Подготовка компетентного специалиста социальной сферы в едином образовательном пространстве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2012 в 22:25, дипломная работа

Описание работы

Реформирование российского общества и его движение к качественно новому состоянию породило целый калейдоскоп разноплановых, но одинаково безрадостных кризисных явлений и процессов, что обострило социальную проблематику, в частности, необходимость создания эффективной системы социальной защиты и поддержки маргинальных слоев населения. Социальная работа как специализированная профессиональная деятельность по решению разнообразных социальных проблем, как особая профессия со своим подходом к решению этих проблем является своеобразным ответом на подобный запрос.

Содержание работы

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение....................................................................................................... 3
Глава 1. Поликультурный анализ международного опыта профессиональной подготовки социальных работников.............7
§ 1. Становление системы профессиональной подготовки социальных работников за рубежом..................................................................................... ....... .7
§ 2. Современное состояние и тенденции развития профессионального образования социальных работников в странах Евросоюза, США и России........................................................................................................................19
§ 3. Современный социальный заказ на специалистов социальной сферы. Социальный работник и социальный педагог: сущность и различие.......... .... 31
Глава 2. Содержание и условия эффективной подготовки социальных работников .................................................................................... 42
§ 1. Психолого-педагогический отбор и профориентация будущих социальных работников/социальных педагогов для учебных заведений.....42 § 2. Отбор содержания и технологии эффективной подготовки социальных работников для учебных заведений ............................................... .53
§ 3. Организация самообразования и самовоспитания как условие повышения эффективности подготовки специалистов социальной сферы.... 66
§4 Особенности подготовки социального работника в АСО (КСЮИ)....76
Заключение ....................................................................................................83
Литература................................................................................................... 85 Приложения................................................................................................... 89

Файлы: 1 файл

Буинск Подготовка за рубежом 2007.doc

— 442.00 Кб (Скачать файл)

Преподаватели университет штата Северная Каролина предлагают сопровождать курс лекций путешествиями и экскурсиями. Идентичная постановка учебного процесса в университете  Тафтс штата Массачусетс. Такой вид учебной деятельности производится совместными усилиями администрации факультета и студенческой ассоциации по организации экскурсий.

Американские педагоги считают, что диалог – сердцевина учебного процесса. Эффективное взаимодействие преподавателей и студентов в познании учебного материала невозможно без постоянной связи между ними посредством диалога.

И, можно сказать, что полноценный учебный процесс невозможен без постоянной обратной связи группы обучающихся посредством диалога. Завершение дискуссии является существенным в методическом плане. Необходимо подведение итогов, оценка, стимулирование основных моментов обсуждения.

Семинары или групповые тьюториалы[34]  по большинству учебных предметов проводятся в форме дискуссий, форумов, сессий, которые организуются преподавателем, чья руководящая и направляющая деятельность ориентирована на отработку отдельных тем и разделов учебной программы.

Используются такие активные способы организации обучения, как выездные сборы, экскурсии, посещения, «практические кейсы», т.е. случаи из жизни «критическая единичная ситуация» («critical incident case»), «последующая ситуация» («next – stage case»), «реальная ситуация» («live case»), «ситуация принятия основного решения» («major issue case»)[35].  В последние десятилетия арсенал организационных форм учебного процесса, особенно практическая его часть, пополнился такими нововведениями, как драматизация, ролевые игры, деловые игры, моделирование,  клубное занятие и т.д. Все эти элементы позволяют разнообразить учебный процесс, повысить его эффективность и приблизить социального работника к работе с клиентом. Введение в реальный мир «является одним из способов эффективного обучения. Основой профессионализма является искусство общения. Оно становится инструментом для разрешения проблем и конфликтов, помогает успокоить или убедить клиента. При обучении организации коммуникации разработана целая методика по налаживанию сотрудничества с незнакомым человеком. Здесь очень важно научить видеть мир глазами другого, идентифицироваться с ним. Педагог не дает советов, что и как нужно делать, как поступить, и лишь ставит основную задачу: начать разговор, войти в доверие. Одним из способов обучения этому является создание разнообразных житейских ситуаций в учебной аудитории. 

                                                                                                     

§ 3. Организация самообразования и  самовоспитания как условие повышения  эффективности подготовки  специалистов  социальной сферы  за рубежом

 

Непрерывное повышение культурного уровня и профессиональной квалификации всех социальных работников является естественным, где самообразование является важнейшим компонентом непрерывного образования. Анализ зарубежных источников показал, что в основе творческого подхода к самообразованию социального работника лежит профессиональная заинтересованность в совершенствовании своего мастерства.

Современные социально-экономические условия в обществе повышают требования к социальным работникам и их деятельности. Они призваны  постоянно соотносить имеющийся у них запас знаний и умений с новыми научными данными. Важным стимулирующим фактором является самоанализ и самооценка результатов своей работы, которые, в свою очередь активизируют самообразовательную деятельность социального работника.

Зарубежными учеными в большом числе исследований интенсивно развиваются научные особенности теории и практики самовоспитания и самообразования (Anweiler O., Bell P., Meinert R.G.), также рассматривается взаимосвязь профессионального самообразования социальных работников с системой повышения квалификации кадров (Conant G.B., Eccer D.), совершенствование профессиональной деятельности с решением проблемы  профессиональной адаптации (Atzioni H.).

              Профессиональное самовоспитание социального работника – процесс сложный, требующий специального анализа.   Практика показывает, что как бы хорошо ни была поставлена подготовка специалистов на разных уровнях профессионального образования и на курсах повышения и усовершенствования квалификации, жизнь настолько динамична, что приобретенные ранее знания быстро устаревают, теряют свою первоначальную значимость. И представление о том, что человек может пройти свой жизненный путь с запасом знаний, однажды полученных в том или ином учебном заведении, изжило себя. Самообразование оправдывает себя еще и потому, что появляются все новые и новые технологии, модели, идеи, информация. В США и Великобритании любой специалист обязан систематически и постоянно пополнять, расширять и обновлять свои знания. Стремление к непрерывному совершенствованию, умению самостоятельно приобретать новые знания является важным показателем его ответственности за качество своего труда.

Известно, что только активное, положительное отношение самого социального работника к совершенствованию своего мастерства может повысить продуктивность процесса самообразования. Следовательно, необходимым условием творческого подхода к самообразованию социального работника является дальнейшее развитие потребности в профессиональном росте, что обусловливает развитие профессиональных интересов. Определение направленности своих профессиональных интересов связано со способностью социального работника относиться рефлективно к своей деятельности и стремлением к самосовершенствованию, развития уровня познавательно-профессиональных интересов

Профессиональная культура социального работника непосредственно связана с уровнем развития у него потребности к самообразованию. И чем выше его профессиональная культура и его требования к самому себе, тем лучше у него сформирована готовность к самообразованию, к совершенствованию своих профессиональных знаний и умений. В свою очередь, потребность в новых знаниях и умениях побуждает еще активнее работать над собой, повышать свою культуру и профессиональное мастерство.

      Самообразование  рассматривается британскими исследователями как «Целенаправленная систематическая познавательная деятельность, управляемая самой личностью, служащая для совершенствования ее образования», а также как «непрерывное продолжение общего и профессионального образования, благодаря которой актуализируются расширяются знания и восполняются пробелы в духовном развитии человека».

Самообразование нацелено на совершенствование:

-    базовой системы знаний.

-    построения новых систем отношений.

-    актуализацию индивидуальной потребности в профессиональном творчестве.

-    осмыслении возможности реализовывать свой потенциал специалиста.

Непрерывность процесса самообразования обеспечивается тесной взаимосвязью с другими формами повышения квалификации.  Разумное стремление, направленное на преодоление разобщенности знаний и укрепление межпредметных связей, имеющее особое значение при самоподготовке исходит из прагматических, утилитарных целей, позволяя сконцентрироваться вокруг проблем местного масштаба, решение которых потребует привлечения знаний из самых различных областей.

Самообразование – естественный путь продолжения образования, полученного в любом учебном заведении. Благодаря самообразованию круг усвоенных в процессе обучения знаний можно непрерывно расширять и дополнять свое духовное развитие чтением специальной литературы, слушанием лекций, участием в диспутах, рациональным использованием других источников научной информации.

Если в конце прошлого столетия, знания, полученные молодым специалистом, могли служить ему в течение шести-восьми лет, то в современных условиях процесс “устаревания” знаний начинается сразу же после завершения образования. Единственный выход из положения – построение процесса обучения таким образом, чтобы на всех уровнях образования обеспечивалось такое усвоение знаний, которое давало бы возможность не только непосредственно применять их, но и формировало бы способность самостоятельно осваивать новые научные достижения.

Самообразование социального работника включает в себя:

Во-первых, практику обществоведческой подготовки, из обучения основ общественных наук. Его основу составляют: социальная философия, основы теории экономики, основы права, социология, политология, социальная педагогика, основы теории и практики социальной работы, социальное управление.

Во-вторых, более узкое употребление терминов “социальное образование”, в этом случае освоение основ знаний по социологии, ее различным отраслям и уровням организации. При этом традиционно выделяют: социологию образования, социологию культуры, социологию науки, социологию молодежи и т.д.

В-третьих, выделяется контекст подготовки специалистов для социальной сферы: социальных работников, социальных педагогов, специалистов по связям с общественностью, в области социального маркетинга, социального управления. Самообразование социальное понимается как самоподготовка, повышение своей квалификации.

Самообразование – это своеобразный вид познания. Изучая самостоятельно специальную научно-методическую литературу, социальный работник сознательно вырабатывает у себя творческий подход к собственной деятельности, улучшает и совершенствует ее. Формальное усвоение знаний без взаимосвязи с решаемыми задачами не дает желаемых результатов.

Планируя деятельность по самообразованию, социальный работник чаще всего обращается к изучению тех вопросов, которые для него оказались наиболее сложными, важными, значимыми, осмысление которых поможет ему улучшить свою работу. Овладение этими вопросами и внедрение результатов в собственную практику свидетельствует с одной стороны, о творческом подходе социального работника к самообразованию, с другой – об определенной завершенности этой работы, поскольку оно должно способствовать улучшению процесса работы с клиентом.

Исходя из своих профессиональных потребностей и запросов, социальный работник сам определяет цель, содержание, объем, источники, средства, методы своего самообразования на определенный промежуток времени. Поэтому, по своей природе самообразование можно считать индивидуальным процессом. Социальный работник самостоятельно выбирает для углубленного изучения тот круг вопросов, который считает для себя наиболее значимым в данный момент.

Самообразование ориентируется на формирование профессиональной компетентности и профессиональных установок. Задачи самообразования реализуются при помощи краткосрочных курсов, выступлениях на симпозиумах и конференциях. Они направлены на то, чтобы персонал был способен квалифицированно решать как уже известные, так и новые задачи.

Самообразовательная деятельность включает несколько видов деятельности:

постановку целей и задач самообразования и разработку индивидуального плана самосовершенствования, отбор материалов для самостоятельной работы, подготовку докладов, выступлений, публикаций, выполнение практических заданий, работу с дополнительными источниками, расширение своих знаний, участие в конференциях, творческих дискуссиях, анализах проблемных ситуаций, деловых играх, встречах, «круглых столах» и т. д.

Чтобы решить задачу совершенствования научных и методических умений, социальный работник должен участвовать в коллективных  формах работы, как семинары, конференции, круглые столы по проблемам, деловые игры, моделирование ситуаций и т.п.

Ему необходимо делиться такими умениями с другими социальными работниками, и в свою очередь смотреть на работу более опытных социальных работников и тем самым вовлекаться в процесс самосовершенствования. Анализ показал, что хороший специалист, как правило, следит за достижениями науки, читая специальную литературу, принимая участие в научно- практических конференциях, внося свой вклад и в теоретическую базу социальной работы, распространяя результаты своих наблюдений через выступления на конференциях, публикации в журналах. Более того, чтобы профессионально расти, занять более высокую должность и продвинуться  по службе, а также при аттестации социальных работников учитывается объем научных работ и публикаций. В обязанности социальных работников входит распространение знаний и информации среди своих коллег. Если специалист не делится результатами своей работы, то этот факт считается противоречащим принципам профессиональной этики. Не случайно, что среди социальных работников США распространен девиз: «Публикуйся, иначе погибнешь».

Уровень соотношения своего и чужого опыта различен у разных социальных работников, поэтому дифференциация является существенным принципом самообразования и повышения квалификации. В США считают целесообразным комплектование групп с разными по стажу деятельности социальных работников; по целям и характеру деятельности, нацеленных на самостоятельность социальных работников, нацеленных на исследовательскую работу и т.п., что найдет отражение в конечных практических результатах работы. Освоение знаний и необходимых умений, формирование новых эмоционально-окрашенных отношений к делу способствует всестороннему развитию личности в профессии.

              Практика тысяч социальных работников продолжает создавать как бы коллективную методику социальной работы, из обобщения индивидуальных опытов конкретных людей. Самообразование становится чуть ли не единственным путем к профессиональному росту. При этом самым главным остается фундамент-способность сохранить и реализовывать себя, не утратить своей индивидуальности, даже подражая лучшим образцам. Только так можно реализовывать стремление к самосовершенствованию. Социальные работники должны обязательно учиться у своих предшественников как на положительном опыте, так и на недостатках. Аккумулируя и модернизируя этот опыт, социальные работники должны в дальнейшем передать его своим наследникам. Для социального работника профессиональное самообразование означает решение двуединой задачи: не только овладения необходимой информацией и технологиями, но и непременного самовоспитания, без которого невозможна полноценная адаптация  специалиста в профессии. Став привычкой, самообразование делается неотъемлемой частью жизнедеятельности, существенно снижается вероятность ошибок, неверных методических решений, а значит – напрасных затрат сил и энергии, своего и чужого времени. С годами, с опытом потребности самообразования, расширяются вследствие увеличения объема и усложнения характера социальной деятельности. Самообразование  оказывается  образованием, творением, созиданием самого себя. Речь идет о той важнейшей роли самовоспитания, т.е. целенаправленного преодоления человеком своих недостатков и развитие достоинств. Это выработка в себе и укрепление личностных качеств, необходимых для профессиональной деятельности.

Информация о работе Подготовка компетентного специалиста социальной сферы в едином образовательном пространстве