Подготовка компетентного специалиста социальной сферы в едином образовательном пространстве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2012 в 22:25, дипломная работа

Описание работы

Реформирование российского общества и его движение к качественно новому состоянию породило целый калейдоскоп разноплановых, но одинаково безрадостных кризисных явлений и процессов, что обострило социальную проблематику, в частности, необходимость создания эффективной системы социальной защиты и поддержки маргинальных слоев населения. Социальная работа как специализированная профессиональная деятельность по решению разнообразных социальных проблем, как особая профессия со своим подходом к решению этих проблем является своеобразным ответом на подобный запрос.

Содержание работы

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение....................................................................................................... 3
Глава 1. Поликультурный анализ международного опыта профессиональной подготовки социальных работников.............7
§ 1. Становление системы профессиональной подготовки социальных работников за рубежом..................................................................................... ....... .7
§ 2. Современное состояние и тенденции развития профессионального образования социальных работников в странах Евросоюза, США и России........................................................................................................................19
§ 3. Современный социальный заказ на специалистов социальной сферы. Социальный работник и социальный педагог: сущность и различие.......... .... 31
Глава 2. Содержание и условия эффективной подготовки социальных работников .................................................................................... 42
§ 1. Психолого-педагогический отбор и профориентация будущих социальных работников/социальных педагогов для учебных заведений.....42 § 2. Отбор содержания и технологии эффективной подготовки социальных работников для учебных заведений ............................................... .53
§ 3. Организация самообразования и самовоспитания как условие повышения эффективности подготовки специалистов социальной сферы.... 66
§4 Особенности подготовки социального работника в АСО (КСЮИ)....76
Заключение ....................................................................................................83
Литература................................................................................................... 85 Приложения................................................................................................... 89

Файлы: 1 файл

Буинск Подготовка за рубежом 2007.doc

— 442.00 Кб (Скачать файл)

В ХIХ в. складывается общественная система помощи нуждающимся. Возникли такие добровольческие движения как: ”Армия Спасения”, ”Бригады девушек” при англиканской, методисткой, баптистской церквях, межцерковные Ассоциации молодых женщин христианок внутри Ассоциации молодых мужчин - христиан. В 1891 г. возникли церковные бригады юношей, в 1895 г. бригады еврейских юношей, в 1896 г. католические бригады мальчиков и др.

М.В. Ефимова считает, что важным фактором возникновения социальных организаций явилось также взаимовлияние различных стран в области социальной работы, особенно на начальном этапе. Так, например, Английское общество милосердия заимствовало в качестве модели социальной работы немецкую систему помощи бедным г. Эльберфельда, которая в свою очередь была создана под влиянием благотворительной работы в Гамбурге и Баварии, также общества святого Павла в Париже. Затем английская Организация дружеских визитов и Немецкая организация помощи бедным стали моделью для системы социальной работы в странах Северной Европы. [2]

Первые учебные заведения, осуществлявшие подготов­ку социальных работников, создавались благотворитель­ными организациями. Так, в Англии курсы по подготовке социальных работников были созданы в 1896 г. Обществом организации благотворительности, действовавшим в Лон­доне. Практически одновременно с ними аналогичные курсы появились в Германии.

В конце ХIХ - ХХ вв. создаются первые учебные заведения в этой области - школы социальной работы, которые появились в Нидерландах  в 1896 г., в Германии  в 1899 г., чуть позже в Англии - в 1903 г.

Однако, несмотря на взаимовлияние в странах, где профессиональная социальная работа и образование складываются до первой мировой войны, т.е. в Англии, Австрии, Германии, Франции, Голландии, Швеции, Швейцарии, США, складываются прочные национальные традиции.

На два года была рассчи­тана программа обучения, которую предлагал всем жела­ющим, как мужчинам, так и женщинам, Институт раз­вития социального благосостояния, открытый в 1899 г. в Амстердаме. Основав первый в мире институт по подготов­ке социальных работников, Голландия продемонстриро­вала желание развивать профессиональную помощь нуж­дающимся вследствие «двух основных фак­торов голландской истории: во-первых, положение слабой страны в окружении более могущественных держав, таких, как Великобритания, Германия и Франция, и, во-вторых, большое многообразие мировоззренческих взглядов и ре­лигий внутри страны».[3]

Небольшая страна, вынесшая бремя испанского господства, Голландия больше всего ценила землю, а также живших на ней людей. Поэтому открытие Института развития социального благосостояния, симво­лизировавшее переход к профессионализму в деле помощи нуждающимся, явилось закономерным событием в ее ис­тории. Оно также ускорило процесс создания учебных за­ведений, занимавшихся подготовкой социальных работни­ков: к 1910 г. их количество в странах Европы и Америки увеличилось до четырнадцати.

Первая мировая война, начавшаяся в 1914 г., не устра­нила противоречия между ее участниками, а только обо­стрила их внутренние проблемы, которые затрагивали эко­номику, политику и социальную сферу. Обострение этих проблем сопровождалось увеличением числа стран, приступивших к подготовке социальных работников. Если перед первой мировой войной такая подготовка осуществлялась только некоторыми немногочисленными странами, то после ее окончания их число стало непрерывно расти.

Дальнейшее развитие социальной работы как профессиональной деятельности непосредственно связано с растущей индустриализацией, последствиями промышленной революции и ростом рабоче­го движения за улучшение жизни  в начале 20 в.,  особенно после первой мировой войны, а также женским движением за эмансипацию. Социальная работа вос­принималась женщинами в качестве одного из средств борьбы за свои права, поскольку ее инициаторами и основными исполнителями в начале века являлись именно они. Во главе созданной в 1928-1929гг. в Париже Международной ассоциации школ социальной работы встала вы­дающаяся женщина, лидер феминистского движения, Алиса Саломон, в чьей  деятельности благотво­рительность сочеталась с феминизмом.

Итак, социальная работа как профессия формируется во времена промышленной революции и связанными с ней миграцией населения, урбанизацией, стратификацией общества и т.п.

Необходимо отметить также, что экономические и социальные условия каждой отдельной страны оказали влияние на развитие социальной работы и на становление системы подготовки со­циальных работников и социальных педагогов. Наиболее сильна вза­имосвязь с индустриализацией в Бельгии, Франции, Италии, Испании, Турции, Германии, Югославии.

Между Первой и Второй мировой войной образование в области со­циальной работы начали следующие страны: Бельгия, Дания, Ирлан­дия, Израиль, Италия, Греция, Венгрия, Норвегия, Испания, Португалия, Финляндия, Чехословакия, Эстония.

В 1928 г. первая школа социаль­ной работы была открыта также в Италии, которая уже шесть лет находилась под властью Муссолини, сочетавше­го в своей деятельности политику репрессий с попытками реформирования общества.

В 1930 г. первые школы соци­альной работы были открыты в Бельгии и Норвегии, а также, благодаря усилиям Рене Санда, в Чили, кото­рая при поддержке иностранного капитала стала одной из наиболее развитых стран Латинской Америки. В том же году курсы по подготовке социальных работников, действо­вавшие в Швеции в течение десяти лет, были преобразова­ны в институт.

В 30-е годы продолжился рост числа стран, осуществ­лявших подготовку социальных работников. В это число вошли: Испания (1932), Израиль (1934), Ирландия (1934), Люксембург (1935), Португалия (1935), Греция (1937) и Дания (1937).

Социальная работа была известна уже не только на Западе, но и в странах третьего мира, которые втягивались в систему рыночных отношений, подрывав­ших основы их традиционной экономики. Так, в 1936 г. она вошла в жизнь Индии, в которой крупнейшая промышленная группа «Тата» основала Институт социальных наук, а также Египта, открывшего у себя курсы по подго­товке социальных работников. К этим странам после Второй мировой войны присоединяются Исландия, Турция, Югославия, Норвегия.

В  России 20-30 гг. ХХ в. развивалась педагогика среды, разрабатывавшая идеи связи школы с жизнью, со средой.  Эти идеи были теоретически и практически воплощены в деятельности выдающихся педагогов С.Т.  Шацкого, А.С. Макаренко, В.Н. Шульгина.

Данная деятельность более была ориентирована на общество, а не на личность. Как таковой профессии социального  педагога или социального работника не было еще долгое время, хотя потребность в них остро ощущалась.

Мы остановимся на рассмотрении профессиональной подготовки социальных работников в США и Великобрита­нии, поскольку США считается родиной социальной работы, а Великобритания имеет глубокие национальные традиции в социальной деятельности. Мы рассматриваем исторический и современный опыт деятельности учреждений профессиональной подготовки в США и Великобритании сквозь призму и приоритеты отечественной профессиональной школы и педагогики.

После Второй мировой войны образование в области социальной работы развивалось параллельно  и в соответствии с системой социального обеспечения. Популярность системы социального обеспечения США сыграла значительную роль в истории дальнейшего развития социальной работы и образования.

Система социальной защиты населения в США отличается от большинства моделей других стран децентрализацией. Она состоит  из  разного  рода  социальных программ, регламентируемых либо федеральным законодательством, либо  законодательством штата, либо федеральными государственными органами и органами управления  штатов.  Отдельные программы принимаются местными властями Государственная система социального обеспечения осуществляется за  счет  ассигнований из средств федерального бюджета, бюджетов штатов  или  органов  местной  власти.

В Великобритании почти  каждый  человек в той или иной период своей жизни пользуется системой государственного обеспечения. Цель  этой  системы - оказывать финансовую помощь людям,  которые достигли преклонного возраста,  или больны,  или получили увечья,  или воспитывают детей. Почти треть государственных расходов уходит на оказание разнообразных видов помощи, каждый из которых призван решать какой-то конкретный  круг  проблем таким образом,  чтобы деньги получали именно те, кто больше всего в них нуждается.

Обучение социальных работников в этих странах отражает специфику национальных систем образования, которые значительно отличаются  друг от друга, и даже в пределах одной страны используются различные модели подготовки. В педагогической науке и практике идет поиск путей оптимизации процессов социальной работы с различными категориями населения, обращается внимание на анализ и изучение зарубежного опыта и возможностей его использования в России, с учетом ее национальных условий, своеобразия ее культуры и традиций.

Системы социальной работы в каждой­ стране складывались с учетом исторических  условий,  но,  несмотря  на ­схожесть задач,  они имеют различия в подходах, методах и организации. ­Эти различия можно проследить, сравнивая модели социальной работы разных  стран.

Модели социальной  работы в США берут начало от медицинской формы организации социальной работы,  широко распространенной с 1920 по 1960 годы, и которая затем уступила место после 1960 года экологической модели.

В исследованиях Т.М. Трегубовой рассматриваются общие модели социальной работы в США (социально-ориентированные  модели (эколого- социальная, развивающая, социально-радикальная), психолого-ориентированные модели (гуманистическая,  коммуникативная, бихевиористская), комплексно-ориентированные модели (собственно социально- педагогическая и социально-психологическая).[4]

В Соединенных Шта­тах Америки начало подготовке социальных работников было положено благотворительными организациями, дей­ствовавшими в Нью-Йорке и Чикаго. В 1898 г. возникла Нью-Йоркская школа филантропии, предназначенная для дружеских посетителей и других волонтеров. Ставшая впос­ледствии Школой социальной работы Колумбийского уни­верситета, она разработала программу одногодичного обуче­ния для тех, кто занимался помощью нуждающимся. Такую же программу предлагала Чикагская школа гражданского права и филантропии, созданная в 1903 г. Грэмом Тейло­ром и его коллегами. Со временем она стала подразделени­ем Чикагского университета, получившим название Шко­лы управления социальным обслуживанием. Школы социальной работы, открытые сначала в Нью-Йорке, а затем в Чикаго, давали одногодичную подготовку в сфере помощи  нуждающимся.

Подготовка специалистов по социальной работе вклю­чала в себя не только организационный, но и методиче­ский аспект. Учебные заведения, приступившие в конце XIX — начале XX вв. к ее осуществлению, не имели еще ни квалифицированных преподавателей, ни методической ли­тературы. Что касается учебных пособий по социальной работе, то их тоже практически не было: в Соединенных Штатах Америки ими служили две книги, написанные Амосом Уорнером («Американская благотворительность») и Мери Ричмонд («Дружеское пребывание среди бедных»). М. Ричмонд довольно своеобразно охарактеризовала процесс взаимодействия социального работника с клиентом как « использование здравого смысла в бессмысленной ситуации.

Колледж Смита, нахо­дившийся в Нортгемптоне (Массачусетс), Через пять лет Клара Кайзер начала читать курс лекций по социальной работе с группами: ее слушателями были студенты Запад­ного резервного университета, расположенного в Кливленде. Развитие сотрудничества между странами Запада ставило на повестку дня унификацию требований, которые предъяв­лялись в них к образовательному уровню социальных ра­ботников. Первый шаг на пути к такой унификации был сделан в 1919 г., когда возникла Ассоциация учебных за­ведений для профессиональной социальной работы. Эта ассоциация объединяла 17 школ социальной работы, су­ществовавших в Соединенных Штатах Америки и Канаде. В 1937 г., когда она уже называлась Американской ассо­циацией школ социальной работы, ею было сформулиро­вано требование для аккредитации учебных заведений, ко­торые входили в ее состав. Оно сводилось к наличию двух­годичной программы, обеспечивающей подготовку магистров социальной работы. Иными словами, критерием професси­онализма для социального работника стали считать обла­дание им степенью магистра.

Многие явления в подготовке социальных работников в Великобритании трудно понять, не зная исторических предпосылок их развития. Необходимо в связи с этим, хотя бы в общих чертах проследить, как происходило становление дела подготовки социальных работников в Великобритании.

              Огромная работа была проделана английскими социальными реформаторами Уильямом Бутом, который в 1865 году основал Армию спасения – христианскую филантропическую организацию по решению социальных проблем, и Томасом Барнадо, который в 1870 году открыл свой первый сиротский дом.

Примером национальной традиции Великобритании можно считать появление и деятельность благотворительных организаций и других форм индивидуальной и общественной благотворительности. Ее цель – оказывать финансовую помощь людям, которые достигли преклонного возраста, или больны, или получили увечья, или воспитывают детей. Благотворительный сектор составляет почти треть государственных расходов на разнообразные виды помощи и решает какой-то конкретный круг проблем таким образом, чтобы деньги получали именно те, кто больше всего в них нуждается.

Английское общество милосердия было в числе первых, организовавших систему помощи бедным и модель социальной работы, подобную организации дружеских визитов. Англия, в числе самых первых стран, в 1896 г. организовала курсы по подготовке социальных работников обществом организации благотворительности, действовавшим в Лондоне, а первая школа социальной работы появилась в 1903 г.

В своем развитии профессиональная подготовка социальных работников Великобритании прошла долгий и сложный путь. Организованная практическая социальная работа была начата в ХIХ в. Обществом благотворительных организаций, члены которых поняли необходимость знания научных основ для организации и проведения социальной работы как вида самостоятельной общественной деятельности. К этому времени в научный оборот вошли такие термины как социология, а к началу ХХ в. и социальная психология как отрасль психологической науки. Пионеры в области социальной работы не только начали осуществлять эту деятельностью, но они ответили на вопрос, кому и как этой работе следует обучать. Первоначально обучение осуществлялось в виде индивидуального ученичества. Собственно подготовка специалистов – социальных работников, их обучение, образование и воспитание и передача практического опыта началась с 1895 года. В 1898 г. Был создан Комитет общества благотворительных организаций по  подготовке социальных работников для детских приютов, школ – лечебниц для детей с физическими недостатками, домов для инвалидов.

Информация о работе Подготовка компетентного специалиста социальной сферы в едином образовательном пространстве