Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2012 в 22:25, дипломная работа
Реформирование российского общества и его движение к качественно новому состоянию породило целый калейдоскоп разноплановых, но одинаково безрадостных кризисных явлений и процессов, что обострило социальную проблематику, в частности, необходимость создания эффективной системы социальной защиты и поддержки маргинальных слоев населения. Социальная работа как специализированная профессиональная деятельность по решению разнообразных социальных проблем, как особая профессия со своим подходом к решению этих проблем является своеобразным ответом на подобный запрос.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение....................................................................................................... 3
Глава 1. Поликультурный анализ международного опыта профессиональной подготовки социальных работников.............7
§ 1. Становление системы профессиональной подготовки социальных работников за рубежом..................................................................................... ....... .7
§ 2. Современное состояние и тенденции развития профессионального образования социальных работников в странах Евросоюза, США и России........................................................................................................................19
§ 3. Современный социальный заказ на специалистов социальной сферы. Социальный работник и социальный педагог: сущность и различие.......... .... 31
Глава 2. Содержание и условия эффективной подготовки социальных работников .................................................................................... 42
§ 1. Психолого-педагогический отбор и профориентация будущих социальных работников/социальных педагогов для учебных заведений.....42 § 2. Отбор содержания и технологии эффективной подготовки социальных работников для учебных заведений ............................................... .53
§ 3. Организация самообразования и самовоспитания как условие повышения эффективности подготовки специалистов социальной сферы.... 66
§4 Особенности подготовки социального работника в АСО (КСЮИ)....76
Заключение ....................................................................................................83
Литература................................................................................................... 85 Приложения................................................................................................... 89
В таких странах, как Греция, Голландия, Испания, Югославия образование является высшим внеуниверситетским, однако в обучение включены академические дисциплины.
Академизация представляется исследователю образования в области социальной работы, ученому из Германии Д. Крамеру процессом долгим, но неизбежным.
М. Сатка, анализируя европейский контекст начальной подготовки социальных работников, выделяет по типу подготовки три большие группы стран, которые в свою очередь являются неоднородными.
Таблица 1
Тип подготовки социальных работников. | |
Внеуниверситетский: представлен школами (агентствами) социальной работы. | Австрия, Бельгия, Германия, Голландия, Франция, США. |
Внеуниверситетский и университетский. Первый уровень: средние (вторичные школы) Второй уровень: колледжи с четырехгодичным образованием. Высший уровень: факультеты университетов. | Страны Восточной Европы, страны Балтии, Швейцария, Великобритания, Чехия, Словакия, Венгрия, Болгария. Болгария, Венгрия, Польша, Россия, Литва, Латвия, Беларусь, Норвегия, Дания. |
Университетский: представлен 1.Профессиональными школами в составе факультетов университета. 2.Колледжами с повышенным уровнем образования. 3.Высшими школами социальной работы, не являющимися университетами. | Великобритания, Италия, Испания, США.
Великобритания, США
Англия, Греция, Голландия, Югославия |
К первой группе относятся четыре страны: Австрия, Бельгия, Голландия, Франция. Основной тип подготовки социальных работников - внеуниверситетский. В Австрии обучение проходит в восьми школах социальной работы. Существуют также три летние программы. В Бельгии социальные работники обучаются в 23 профессиональных колледжах. В Нидерландах подготовка социальных работников интегрирована в четырех крупных высших школах. Во Франции подготовка ведется в профессиональных школах и региональных институтах по трехлетней программе.
Ко второй группе принадлежат страны, в которых развит как университетский, так и внеуниверситетский тип подготовки. В эту группу входят Германия и страны Восточной Европы: Чехия, Венгрия, Болгария, Греция, Норвегия, Польша, Словакия, Россия, которые восстанавливают в последние годы обучение в области социальной работы на различных уровнях. Подготовку социальных работников в Германии осуществляют два типа учебных заведений — университеты и колледжи. В них принимаются те, кто закончил 12 классов средней школы. В Германии подготовка проходит в 82 школах социальной педагогики и социальной работы, среди которых государственные и частные учебные заведения. Ежегодно 9 тыс. человек наполняют учебные заведения, занимающиеся подготовкой социальных работников. Рассчитанная на четыре года, эта подготовка включает в себя не только теоретический курс, но и годичную практику, В настоящее время социальной работе в Германии обучается 52 тыс. человек, из них 37 тыс. в колледжах и 15 тыс. в университетах.
Если в Чехии подготовка ведется на двух уровнях, то в Венгрии на трех уровнях. Первый уровень представлен средними (вторичными) школами, готовящими специалистов для сферы социальных услуг; второй уровень - колледжи с четырехгодичным обучением; третий, высший уровень, представлен факультетами социальной политики, социологии, социальной работы университетов Венгрии. В Польше подготовка представлена школами социальной работы (срок обучения – 2,5 года), факультетами колледжей, пятью университетами (срок обучения - 5 лет). В Болгарии начальная подготовка социальных педагогов и социальных работников, реорганизованная в 70-х годах, проводится в частных университетах, государственных университетах и в двух медицинских школах.[6] Представляет большой интерес подготовка социальных педагогов в странах ближнего зарубежья, идущих разными путями. В начале 90г. в Эстонии была реорганизована система подготовки, существовавшая в 30-х годах. Так, в Литве в последние три года создано трехуровневое образование социальных педагогов. Причем первый уровень, допрофессиональная подготовка, развит достаточно хорошо. На социально педагогическую деятельность в Литве оказывает большое влияние католическая церковь, которая часто является и ее организатором и спонсором. В г. Каунас по инициативе католической церкви проводится большая добровольная социальная работа, в которой участвуют как взрослые, так и школьники. Это работа во временных домах ночлега, в больницах, в тюрьмах для несовершеннолетних.
Впервые в истории образования Литвы в 1995 году получили дипломы социального педагога 31 выпускник Утенской медицинской школы. Перед получением диплома они прошли полугодовую практику в детском приюте. Социальных педагогов-психологов готовит Шяуляйский педагогический институт, социальных работников - университеты городов Клайпеда и Вильнюс. На базе Каунасского Университета Витаетаса Великого организованы студии социальной работы для получения квалификационной степени «Магистр социальной работы».
В Латвии подготовка специалистов социальной сферы осуществляется как в государственных, так и в частных учебных заведениях. Так в 1988г., на базе центра обучения и переподготовки была создана частная Высшая школа социальной работы и социальной педагогики «Аттистиба», ставшая в 1991г. членом Европейского Совета по высшему образованию. Студенты школы социальной работы и социальной педагогики «Аттистиба» могут претендовать как на диплом в области практической социальной работы, обучение длится 4 года, так и степень бакалавра социальных наук, срок обучения 4,5 года. Обучение проводится по четырем специальностям: социальная администрация, сфера реабилитации, социальная педагогика, социальное страхование.[7]
Подготовка социальных педагогов ведется в республике Беларусь на базе педагогических училищ, педагогических и др. институтов и университетов.
Белорусский Государственный Педагогический Университет имеет факультет социальной педагогики, дающий возможность получить образование социального педагога-практика, звание бакалавра по окончании пятилетнего курса или магистра по окончании шестилетнего курса. Часть студентов в качестве второй специальности изучает иностранные языки, что обеспечивает возможность дальнейшего обучения в странах Западной Европы или прохождение практики за рубежом. В столице Беларуси Минске подготовка социальных педагогов ведется также в Институте культуры, в Академии физического воспитания и спорта республики Беларусь, в Институте повышения квалификации.[8]
В Российской Федерации лишь в 1991 г. началась подготовка социальных работников на базах разнопрофильных вузов СССР: педагогических, медицинских, технических.
Приказами Госкомитета СССР по народному образованию были учреждены новые специальности «Социальная педагогика» и «Социальная работа». [9]
В настоящее время более 80 вузов России готовят социальных педагогов и социальных работников по таким специализациям как: социальный педагог семейного профиля, сельский социальный педагог, социальный этнолог, специалист по организации культурного досуга, валеолог, социальный работник по вопросам работы с инвалидами, социальный педагог, оказывающий помощь подросткам с девиантным поведением, муниципальный социальный работник.
В России совершенствование подготовки социальных педагогов / работников также находится в центре внимания общества, ибо от них в большой степени зависит социальная безопасность общества и его будущее. Однако необходимо отметить ряд противоречий, возникших в ходе подготовки социальных работников и социальных педагогов, среди которых выделяются:
прогностические - между необходимостью рефлексии социальных запросов и перспектив развития общества ближайшего и отдаленного будущего для конструирования и моделирования образовательного процесса, и отсутствием программно-прогностического обеспечения развития российского социума;
теоретические - между потребностью подготовки социальных работников, педагогов и отсутствием достаточного теоретического обеспечения новой для отечественной педагогики сферы знаний;
поведенческие - между богатым и актуальным опытом зарубежной социальной педагогики и социальной работы и проблематичной возможностью его переноса и использования в отечественной практике из-за существенно разнящихся социальных условий и ментальных оснований.
Вторая подгруппа данной группы объединяет страны, которые недавно начали подготовку социальных работников в университетах.
Это Греция, Норвегия (исключение составляет Дания). В Греции подготовка социальных работников проходит в течение 3,5 лет как часть технологического образования. В Норвегии она представлена колледжами и университетом в Грендайме. В Дании подготовка ведется в независимых школах социальной работы и по экспериментальной программе совместно школой социальной работы в Копенгагене и университетом в Альберге, выпускающим магистров.
В странах третьей группы подготовка ведется в основном в университетах, однако и эта группа не является однородной. Можно выделить три основные модели подготовки. В Италии, Словении и Испании существуют профессиональные школы, в которых можно получить степень бакалавра. В Эстонии, Финляндии, Англии, Исландии и Швеции подготовка проходит на факультетах социальной работы в университетах. Для получения степени бакалавра необходима подготовка в среднем в течение трех, четырех лет, однако существуют и более короткие сроки обучения, например, в Англии два года, и более длительные, в Финляндии - в течение пяти лет.
Представляет большой интерес процесс интеграции. Это слияние школ и факультетов социальной работы и социальной педагогики в школы и факультеты социальной защиты с общей программой подготовки и единым дипломом «социальныйработник».[10] При этом особое внимание уделяется диалогу Восток-Запад.
Все вышеизложенное позволяет нам резюмировать, что знание глобальных мировых тенденций в развитии образования, осознание необходимого обновления содержания образования, четкое обозначение цели подготовки поколения XXI века, ставят перед педагогическим образованием комплексную задачу: подготовку высококвалифицированного, функционально грамотного «гражданина мира», «гражданина-интернационалиста»
§ 3. Современный социальный заказ на специалистов социальной сферы. Социальный работник и социальный педагог: сущность и различие
Под влиянием политических, социально экономических, психологических и других факторов общественного развития социальная работа стала рассматриваться мировой общественностью как объективно-необходимое явление.
Успешное развитие, по убеждению Ш. Рамона и Р. Сари, социальной работы в различных странах должно основываться на следующих принципах: форма социальной работы в любой стране должна исходить из особенностей этой страны; заимствования моделей социальной работы других стран возможно лишь при условии их адаптации к местным условиям. Эти принципы не отрицают интернациональной сущности социальной работы, поскольку она основывается на общечеловеческом опыте. Об этом говорят Дж. Миджли, Шанти К. Хундука и др. «…Конкретные формы социальной работы в каждой отдельной стране должны формироваться с учетом специфики местного контекста. Прямое заимствование моделей, используемых зарубежными коллегами, без соответствующей адаптации вряд ли даст хорошие результаты. …Мы исходим из убеждения, что ядро социальной работы интернационально, поскольку базируется на общечеловеческом опыте. Исходя из него, мы можем уточнять содержание и формы социальной работы в каждой отдельной стране».
По мнению Дж. Хоппс и Э. Пиндерхьюз, социальная работа представляет собой нечто вроде подвесного моста, опирающегося на уважение к человеческому достоинству и право каждого индивида на самореализацию. С одной стороны, эта работа поддерживается предоставлением услуг остронуждающимся лицам и их доверием, с другой же – опирается на правящие слои общества, которые контролирует средства и властные полномочия, необходимые для помощи нуждающимся. В хорошие времена общество рассматривало социальную работу как зеркало собственной щедрости и оптимизма. Однако, во времена застоя и сокращенного бюджета, когда преобладают стремления к самообогащению, необъективность и жестокость, ценности социальной работы и сами социальные работники становятся вне социальных приоритетов, подвергаются несправедливости. В такие периоды профессионалы в области социальной работы сталкиваются с нелегкой задачей, поскольку должны определить, в какой мере они служат орудием общественных структур и в какой являются защитниками угнетенных.