Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2012 в 22:25, дипломная работа
Реформирование российского общества и его движение к качественно новому состоянию породило целый калейдоскоп разноплановых, но одинаково безрадостных кризисных явлений и процессов, что обострило социальную проблематику, в частности, необходимость создания эффективной системы социальной защиты и поддержки маргинальных слоев населения. Социальная работа как специализированная профессиональная деятельность по решению разнообразных социальных проблем, как особая профессия со своим подходом к решению этих проблем является своеобразным ответом на подобный запрос.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение....................................................................................................... 3
Глава 1. Поликультурный анализ международного опыта профессиональной подготовки социальных работников.............7
§ 1. Становление системы профессиональной подготовки социальных работников за рубежом..................................................................................... ....... .7
§ 2. Современное состояние и тенденции развития профессионального образования социальных работников в странах Евросоюза, США и России........................................................................................................................19
§ 3. Современный социальный заказ на специалистов социальной сферы. Социальный работник и социальный педагог: сущность и различие.......... .... 31
Глава 2. Содержание и условия эффективной подготовки социальных работников .................................................................................... 42
§ 1. Психолого-педагогический отбор и профориентация будущих социальных работников/социальных педагогов для учебных заведений.....42 § 2. Отбор содержания и технологии эффективной подготовки социальных работников для учебных заведений ............................................... .53
§ 3. Организация самообразования и самовоспитания как условие повышения эффективности подготовки специалистов социальной сферы.... 66
§4 Особенности подготовки социального работника в АСО (КСЮИ)....76
Заключение ....................................................................................................83
Литература................................................................................................... 85 Приложения................................................................................................... 89
Как показывает мировой опыт профессиональной подготовки специалистов в данной области в разных странах существуют разные взгляды на проблему подбора контингента для социально-педагогической деятельности, что отражает специфические местные условия.
При отборе на факультеты социальной работы важна некоторая предшествующая подготовка человека в области педагогических и социальных наук, имеющая непосредственное отношение к развитию навыков социального воздействия.
Важна предпрофессиональная подготовка и отбор среди взрослого населения, проявляющего интерес к социальной работе, которые осуществляются в различных организациях социального обеспечения, а также в близких к социальной работе областях, например, в качестве вожатых в летних лагерях, в скаутских организациях, в церковных молодежных группах, в профсоюзных организациях, в студенческих клубах, интернациональных ассоциациях, в сфере здравоохранения и службах сестринского ухода за больными.
Согласимся с мнением В.Г. Бочаровой о том, что «… Специалиста, профессионала в области социальной работы невозможно сформировать уже на этапе вузовской подготовки. Его надо выращивать, включая детей и подростков с самых ранних возрастов в доступные им формы проявления милосердия, заботы об окружающих их людях, животных, природе…»[23].
Анализ опыта профессиональной подготовки социальных работников в США и Великобритании показывает, что зачастую люди избирают социальную работу своей профессией после нескольких лет работы в смежных областях. Имея такой опыт, они обычно вносят больший вклад в профессию социального работника.
При отборе студентов на факультеты социальной работы важны следующие критерии:
- Личное обоснование потенциальным студентом а) причин выбора им именно этой профессии, б) целей профессиональной карьеры, в) желания работать с притесняемыми и нуждающимися группами населения, людьми разного вероисповедания, представителями меньшинств, с инвалидами, с разными возрастными группами и т.д.
- Предварительный опыт работы в качестве добровольца-общественника или оплачиваемого сотрудника с людьми, нуждающимися в социальной помощи. Такой опыт может быть приобретен в самых различных ситуациях, но важно, что студент уже проявил искренний интерес к этой деятельности и имеет представление о том, что, значит, стать профессиональным социальным работником.
- Достаточная предшествующая подготовка в области поведенческих и социальных наук, которые имеют непосредственное отношение к развитию навыков социального воздействия, а также сформированный интерес к избранной профессии.
- Рекомендации преподавателей, профессиональных социальных работников, администрации социальных агентств или других людей, способных дать оценку данному претенденту как потенциальному социальному работнику.
Перечисленные критерии могут быть стандартизированы с целью придания большей упорядоченности процедуре отбора студентов с тем, чтобы с их помощью можно было соответствующим образом оценить результаты и отобрать лучших студентов.
Развитие системы профессионального отбора осуществляется по принципу профессионального подбора и специализации для той или иной сферы социальной работы, конкретного рабочего места. И такой подбор уже начинается в ходе обучения и практики. Кадровый отбор социальных работников осуществить довольно сложно, так как различные категории социальных работников занимаются большим разнообразием конкретных задач. Поэтому подбором кадров занимаются заблаговременно.
Исходя из задач профессиональной подготовки, профессиональных функций и ролей социально-педагогических работников, а также учитывая исторический и локальный контекст, концептуальную базу целостного изучения человека как субъекта деятельности в разных странах были разработаны различные подходы к отбору специалистов по социальной работе.
Имея в виду подбор кадров на конкретные рабочие места, агенства социальных служб располагают новейшей информацией. Важно знать, сколько социальных работников должно быть занято, какие у них будут обязанности, будут ли это представители одной или нескольких специализаций, какое количество людей предстоит охватить работой, какие социальные работники нужны для каждой конкретной услуги. В развитых странах этот вопрос так или иначе решен.
В настоящий момент во многих зарубежных странах система квалифицированного подбора кадров для социальной работы находится еще на стадии первичного формирования и сосредоточена на первом этапе профотбора - отсеве профнепригодных лиц, способных дискредитировать сущность социальной работы. Процедуру профотбора можно условно разделить на три этапа. Первый этап профессионального отбора «отсев» предполагает первичную психодиагностику всех желающих стать социальными работниками и педагогами. Это могут быть как абитуриенты вузов или средне-специальных учебных заведений, так и лица, проходящие переподготовку на курсах, семинарах и т.д. Задача этого этапа выявить среди желающих стать социальными работниками, лиц с явными противопоказаниями, т.е. профнепригодных. Индивидуальные характеристики для диагностики профнепригодности к социальной работе можно объединить условно в три блока:
- Противопоказания в состоянии здоровья (психического и физического).
- Недостаточная осознанность профессионального выбора.
- Отсутствие психологической предрасположенности к профессии.
Второй этап пролонгированного отбора социальных работников, условно названный «испытательный срок», должен быть включен в обучение или практическую деятельность и направлен на диагностику и уточнение профессиональной пригодности, в процессе обучения, а также оценку перспективности будущего социального работника. Здесь учитывается скорость формирования профессиональных навыков, уточняются возможности и ограничения успешности деятельности, оценивается перспектива профессионального роста.
Третий заключительный этап «Специализация» направлен на уточнение наиболее перспективной для каждого специалиста конкретной сферы и места приложения его сил. Он определяет индивидуальный «интерес» к конкретной сфере социальной работы.[24]
А вот выявление лиц, наиболее подходящих к социальной работе, а
также наиболее перспективных - это задача последующих этапов отбора. Именно там имеет смысл применять интеллектуальные тестирования.
Поэтому при индивидуальной беседе (интервью), анкетировании включаются отдельные вопросы, которые наиболее успешно диагностируют черты личности при работе с людьми. Сюда входят вопросы не только о состоянии здоровья, но и интерес к профессии, мотивация ее получения и совершенствование в ней, желание помогать людям, понимание сложности и тяжелых, неприятных сторон профессии, готовность к дискомфорту, адекватное знание о содержании профессии и ее разновидностях.
Изучение гуманистических черт характера и моральных качеств личности - одна из самых трудных проблем. Вместе с тем гуманность, честность, порядочность, отношение к человеку как ценности - основные профессионально - важные свойства социального работника и социального педагога. Современное понимание проблемы ценностных ориентаций и профессиональных устремлений должно быть основано на реализме, на адекватном представлении о своих возможностях в самопожертвовании, знании и понимании пределов своей активности.
Задача психолого-педагогического отбора контингента поступающих заключается в том, чтобы увидеть в личности потенциал ее возможностей, ее способность к развитию и мобилизации внутренних ресурсов, способность совершать конструктивные действия.
Требуются значительные усилия, средства и время для организации такой системы подбора кадров. Наряду с квалифицированной службой подбора кадров необходима адаптация и социализация в профессии.
§ 2. Отбор содержания и технологии эффективной подготовки социальных работников для учебных заведений
С целью уточнения понятийного аппарата следует рассмотреть общую проблематику и трактовку понятий «содержание образования», «содержание обучения», «образовательные технологии», «модель подготовки специалиста» в отечественной и зарубежной социально-педагогической теории и практике.
В Законе Российской Федерации «Об образовании» под содержанием образования понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства. [25]
Содержание образования – основной элемент образовательного процесса, составляющий основу, на которой достигаются его социальные цели. Обозначает совокупность достижений в различных сферах жизнедеятельности человеческого общества, которые необходимо сделать достоянием лиц, вовлеченных в образовательный процесс. Названная совокупность определяет предметное содержание различных направлений образовательной деятельности, подразделенных в соответствии со структурой социального опыта.
Содержание обучения – совокупность подлежащих изучению предметов и тем, из которых складывается программа или курс образовательного учреждения.[26]
Содержание образования - более широкое понятие по отношению к содержанию обучения, т.к. обучение - это одно из средств получения образования. Содержание подготовки специалистов в нашем случае равнозначно содержанию обучения. Технологии подготовки специалистов мы понимаем как систему средств, методов и управления учебно-воспитательным процессом, позволяющую реализовать его содержание. Данную концепцию формулируют в своих работах Г. Бернгард, С. Дейл, Дж. Б. Конант, Р. Мейнерт, А. Мендельсон, А. Норман, Р. Хугман, Т.А.Ильина, С.Г. Шаповаленко.
Содержание профессиональной подготовки социальных работников находится в постоянном движении, оно видоизменяется с возникновением новых социальных проблем. В связи с этим расширяются и видоизменяются задачи и функции, формы и методы обучения. Однако цель профессионального образования остается неизменной – подготовка квалифицированных профессионально-компетентных специалистов.
Технология обучения - категория дидактики, предполагающая рассмотрение ее в аспектах единства исторического и логического, движения от абстрактного к конкретному, от явления к сущности. Исходным моментом педагогических технологий является предварительное проектирование отдельных элементов, этапов урока, с целью их упорядочения и прогнозирования. Т.е. обоснованному выбору системы методов, приемов, средств, организационных форм, ориентированных на достижение целей при управлении процессом обучения с учетом индивидуальных особенностей личностей обучающихся.
Технология обучения предполагает управление процессом обучения; включает в себя два взаимосвязанных процесса: организацию деятельности студентов и контроль этой деятельности.
Технология подготовки специалистов – система средств, методов и управление учебно-воспитательным процессом, позволяющее реализовать содержание учебно-воспитательного процесса.
Справедливо рассматривая цель как идеальное предвидение результатов учебной деятельности, теоретики социальной работы делают попытки через систему требований определить “модель” совокупного специалиста, его профессиональный облик, что могло бы дать им, в конечном итоге, возможность установить профиль специализации подготовки кадров, построить схему учебного плана и определить в нем соотношение дисциплин общенаучного и профессионального циклов. Оптимальное сочетание универсализации и специализации в содержании профессиональной подготовки определяет, в конечном счете, и конкурентоспособность социального работника.
Модель подготовки специалиста – система, отображающая или воспроизводящая существующие или проектируемые структуры, состав и содержание обучения специалиста и организацию учебного процесса, обеспечивающую их реализацию.
Под моделью подготовки специалиста многие зарубежные ученые понимают совокупность профессиональных качеств специалиста и социально-психических свойств, обеспечивающих ему социально-профессиональную активность. При ее разработке учитываются общие требования к конкретному уровню образованности (начальное, среднее, высшее профессиональное), а также реальные возможности подготовки (исходная база образования обучающихся, сроки обучения). Развертывание модели подготовки специалиста осуществляется за счет раскрытия содержания учебной информации и указания комплекса учебных задач, заданий и упражнений, обеспечивающих формирование системы знаний и умений, способствующих развитию профессионально-важных качеств.
Подготовка социальных работников в США и Великобритании предполагает разнообразные модели, которые даже в пределах одной страны могут варьироваться, отражая национальные приоритеты образования и местные условия.
Отечественные ученые выделяют личностную модель, модель подготовки специалиста, модель педагогических процессов и прочие. В основу построения современной модели положена деятельность специалиста в рыночных условиях. Модель профессионально-практической подготовки социальных работников может быть разработана на основе, предусматривающей целостную совокупность инвариантных видов деятельности.
Российские ученые используют моделирование при изучении проблем подготовки кадров специалистов. Моделирование требует системного рассмотрения с одной стороны – профессиональной деятельности, к которой готовят обучающихся (модель деятельности), с другой – содержание образования и обучения (модель подготовки). И так, модели в свернутом виде отражают наиболее существенные черты деятельности и подготовки. Построение моделей социальных явлений, в том числе педагогических процессов, осложнено многофакторностью социальных явлений и процессов, наличием субъективного фактора и т.п. В процессе разработки модели подготовки специалиста решаются такие проблемы, как определение состава и содержания необходимых и достаточных знаний для успешного решения профессиональных задач) определение соотношения теоретической и практической подготовки; учет необходимости опережающего (прогностического) характера образования; выбор форм организации учебного процесса с учетом ранее полученного образования. Модель подготовки, как правило, разрабатывается в связи с моделью деятельности, задача разработчиков состоит в поиске таких вариантов моделей, которые наилучшим образом соответствовали бы друг другу. Такие модели в свернутом виде позволяют получить опережающую информацию о содержании и средствах обучения, необходимых для прогнозирования. Они позволяют лучше определить те качества, которыми должны обладать специалисты.