Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2012 в 22:25, дипломная работа
Реформирование российского общества и его движение к качественно новому состоянию породило целый калейдоскоп разноплановых, но одинаково безрадостных кризисных явлений и процессов, что обострило социальную проблематику, в частности, необходимость создания эффективной системы социальной защиты и поддержки маргинальных слоев населения. Социальная работа как специализированная профессиональная деятельность по решению разнообразных социальных проблем, как особая профессия со своим подходом к решению этих проблем является своеобразным ответом на подобный запрос.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение....................................................................................................... 3
Глава 1. Поликультурный анализ международного опыта профессиональной подготовки социальных работников.............7
§ 1. Становление системы профессиональной подготовки социальных работников за рубежом..................................................................................... ....... .7
§ 2. Современное состояние и тенденции развития профессионального образования социальных работников в странах Евросоюза, США и России........................................................................................................................19
§ 3. Современный социальный заказ на специалистов социальной сферы. Социальный работник и социальный педагог: сущность и различие.......... .... 31
Глава 2. Содержание и условия эффективной подготовки социальных работников .................................................................................... 42
§ 1. Психолого-педагогический отбор и профориентация будущих социальных работников/социальных педагогов для учебных заведений.....42 § 2. Отбор содержания и технологии эффективной подготовки социальных работников для учебных заведений ............................................... .53
§ 3. Организация самообразования и самовоспитания как условие повышения эффективности подготовки специалистов социальной сферы.... 66
§4 Особенности подготовки социального работника в АСО (КСЮИ)....76
Заключение ....................................................................................................83
Литература................................................................................................... 85 Приложения................................................................................................... 89
Социальный работник, какой бы ни была его специализация, в каких бы региональных и местных условиях он не трудился, он работает своими методами. В индивидуальном стиле деятельности своеобразно сочетаются и проявляются, воплощаются в реальной жизни общее для методики социальной работы и личностное, единичное, присущее манере, «почерку» того или иного социального педагога Стиль содержит общее и особенное. Общее – результат обобщения индивидуального опыта, накопленного за долгие годы, и складывалось оно из тех типичных способов, конкретного «инструментария».
Жизнь и практическая деятельность выдвигает два вида самообразования. Первый – самообразование в широком смысле, т.е. когда социальный работник совершенствует свои знания и умения в самых различных областях действительности, прямо не связанных с его педагогической деятельностью. Второй вид – самообразование, преследующее цель развития и совершенствования специальных знаний и умений социального работника, его деятельности и мастерства. Оба вида самообразования диалектически связаны между собой, дополняют и конкретизируют друг друга, так как социальный работник никогда не являлся узким специалистом. Он не только работает с клиентом и его случаем, но оказывает большое воздействие на широкий круг населения.
Громадные изменения в современной жизни, стремление получать дополнительную научную и общекультурную информацию помимо той, которая дается в учебниках, как говорил исследователь В. Е. Гордон, является жизненно важной проблемой. Совершенствуя свои знания по конкретной проблеме, социальный работник изучает и осмысливает в комплексе различные аспекты: теоретико-практические, научно-методические, психолого-педагогические. Тем самым он глубже познает сущность, цели и задачи, методику работы в свете современных требований общества.
По мнению Н. Поланского работа социального работника в области самообразования зависит от его готовности к самообразованию: политическому, общекультурному, профессиональному, психолого-педагогическому и базовому, в частности, в области исследуемого предмета, поскольку никакой вуз не может дать научных знаний, достаточных на всю жизнь. Изучение педагогической литературы дает основание полагать, что характер самообразовательной деятельности является проявлением социально-профессиональных факторов. Мотивы самообразования сгруппированы таким образом: социальные, профессиональные, связанные с желанием развивать свои способности, увлечения, познавательные…».
Целями самообразования могут быть цели социальные, связанные с определением своей социальной позиции; цели профессиональные, определяемые стремлением к совершенствованию своего профессионального мастерства; цели, связанные с желанием развивать свои способности (художественные, музыкальные, спортивные), свои увлечения; познавательные цели, определяемые стремлением совершенствовать свои знания в этой или иной области знаний.
Определение критериев самообразовательной деятельности социальных работников – одни из актуальных и мало разработанных вопросов.
При выборе критериев эффективности самообразования социального работника американские и британские ученые исходят из специфики их конкретной деятельности, содержания и характера психолого-педагогической проблемы.
Вот наиболее значимые критерии, которые характеризуют эффективность самообразования социального работника:
1) Степень развития мотивационно-потребностной сферы к самообразовательной деятельности.
2) Специфический интерес к своей деятельности.
3) Профессиональная удовлетворенность.
4) Наличие специальных знаний, связанных с работой над избранной темой самообразования.
5) Способности и умения реализовывать программу самообразовательной деятельности.
6) Степень участия в коллективных формах работы и его творческая инициатива, ориентированная на развитие самообразования социального работника.
7) Степень результативности самообразовательной деятельности.
Однако, на практике установка на самообразование и профессиональное совершенствование не всегда обеспечивает автоматически высокий уровень практической работы с клиентом. Поэтому мы считаем, что при определении критериев эффективности самообразования социального работника необходимо принимать во внимание такие факторы, как духовное развитие личности, наличие общих и профессиональных знаний и умений, наличие специальных знаний, связанных с работой над избранной темой самообразования, наличие профессиональной удовлетворенности, условия работы, условия жизни, способности и умения реализовать программу самообразовательной деятельности и наличие творческой инициативы и т.п.
Выделение в качестве критерия интереса социального работника к своей работе может способствовать выявлению отношений к выполнению всего комплекса функций, предусмотренных ролями и функциональными обязанностями социального работника.
Степень удовлетворенности самообразованием связана с успешностью протекания процесса познания, с мерой освоения новых идей и опыта работы других, а также с возможностью их реализации на практике. На начальном этапе удовлетворенность самообразовательной деятельностью в большей мере связана с получением сиюминутных и промежуточных результатов, то в последствии она растет до более глубокого осмысления поэтапных и конечных результатов деятельности.
Наличие общих и профессиональных знаний и умений, выступая в качестве одного из критериев самообразования, требует детализации. Однако недостаточно иметь конкретные знания, необходим комплексный подход, обеспечивающий тесное единство решения задач, содержания и методики работы.
Критерий “наличие специальных знаний, связанных с работой над избранной темой самообразования” в зависимости от характера выбранной проблемы наполняется специфическим содержанием. Во всех случаях в этот критерий входят знания содержания теоретических и методических аспектов проблемы, например, знание сущности, содержания, структуры, особенностей и т.п. аспектов проблемы.
Творческая инициатива – критерий, который характеризует содержательную и процессуальную стороны самообразования. Социальный работник, отличающийся творческим потенциалом, творчески использует имеющиеся знания, владеет анализом и самоанализом. Это позволяет глубже проникать в специфику социально-педагогической деятельности, находить неординарное решение ситуаций клиента.
Высокий уровень самообразовательной деятельности должен обеспечить соответствующий уровень организации процесса работы социального работника и клиента. Как известно, духовно богатая и профессионально подготовленная личность социального педагога имеет большие возможности целенаправленно влиять на клиента. Таким образом, необходимо научить социального работника учиться всю жизнь, проверять действенность науки практическими решениями и, наоборот, наукой проверять свою практическую деятельность.
§4 Особенности подготовки социального работника в АСО (КСЮИ)
Профессиональная подготовка социальных работников, как и сама практика социальной работы, настолько широко представлена в современном мире, что имеются основания говорить о многообразии форм, уровней и моделей образования специалистов для сфер социальной деятельности. В разных модификациях существует несколько уровней образования социальных работников: допрофессиональная подготовка, обучение в средних специальных учебных заведениях, подготовка социальных работников в специализированных вузах (факультетах) и в университетах. Внутри этих уровней тоже есть градация, например, для высшего образования - это бакалавр, специалист, магистр и специализация по профилям.
В преподавании, а также при разработке пакета учебно-методических рекомендаций, в КСЮИ широко используется международный, прежде всего, американский опыт, и не только потому, что США - родина социальной работы и именно здесь появились первые Школы подготовки профессиональных социальных работников, и высокий уровень профессионализма, достигнутый этой страной в социальной работе признается во всем мире. Более того, в большинстве стран (и это было подтверждено на последних Всемирных конгрессах по социальной работе) используются сегодня именно американские модели подготовки специалистов социальной сферы как наиболее универсальные и отвечающие ожиданиям общества и возможностям профессии.
Адаптация и использование зарубежного опыта важно не для механического заимствования тех или иных технологий, общественных парадигм и доктрин, а, прежде всего, для осмысления естественных процессов взаимодействия, происходящих на фоне быстрого вхождения России в мировое сообщество и, соответственно, вхождения отечественной профессиональной школы - в международное образовательное пространство и международный рынок образовательных услуг как равноправного участника «болонского процесса», призванного осуществить масштабную реформу интернационализации образования, результаты которой ожидаются после 2010 года.
Подготовка социальных работников в КСЮИ характеризуется высокой степенью дифференциации содержания образования и организации учебного процесса (авторские программы, инновационные технологии, творческие формы организации самостоятельной работы и т.д.)
Прежде чем говорить о содержательной характеристике системы подготовки социальных работников, кратко остановимся на такой важной проблеме, как отбор и поступление молодежи в учебное заведение для получения профессии социального работника.
Мировой опыт показывает, что во всех странах существует строгий отбор контингента на профессию социального работника. Большинство стран, входящих в Международную ассоциацию школ социальной работы, предъявляют к претендентам на обучение социальной работе целую систему определенных требований.
В КСЮИ также ведется профориентационная работа, и на вступительных экзаменах-собеседованиях предъявляются требования и к аттестату, уровню сданных текстов. Общими условиями для всех претендентов на приобретение профессии являются: наличие высоких оценок по учебным предметам в школе, прочные и глубокие знания по предметам выбранной профессии, физическая и эмоциональная стабильность, интеллектуальность, выявленная на основе тестов, характеристика из школы о моральных и личностных качествах поступающего, одобрение приемной комиссии. Однако на вступительных экзаменах следует повысить, как это делается во всех странах Евросоюза, требования к поступающим в институт, на факультет социальной работы. Это должно касаться не только оценок по учебным дисциплинам за курс средней школы, но и личностных характеристик тех, кто решает посвятить свою жизнь профессии социального работника.
Программы подготовки социальных работников в Институте строятся на базовых принципах, ведущие из них:
принцип совмещения образовательной, исследовательской и практической деятельности как студентов, так и преподавателей, позволяющий активно влиять на социальную политику и социальную практику в социуме;
принцип практикоориентированной итоговой аттестации, предполагающий оценку освоения студентами учебного материала по созданным ими и реально действующим проектам и программам социальной работы с данной категорией населения;
принцип максимального использования социально-педагогического потенциала учебного заведения, социума вокруг него;
принцип адаптации передового мирового опыта к условиям региона и конкретного учебного заведения и др.принципы.
В связи с возникновением новых отраслей науки и взаимопроникновением научных знаний в изучаемые студентами дисциплины, в профессиональной подготовке социальных работников укореняется принцип междисциплинарности, прежде всего, в содержании образования, для которого характерно стремление органически объединить основные области знаний на основе усиления значимости некоторых фундаментальных дисциплин. По мнению ряда специалистов, общенаучный подход ведет к “тренировке интеллекта и творческого мышления”, что крайне необходимо для конкурентоспособного специалиста в условиях глобальной информатизации общества.
В настоящее время разрабатываются различные модели модульной структуры учебных курсов, что приведет к устранению “искусственных” и “устаревших” барьеров между различными учебными дисциплинами, курсами, уровнями и, в конечном счете, между формальным и неформальным образованием, что даст всем студентам возможность выбрать свой собственный путь в рамках более гибкой структуры без страха раз и навсегда оказаться лишенными возможности учиться, если они оставят обучение в КСЮИ на некоторое время (система накопляемых единиц).
В КСЮИ разработаны алгоритмы, условия и требования к составлению учебных модулей как средству организации содержания образования специалистов социальной сферы. Введение модульной структуры курсов означает не только новый подход к построению программ, но и изменения в отношении объема знаний, соотношения фундаментальной и специальной подготовки. Сегодня появилась возможность при составлении программ комбинировать курсы из различных областей знаний в соответствии с требованиями экономики и с учетом запросов рынка труда.
В развитии содержания образования специалистов социальной сферы в КСЮИ можно выделить следующие основные тенденции:
- фундаментализация содержания с учетом особенностей ведущей специализации;
- технизация специальной подготовки специалистов социальной сферы в целом как гуманитарного образования;
- установление разумного предела профессионализации образования, позволяющего сохранять институт в качестве академического учебного заведения классического типа, предотвратить его превращение в чисто профессиональное учебное заведение;