Социально-педагогическая деятельность по профилактике конфликтных ситуаций между подростками в условиях детского дома на базе ГОУ СО "

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2013 в 17:04, дипломная работа

Описание работы

Цель: разработать рекомендации специалистам детского дома по профилактике конфликтных ситуаций между подростками
Для достижения поставленной цели выделяются следующие задачи:
1. Выявление сущности понятий «конфликт», «конфликтные ситуации», а также выделение структуру и особенности конфликтных ситуаций в подростковом возрасте.
2. Раскрытие содержания социально-педагогической деятельности по профилактике конфликтных ситуаций между подростками.
3. Анализ социально-педагогической деятельности по профилактике конфликтных ситуаций между подростками на примере ГОУ СО «Корзуновский детский дом-школа».
4. Разработка рекомендаций для специалистов детского дома по профилактике конфликтных ситуаций между подростками.

Содержание работы

Введение ……………………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические основы социально-педагогической деятельности по профилактике конфликтных ситуаций между подростками ….………7
1.1. Психолого-педагогическая характеристика подростков среднего школьного возраста ………………………………………….7
1.2. Конфликтная ситуация: понятие, структура, ее особенности в подростковом возрасте…………………………………………………..18
1.3. Содержание социально-педагогической деятельности по профилактике конфликтных ситуаций между подростками………37
Глава 2. Опытно-поисковая работа по организации социально-педагогической деятельности по профилактике конфликтных ситуаций между подростками в условиях детского дома на примере ГОУ СО «Корзуновский детский дом-школа» ……………………………………….....48
2.1. Анализ социально-педагогической деятельности по профилактике конфликтных ситуаций между подростками в условиях детского дома………………………………………………….48
2.2. Первичная диагностика уровня конфликтности между подростками в условиях детского дома……………………………....55
2.3. Рекомендации специалистам детского дома по организации социально-педагогической деятельности по профилактике конфликтных ситуаций между подростками ………………………...63

Заключение……………….………………………………………………………..73
Список использованной литературы…………………………………………. 78
Приложение………………………………………………………………………..84

Файлы: 1 файл

ПРОФИЛАКТИКА КОНФЛИКТОВ.doc

— 605.00 Кб (Скачать файл)

Министерство образования  и науки Российской Федерации

Федеральное агентство  по образованию 
ГОУ ВПО "Уральский государственный педагогический университет" 
Институт социального образования 
Кафедра социальной педагогики 
 
 
 
 
 
 

 

 

 
Социально-педагогическая деятельность по профилактике конфликтных ситуаций между подростками в условиях детского дома  
на базе ГОУ СО "Корзуновского детского дома-школы" 
 
Выпускная квалификационная работа 
 
 

 

 

 

 

Исполнитель: 
Васильева Наталья Александровна, 
студентка 531 группы 
заочного отделения 
__________   __________________ 
      дата                     подпись

 

Квалификационная работа                                   допущена к защите                                       Зав. кафедрой социальной педагогики                  
_________   _____________________ 
    дата                    Б. М. Игошев

                   докт. пед.наук, профессор

                     

 

Научный руководитель: 
Иваненко М.А., к.п.н., доцент

кафедры социальной педагогики

 

__________   __________________

       дата                   подпись




 

 

 

 
                                                       Екатеринбург  2009 

Оглавление

 

 

Введение ……………………………………………………………………………3

 

Глава 1. Теоретические основы социально-педагогической деятельности          по профилактике конфликтных ситуаций между подростками    ….………7

1.1. Психолого-педагогическая характеристика подростков  среднего школьного возраста ………………………………………….7

1.2. Конфликтная ситуация: понятие, структура, ее особенности в подростковом возрасте…………………………………………………..18

1.3. Содержание социально-педагогической деятельности по профилактике конфликтных ситуаций между подростками………37

 

Глава 2. Опытно-поисковая работа по организации социально-педагогической деятельности по профилактике конфликтных ситуаций между подростками  в условиях детского дома на примере ГОУ СО «Корзуновский детский дом-школа» ……………………………………….....48

2.1. Анализ социально-педагогической  деятельности по профилактике  конфликтных ситуаций между подростками   в условиях детского дома………………………………………………….48

2.2. Первичная  диагностика уровня конфликтности  между подростками  в условиях детского дома……………………………....55 
2.3. Рекомендации специалистам детского дома по организации социально-педагогической деятельности по профилактике конфликтных ситуаций между подростками ………………………...63

  
Заключение……………….………………………………………………………..73 
Список использованной литературы…………………………………………. 78

Приложение………………………………………………………………………..84

                                                 Введение 
 
 
         Актуальность темы исследования. Конфликт и конфликтные ситуации являются закономерной и естественной характеристикой социальных отношений.

В настоящее время наблюдается рост конфликтности во всех сферах социального взаимодействия. В связи с этим актуально обучение подрастающего поколения путям выхода из конфликтных ситуаций, особенно в подростковом возрасте, который является переломным в становлении способов межличностного взаимодействия.

Подростковый возраст  представляет собой переходный этап онтогенеза, когда происходит коренная перестройка всех основных, уже сложившихся ранее, анатомических и психофизиологических характеристик организма, формируются основы сознательного поведения, определяется направленность нравственных представлении и социальных установок личности.  
Конфликтность подростка выступает в качестве существенной особенности данного возраста, накладывающей отпечаток на широкий спектр его отношений к окружающему миру и к самому себе. Конфликтные ситуации, возникающие в данном возрасте, оказывают значительное влияние на формирование личности и ее социальной компетентности. Социальная компетентность, являясь одним из условий социального самоопределения, характеризуется развитием целого спектра стратегий поведения в различных жизненных ситуациях, а также способностью реализовать адекватную стратегию в ситуации конфликтного взаимодействия.

Между тем практика показывает, что разрешение конфликтных ситуаций вызывает затруднения у подростков, в их конфликтных отношениях преобладают деструктивные тенденции. Подростки часто решают возникающие противоречия импульсивно, руководствуясь эмоциональными сиюминутными ощущениями при низкой степени уверенности в позитивных результатах. Поэтому вместо поиска и анализа оптимальных путей решения проблемы подросток пытается интенсивным способом повлиять на объект противоречия и производит действия, ведущие к обострению ситуации и эскалации конфликта. 
Для снижения остроты подобных явлений и более продуктивного поведения в ситуациях конфликтного взаимодействия необходимо педагогическое сопровождение подростков.

Таким образом, можно определить основное противоречие: между необходимостью профилактических мероприятий по разрешению конфликтных ситуаций среди подростков и отсутствием четкого представления о содержании процесса социально-педагогической деятельности по профилактике конфликтных ситуаций между подростками в условиях детского дома.

В связи с вышесказанным  наметилась проблема исследования, каким должно быть содержание социально-педагогической деятельности по профилактике конфликтных ситуаций между подростками в условиях детского дома?

Актуальность и сформулированная проблема позволили определить тему нашей работы: «Социально-педагогическая деятельность по профилактике конфликтных ситуаций между подростками в условиях детского дома на базе ГОУ СО «Корзуновского детского дома-школы».

Объект: процесс социально-педагогической деятельности по профилактике конфликтных ситуаций между подростками.

Предмет: содержание  социально-педагогической  деятельности  по профилактике конфликтных ситуаций между подростками в детском доме.

Цель: разработать рекомендации специалистам детского дома по профилактике конфликтных ситуаций между подростками

Гипотеза: социально-педагогическая деятельность по профилактике конфликтных ситуаций между подростками  будет успешной если:

1) учитывать индивидуальные  особенности подростков, находящихся в условиях детского дома;

2) в содержание социально-педагогической деятельности включить программу социально-педагогического тренинга по разрешению конфликтных ситуаций между подростками в условиях детского дома;

3) способствовать научению  подростков способам разрешения конфликтных ситуаций.

Для достижения поставленной цели выделяются следующие задачи:

1. Выявление сущности понятий «конфликт», «конфликтные ситуации», а   также выделение  структуру и особенности конфликтных ситуаций в подростковом  возрасте.

2. Раскрытие содержания социально-педагогической деятельности по    профилактике  конфликтных ситуаций между подростками.

3.  Анализ социально-педагогической деятельности по профилактике конфликтных ситуаций между подростками на примере ГОУ СО «Корзуновский детский дом-школа».

4.  Разработка рекомендаций для специалистов детского дома по профилактике конфликтных ситуаций между подростками.

 В ходе данной работы нами использовались следующие методы исследования: – теоретические: междисциплинарный анализ и синтез методологической, педагогической, психологической литературы по вопросам конфликтологии среди подростков, инструкций и методических рекомендаций по проблеме исследования; – эмпирические: анкетирование, тестирование, наблюдение, сравнение.

База исследования: ГОУ СО «Корзуновский детский дом-школа».

Методологической  основой данной работы являются труды известных ученых, педагогов, занимавшихся вопросами конфликтологии, рассматривавших способы разрешения конфликтных ситуаций и  определявших основные направления работы по профилактике и предотвращению конфликтных ситуаций среди подростков: В. И. Андреева,    А. Я. Анцупова,  А. М. Бандурка, Ф. М. Бородкина, О. Н. Громовой, Н. В. Гришиной,  А. Дмитриева, Т. В. Золотова, В. И. Екимова, В. И. Журавлева,      Д. П. Зеркина, Г. И. Козырева,  Ч.  Ликсона,  Э. А. Орловой, В. П. Шейнова,     В. А. Ядов и  др.

Структура выпускной квалификационной работы: введение, две главы, заключение, список использованной литературы, приложение. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

 

 

 

 

Глава 1. Теоретические  основы социально-педагогической деятельности    по профилактике конфликтных ситуаций между подростками 
 
           
1.1. Психолого-педагогическая характеристика подростков

среднего школьного  возраста

 

 

Подростковый возраст   – это время становления характера. Именно в этот период влияние среды, ближайшего окружения оказывается с огромной силой. Поведение подростка   внешнее проявление сложного процесса становления его характера. Серьезные нарушения поведения нередко связанные с отклонениями в этом процессе. Нередко эмоциональное развитие детей бывает нарушенным, а их поведение трудным. В этой связи довольно часто возникают осложнения психологического развития. Большая часть этих осложнений является лишь отклонением от нормы, а не симптомом психологического заболевания. 
В нашем исследовании мы будем рассматривать возрастную периодизацию психического развития известного психолога Д. Б. Эльконина –  подростковый период в интервале от 12 до 15 лет. Это первый период эпохи подростничества. Ведущая деятельность – интимно-личностное общение со сверстниками, содержанием которого выступает установление близких отношений с партнером, познание его и самопознание. Функция сверстника – эталон для самопознания и формирование отношения к себе как к взрослому. В ходе личностно-ориентированного общения происходит усвоение кодекса нравственно-моральных норм, что обусловливает высокую чувствительность этого возраста к моральному воспитанию. Период преимущественного развития личностной сферы. Завершается кризисом 15 лет – формирования эгоидентичности, рождения индивидуального самосознания, кризисом второго рождения «Я»  [43, с. 154].

Развитие подростков характеризуется интенсивным ростом, включающим изменения размеров тела и видимые структурно-скелетные изменения. 
Интенсивный рост достигает своего пика у девочек около 12 лет, а у мальчиков  – около 15 лет. Учитывая индивидуальные отличия в темпах роста, можно утверждать, что значительные физические изменения осуществляются на протяжении всего периода 12 – 15 лет. Темпы роста отличны у мальчиков и девочек. Средний мальчик несколько выше средней девочки до тех пор, пока не проходит период интенсивного роста. В период от 11 до 13 лет средняя девочка может стать выше, тяжелее и сильнее обычного мальчика [61, с. 79].

Усиленный рост и непропорциональность развития заставляет подростков чувствовать  себя неловко, дискомфортно. И у мальчиков, и у девочек появляется тревога, озабоченность по поводу происходящих изменений. Они постоянно исследуют физические изменения, сравнивая свои характеристики с характеристиками сверстников.

Важнейшей характеристикой  физического развития является половое  созревание, оцениваемое по развитию репродуктивной системы [60, с. 120]. 
Половые изменения в подростковом возрасте также характеризуются широкими индивидуальными отличиями, однако около 80 % мальчиков и 90% девочек достигают половой зрелости к 14 годам. Половое созревание девочек оценивается обычно по росту груди (начинается в 8,5 – 13, заканчивается в 13 –18 лет) и появлению первой менструации (в среднем первая менструация наблюдается между 10,5 и 15,5 лет). Половое созревание мальчиков обычно оценивается по росту гениталий (начинается в 9,5 – 14 лет и заканчивается в 12,5 –17 лет) и появлению первой поллюции (в среднем в 11– 16 лет).

Педагоги могут ожидать, что подростки испытывают серьезные, зачастую дискомфортные физические изменения. Подросткам характерны тревожность, эмоциональная напряженность как  результат переживаний физических изменений, что влияет на внимание, мотивацию и способность сосредотачиваться на учебной деятельности.

Важной характеристикой  является то, что в подростковом возрасте формируются полноценные  дружеские отношения на фоне повышения  активности в социальном взаимодействии. Благодаря близкой дружбе, которая возникает около 12 лет и старше, снижается тревожность,  развивается чувство коллективизма, совершенствуются коммуникативные навыки. Мальчики проявляют тенденцию собираться в группы и иметь широкую сеть дружеских отношений, в то время как девочки предпочитают дружеские контакты с одной или двумя подругами. В дружеском общении девочки более откровенны, больше доверяют подругам, предпочитают более интенсивное взаимодействие, мальчики больше беспокоятся о своем положении в группе [1, с. 64].

Информация о работе Социально-педагогическая деятельность по профилактике конфликтных ситуаций между подростками в условиях детского дома на базе ГОУ СО "