Подготовка компетентного специалиста социальной сферы в едином образовательном пространстве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2012 в 22:25, дипломная работа

Описание работы

Реформирование российского общества и его движение к качественно новому состоянию породило целый калейдоскоп разноплановых, но одинаково безрадостных кризисных явлений и процессов, что обострило социальную проблематику, в частности, необходимость создания эффективной системы социальной защиты и поддержки маргинальных слоев населения. Социальная работа как специализированная профессиональная деятельность по решению разнообразных социальных проблем, как особая профессия со своим подходом к решению этих проблем является своеобразным ответом на подобный запрос.

Содержание работы

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение....................................................................................................... 3
Глава 1. Поликультурный анализ международного опыта профессиональной подготовки социальных работников.............7
§ 1. Становление системы профессиональной подготовки социальных работников за рубежом..................................................................................... ....... .7
§ 2. Современное состояние и тенденции развития профессионального образования социальных работников в странах Евросоюза, США и России........................................................................................................................19
§ 3. Современный социальный заказ на специалистов социальной сферы. Социальный работник и социальный педагог: сущность и различие.......... .... 31
Глава 2. Содержание и условия эффективной подготовки социальных работников .................................................................................... 42
§ 1. Психолого-педагогический отбор и профориентация будущих социальных работников/социальных педагогов для учебных заведений.....42 § 2. Отбор содержания и технологии эффективной подготовки социальных работников для учебных заведений ............................................... .53
§ 3. Организация самообразования и самовоспитания как условие повышения эффективности подготовки специалистов социальной сферы.... 66
§4 Особенности подготовки социального работника в АСО (КСЮИ)....76
Заключение ....................................................................................................83
Литература................................................................................................... 85 Приложения................................................................................................... 89

Файлы: 1 файл

Буинск Подготовка за рубежом 2007.doc

— 442.00 Кб (Скачать файл)

27. Филиппова Л.Д. Высшая школа США.- М.: Наука, 1981.

28. Халиуллин И.А. Подготовка специалистов повышенного уровня квалификации в колледже. Казанский педагогический журнал. ИССО РАО. Профессиональное образование. – 1995. № 1.

29. Чалдаева Д.А.  Становление и развитие социально-педагогической работы в Германии. - Дисс. ...канд. пед. наук - Казань, 1997.

30. Энциклопедия профессионального образования: В 3-х т./ Под.ред.С.Я. Батышева. – М., АПО. 1999.

31. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. - М., 1996.

32. Abbot. A. The System of Professions. Chicago, 1998.

33. Bell P. A system approach to Social Work Training // Social Work Education. Vol. 6. №1. Leicester, 1998.


Приложение 1.

Анкета 1.

Дорогой коллега!

Проводимая нами анкета является частью сравнительного исследования подготовки социальных педагогов в Великобритании, США и России. Данная анкета имеет своей целью определить ваше отношение к профессии социального педагога. Просьба, выбрав вариант ответа соответствующий Вашему мнению подчеркнуть его или написать свой вариант ответа.

1)                На каком курсе Вы учитесь?

2)                Сколько вам лет?

3)                Укажите, пожалуйста, ваш пол: мужской, женский.

4)                Работали ли Вы перед поступлением в вуз? Да, нет.

5)                Если работали, то по какой специальности?

а) в качестве социального педагога / социального работника

б) по другой специальности, предполагающей контакт с людьми

в) по специальности иного профиля

6)  Работаете ли Вы сейчас? Да, нет

7)  Если работаете, то по какой специальности?

а) в качестве социального педагога /социального работника

б) по специальности, предполагающей контакт с людьми

в) по специальности иного профиля

8)                Оцените, пожалуйста, данные ниже качества в зависимости от их важности для социального педагога в баллах от 1 до 10.

(1)             социальная активность

(2)             широкий кругозор

(3)             общительность

(4)             ответственность

(5)             справедливость

(6)             наблюдательность

(7)             способность к сопереживанию

(8)             готовность помочь

(9)             работоспособность

(10) такт

(11) выносливость

(12) самокритичность

(13) чувство собственного достоинства

(14) оптимизм

(15) чувство юмора

(16) вдумчивость

(17) воображение

(18) воля

(19) педагогическое мышление

(20) энергичность

(21) ...

Оцените, пожалуйста, в баллах качества, присущие Вам.

9)                Что Вам нравится в выбранной профессии ...

а) возможность общения с людьми

б) возможность помогать людям

в) необходимость постоянного самосовершенствования

г) ...

10)Имеете ли Вы представление о работе социального педагога?

(Да, нет, некоторое)

11)Собираетесь ли Вы в будущем работать социальным педагогом?

(Да, нет, не знаю)

12)Если да, то с какой группой населения?

(1)             трудные подростки

(2)             неполные семьи

(3)             пожилые люди

(4)             молодежь

(5)             ...

13.Какие социально-педагогические проблемы Вы считаете наиболее актуальными?

(1)             проблема беспризорных детей и подростков

(2)             проблемы безработных и их семей

(3)             проблемы наркомании и алкоголизма

(4)             проблемы старости и одиночества

(5)             ...

 

 

Большое спасибо за участие в анкетировании!

 

Анкета 2.

 

Дорогой коллега!

 

Проводящееся анкетирование имеет целью определить уровень готовности студента к профессии социального работника и мотивацию к продолжению самообразования, самосовершенствования в профессии. Мы надеемся, что Ваши ответы помогут в совершенствовании работы по формированию у студентов потребности в дальнейшей самообразовательной деятельности. Просьба, выбрав вариант ответа соответствующий Вашему мнению подчеркнуть его или написать свой вариант ответа.

Заранее благодарим Вас за помощь.

1)                Пол (мужской, женский)

2)                Возраст

3)                Городской / сельский житель

4)                После окончания какого учебного заведения пошли на эту специальность?

5)                Назовите основные мотивы, по которым Вы избрали специальность (предложили родители, друзья, сам выбрал, высокий заработок, и др.)

6)                Работа до поступления: по профилю,              не по профилю (сколько времени - до года, один год, более года)

7)                Почему решили изучать социальную работу (нахожу эту область интересной, не смог поступить в другое учебное заведение, интересует предмет социальной работы, возможность саморазвития, интересная практическая деятельность, и др.)

8)                Как Вы считаете, будет ли Ваша специальность востребована? Найдете ли Вы работу по специальности или смените профессию?

9)                Что нравится (не нравится)?

а) посещение учреждений социальной работы (префектуры, суда, больницы и т.п.)

б) изучение теоретических курсов (лекций)

в) место прохождения практики (недостаточность практики, отсутствие практики и др.)

г) нехватка средств обучения (учебная литература, книги, журналы, ТСО, видео, компьютер и т.д.)

10)            Профессиональное удовлетворение дает:

а) социальная помощь для блага человека

б) получение признания за свою работу со стороны общества

в) признание со стороны профессионалов из других областей

11)            Испытываете разочарование из-за:

а) отсутствия признания работы и профессии социального работника

б) нехватки материальных средств для нуждающихся

в) низкой зарплаты

г) недостатка каких-либо специальных знаний

д) нехватки опыта работы, мастерства, навыков общения и др.

12) Имеете ли Вы необходимые для работы знания? (Да, скорее да, чем нет, нет, скорее нет, чем да, не знаю)

1)                социальные

2)                психологические

3)                педагогические

13)Достаточны ли Ваши знания в других областях?

(культуре, медицине, иностранные языки и др.)

(Да, скорее да, чем нет, не знаю, скорее нет, чем да)

14) Каково, на Ваш взгляд, качество программ подготовки, которое Вы получили в вузе (ССУЗ)?

(Низкое, среднее, высокое)

15) Знания (практические навыки) по каким учебным предметам (областям деятельности) пригодятся Вам в будущей работе?

Спасибо!

2

 



[1] Бадя Л. В. и др. Исторический опыт социальной работы в России / под ред. Л.В. Бадя. – М.: РАО Центр социальной педагогики, 1994, с.11.

 

[2] Ефимова М.В. Подготовка социальных работников и социальных педагогов в вузах Германии: Дис. … канд.  пед. Наук. – Ярославль, 1997, с.33.

[3] Де Джон Н., Иденбург Ф. Работа общинных центров в Голлан­дии. Теория и практика социальной работы: отечественный и зарубежный опыт. – Москва – Тула: Изд-во АСОПиР, 1993, с. 220. 

 

[4] Трегубова Т.М.  Социальная работа за рубежом: модели и практика. -  Казань, КСЮИ, ИСПО, 1999,с. 24-25.

[5] Миронов В.Б. Образование в странах Запада в конце ХХ века  //  Советская педагогика. – 1990.  № 2,  с. 139.

 

[6] Ефимова М.В. Подготовка социальных работников и социальных педагогов в вузах Германии: Дис. … канд.  пед. Наук. – Ярославль, 1997, с.37.

 

[7] Ефимова М.В. Подготовка социальных работников и социальных педагогов в вузах Германии: Дис. … канд.  пед. Наук. – Ярославль, 1997, с.44.

 

[8] Сациальнае выхаванне: Вопыт, проблемы / Рэд. кал. Бутрым Г.А. Барысiк Л.С. – Мiнск, 1995. – 226 с.

 

[9] Об открытии специальности " Социальная педагогика ":  Приказ Госком СССР  по  народному  образованию  от 21 августа 1991 года N 582 //Бюллетень Госком СССР по народному образованию.  Об открытии специальности " Социальная работа ": Приказ Госком СССР по  народному  образованию  от 7 августа 1991 года N 376 // Бюллетень Госком  СССР по народному образованию. 

 

[10] Теория и методика социальной работы: Учеб. Пособие. Под ред. Зайнышева И.Г. - М.: Союз, 1994. - Т. 1 - 342 с., Т. 2, с. 33.

 

[11] Григорьев С.И., Гуслякова Л.Г., Демина Л.Д. Опыт разработок профессиограммы социального работника // Социологические службы /ред. Л.Г. Гуслякова, Л.М. Потолова. - Барнаул: Изд-во Алт. гос. ун-та, 1991, с. 22-23.

 

[12] Сластенин В.А. Социальный педагог и социальный работник: личность и профессия//Теория и практика социальной работы: отечественный и зарубежный опыт: В 2 т. - М. – Тула, 1993. – Том 2, с. 267.

 

[13] Зимняя И.А. Социальная работа как профессиональная деятельность //Социальная работа. - М., 1992. Вып.2, с. 13.

[14] Вульфов  Б.З. Социальная педагогика и процесс формирования личности //  Теория и практика социальной работы: отечественный и зарубежный опыт. – Москва – Тула: Изд-во АСОПиР, 1993. – Т.1, с.52.

 

[15] Мудрик А.В. Введение в социальную педагогику: Учебное пособие. – Пенза. 1994. Часть 1, с.71.

 

[16] Чалдаева Д.А.  Становление и развитие социально-педагогической работы в Германии. - Дисс. ...канд. пед. наук - Казань, 1997, с.78.

 

[17] Методическое письмо.  Введение в новую профессию: социально-исторический контекст // Социальная работа. - М., 1994. № 1, с. 11.

 

[18] Sarri R. The Process of Learning in Clinical Social Work // Smith College Studies in Social Work. 1989, №60 (1), p. 49.

 

[19] Веселова В.В. Психолого-педагогическая служба "гайденс" в средней школе США. // Советская педагогика.-1982. N6, с. 116.

[20] Диагностика профессиональных способностей,  система профессионального отбора социальных педагогов и социальных работников / РАО,  Центр социальной педагогики,  АСОПиР. /отв. ред. В.Н. Келасьев. - М.: 1994, с.21.

 

[21] Abbot. A. The System of Professions. Chicago, 1998, p.69.

 

[22] Диагностика профессиональных способностей,  система профессионального отбора социальных педагогов и социальных работников / РАО,  Центр социальной педагогики,  АСОПиР. /отв. ред. В.Н. Келасьев. - М.: 1994, с. 17.

 

[23] Бочарова В.Г. О некоторых методологических подходах к пониманию целостного процесса социализации, воспитания и развития личности // Теория и практика социальной работы: отечественный и зарубежный опыт. – Москва – Тула: Изд-во АСОПиР, 1993. – Т.1, с.36.

 

[24] Профессиональные роли  и функциональные обязанности социального работника (на примере США).- М., Институт молодежи,1999, с. 48.

 

[25] «Об образовании» Закон РФ. – 3-е изд. – М., 2001. – 52 с.

 

[26] Энциклопедия профессионального образования: В 3-х т./ Под.ред.С.Я. Батышева. – М., АПО. 1999,с.124.

 

[27] Трегубова Т.М. Теория и практика социальной работы с учащейся молодежью в профессиональных учебных заведениях США: Дис. … док. пед. наук. - Казань, 2001, с.12 4.

 

[28] Филиппова Л.Д. Высшая школа США.- М.: Наука, 1981, с.181.

 

[29] The Foundations of Social Work Practice. Washington: NASW Press, p. 135.

 

[30] Bulletin of Portland State College.- Portland: Oregon State System of Higher Education, 1998,  р.51.

 

[31] Трегубова Т.М. Теория и практика социальной работы с учащейся молодежью в профессиональных учебных заведениях США: Дис. … док. пед. наук. - Казань, 2001, с.89.

 

[32] Там же, с. 364.

[33] Там же, с.364.

[34] Трегубова Т.М. Теория и практика социальной работы с учащейся молодежью в профессиональных учебных заведениях США: Дис. … док. пед. наук. - Казань, 2001, с341.

 

[35] Там же, с. 372-375.

 


Информация о работе Подготовка компетентного специалиста социальной сферы в едином образовательном пространстве