Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2012 в 22:25, дипломная работа
Реформирование российского общества и его движение к качественно новому состоянию породило целый калейдоскоп разноплановых, но одинаково безрадостных кризисных явлений и процессов, что обострило социальную проблематику, в частности, необходимость создания эффективной системы социальной защиты и поддержки маргинальных слоев населения. Социальная работа как специализированная профессиональная деятельность по решению разнообразных социальных проблем, как особая профессия со своим подходом к решению этих проблем является своеобразным ответом на подобный запрос.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение....................................................................................................... 3
Глава 1. Поликультурный анализ международного опыта профессиональной подготовки социальных работников.............7
§ 1. Становление системы профессиональной подготовки социальных работников за рубежом..................................................................................... ....... .7
§ 2. Современное состояние и тенденции развития профессионального образования социальных работников в странах Евросоюза, США и России........................................................................................................................19
§ 3. Современный социальный заказ на специалистов социальной сферы. Социальный работник и социальный педагог: сущность и различие.......... .... 31
Глава 2. Содержание и условия эффективной подготовки социальных работников .................................................................................... 42
§ 1. Психолого-педагогический отбор и профориентация будущих социальных работников/социальных педагогов для учебных заведений.....42 § 2. Отбор содержания и технологии эффективной подготовки социальных работников для учебных заведений ............................................... .53
§ 3. Организация самообразования и самовоспитания как условие повышения эффективности подготовки специалистов социальной сферы.... 66
§4 Особенности подготовки социального работника в АСО (КСЮИ)....76
Заключение ....................................................................................................83
Литература................................................................................................... 85 Приложения................................................................................................... 89
Возможен следующий порядок подготовки: первоначальное накопление педагогического опыта, теоретические знания, построенные на основе наблюдаемых фактов и явлений; подготовка новых задач для практической работы; новая теоретическая обработка полученных материалов, завершающий синтезирующий курс.
При этом могут использоваться следующие формирования содержания профессиональной подготовки социальных работников:
-активное обучение, способствующее самостоятельному владению основными областями профессиональной деятельности.
-метод «погружения» в реальную социальную среду в качестве субъекта деятельности;
-модульный и блочный способы обучения;
-моделирование деятельности и образа жизни (адаптация, проектирование, организация обучения, мастер-классы, педагогические мастерские, индивидуализация обучения и т.п.).
Принципы отбора содержания профессиональной подготовки заключаются в преемственности и непрерывности в образовании; целостности и органичности; доступности новой информации и информационной достаточности отобранного содержания; междисциплинарности и адаптивности, т.е. параллельном введении одних и тех же понятийных категорий при изучении предметов. Анализ зарубежных концепций и моделей профессиональной подготовки социальных работников выявил множество сходных черт между американской и английской моделями. Принципиальное отличие между ними в том, что основополагающим принципом в подготовке социальных работников в Великобритании является направленность содержания на предупреждение неблагополучия, превентивный помощи. В США акцент делается на терапевтический аспект, потенциальное «лечение» состоявшейся проблемы.
Весьма важной позицией в определении содержания образования и его трансформации в учебный материал является последовательная реализация ряда этапов, среди которых центральное место отводится постановке конечных целей, это вытекает из наиболее общего определения “куррикулума” ("Curriculum") как специальным образом организованного набора формальных целей обучения и воспитания.[27]
Открытым остается вопрос о соотношении общей и специальной подготовки. В ряде стран он решается следующим образом: сначала студенты в течение двух, трех семестров получают общие (базовые) знания, а затем - специальные. Хотя соотношение теоретической и практической частей обучения различно в разных странах, однако огромная роль практики признается повсеместно. Практике уделяется от 20% (в Финляндии, Дании) до 50% учебного времени (в Англии, Франции, Ирландии). Наиболее распространенная пропорция теории и практики - 30% и 70%, в США – 40% и 60%.[28]
Значительное изменение претерпевает общеобразовательная подготовка будущих социальных работников. Общеобразовательная подготовка призвана расширить кругозор, формировать высокую культуру будущего социального работника. В этой связи широкое распространение получила система выборочных курсов (Мировые цивилизации, Религиоведение, Народы мира и их культуры. Информатика, Средства массовой информации в обществе, Современная наука: достижения и проблемы. Мировая художественная культура. Современное искусство. Иностранные языки и др.).
Специальное образование перестраивается на принципах фундаментальности, интегративности, проблемности. Специальное образование имеет целью представить студентам целостную картину изучаемого предмета, связать его изучение с ведущими понятиями, установить междисциплинарные связи. В ряде учебных заведений отмечается соединение предмета по специальности с методикой, с тем, чтобы в ходе преподавания преподаватели демонстрировали образцы ведения занятия.
Обязательным компонентом подготовки социальных работников является психолого-педагогическая подготовка. Примечательно, что акцент делается на практическое применение знаний по этим предметам. Психолого-педагогический цикл включает разнообразные курсы, знакомящие будущих социальных работников с тем, как использовать в процессе работы новейшие достижения психологии, психиатрии, некоторых предметов из области медицины. Студенты изучают антропологию, теологию, философию, экономику, социальную политику и социальные проблемы, широко используя компьютерную технику.
В Великобритании существует три подхода к построению учебно-практических программ: парадигмальный, общетеоретический и эмпирический.
Ученые Великобритании совместно с педагогами высшей школы разработали новую образовательную концепцию, в основу которой положена идея интегрированного формирования компетенции. Они рассматривают интеграцию в образовательном процессе как высшую форму выражения единства целей, принципов, содержания, форм организации. Идея интеграции характерна для всей системы подготовки социальных работников. Этот подход особенно ярко проявляется в овладении знаниями о человеке, его физическом и психическом развитии, культуре, поведении, коммуникации и т.п. Идея интеграции положена в основу создания и активного использования в учебном процессе модульной технологии. Интегративно-модульная технология в теоретической подготовке студентов основана на идее межпредметных связей различных учебных дисциплин.
В опыте английской высшей школы при подготовке социальных работников активно используются и профессионально-практические модули, объединяющие в себе методы и технологии социальной работы, основы социального управления, менеджмента, проблемные практикумы, тренинги, ролевые и имитационные игры, практику различного вида помощи и т.п. В ряде учебных заведений используются профессионально-
В Великобритании большое значение придается изучению истории, организации управления английской системой социального обеспечения с учетом ее меняющейся политической, экономической и социальной структуры. Социология рассматривается с позиции социальных работников и педагогов. Поэтому теоретическая часть обучения включает знания в области социальных наук.
Высокому качеству подготовки способствуют и прикладные методы обучения: ролевые игры, аудиовизуальные методы, тренинги. Такое обучение дает возможность студентам получить практические умения и навыки: умение брать интервью, вести беседу, составлять тесты и т.д. Обучение проходит по последовательной, четко систематизированной программе под постоянным контролем преподавателей.
Характерной чертой является введение новых курсов, отражающих требования современной науки и техники. Интересным является факт создания интегративных и комбинированных курсов, курсов в области управления, менеджмента и компьютерной техники.
Процесс интеграции можно рассматривать также как процесс объединения отдельных предметов. В ряде случаев это способствует созданию интегрированных предметов, таких как сравнительно новый предмет медиенпедагогика. В то же время становится все более актуальным преподавание не по предметам, а по интегрированным курсам, объединяющим знания из родственных наук.
Интегративные процессы происходят и на уровне форм обучения. Анализ учебных планов и программ показывает частое использование таких форм занятий как лекция-семинар, семинар-практическое занятие, семинар-собрание рабочей группы, ринглекция и т.д. Наиболее удачной, по мнению Д. Роуз и Р. Льюис, является комбинация интегрированного и попредметного обучения. Основное обучение представляет собой удачную комбинацию основополагающих предметов и интегративного междисциплинарного курса «Наука социальная работа», с преобладанием последнего.
В 80-х годах прошлого столетия многие студенты приходили учиться в школы социальной работы, чтобы повысить свою квалификацию, и они уже имели определенный жизненный опыт и опыт работы. Один из главных вопросов для преподавателей, как создать равновесие между ценностью новых знаний и прежним опытом, как помочь студентам принять новые методы обучения, не испытав одновременно чувства собственной некомпетентности и неуверенности.
В рассматриваемой программе отражена базирующаяся на жизненном и профессиональном опыте (experiental learning) технология обучения. Программа подразумевает интеграцию теории и практики с первоначальным опытом обучающихся.
Из первоначального опыта исходит активный эксперимент, дающий конкретный опыт, затем осуществляется непосредственное включенное наблюдение и рефлексия, которая позволяет интерпретировать опыт с различных точек зрения. После этого с помощью осмысления обучающийся подходит к формированию абстрактных концепций и развитию теорий, применяет эти теории для решения новых практических проблем.
По мнению ученого-практика С. Маршалла (S.Marshall), преподаватели педагогических учебных заведений должны быть нацелены на подготовку мыслящих практиков, которые: умеют вести наблюдение; описывать то, что наблюдали; способны анализировать, обобщать, делать выводы; способны преломить это на собственные потребности и саморазвитие. «…Исследования означают личную интерпретацию, применение и осмысление социальным работником себя, как активного и созидательного участника академического сообщества»[29].
Исследовательские проекты - это небольшие ступенчатые исследования, предпринимаемые в сотрудничестве с персоналом школы или колледжа. Эти исследования представляют собой значимые инновации в начале процecca профессионального формирования и развития личности и обеспечивают уникальную базу для достижения сбалансированной интеграции между образовательной эрудицией и практическим применением. Большое внимание со стороны руководителей проектов уделяется созданию рекламы или продвижения проекта. Фаза «продвижения» (promotion) включает в себя следующий перечень мероприятий: написание отчета о проведенной работе, публикации материалов в прессе о проведенных исследованиях, выступления на конференциях.
Учебные заведения, в том числе и высшие учебные заведения (колледжи и университеты) в США в настоящее время сталкиваются с веяниями времени и прогресса, с новыми социальными условиями, требующими изменения способов подготовки студентов.
Гуманизм – основа социальной работы, осознание самоценности личности человека. Этим и обуславливается выбор организационных форм и методов обучения.
В настоящее время происходит резкое расширение диапазона методов обучения. Широко используются современные методы социально-терапевтические, прогностические (методы социального планирования), игровой метод, аудио визуальные методы (работа в видеомастерской, фотолаборатории, с компьютером и т.п.); метод проектов, разработка различных программ проведения социальных мероприятий, бригадные (командные) методы социальной работы; мониторинг как средство отслеживания; исследовательские методы и проекты; нетрадиционные методы - метод музыкальной терапии, духовная терапия, медитация и т.п.; статистический метод - социометрия.
Умение, навыки и способности развиваются в ходе подготовки и приобретаются в практической деятельности.
Индивидуализация имеет бесспорные преимущества, однако она приходит в противоречие с социальными навыками работы в группе, функционированием студентов как членов команды, как членов общества и производственного коллектива. Социальные требования состоят в разделении труда, согласовании совместных усилий при выполнении работ, соподчиненности, иерархии. В этих условиях не каждый член коллектива или группы может работать в удобном лишь для него темпе, собственной манере и т.п.
Следовательно, нужно знать, какие цели обучения следует достигать в индивидуальном, а какие в групповом обучении.
Справедливости ради необходимо отметить, что большинство используемых в США методов подготовки социальных работников хорошо известны в нашей стране.
В одном из последних отчетов комиссии по Аккредитации школ социальной работы Совета по Обучению Социальной Работе в США среди перечня требований при получении сертификата на степень магистра выделяются следующие: «…Необходимо уметь осуществить различные формы учебного процесса: лекцию, дискуссию, практические занятия … ».[30]
В планах и программах различных учебных заведений можно встретиться как с «классическим» пониманием лекции, так и с целым рядом таких понятий, как лекция-дискуссия, лекция - клубное занятие, теле - лекция, видео-лекция, лекция-демонстрация и т.д. Рекомендуется проводить показ серий специально подобранных фильмов по различным темам, иллюстрирующих лекционный материал. После видео- и телелекций следуют дискуссии и семинары. Программами многих университетов предусмотрено проведение лекционных курсов с элементами дискуссионного обсуждения. Под дискуссией и демонстрацией по существу подразумеваются практические занятия.
Значительные перспективы совершенствования лекционного преподавания на уровне вузовского обучения большинство специалистов видит в последовательном применении наглядных средств обучения. Сейчас наряду с диаскопами обычно используются кинопроекторы, диаграммы, схемы, графики, видео и телевидение. Развивается тенденция к применению все более сложной техники. Последним достижением в этой области является так называемая «электронная классная доска» («electronic blackboard»), изображение на которой через посредство видеомониторов может передаваться в любую аудиторию».[31]
Наряду с лекциями важным звеном является демонстрация («demonstration method»). По мнению американских специалистов она имеет много общего с лекцией, поскольку и здесь большую часть времени занимает «последовательное и систематическое рассказывание», хотя демонстрация обеспечивает реализацию очень важного этапа учебного процесса – осмысление учебной информации и переработки ее в практические умение и навыки.[32]
После демонстрации преподаватель акцентирует внимание студентов на ключевых моментах в связи с формированием навыка. Заканчивается демонстрация дискуссией. По мнению американских преподавателей дискуссия («discussion») пользуется популярностью среди методов обучения. Она получила особое распространение, поскольку большинство решений во многих областях, и в социальной работе в том числе, принимается на основе групповых исследований, а основной целью дискуссии является формирование умений, навыков и положительной мотивации именно в групповом решении проблем.[33]