Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2012 в 22:25, дипломная работа
Реформирование российского общества и его движение к качественно новому состоянию породило целый калейдоскоп разноплановых, но одинаково безрадостных кризисных явлений и процессов, что обострило социальную проблематику, в частности, необходимость создания эффективной системы социальной защиты и поддержки маргинальных слоев населения. Социальная работа как специализированная профессиональная деятельность по решению разнообразных социальных проблем, как особая профессия со своим подходом к решению этих проблем является своеобразным ответом на подобный запрос.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение....................................................................................................... 3
Глава 1. Поликультурный анализ международного опыта профессиональной подготовки социальных работников.............7
§ 1. Становление системы профессиональной подготовки социальных работников за рубежом..................................................................................... ....... .7
§ 2. Современное состояние и тенденции развития профессионального образования социальных работников в странах Евросоюза, США и России........................................................................................................................19
§ 3. Современный социальный заказ на специалистов социальной сферы. Социальный работник и социальный педагог: сущность и различие.......... .... 31
Глава 2. Содержание и условия эффективной подготовки социальных работников .................................................................................... 42
§ 1. Психолого-педагогический отбор и профориентация будущих социальных работников/социальных педагогов для учебных заведений.....42 § 2. Отбор содержания и технологии эффективной подготовки социальных работников для учебных заведений ............................................... .53
§ 3. Организация самообразования и самовоспитания как условие повышения эффективности подготовки специалистов социальной сферы.... 66
§4 Особенности подготовки социального работника в АСО (КСЮИ)....76
Заключение ....................................................................................................83
Литература................................................................................................... 85 Приложения................................................................................................... 89
Профессия социального работника и социального педагога - это профессия, где люди различных характеров и интересов могут найти и реализовать себя.
Такую же мысль подчеркивает Розмари Сарри, профессор университета штата Мичиган, в своем исследовании, посвященном отбору студентов и обучению их социальной работе. В ходе ее исследования не было установлено какого-либо ограниченного спектра интересов и возможностей, якобы необходимых для успешной социальной работы, поэтому люди с самыми разными интересами и возможностями могут стать хорошими социальными работниками.[18]
Социальный работник должен оказать помощь в атмосфере доверия и уважения с использованием методов, позволяющих клиенту независимо решать собственные жизненные проблемы. Принцип должен быть следующим: «Помоги им так, чтобы они смогли сами себе помочь».
Специалистов по социальной работе готовят многочисленные школы социальной работы, колледжи, университеты, курсы подготовки и переподготовки.
В учебных программах по специальностям «Социальная работа» и «Социальная педагогика» можно встретить дисциплины, связанные с науками, изучающими человека, не встречающиеся ни в каких других учебных заведениях.
В учебные планы по подготовке таких специалистов включены разнообразные дисциплины гуманитарного, медицинского, юридического цикла, а также такие новые и интересные предметы как народная педагогика, валеология, досуговедение и др. Все это привлекает абитуриентов с познавательной и образовательной стороны.
Для молодых людей такой интерес, стремление к познанию нового, необычного часто является решающим фактором при выборе специальности социального работника или педагога. Однако при этом абитуриенты часто имеют очень поверхностное представление о других сторонах выбранной специальности, не зная практически ничего о трудностях.
Кроме того, рост безработицы и необходимость перепрофилирования большого количества ставших «ненужными» профессий увеличивает поток желающих освоить новую и интересную специальность, как социальный работник или социальный педагог.
Глава 2. Содержание и условия эффективной подготовки социальных работников для учебных заведений
§ 1. Психолого-педагогический отбор и профориентация будущих социальных работников / социальных педагогов для учебных заведений
Выбор профессии для любого человека является выбором способа самовыражения, самопонимания и самопредставления. Изменение профессии - это естественное событие в жизни, происходящее по внутренним психологическим причинам, так как представления людей о себе и своей профессиональной роли могут меняться со временем и опытом прожитых лет. Но изменение профессии может происходить и по внешним причинам, объективным событиям, влияющим на образ жизни индивида. Например, условия отсутствия работы в определенном профессиональном качестве на рынке труда вынуждают людей менять профессию, род занятий.
Систематическое изучение потенциалов человеческого развития, способностей человека, мотивации помогает личности профессионально самоопределиться. При этом опираются на воспитывающий, формирующий подход к выбору профессии. Можно достаточно правильно определить профессиональные качества человека, т.е. сказать какой он, а вот определить будет ли успешной его будущая профессиональная деятельность - задача не вполне выполнимая, так как такой прогноз будет носить вероятностный характер, поскольку предметом прогноза является то, чем человек никогда не занимался, и тем более нельзя точно определить «отсев» непригодных в профессиональном плане. Отбор должен иметь моральное и юридическое обоснование. Поэтому в настоящее время принято говорить о профподборе. При приеме на работу во многих фирмах западных стран сейчас часто ограничиваются собеседованием с компетентным человеком и испытательным сроком, реальным, а не формальным, который предполагает профессиональное развитие и научение в ходе работы.
Профориентация - это обобщенное понятие, включающее в себя систему мероприятий, направленных на подготовку человека к выбору профессии, приобретения профессии, адаптации и закрепления в ней.
Проблема профориентации является комплексной: по происхождению она - социально-экономическая, а по способам решения - медико-биологическая и психолого-педагогическая. Известно, что ошибки в выборе профессии оборачиваются бедой не только для индивида, но и для всего общества. В развитых странах мира давно организована подготовка специалистов по профориентации и успешно действуют соответствующие службы.[19]
Смысл профессиональной ориентации состоит в первую очередь в процессе взаимодействия индивида с окружающим миром, в приобретении им большого количества знаний и умений, в способности выработать разнообразные способы решения затруднительных ситуаций и готовности к решению возможных непредвиденных проблем, в том числе и возможного изменения профессии, повышающий степень свободы выбора.
Современная профориентация требует систематического изучения потенциалов человеческого развития, ориентируясь на возникновение новых профессий, необходимость постоянной подготовки, обучения и переобучения, переквалификации. В современном профессиональном мире содержание профессии, даже в рамках одной профессии, меняется в течении пяти - восьми лет. Человек должен постоянно учитывать новые условия и тенденции и быть готовым принимать развитие профессии, гибко планировать свое будущее, приспосабливаться к жизни и деятельности в изменяющемся профессиональном мире. Ученые выявили, что смена работы, социального окружения три-пять раз в течение профессиональной жизни помогает человеку сохранить хорошую профессиональную форму, быть психологически готовым к трудностям. Но это во многом зависит от индивидуальных и личностных особенностей, от потенциала развития личности, ее способностей, склонностей, что помогает ей решать задачи профессионального самоопределения.
Мотивационные ориентации ставят целью выявить те внутренние силы личности, которые побуждают ее к определенному выбору профессии. Ведущая роль здесь принадлежит различным потребностям личности, желание реализовать предпочтение самого человека и его представления о себе самом. Так одним из наиболее известных представителей мотивационных теорий выбора профессии является американский ученый в области профессиональной психологии Э.Ро Согласно ему, каждый индивид принимает решение о профессии исходя из собственных потребностей, своего развития и окружения.[20]
Среди отечественных исследователей существуют аналогичные взгляды на проблемы профессионального выбора и профессиональной пригодности.
Широко распространено деление профессий на две группы: к первой относят те, в которых успешность овладения больше зависит от целей, мотивов и желаний человека и не требует обязательного наличия определенных психофизиологических свойств. В таких профессиях возможна компенсация тех или иных недостатков мотивационным фактором. С точки зрения профессии те или иные недостатки могут быть преодолены самим человеком при его желании. На освоение такой профессии может быть потрачено больше или меньше сил и времени, но это не несет существенного вреда ни человеку, ни обществу. К этой группе относится большинство профессий. Можно говорить здесь о большей или меньшей успешности деятельности, о психологической и физической комфортности личности в данной профессии и полезности в социуме. К этой группе относится профессия социального педагога и социального работника. Во вторую группу профессий входят те, которые не могут эффективно выполнятся без наличия у человека достаточного уровня развития природных психофизиологических свойств, нервной системы личности, требующие от человека подвижности, мобильности, силы, уравновешенности нервных процессов, т. е. тех свойств, которые закладываются генетически и практически не изменяются в течении жизни и при воздействии воспитания и тренировки, например профессии космонавта, летчика-испытателя, аквалангиста, оператора сложных систем и т.п.
Подбор абитуриентов, как и набор студентов, осуществляется не официальными образовательными учреждениями, а агентствами социальных служб и общественностью. Потенциальные студенты должны располагать информацией о разных, если не обо всех, типах агентств, в которых они могут практиковать по завершении учебы. Одна из проблем в США – высокая стоимость высшего образования и обучения в аспирантуре. Это ограничивает возможности набора студентов, и власти университетов вынуждены заниматься поисками возможностей обеспечения стипендией наиболее способных из них и не имеющих достаточных средств на образование. Иногда, в зависимости от потребности в специалистах, федеральное правительство и власти штатов начинают активно финансировать подготовку социальных работников и исследования в области социальной работы. Может быть, желательно сотрудничество с несколькими министерствами, если к социальной работе готовятся люди, которые будут работать, и проводить исследования в различных агентствах. Среди таких министерств можно назвать Министерство здравоохранения, Министерство социальной защиты, Министерство внутренних дел, Министерство образования, ибо все они отвечают за различные социальные службы.
Для того, чтобы на учебу поступали студенты из разных групп населения и с разнообразными интересами, школы социальной работы со всей серьезностью относятся к агитации за учебу в них среди самых разных групп молодежи.
Кроме того, рост безработицы и необходимость перепрофилирования большого количества ставших «ненужными» профессий увеличивает поток желающих освоить новую и интересную специальность, как социальный работник или социальный педагог.
При наличии тщательно разработанного учебного плана и квалифицированного преподавательского состава учебное заведение может выпускать хороших специалистов только в том случае, если в результате отбора студентами станут способные и заинтересованные в профессии люди, одновременно представляющие разные группы населения (расы, этнические и половозрастные группы, религии, классы). В настоящее же время, например, отмечается наличие диспропорции между специалистами мужского и женского пола, а именно преобладание специалистов-женщин, что ограничивает возможности работы социальных служб, скажем, с взрослыми заключенными в мужских тюрьмах. Например, в США и некоторых других странах большинство социальных работников – женщины, и им не хватает опыта работы с «группами риска». Кроме того, среди них почти нет представителей этнических меньшинств; как правило, они представляют средний класс. Учебное заведение может уделить специальное внимание этой проблеме и осуществить набор студентов, которые могли бы эффективно работать в подобных ситуациях. Не обязательно все они должны быть мужчинами, но соответствующая пропорция должна быть соблюдена.
Еще в начале века Эдит Эббот, декан Школы администрации социальной службы в университете Чикаго, убеждала преподавателей социальной работы в необходимости обратить особое внимание на подготовку выпускников для работы в области социального обеспечения.[21]
Немаловажное значение играет сформировавшийся интерес к избранной профессии, личное обоснование претендентом причин выбора им именно этой профессии, целей профессиональной карьеры, желание работать с нуждающимися или притесняемыми группами населения, людьми обладающими ограниченными возможностями, инвалидами, престарелыми, людьми разных возрастных групп.
Многими учеными подчеркивается необходимость мотивированности выбора профессии социального работника. Они указывают на необходимость осознания социальным работником ценности человеческой личности, ее неповторимой индивидуальности, на сознательное принятие профессиональных обязанностей, понимание творческой природы профессиональной деятельности, на принятие трудных и неприятных сторон профессиональной деятельности, требующей огромных нервно-психических затрат.
Опыт организации и подготовки социального работника в других странах также учитывает наличие осознанной мотивации и интереса к данной профессии. Этот показатель введен в систему обязательных требований при поступлении в школы и вузы социальной работы в таких странах, как Кения, Южная Корея, Пакистан, Испания и др.
В США мотивационным компонентом считается общественная активность, увлеченность трудом, стремление к непрерывному самосовершенствованию, оптимизм, высокий уровень эмпатии, желание сотрудничать, способность к взаимопомощи, убежденность, энергичность. Это хорошо, но не всем людям подходит эта профессия, а есть такие, которым она просто противопоказана (по состоянию здоровья или
просто людям непорядочным). Поэтому в США и других странах распространен квалифицированный профессиональный подбор и выявление профпригодности к социальной работе.
В Великобритании при отборе к этим характеристикам относят также уровень интеллектуального развития, хорошую саморегуляцию, самодисциплину, настойчивость, физическую выносливость, здравый смысл.
Процедура выявления мотивированности выбора профессии социального работника и социального педагога во многих странах включает в себя стандартизированные тесты, групповые дискуссии, эссе, консультирование с психологами и т.п.
Проблемам формирования студенческого контингента с учетом психологических особенностей уделяется серьезное внимание также в государственных службах профориентации Англии, Германии, Франции и других. В США существует служба психологического тестирования, которая определяет пригодность к обучению социальной работе следующими характеристиками:
- общей подготовленностью к обучению в вузе;
- особенностями характера;
-состоянием здоровья;
-умственными способностями, определяемыми тестом на уровень интеллектуального развития;
-глубиной знаний по отдельным дисциплинам.[22]
Во многих странах общеобразовательная подготовка ориентируется на социальную работу, проверяются знания по филантропической, добровольческой деятельности, существовавшей в стране, понятия о социально-экономической ситуации и уровне жизни населения, знания о нравственных устоях, обычаях и традициях народа.
Важным критерием отбора является предварительный опыт работы претендента в качестве добровольца, общественника или оплачиваемого сотрудника с людьми, нуждающимися в социальной помощи. Такой опыт может быть приобретен в самых разных ситуациях, но важно то, что претендент уже проявил искренний интерес к этой деятельности и имеет представление о том, что значит быть профессиональным социальным работником.