Подготовка компетентного специалиста социальной сферы в едином образовательном пространстве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2012 в 22:25, дипломная работа

Описание работы

Реформирование российского общества и его движение к качественно новому состоянию породило целый калейдоскоп разноплановых, но одинаково безрадостных кризисных явлений и процессов, что обострило социальную проблематику, в частности, необходимость создания эффективной системы социальной защиты и поддержки маргинальных слоев населения. Социальная работа как специализированная профессиональная деятельность по решению разнообразных социальных проблем, как особая профессия со своим подходом к решению этих проблем является своеобразным ответом на подобный запрос.

Содержание работы

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение....................................................................................................... 3
Глава 1. Поликультурный анализ международного опыта профессиональной подготовки социальных работников.............7
§ 1. Становление системы профессиональной подготовки социальных работников за рубежом..................................................................................... ....... .7
§ 2. Современное состояние и тенденции развития профессионального образования социальных работников в странах Евросоюза, США и России........................................................................................................................19
§ 3. Современный социальный заказ на специалистов социальной сферы. Социальный работник и социальный педагог: сущность и различие.......... .... 31
Глава 2. Содержание и условия эффективной подготовки социальных работников .................................................................................... 42
§ 1. Психолого-педагогический отбор и профориентация будущих социальных работников/социальных педагогов для учебных заведений.....42 § 2. Отбор содержания и технологии эффективной подготовки социальных работников для учебных заведений ............................................... .53
§ 3. Организация самообразования и самовоспитания как условие повышения эффективности подготовки специалистов социальной сферы.... 66
§4 Особенности подготовки социального работника в АСО (КСЮИ)....76
Заключение ....................................................................................................83
Литература................................................................................................... 85 Приложения................................................................................................... 89

Файлы: 1 файл

Буинск Подготовка за рубежом 2007.doc

— 442.00 Кб (Скачать файл)

- включение в учебные планы курсов в области управления, менеджмента и компьютерной техники;

-                     широкая общеобразовательная подготовка.

Что касается форм организации занятий, то они, в основном, сводятся к двум направлениям: перенос центра тяжести с обеспечения хорошего уровня преподавания на создание условий раскрытия индивидуальности студента (принцип индивидуализации) и использование групповых, совместных, коллективных форм обучения.

Индивидуализация обеспечивается разнообразными способами: отсутствием жестких временных рамок, что позволяет студенту продвигаться в усвоении знаний со скоростью, соответствующей его способностям; строгим требованием полного усвоения материала студентом и возможностью перехода к новому только после освоения предыдущего; использованием лекций как направляющей формы в обучении, а не основного способа передачи информации, повышением роли письменных работ; организацией многократных проверок знаний; что позволяет преподавателю быть в курсе работы студента, руководить ею.

Среди совместных форм обучения можно назвать дискуссии в малых группах, эвристические упражнения, ролевые игровые имитации и т.п. Используются и традиционные методы с теми или иными модификациями: лекции, лекции-дискуссии, семинары.

Анализ мирового опыта позволил выявить общие тенденции, характерные для профессиональной подготовки специалистов социальной сферы за рубежом, учет которых необходим в модернизации процесса профессиональной подготовки социальных работников в нашей стране. Эти тенденции следующие:

1. Диверсификация форм обучения и доступа к данной квалификации через государственные и частные профессиональные школы.

В странах Евро Союза и США наблюдается тенденция к многообразию в рамках различных учебных заведений. Усиливается взаимодействие учебных заведений и сферы социальной индустрии, развиваются формы подготовки, предусматривающие интеграцию образования и производства. От системы образования общество требует улучшения качества базовой подготовки, создания гибкого механизма перехода от одного типа образования к другому, децентрализации ответственности за осуществление программ обучения, совершенствования методов оценки и ориентации на национальные приоритеты.

2. Растущая преемственность с базовым общим и высшим образованием. Образование все в большей степени привязывается к экономике. Во многих странах большое внимание уделяется вопросам связи между структурами образования и проблемой занятости, в особенности потребностям работодателей. Предусматривается продолжение образования по завершении обязательного, что является ответом на острую потребность в переподготовке безработных. Следствием экономических трудностей также является возрастание роли профессиональной подготовки.

3. Общее повышение уровня подготовки, выражающееся в последовательном повышении статуса учебного заведения, повышения профессионального уровня преподавателей.

4. Усиление научного характера обучения, опора на современные достижения науки в дидактическом и методическом обеспечении процесса обучения, расширение системных исследований в области подготовки социальных работников.

5. Переход к отношениям социального партнерства между государством и работодателем в организации социальной помощи и поддержки населения.

6. Растущая вариативность и дифференциация высшего образования в области социальной работы, предоставляемые различными инстанциями, что выражается во введении ступенчатой подготовки в профессиональной школе и ученичестве, развитии системы "накопляемых единиц", позволяющей разбивать подготовку на ряд дискретных, автономных фрагментов, росте числа не сертифицируемых видов подготовки регионального, местного, отраслевого масштаба и др.

К сожалению, приходится констатировать, что в России есть еще ряд противоречий, возникших в ходе подготовки социальных работников,  среди которых выделяются поведенческие - между богатым и актуальным опытом зарубежной социальной педагогики и социальной работы и проблематичной возможностью его переноса и использования в отечественной практике из-за существенно разнящихся социальных условий и ментальных оснований, а  также противоречия в сфере содержания образования и в собственно социальной сфере.

"Глубинным" для системы обучения социальных работников выступает противоречие между необходимостью их массовой подготовки и совершенно уникальными личными качествами, которыми должен обладать будущий социальный работник. Эта проблема усугубляется еще и тем, что стремительно развивающаяся как профессия социальная работа испытывает острый недостаток в квалифицированных специалистах.

Изучение уровня и типа профессиональной подготовки специалистов социальной сферы в Республике Татарстан показало, что обычно сотрудники социальных служб имеют какое-либо высшее образование (чаще всего гуманитарное) плюс прошли курсы переподготовки, в наиболее распространенном варианте носящие краткосрочный характер и ориентированные главным образом на организацию, финансирование и менеджмент социальных служб. Еще более остро эта проблема стоит в отношении сотрудников негосударственных благотворительных организаций, занимающихся социальной работой.

В Казанском социально-юридическом институте ведутся исследования в области повышения эффективности подготовки и переподготовки социальных работников, где наряду с постоянным улучшением качества подготовки специалистов, можно выделить и ряд проблем. В частности, в содержании профессиональной подготовки не всегда учитывается общее и специфическое в социальной работе, компонент общечеловеческой культуры и регионально-этические особенности.

Одной из особенностей и сильной стороной подготовки социальных работников в нашем институте является подготовка студентов к работе в многопрофильных бригадах (командах), предполагающая проведение междисциплинарных конференций и семинаров, направленных на преодоление межведомственной разобщенности в существующей практике социальной работы. Отрадно, что учебные планы, программы и сам процесс обучения не носят академизированный характер, и удельный вес тренинговых занятий по отработке психосоциальных технологий работы с различными типами случаев, а также «полевой практики» достаточно высок.

 

  

 

 

 

 

 

 

Заключение

Невозможно охватить в одной дипломной работе все аспекты такой важной проблемы, как профессиональная подготовка социальных работников в современном мире. Нами рассмотрен исторический и современный опыт деятельности учреждений профессиональной подготовки социальных работников в США и Великобритании сквозь призму и приоритеты отечественной профессиональной школы и педагогики. Остановившись на ее самых важных вопросах, мы постарались показать еще не часто используемые в России возможности, которые способствуют реформированию и модернизации отечественной системы социальной работы и становлению и развитию профессиональной подготовки кадров для этой сферы. Следует также признать отстава­ние нашей теоретической мысли в конструктивном осмыслении имею­щегося зарубежного опыта решения данной проблемы.

Сегодня остро встает проблема социальной работы как феномена цивилизации. На протяжении всей мировой истории социальной работе и подготовке социальных работников  была присуща гуманистическая направленность, основывающаяся на традициях милосердия, общинного духа, сотрудничества, социальной заботы, взаимопомощи.

Анализ исторической, педагогической, социологической литературы позволяет выделить периоды формирования и становления социальной работы и системы подготовки социальных работников, которая складывается  в конце ХIХ - ХХ вв. с появлением социальных организаций, тогда же создаются первые учебные заведения в этой области.  Между Первой и Второй мировой войнами наблюдался рост числа школ со­циальной работы по всему миру. Социальная работа была известна уже не только на Западе, но и в странах третьего мира, которые втягивались в систему рыночных отношений.

После Второй мировой войны и вплоть до середины 60-х годов ведущими в области социальной  работы  и подготовки специалистов были США и Великобритания, сыгравшие важную роль в восстановлении школ социальной работы в западноевропейских  странах. Правительства европейских и азиатских стран,  желая получить все самое передовое в социальной сфере, приглашали специалистов из этих стран. Расширялось и обратное движение, что  способствовало интернационализации и распространению единых стандартов в преподавании и обучении социальных работников.

Мировой опыт подготовки социальных педагогов и социальных работников чрезвычайно многообразен. Анализ становления и развития подготовки социальных работников для учебных заведений свидетельствует о том,  что, несмотря на многие сходства в функциях, принципах, методах, тенденциях развития, профессиональная подготовка социальных работников в каждой стране сохраняет свою национальную специфику, обусловленную социально-экономическими, политическими, историческими, духовно-нравственными, культурно-этническими особенностями.

В основе профессиональной подготовки социального работника лежит целостная система фундаментальной подготовки специалиста, сочетающей с одной стороны, теоретическую, гуманитарную подготовку, ориентированную на утверждение в деятельности общечеловеческих ценностей, формирование духовной культуры, с другой стороны, учитывающую специализацию будущих социальных работников и носящую практикоориентированный характер. Образование в области социальной работы находится в состоянии перехода от среднего профессионального образования к высшему образованию. Профессиональное образование модернизируется на принципах фундаментальности, интегративности, проблемности. Однако следует отметить запаздывание теорети­ческих  работ,  обосновывающих  необходимость     социально-педагогической работы в системе образования и воспитания подрастающих поколений.

 

 

 

 

Литература

1. «Об образовании» Закон РФ. – 3-е изд. – М., 2001.

2. Бадя Л. В. и др. Исторический опыт социальной работы в России / под ред. Л.В. Бадя. – М.: РАО Центр социальной педагогики, 1994.

3. Бочарова В.Г. О некоторых методологических подходах к пониманию целостного процесса социализации, воспитания и развития личности // Теория и практика социальной работы: отечественный и зарубежный опыт. – Москва – Тула: Изд-во АСОПиР, 1993.

4. Веселова В.В. Психолого-педагогическая служба "гайденс" в средней школе США. // Советская педагогика.-1982. N6.

5. Ветрова Н.С. Финансирование социальных программ в странах Запада / РАН, Ин-т сравнительной политологии и проблем рабочего движения. - М.: Наука, 1993.

6. Вульфов  Б.З. Социальная педагогика и процесс формирования личности //  Теория и практика социальной работы: отечественный и зарубежный опыт. – Москва – Тула: Изд-во АСОПиР, 1993. – Т.1.

7. Григорьев С.И., Гуслякова Л.Г., Демина Л.Д. Опыт разработок профессиограммы социального работника // Социологические службы /ред. Л.Г. Гуслякова, Л.М. Потолова. - Барнаул: Изд-во Алт. гос. ун-та, 1991.

8. Де Джон Н., Иденбург Ф. Работа общинных центров в Голлан­дии. Теория и практика социальной работы: отечественный и зарубежный опыт. – Москва – Тула: Изд-во АСОПиР, 1993.

9. Диагностика профессиональных способностей,  система профессионального отбора социальных педагогов и социальных работников / РАО,  Центр социальной педагогики,  АСОПиР. /отв. ред. В.Н. Келасьев. - М.: 1994.

10. Ефимова М.В. Подготовка социальных работников и социальных педагогов в вузах Германии: Дис. … канд.  пед. Наук. – Ярославль, 1997.

11. Зимняя И.А. Социальная работа как профессиональная деятельность //Социальная работа. - М., 1992. Вып.3.

12. Кравченко А.И. Социальная работа как профессия // Социологические исследования. –1993. №1.

13. Маркс К., Энгельс Ф. Собр. соч. М., 1956, т.3.

14. Методическое письмо.  Введение в новую профессию: социально-исторический контекст // Социальная работа. - М., 1994. № 1.

15. Миронов В.Б. Образование в странах Запада в конце ХХ века  //  Советская педагогика. – 1990.  № 2.

16. Мудрик А.В. Введение в социальную педагогику: Учебное пособие. – Пенза. 1994.

17. Об открытии специальности " Социальная педагогика ":  Приказ Госком СССР  по  народному  образованию  от 21 августа 1991 года N 582 //Бюллетень Госком СССР по народному образованию.

18. Об открытии специальности " Социальная работа ": Приказ Госком СССР по  народному  образованию  от 7 августа 1991 года N 376 // Бюллетень Госком  СССР по народному образованию. 

19. Обучение социальной работе.  Преемственность и инновации  / Под ред. Ш. Рамон  и Р. Сарри. Москва. Аспект Пресс . - 1996.

20. Профессиональные роли  и функциональные обязанности социального работника (на примере США).- М., Институт молодежи,1999.

21. Рамзей Р. Социальная работа: Наука – профессия: К развитию концепции.   М., 1991/ Социальная педагогика и социальная работа за рубежом: Теория и практика; // Теория и практика социальной работы: отечественный и зарубежный опыт. – Москва – Тула: Изд-во АСОПиР, 1993.

22. Сабирова Д.Р. Тенденции развития и современное состояние системы профессионального педагогического образования в Англии (1979 – 1997г.г.): Дис. … канд. пед. наук. – Казань, 1998.

23. Сациальнае выхаванне: Вопыт, проблемы / Рэд. кал. Бутрым Г.А. Барысiк Л.С. – Мiнск, 1995.

Сластенин В.А. Социальный педагог и социальный работник: личность и профессия//Теория и практика социальной работы: отечественный и зарубежный опыт: В 2 т. - М. – Тула, 1993.

24. Теория и методика социальной работы: Учеб. Пособие. Под ред. Зайнышева И.Г. - М.: Союз, 1994.

25. Трегубова Т.М.  Социальная работа за рубежом: модели и практика. -  Казань, КСЮИ, ИСПО, 1999.

26. Трегубова Т.М. Теория и практика социальной работы с учащейся молодежью в профессиональных учебных заведениях США: Дис. … док. пед. наук. - Казань, 2001.

Информация о работе Подготовка компетентного специалиста социальной сферы в едином образовательном пространстве