Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2012 в 22:25, дипломная работа
Реформирование российского общества и его движение к качественно новому состоянию породило целый калейдоскоп разноплановых, но одинаково безрадостных кризисных явлений и процессов, что обострило социальную проблематику, в частности, необходимость создания эффективной системы социальной защиты и поддержки маргинальных слоев населения. Социальная работа как специализированная профессиональная деятельность по решению разнообразных социальных проблем, как особая профессия со своим подходом к решению этих проблем является своеобразным ответом на подобный запрос.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение....................................................................................................... 3
Глава 1. Поликультурный анализ международного опыта профессиональной подготовки социальных работников.............7
§ 1. Становление системы профессиональной подготовки социальных работников за рубежом..................................................................................... ....... .7
§ 2. Современное состояние и тенденции развития профессионального образования социальных работников в странах Евросоюза, США и России........................................................................................................................19
§ 3. Современный социальный заказ на специалистов социальной сферы. Социальный работник и социальный педагог: сущность и различие.......... .... 31
Глава 2. Содержание и условия эффективной подготовки социальных работников .................................................................................... 42
§ 1. Психолого-педагогический отбор и профориентация будущих социальных работников/социальных педагогов для учебных заведений.....42 § 2. Отбор содержания и технологии эффективной подготовки социальных работников для учебных заведений ............................................... .53
§ 3. Организация самообразования и самовоспитания как условие повышения эффективности подготовки специалистов социальной сферы.... 66
§4 Особенности подготовки социального работника в АСО (КСЮИ)....76
Заключение ....................................................................................................83
Литература................................................................................................... 85 Приложения................................................................................................... 89
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
АКАДЕМИЯ СОЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (КСЮИ)
Факультет социально- экономический
Кафедра Социальной работы
ДИПЛОМНАЯ РАБОТА
Хусаиновой Миляуши Фиргатовны
На тему: Подготовка компетентного специалиста социальной сферы в едином образовательном пространстве
д.п.н., профессор Трегубова Т.М. __________
Допустить к защите ГАК
_______________________
Казань 2007
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение......................
Глава 1. Поликультурный анализ международного опыта профессиональной подготовки социальных работников.............7
§ 1. Становление системы профессиональной подготовки социальных работников за рубежом.......................
§ 2. Современное состояние и тенденции развития профессионального образования социальных работников в странах Евросоюза, США и России........................
§ 3. Современный социальный заказ на специалистов социальной сферы. Социальный работник и социальный педагог: сущность и различие.......... .... 31
Глава 2. Содержание и условия эффективной подготовки социальных работников ..............................
§ 1. Психолого-педагогический отбор и профориентация будущих социальных работников/социальных педагогов для учебных заведений.....42 § 2. Отбор содержания и технологии эффективной подготовки социальных работников для учебных заведений ..............................
§ 3. Организация самообразования и самовоспитания как условие повышения эффективности подготовки специалистов социальной сферы.... 66
§4 Особенности подготовки социального работника в АСО (КСЮИ)....76
Заключение ..............................
Литература....................
Введение
Реформирование российского общества и его движение к качественно новому состоянию породило целый калейдоскоп разноплановых, но одинаково безрадостных кризисных явлений и процессов, что обострило социальную проблематику, в частности, необходимость создания эффективной системы социальной защиты и поддержки маргинальных слоев населения. Социальная работа как специализированная профессиональная деятельность по решению разнообразных социальных проблем, как особая профессия со своим подходом к решению этих проблем является своеобразным ответом на подобный запрос.
В различные периоды существования общества образование (и в первую очередь профессиональное) осуществляло свои социальные функции в разной степени. Сегодня образование как социальный институт является одним из основных каналов социальной мобильности, играя важную роль в социальной дифференциации членов общества, распределении их как по социальным слоям, так и внутри этих слоев, способствуя продвижению по социальной лестнице. Более того, современная профессиональная школа постепенно превращается в полноправный субъект рыночных отношений, что стимулирует трансформацию ее структуры, обретение новых источников финансирования, поиск новых методов обучения и воспитания, а также осуществления социальных функций: социального контроля, социального тестирования, а также поддержки и защиты учащегося в период получения им профессионального образования. При этом необходимо отметить, что взаимодействие и переплетение вышеназванных социальных функций достаточно высоко и имеет тенденцию к дальнейшему возрастанию.
Несомненно, принципиально новое положение отечественной профессиональной школы и ее изменившиеся социальные функции требуют иных подходов к решению проблем социально-профессионального становления подрастающего поколения, обновления теоретических взглядов и практических действий по социально-педагогической поддержке и защите молодежи в образовательных учреждениях. Тезис «трудно быть молодым» должен быть осмыслен и реализован социально-педагогически, обеспечивая реальную социальную поддержку российской учащейся молодежи.
Более того, изменение социальных функций учебного заведения актуализировало проблему подготовки кадрового потенциала для адекватной их реализации. Обращение к зарубежному опыту организации социальной работы в профессиональном учебном заведении и подготовке кадров для ее проведения может быть весьма полезным, так как позволяет составить более осмысленное и адекватное представление об отечественной системе.
На наш взгляд, поиск собственных, аутентично российских моделей социальной работы с населением и профессиональной подготовки специалистов для данной деятельности должен вестись не путем механического заимствования зарубежных социальных парадигм и доктрин и приспособления их к отечественным нуждам, а на основе творческого использования мирового зарубежного опыта с учетом политических, социально-экономических, национальных условий России, своеобразия ее культуры и традиций. На это обращают внимание и сами зарубежные специалисты (ДЖ.Миджли, С. Хиндука, Ш.Рамон, Р.Рамзей, Р.Сарри, С. Шардлоу и др.), призывающие не копировать опыт США, а более глубоко разобраться в нем и тем самым обогатить мировую теорию и практику социальной работы.
Обращение именно к американскому и английскому опыту теоретической и практической подготовки специалистов социальной сферы, анализу содержания их профессиональной подготовки объясняется тем, что в этих странах накоплен большой опыт в данной области почти за 100 лет существования социальной работы. Высокий уровень профессионализма в социальной работе, достигнутый этими странами, признается во всем мире. Более того, сегодня используются именно американские и английские модели подготовки специалистов социальной сферы как наиболее универсальные и отвечающие ожиданиям общества и возможностям профессии.
Все это свидетельствует о своевременности и высокой актуальности представляемой дипломной работы, ибо отечественный источниковый материал об организации социальной работы и профессиональной подготовке специалистов для социальной сферы– фрагментарен и невелик. К сожалению, приходится констатировать, что в отечественной литературе по данной проблеме имеется как переоценка и даже абсолютизация зарубежного опыта, так и его недооценка, связанная с тем, что у нас свои трудности, свои проблемы и своя специфика, поэтому чужой опыт ничего не дает. Обе эти позиции полярны. Истина, как всегда, находится где-то посередине.
Вышесказанное позволяет выделить следующий комплекс противоречий:
1. Между накопленным богатым мировым опытом профессиональной подготовки социальных работников и фрагментарностью его использования в отечественной практике с учетом культуры, традиций и национальных условий России.
2. Между объективной потребностью в выявлении особенностей, содержания и условий эффективной подготовки социальных работников для учебных заведений в Великобритании и США и неразработанностью механизмов использования опыта этих стран российской педагогической наукой и практикой.
Данные противоречия определили проблему исследования: каковы концептуальные идеи, содержание и особенности профессиональной подготовки социальных работников для учебных заведений в современных условиях в Великобритании и США?
В этой связи цель данной работы состояла в том, чтобы проанализировать основные модели подготовки социальных работников в Великобритании и США, выявить содержание и особенности эффективной подготовки социального работника для учебных заведений в данных странах.
Объект исследования: профессиональная подготовка социальных работников для учебных заведений в США и Великобритании.
Предмет исследования: содержание и технологии подготовки социальных работников в странах с развитой рыночной экономикой в современных условиях.
Задачи дипломной работы:
1. Выявить историко-педагогические предпосылки становления и развития системы профессиональной подготовки социальных работников в России и за рубежом.
2. Раскрыть сущность, определить содержание и основные особенности профессиональной подготовки социальных работников в едином образовательном пространстве.
3. Выявить условия эффективности организации процесса подготовки социальных работников в России и за рубежом.
Постоянные контакты между людьми и странами усиливают интеграционные процессы в сфере образования, культурно-досуговой деятельности, социальной работе, способствуют совершенствованию этих областей деятельности в целом. Поскольку народы и страны современного мира все более взаимосвязаны и взаимозависимы, постольку деятельность зарубежных культурно-досуговых и образовательно-воспитательных учреждений, а также участие социальных работников в различных сферах общественной жизни представляют значительный интерес для российских работников социокультурной сферы. Поэтому появилась необходимость обобщения опыта социально- педагогической деятельности и изучения многообразных функций социальных работников и социальных служб зарубежных стран с развитой рыночной экономикой.
В дипломе отражена взаимосвязь основных направлений современной социально-культурной деятельности: социальной работы как феномена современного мира, социальной работы как профессиональной деятельности, социально-педагогической деятельности, подготовки кадров для социальной сферы.
Глава 1. Поликультурный анализ международного опыта профессиональной подготовки социальных работников
§1. Становление системы профессиональной подготовки социальных работников за рубежом
Исторически социальная работа возникла из непосредственной практической деятельности по обеспечению благосостояния жизни, оказанию помощи людям, как материальной, так и моральной, защите их интересов.
Корни социальной работы находятся в глубине веков. Становление любой профессиональной деятельности, тем более тех её видов, которые связаны с взаимодействием людей, представляет длительный и неоднозначный процесс. История формирования социальной работы как профессиональной деятельности является красноречивым свидетельством этого.
Ученые связывают развитие практики социальной помощи не столько с объективными противоречиями общественной жизни и необходимостью их разрешения, сколько с личностными мотивами тех или иных исторических деятелей.
По мнению исследователей, благотворительность входила в число важнейших добродетелей. Исцеление больных, раздача богатств, щедрые подаяния милостыни считались основными доказательствами святости. Поэтому чем более помпезный характер носили формы «нищелюбия», тем больше правитель (царь, император, князь) был достоин почестей святого.
В связи с этим возникли публичные обеды, которые являлись древнейшей « демократической » традицией в Древнем Риме и Древней Греции. Традиции трапез как форм нищепитательства по случаю каких-либо больших празднеств или общественных событий, не являлись исключительным явлением, а носили политический и общественный характер.
Раннему Христианству они также не были чужды. Христианский гуманизм проявляется в милосердии как необходимой части христианской этики, которая связана с нравственным самосовершенствованием личности, с ее постоянной работой по спасению своей души, за что следует воздаяние Бога, так и с тем, что милосердие позволяет подходить к человеку безоценочно, видеть только его проблемы и предлагать способы помощи. До ХIХ века основными организаторами помощи бедным, больным, старикам, одиноким являлись монастыри. Неотъемлемым атрибутом монастырской жизнедеятельности было кормление убогих, нищих, организация приютов, госпиталей, сбор пожертвований в пользу бедных. В конце XVIII – XIX вв. было положено начало становления общественной и частной формы организации благотворительной помощи. В исторической практике благотворительной деятельности имела место филантропическая деятельность, как общественных организаций, так и частных благотворителей. Общество и организации осуществляли свою социальную деятельность в учреждениях призрения детей (младенцев, сирот), учреждениях призрения взрослых, не могущих содержать себя (слепых, увечных, глухонемых), учреждениях медицинской помощи, тюрьмах. Частная благотворительность также активно развивалась. Представители разных сословий оказывали филантропическую помощь в самых разнообразных формах и направлениях. Их деятельность характеризовалась тесной связью с просвещением и воспитанием, организацией пансионов, школ и мастерских, училищ для слепых и детей – сирот. Они покровительствовали той или иной категории нуждающихся, оказывали единовременную или постоянную помощь в виде материальных или денежных вспомоществований.[1]