Подготовка компетентного специалиста социальной сферы в едином образовательном пространстве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2012 в 22:25, дипломная работа

Описание работы

Реформирование российского общества и его движение к качественно новому состоянию породило целый калейдоскоп разноплановых, но одинаково безрадостных кризисных явлений и процессов, что обострило социальную проблематику, в частности, необходимость создания эффективной системы социальной защиты и поддержки маргинальных слоев населения. Социальная работа как специализированная профессиональная деятельность по решению разнообразных социальных проблем, как особая профессия со своим подходом к решению этих проблем является своеобразным ответом на подобный запрос.

Содержание работы

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение....................................................................................................... 3
Глава 1. Поликультурный анализ международного опыта профессиональной подготовки социальных работников.............7
§ 1. Становление системы профессиональной подготовки социальных работников за рубежом..................................................................................... ....... .7
§ 2. Современное состояние и тенденции развития профессионального образования социальных работников в странах Евросоюза, США и России........................................................................................................................19
§ 3. Современный социальный заказ на специалистов социальной сферы. Социальный работник и социальный педагог: сущность и различие.......... .... 31
Глава 2. Содержание и условия эффективной подготовки социальных работников .................................................................................... 42
§ 1. Психолого-педагогический отбор и профориентация будущих социальных работников/социальных педагогов для учебных заведений.....42 § 2. Отбор содержания и технологии эффективной подготовки социальных работников для учебных заведений ............................................... .53
§ 3. Организация самообразования и самовоспитания как условие повышения эффективности подготовки специалистов социальной сферы.... 66
§4 Особенности подготовки социального работника в АСО (КСЮИ)....76
Заключение ....................................................................................................83
Литература................................................................................................... 85 Приложения................................................................................................... 89

Файлы: 1 файл

Буинск Подготовка за рубежом 2007.doc

— 442.00 Кб (Скачать файл)

Американские ученые М. Саппс и К. Уэллс используют такое определение социальной работы: это профессия подвижников, занимающихся отношениями между людьми и их окружением, влияющих на способность людей выполнять жизненные функции, реализовывать  стремления и ценности, облегчать и снимать дискомфорт и стрессы.

Российские ученые также подчеркивают представление и защиту интересов клиентов и их семей во взаимоотношении с различными государственными, общественными структурами. Они указывают на  содействие в повышении социального статуса семьи, укрепление и развитие её воспитательного и оздоровительного потенциала путем обеспечения приоритета интересов семьи в деятельности государственных учреждений и организаций, а также на субъектную позицию самого клиента, не допускающую унижения его достоинства формами оказываемой ему благотворительной помощи.

В России в 80-х годах исходя из сложившейся социально-экономической обстановки стране развернулся крупномасштабный социальный эксперимент, продолжавший исследовать взаимодействие школы и социальной среды, создавались социально-педагогические комплексы, осуществлялась программа “Школа микрорайон“. В этом эксперименте активно участвовали психологи, социологи и др., но функции социальных педагогов все ещё по прежнему выполняли учителя, инспекторы по делам несовершеннолетних.

В 1991 г. Россия присоединилась к сообществу стран, в которых существует профессиональная социальная работа, и в этом же году началась профессиональная подготовка социальных работников на базе разнопрофильных вузов и средних специальных учебных заведений:  педагогических, медицинских, технических, по таким специализациям как:  социальный педагог семейного профиля, сельский социальный педагог, социальный этнолог,  специалист по организации культурного досуга,  валеолог, социальный  работник  по  вопросам работы с инвалидами, социальный педагог, оказывающий помощь подросткам с девиантным  поведением,  муниципальный социальный  работник.

В России совершенствование подготовки социальных педагогов/ работников также находится в центре внимания общества, ибо от них в большой степени зависит социальная безопасность общества и его будущее. Однако необходимо отметить ряд противоречий, возникших в ходе подготовки социальных работников и социальных педагогов, среди которых выделяются:

                 прогностические - между необходимостью рефлексии социальных запросов и перспектив развития общества ближайшего и отдаленного будущего для конструирования и моделирования образовательного процесса, и отсутствием программно-прогностического обеспечения развития российского социума;

                 теоретические - между потребностью подготовки социальных работников, педагогов и отсутствием достаточного теоретического обеспечения новой для отечественной педагогики сферы знаний;

                 поведенческие - между богатым и актуальным опытом зарубежной социальной педагогики и социальной работы и проблематичной возможностью его переноса и использования в отечественной практике из-за существенно разнящихся социальных условий и ментальных оснований.

Эта проблема усугубляется еще и тем, что стремительно развивающаяся как профессия социальная работа испытывает острый недостаток в квалифицированных специалистах. Несмотря на то, что на сегодняшний день подготовка и переподготовка социальных работников осуществляются на базе примерно 80 государственных, а также большого числа негосударственных образовательных структур, из тридцати с лишним тысяч российских социальных работников, пока еще только 26% получили специальную профессиональную подготовку.

В одной из первых разработок  профессиограммы социальной работы в России авторами С.И. Григорьевым, Л.Г. Гусляковой, Л.Д. Деминой отнесены высокий уровень знаний, умение владеть и использовать в единстве знания о социальных процессах, особенностях взаимозависимости и взаимодействия социальных групп со знаниями социальной психологии, социологии, права; профессиональная честность, умение защитить объективно существующие данные и основанные на них выводы и предложения в адрес органов управления вне зависимости от политической конъюнктуры и личной выгоды; регулирование правовой сферы общества, стремление выявить характер взаимозависимости  и взаимодействия людей и деятельности социальных институтов в конкретных условиях.[11]

В отечественной практике к подготовке социального работника и социального педагога существует и культурологический подход, отраженный в работах В.А Сластелина., В.Ш.Масленниковой, Э.Д. Емелиной. Формирование профессиональной готовности и культуры определяется как  проявление сущности свойств и состояний личности, концентрированный показатель деятельной сущности личности, мера её профессиональной зрелости, уровня профессиональной культуры… и представляет собой сложное личностное образование – конгломерат координированных и субкоординированных характеристик и свойств психических процессов и состояний личности индивида, уровень и степень развития которых определяет критерии профессиональной готовности.

Компонентами профессиональной культуры и готовности являются: честность, порядочность, чувство собственного достоинства, деликатность, общественная активность, непрерывное самосовершенствование, воображение, педагогическая наблюдательность, оптимизм, энергичность, способность к сотрудничеству и др.

В.А.Сластенин указывает также на необходимость осознания самоценности человеческой личности как носителя высоких гуманистических начал, её неповторимой индивидуальности и творческой сущности, необходимость сознательного и эмоционального принятия избранной профессии, приносящей высшее удовлетворение и составляющей смысл и счастье его жизни, понимание творческой природы профессиональной деятельности, требующей огромных нервно-психических затрат, постоянной работы над собой.[12]

Как отмечает И.А. Зимняя, определяющим компонентом личностной характеристики социального педагога является комплекс гуманистических черт характера. Это, прежде всего доброта и сердечность, деликатность и такт, наблюдательность и вдумчивость, бескомпромиссность и мужество, оптимизм и чувство юмора. В Великобритании  к личностным характеристикам социального работника относятся высокий уровень интеллектуального развития, хорошая саморегуляция, самодисциплина, настойчивость, физическая сила, выносливость, здравый смысл, способность проявлять терпение, помогать людям в трудных ситуациях, способность к перенесению больших моральных затрат, чуткость и др.[13]

Социальный работник должен быть экстравертом, коммуникабельным, обладать хорошей памятью, концентрацией внимания, способностью к волевой регуляции поведения.

Личностные качества социального работника играет немаловажную роль. Так, В.З. Вульфов отмечает, что “… никакая система подготовки не в состоянии научить душевной чуткости, юмору, педагогической интуиции или деликатности поступка”[14]

Личностные качества должны органично сочетаться с широкой образованностью, профессиональными знаниями, умениями и навыками, знаниями о человеке и обществе, знаниями в областях медицины и биологии, психологии и педагогики, философии и этики, социологии и социальных наук, а также знания иностранных языков.

Выполнить столь важные, возложенные обществом задачи, может лишь высококвалифицированный специалист.

Социальная работа – это деятельность, в основе которой лежит социальный и политический выбор, так как зачастую ее цели весьма проблематичны (например, устранение бедности или преступности). Для достижения общезначимых целей социальные работники, как правило, слишком ограничены в средствах, не всегда имеют поддержку общественности и законодательства. Таким образом, эта профессия представляет собой нечто гораздо большее, чем работу, так как социальные работники должны проявлять инициативу и готовность работать в таких неблагоприятных условиях: во-первых, моральный долг профессиональных социальных работников – оказывать помощь клиенту независимо от обстоятельств, личности или конкретной ситуации, во-вторых, необходимы определенные знания и умения, которые должны иметь все представители этой профессии и применять их на практике в соответствии со специальными стандартами, в-третьих, профессия обязывает следовать определенным правилам поведения в целях обеспечения высокого качества службы.

В некоторых зарубежных странах существует разница между социальным работником и социальным педагогом, в других нет. Требования к социальному работнику могут варьироваться в зависимости от сферы приложения, направления работы, что означает усиление тех или других характеристик социального работника.

Термин “Социальная педагогика” был предложен немецким педагогом А.Дистервегом в XIX веке и рассматривался  как теория и методика воспитания в учебно-воспитательных упражнениях детей и подростков, юношей, а предметом исследования считалась социальная помощь обездоленным детям и профилактику правонарушений несовершеннолетних. 

Немецкий философ и социолог П. Наторп (1854-1924), считавший, что предметом социальной педагогики являлись проблемы интеграции воспитательных сил общества с целью повышения культурного уровня народа.

Идеи социального воспитания развивались выдающимися русскими и советскими педагогами: К.Д. Ушинским, А.С. Макаренко, С.Т. Шацким, В.Н. Шульгиным, М.В. Крупениной.

В настоящее время исследования ведутся В.Г Бочаровой, Б.З. Вульфовым, М.П. Гурьяновой, В.Ш. Масленниковой, А.В. Мудриком, М.И. Рожковым, В.А. Сластениным, Т.М. Трегубовой, Т.Ф. Яркиной и др.

По мнению А.В. Мудрика, всех педагогов можно считать социальными работниками. В тоже время не все социальные работники являются педагогами в профессиональном плане. Анализ научной литературы показал, что можно выделить следующие отличия данных профессий. Если социальный педагог занимается в основном воспитательной и профилактической деятельностью, то социальный работник – правозащитной, социально-бытовой. Клиентами социальных педагогов являются преимущественно дети и подростки. Социальные работники имеют дело с различными группами населения. Объектом приложения сил социальных педагогов является воспитательный процесс, а у социальных работников – кризисная ситуация.[15]

Как отмечает Д.А.Чалдаева, «…социальный педагог участвует в повседневной жизни своих клиентов и преследует цель: своим участием лично оказать воздействие на клиентов так, чтобы они могли лучшим образом развиться в социальном плане. Социальный работник занимается проблемами людей, у него рабочее место в учреждении (социальная служба, консультационный пункт, собес), а не в жизненном мире клиентов. Социальный работник не разделяет с ним будней, а только решает проблемы, отрицательные явления в жизненном мире его клиента.»[16], и далее, «… под социальной работой понимается профессиональная деятельность, в процессе которой специалист и клиент вступают в отношения с целью решения проблем последнего. А социальная педагогика является методологической, теоретической основой социальной работы, которая проводится в различных формах и с разнообразными категориями людей. Социальную педагогику раньше вытесняла общая педагогика, а социальную работу – социальные науки. Взаимодействие социальной и педагогической деятельности следует рассматривать как необходимость.

По мнению А.И.Кравченко, социальная работа водится к удовлетворению потребностей клиента, а социальная педагогика направлена на преобразование социальной среды, предупреждение конфликтов, оптимизацию отношений личности и социума.

В методическом письме “Введение в новую профессию” указывается на то, что социальный педагог по своему назначению стремится предотвратить проблему, своевременно выявить и устранить причины, порождающие её, обеспечить превентивную профилактику различного рода негативных явлений, отклонений в поведении людей, и таким образом, оздоровить окружающую их среду. В то же время, социальный работник имеет дело с состоявшейся проблемой (алкоголизм, наркомания, бродяжничество, безработица, болезнь, инвалидность, стихийное бедствие и др.),  что требует специальной помощи и более узкой специализации (по работе с инвалидами, престарелыми, беженцами, группами социального риска и др.)[17]

Характерно, что в Великобритании и США распространен термин «социальный работник», термин «социальный педагог» практически не употребляется, что обусловлено особенностями английского языка, где понятие «педагог» чаще всего соотносится со школьным учителем и классным руководителем.

Клиентами социальных работников являются лица или группа лиц любого возраста и социального положения, нуждающиеся в помощи: неполные семьи, трудные подростки, правонарушители, эмигранты и представители национальных меньшинств и.т.д. Национальная Ассоциация Социальных Работников США (NASW) видит назначение социальной работы  в том, чтобы помогать и восстанавливать взаимодействия между личностью и обществом для улучшения жизни каждого. Социальный работник, действуя в соответствующей окружающей обстановке, должен способствовать максимальной реализации возможностей, ресурсов и стремлений каждой личности и помогать людям в общечеловеческих нуждах  с целью облегчения их несчастья или страданий.

Особые свойства человека предполагает социальная работа в области образования, где определилась качественно новая отрасль этой работы – социальная педагогика. Рассматривая социального педагога (при всей неоднозначности этого термина) как социального работника, выполняющего, прежде всего, функции воспитания, развития, совершенствования ребенка, ученика, отметим необходимость наличия организационных, дидактических и академических способностей у такого специалиста, наряду с теми характеристиками, которые предполагает эта работа в целом. 

В связи с вышесказанным можно добавить, что в англо-американской педагогической культуре самостоятельный статус имеет педагогика условной жизни, охватывающая школьный возраст. Исторически в этих странах обучение детей, начиная с пятилетнего возраста, проходило в интернатах. И сегодня, принято обучение в школах полного дня и очень распространенного воспитания  в интернатах.

Информация о работе Подготовка компетентного специалиста социальной сферы в едином образовательном пространстве