чередовании статей, но и в подходе к регулированию трудовых отношений: законодатель предложил сторонам трудовых отношений в большей мере использовать договорной способ регулирования. На смену императивного метода регулирования трудовых отношений пришел метод сочетания государственно-властного и договорного регулирования, а также сочетание централизованного и локального регулирования. Данный подход к отношениям между работниками и работодателями существенно облегчил возможность появления компромисса между ними.
Введение…………………………………………………………………….………..3
ГЛАВА 1. Взаимосвязь корпоративной культуры организации и уровня партнёрских отношений между её сотрудниками………………………………...8
1.1. Корпоративная культура организации как отражение специфики взаимоотношений между сотрудниками корпорации…………………...….8
1.2. Партнёрские отношения в компании: сущность, функции, принципы развития …………...........................................................................................20
ГЛАВА 2. Влияние партнёрских отношений между сотрудниками на формирование и развитие корпоративной культуры организации (на примере ООО «Медиахолдинг «Мозаика»)………………………………………….…..…44
2.1. Партнёрские отношения между сотрудниками в системе корпоративной культуры ООО «Медиахолдинг «Мозаика»……….……..44
2.2. PR-методы повышения уровня партнёрской культуры сотрудников ООО «Медиахолдинг «Мозаика»……………………………………………70
Заключение………………………………………………………………………….80
Библиографический список……………………………………….…………..…...8
В то же время наблюдается парадоксальная ситуация: ни один из сотрудников в возрасте от 46-ти до 60-ти лет не выбрал описываемый выше вариант ответа – 100% принадлежащих к данной возрастной группы посчитали одной из основных ценностей корпоративной культуры медиахолдинга отождествление себя с организацией. Мы считаем, что такой результат объясним именно возрастными особенностями опрошенных: для них более, чем для представителей младшего поколения, характерна духовная привязанность к месту работы, признание своей роли в деятельности организации, осознание себя её неотъемлемой составной частью.
Интересная закономерность прослеживается в выборе вариантов ответа среди респондентов, различающихся по должностному статусу. Веру в успех организации отметили как главную ценность корпоративной культуры ММ 60% представителей высшего руководящего звена (директора подразделений) и только 33% рядовых сотрудников отделов. Лояльность и целостность коллектива выделяют в качестве важнейшей ценности 60% директоров и 40% сотрудников отделов. Из обозначенных результатов следует, что руководство компании, вероятно, не обладает достоверным представлением о психологическом климате в рабочем коллективе, о состоянии корпоративной культуры организации на настоящий момент.
Рис. 2.1. Основные нормы и ценности корпоративной культуры медиахолдинга «Мозаика» (в % от числа опрошенных, n=100)
Вывод подтверждается и при ответе на следующий вопрос. Абсолютное большинство (56%) опрошенных признают, что корпоративная культура находится на среднем уровне. Значительный, но меньший (38%) процент считает корпоративную культуру сильной. Если проследить за распределением оценок в соответствии с должностным статусом, мы увидим следующее: 100% респондентов, занимающих должности директоров подразделений, считают корпоративную культуру компании сильной, с ними соглашаются всего 32% рядовых сотрудников. Кроме того, на вопрос, предполагающий формулировку миссии компании, абсолютное большинство респондентов затруднились дать ответ (72%), из 28% давших ответы, близкие к верному, 15% являются директорами подразделений и начальниками отделов.
Лояльность и целостность коллектива, как и дух единства, выбирают в качестве основы корпоративной культуры компании 50% сотрудников со среднеспециальным образованием, существенно расходясь во мнениях с респондентами с неполным высшим и высшим образованием. Так, наличие в коллективе «Мозаики» духа единства признают только 21% сотрудников с высшим образованием и 13% с неполным высшим. Описанную тенденцию можно объяснить, скорее, разницей в уровне восприятия существующей ситуации, обусловленной механизмами оценки, заложенными в процессе обучения: получившие высшее образование и находящиеся в процессе его получения более требовательны и строги; обладатели средней специализации более снисходительны и оптимистичны при анализе ситуаций.
Таблица 2.1.
Основные нормы и ценности корпоративной культуры медиахолдинга «Мозаика» (в % от числа опрошенных, n=100)
Показатель |
Пол |
Возраст |
Образование | ||||||
Всего |
Муж. |
Жен. |
18-29 лет |
30-45 лет |
46-60 лет |
Высшее |
Неполное высшее |
Средне-специальное | |
Разделяемые всеми общие понятия |
51 |
45 |
57 |
47 |
57 |
0 |
54 |
50 |
17 |
Вера в успех организации, руководство |
38 |
30 |
47 |
44 |
34 |
0 |
41 |
13 |
33 |
Отождествление себя с организацией |
31 |
29 |
33 |
24 |
34 |
100 |
29 |
63 |
17 |
Лояльность и целостность коллектива |
43 |
53 |
33 |
42 |
45 |
0 |
43 |
38 |
50 |
Дух единства |
22 |
24 |
20 |
18 |
26 |
0 |
21 |
13 |
50 |
Другое |
2 |
4 |
0 |
2 |
2 |
0 |
2 |
0 |
0 |
Чтобы проанализировать корпоративную культуру организации, следует определить, как оценивают её уровень сами сотрудники. Если обратить внимание на ответы респондентов в соответствии с разницей в стаже работы в холдинге, можно увидеть следующее: корпоративную культуру компании считают находящейся на уровне средней 67% работающих в «Мозаике» от года до 5-ти лет и 50% сотрудников со стажем более 5-ти лет; с ними солидарны 64% «новобранцев» (со стажем менее полугода). Такое распределение оценок ситуации позволяет нам сделать следующий вывод: молодые работники, не обладающие большим стажем работы в компании, разделяются во мнении в связи с отсутствием чёткого представления об особенностях корпоративной культуры новой для них организации, их мнение, скорее, субъективно; сотрудники, успевшие тщательно рассмотреть культуру корпорации, ощутить себя её частью, наиболее уверенны и объективны в оценке.
Чтобы проверить,
насколько респонденты
Стоит отметить зависимость выбранного варианта ответа от стажа работы в компании: если сотрудники, работающие в «Мозаике» более 5-ти лет, в количестве 68% от числа опрошенных не считают нужным менять корпоративную культуру организации, то половина занимающих должность в медиахолдинге от года до 5-ти лет, наоборот, считает изменения целесообразными. При этом первая группа респондентов характеризует корпоративную культуру «Мозаики» как среднюю в количестве 50%, вторая – в количестве 67% от числа опрошенных (различие в оценках в данном случае мы предлагаем считать незначительным). Приведённые данные позволяют сделать следующий вывод: проработав значительный промежуток времени на определённой должности, сотрудники холдинга признают необходимость изменений в корпоративной культуре организации, но с увеличением стажа работы неудовлетворённость некоторыми принятыми в коллективе нормами и ценностями ослабевает и уступает место их апатичному, инертному восприятию. Всё вышеперечисленное и последний вывод позволяет утверждать, что в медиахолдинге «Мозаика» существуют проблемы взаимодействия сотрудников с руководством, взаимопонимания этих двух групп. Последнее подкрепляется и числом процентов затруднившихся ответить на вопрос о необходимости изменений в корпоративной культуре - 33%.
Также вопрос-детектор определил несоответствие во мнении начальников отделов: несмотря на то, что 60% из них считают корпоративную культуру своей организации сильной, 60% затрудняется ответить, стоит ли оставлять её нормы и ценности неприкосновенными.
Выделяя факторы, не используемые для повышения эффективности работы компании, респонденты отметили, в первую очередь, личную инициативу сотрудников (43%) и готовность брать на себя ответственность (36%). На оба фактора особенный упор делают сотрудники с неполным высшим образованием (88%). Это объясняется наличием профессиональных амбиций: получающим навыки, потенциально полезные в рабочей деятельности, требуется их широкое применение на практике. В то же время в числе факторов, благоприятных для повышения эффективности работы компании, данная группа респондентов указывает соблюдение сроков выполнения заданий. Их поддерживают 33% сотрудников со среднеспециальным образованием. Солидарность во мнении респондентов с различным уровнем образования говорит о том, что обозначенный фактор действительно не находит отражения в работе холдинга, что является помехой для её результативности. Кроме того, упор на соблюдение сроков выполнения заданий как важный фактор, не используемый для повышения эффективности работы компании, указывают 100% респондентов в возрасте от 46-ти до 60-ти лет. Они же делают акцент на дисциплине (50%). В значительной степени такой результат обусловлен возрастными особенностями респондентов: представители старшего поколения более склонны придавать значение строгому распорядку работы и своевременности выполнения производственных задач.
Стоит обратить внимание на сходство во мнениях рядовых сотрудников и руководства по данному вопросу: личную инициативу сотрудников признают недостаточно используемой 60% директоров подразделений, 50% начальников отделов и 42% сотрудников отделов. Наблюдается солидарность во мнениях начальников отделов (30%) и сотрудников отделов (36%) по поводу готовности брать на себя ответственность. Также первая из обозначенных ранее групп считает в недостаточной степени реализуемым творческий потенциал сотрудников медиахолдинга (30%), и с ней согласны представители второй группы (28%). В то же время ни один из директоров подразделений не считает вышеназванный фактор неиспользуемым. Согласно перечисленным данным, формулируем вывод: в медиахолдинге «Мозаика» присутствует схожесть во взглядах на внутрифирменную стратегию среди директоров, сотрудников и начальников отделов, но между последними двумя группами она предстаёт наиболее явной. Однако высшее руководство 60% респондентов-директоров, обозначивших налаженные партнёрские отношения между сотрудниками, сотрудниками и руководством как не используемый для повышения эффективности работы холдинга (что, во-первых, говорит о желании руководства развивать партнёрские отношения, а во-вторых, в очередной раз подтверждает отсутствие у высшего руководства полного представления о реальной ситуации, сложившейся в коллективе).
Эффективная система оплаты труда также обозначается значительным количеством респондентов (20%) как фактор, упущенный из внимания. В особенности на нём делают акцент респонденты старшей возрастной группы (46-60 лет) – этот вариант выбрала половина из них. Если разделять респондентов по уровню образования, то выделяются сотрудники со среднеспециальным образованием: эффективная система оплаты труда причисляется 67% к числу нереализованных благоприятных факторов. Подобный результат можно объяснить, с одной стороны, возрастными особенностями респондентов, их насущными потребностями: материальные ценности для приоритетны, так как диктуются необходимостью обеспечивать семью и т.п.; кроме того, сотрудники со среднеспециальным образованием чаще отводят профессиональным амбициям второстепенное положение, в то время как получившие или получающие высшее образование руководствуются желанием подняться по карьерной лестнице. С другой стороны, количество респондентов данных групп заставляет обратить внимание на данный фактор как на имеющий весомое значение. Последнее подтверждается количеством респондентов с солидным стажем работы в компании (39%), так же обозначивших эффективную систему оплаты труда как ресурс, не используемый в решении проблемы повышения эффективности работы компании. Следовательно, мы предпочитаем придерживаться второй описанной точки зрения, так как считаем, что сотрудники с большим стажем работы в компании имеют наиболее достоверное представление о благоприятных и отрицательных для неё факторов.
В первой главе работы мы рассматривали теоретические основы коммуникативной составляющей корпоративной культуры в целом и партнёрских отношений в частности. Мы доказали, что качественная коммуникация между участниками партнёрских отношений является залогом их успеха. Именно поэтому респондентам было предложено выделить негативные составляющие взаимодействия подразделений компании. Абсолютное большинство опрошенных (53%) отметили высокий уровень конкуренции как отрицательную характеристику, присущую коммуникации между подразделениями. Интересна зависимость ответа на вопрос от уровня образования сотрудников, которая прослеживается на следующей диаграмме:
Рис. 2.2. Зависимость оценки высокого уровня конкуренции как отрицательной характеристики взаимодействия между подразделениями от уровня образования респондентов (в % от числа опрошенных, n=100)
Респонденты с
более высоким уровнем
Акцент на межличностные отношения респонденты делают и при ответе на следующий вопрос: о наиболее частых источниках конфликтов в организации – этот вариант ответа выделяет 56% опрошенных. Как и в предыдущем пункте, наблюдаются различия в ответах директоров подразделений, начальников и сотрудников отделов. Всего 20% директоров признаёт межличностные отношения серьёзным поводом для конфликта, в то время как он является значительным для 80% начальников отдела и 56% остальных сотрудников.
Ещё одним
наиболее частым источником