Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2013 в 17:04, дипломная работа
Цель: разработать рекомендации специалистам детского дома по профилактике конфликтных ситуаций между подростками
Для достижения поставленной цели выделяются следующие задачи:
1. Выявление сущности понятий «конфликт», «конфликтные ситуации», а также выделение структуру и особенности конфликтных ситуаций в подростковом возрасте.
2. Раскрытие содержания социально-педагогической деятельности по профилактике конфликтных ситуаций между подростками.
3. Анализ социально-педагогической деятельности по профилактике конфликтных ситуаций между подростками на примере ГОУ СО «Корзуновский детский дом-школа».
4. Разработка рекомендаций для специалистов детского дома по профилактике конфликтных ситуаций между подростками.
Введение ……………………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические основы социально-педагогической деятельности по профилактике конфликтных ситуаций между подростками ….………7
1.1. Психолого-педагогическая характеристика подростков среднего школьного возраста ………………………………………….7
1.2. Конфликтная ситуация: понятие, структура, ее особенности в подростковом возрасте…………………………………………………..18
1.3. Содержание социально-педагогической деятельности по профилактике конфликтных ситуаций между подростками………37
Глава 2. Опытно-поисковая работа по организации социально-педагогической деятельности по профилактике конфликтных ситуаций между подростками в условиях детского дома на примере ГОУ СО «Корзуновский детский дом-школа» ……………………………………….....48
2.1. Анализ социально-педагогической деятельности по профилактике конфликтных ситуаций между подростками в условиях детского дома………………………………………………….48
2.2. Первичная диагностика уровня конфликтности между подростками в условиях детского дома……………………………....55
2.3. Рекомендации специалистам детского дома по организации социально-педагогической деятельности по профилактике конфликтных ситуаций между подростками ………………………...63
Заключение……………….………………………………………………………..73
Список использованной литературы…………………………………………. 78
Приложение………………………………………………………………………..84
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное агентство
по образованию
ГОУ ВПО "Уральский государственный
педагогический университет"
Институт социального образования
Кафедра социальной педагогики
Социально-педагогическая
деятельность по профилактике конфликтных
ситуаций между подростками в условиях
детского дома
на базе ГОУ СО "Корзуновского детского
дома-школы"
Выпускная квалификационная работа
Исполнитель: | |
Квалификационная работа
допущена к защите Зав. кафедрой
социальной педагогики докт. пед.наук, профессор
|
Научный руководитель: кафедры социальной педагогики
__________ __________________ дата подпись |
Оглавление
Введение ………………………………………………………
Глава 1. Теоретические основы социально-педагогической деятельности по профилактике конфликтных ситуаций между подростками ….………7
1.1. Психолого-педагогическая характеристика подростков среднего школьного возраста ………………………………………….7
1.2. Конфликтная ситуация: понятие,
структура, ее особенности в подростковом
возрасте…………………………………………………..
1.3. Содержание социально-педагогической деятельности по профилактике конфликтных ситуаций между подростками………37
Глава 2. Опытно-поисковая работа по организации социально-педагогической деятельности по профилактике конфликтных ситуаций между подростками в условиях детского дома на примере ГОУ СО «Корзуновский детский дом-школа» ……………………………………….....48
2.1. Анализ социально-
2.2. Первичная
диагностика уровня
2.3. Рекомендации специалистам детского
дома по организации социально-педагогической
деятельности по профилактике конфликтных
ситуаций между подростками ………………………...63
Заключение……………….…………………………………
Список использованной литературы………………………………………….
78
Приложение……………………………………………………
Актуальность
темы исследования. Конфликт и конфликтные
ситуации являются закономерной и естественной
характеристикой социальных отношений.
В настоящее время наблюдается рост конфликтности во всех сферах социального взаимодействия. В связи с этим актуально обучение подрастающего поколения путям выхода из конфликтных ситуаций, особенно в подростковом возрасте, который является переломным в становлении способов межличностного взаимодействия.
Подростковый возраст
представляет собой переходный этап
онтогенеза, когда происходит коренная перестройка всех основных,
уже сложившихся ранее, анатомических
и психофизиологических характеристик
организма, формируются основы сознательного
поведения, определяется направленность
нравственных представлении и социальных
установок личности.
Конфликтность подростка выступает в
качестве существенной особенности данного
возраста, накладывающей отпечаток на
широкий спектр его отношений к окружающему
миру и к самому себе. Конфликтные ситуации,
возникающие в данном возрасте, оказывают
значительное влияние на формирование
личности и ее социальной компетентности.
Социальная компетентность, являясь одним
из условий социального самоопределения,
характеризуется развитием целого спектра
стратегий поведения в различных жизненных
ситуациях, а также способностью реализовать
адекватную стратегию в ситуации конфликтного
взаимодействия.
Между тем практика показывает,
что разрешение конфликтных ситуаций вызывает затруднения у
подростков, в их конфликтных отношениях
преобладают деструктивные тенденции.
Подростки часто решают возникающие противоречия
импульсивно, руководствуясь эмоциональными
сиюминутными ощущениями при низкой степени
уверенности в позитивных результатах.
Поэтому вместо поиска и анализа оптимальных
путей решения проблемы подросток пытается
интенсивным способом повлиять на объект
противоречия и производит действия, ведущие
к обострению ситуации и эскалации конфликта.
Для снижения остроты подобных явлений
и более продуктивного поведения в ситуациях
конфликтного взаимодействия необходимо
педагогическое сопровождение подростков.
Таким образом, можно определить основное противоречие: между необходимостью профилактических мероприятий по разрешению конфликтных ситуаций среди подростков и отсутствием четкого представления о содержании процесса социально-педагогической деятельности по профилактике конфликтных ситуаций между подростками в условиях детского дома.
В связи с вышесказанным наметилась проблема исследования, каким должно быть содержание социально-педагогической деятельности по профилактике конфликтных ситуаций между подростками в условиях детского дома?
Актуальность и
Объект: процесс социально-педагогической деятельности по профилактике конфликтных ситуаций между подростками.
Предмет: содержание социально-педагогической деятельности по профилактике конфликтных ситуаций между подростками в детском доме.
Цель: разработать рекомендации специалистам детского дома по профилактике конфликтных ситуаций между подростками
Гипотеза: социально-педагогическая деятельность по профилактике конфликтных ситуаций между подростками будет успешной если:
1) учитывать индивидуальные особенности подростков, находящихся в условиях детского дома;
2) в содержание социально-педагогической деятельности включить программу социально-педагогического тренинга по разрешению конфликтных ситуаций между подростками в условиях детского дома;
3) способствовать научению подростков способам разрешения конфликтных ситуаций.
Для достижения поставленной цели выделяются следующие задачи:
1. Выявление сущности понятий «конфликт», «конфликтные ситуации», а также выделение структуру и особенности конфликтных ситуаций в подростковом возрасте.
2. Раскрытие содержания социально-педагогической деятельности по профилактике конфликтных ситуаций между подростками.
3. Анализ социально-педагогической деятельности по профилактике конфликтных ситуаций между подростками на примере ГОУ СО «Корзуновский детский дом-школа».
4. Разработка рекомендаций для специалистов детского дома по профилактике конфликтных ситуаций между подростками.
В ходе данной работы нами использовались следующие методы исследования: – теоретические: междисциплинарный анализ и синтез методологической, педагогической, психологической литературы по вопросам конфликтологии среди подростков, инструкций и методических рекомендаций по проблеме исследования; – эмпирические: анкетирование, тестирование, наблюдение, сравнение.
База исследования: ГОУ СО «Корзуновский детский дом-школа».
Методологической основой данной работы являются труды известных ученых, педагогов, занимавшихся вопросами конфликтологии, рассматривавших способы разрешения конфликтных ситуаций и определявших основные направления работы по профилактике и предотвращению конфликтных ситуаций среди подростков: В. И. Андреева, А. Я. Анцупова, А. М. Бандурка, Ф. М. Бородкина, О. Н. Громовой, Н. В. Гришиной, А. Дмитриева, Т. В. Золотова, В. И. Екимова, В. И. Журавлева, Д. П. Зеркина, Г. И. Козырева, Ч. Ликсона, Э. А. Орловой, В. П. Шейнова, В. А. Ядов и др.
Структура выпускной квалификационной работы:
введение, две главы, заключение, список
использованной литературы, приложение.
Глава 1. Теоретические
основы социально-педагогической деятельности
по профилактике конфликтных ситуаций
между подростками
1.1. Психолого-педагогическая характеристика подростков
среднего школьного возраста
Подростковый возраст
– это время становления характера. Именно
в этот период влияние среды, ближайшего
окружения оказывается с огромной силой.
Поведение подростка внешнее проявление
сложного процесса становления его характера.
Серьезные нарушения поведения нередко
связанные с отклонениями в этом процессе.
Нередко эмоциональное развитие детей
бывает нарушенным, а их поведение трудным.
В этой связи довольно часто возникают
осложнения психологического развития.
Большая часть этих осложнений является
лишь отклонением от нормы, а не симптомом
психологического заболевания.
В нашем исследовании мы будем рассматривать
возрастную периодизацию психического
развития известного психолога Д. Б. Эльконина
– подростковый период в интервале от
12 до 15 лет. Это первый период эпохи подростничества.
Ведущая деятельность – интимно-личностное
общение со сверстниками, содержанием
которого выступает установление близких
отношений с партнером, познание его и
самопознание. Функция сверстника – эталон
для самопознания и формирование отношения
к себе как к взрослому. В ходе личностно-ориентированного
общения происходит усвоение кодекса
нравственно-моральных норм, что обусловливает
высокую чувствительность этого возраста
к моральному воспитанию. Период преимущественного
развития личностной сферы. Завершается
кризисом 15 лет – формирования эгоидентичности,
рождения индивидуального самосознания,
кризисом второго рождения «Я» [43, с. 154].
Развитие подростков
характеризуется интенсивным ро
Интенсивный рост достигает своего пика
у девочек около 12 лет, а у мальчиков
– около 15 лет. Учитывая индивидуальные
отличия в темпах роста, можно утверждать,
что значительные физические изменения
осуществляются на протяжении всего периода
12 – 15 лет. Темпы роста отличны у мальчиков
и девочек. Средний мальчик несколько
выше средней девочки до тех пор, пока
не проходит период интенсивного роста.
В период от 11 до 13 лет средняя девочка
может стать выше, тяжелее и сильнее обычного
мальчика [61, с. 79].
Усиленный рост и непропорциональность развития заставляет подростков чувствовать себя неловко, дискомфортно. И у мальчиков, и у девочек появляется тревога, озабоченность по поводу происходящих изменений. Они постоянно исследуют физические изменения, сравнивая свои характеристики с характеристиками сверстников.
Важнейшей характеристикой
физического развития является половое
созревание, оцениваемое по развитию
репродуктивной системы [60, с. 120].
Половые изменения в подростковом возрасте
также характеризуются широкими индивидуальными
отличиями, однако около 80 % мальчиков
и 90% девочек достигают половой зрелости
к 14 годам. Половое созревание девочек
оценивается обычно по росту груди (начинается
в 8,5 – 13, заканчивается в 13 –18 лет) и появлению
первой менструации (в среднем первая
менструация наблюдается между 10,5 и 15,5
лет). Половое созревание мальчиков обычно
оценивается по росту гениталий (начинается
в 9,5 – 14 лет и заканчивается в 12,5 –17 лет)
и появлению первой поллюции (в среднем
в 11– 16 лет).
Педагоги могут ожидать,
что подростки испытывают серьезные,
зачастую дискомфортные физические
изменения. Подросткам характерны тревожность,
эмоциональная напряженность
Важной характеристикой является то, что в подростковом возрасте формируются полноценные дружеские отношения на фоне повышения активности в социальном взаимодействии. Благодаря близкой дружбе, которая возникает около 12 лет и старше, снижается тревожность, развивается чувство коллективизма, совершенствуются коммуникативные навыки. Мальчики проявляют тенденцию собираться в группы и иметь широкую сеть дружеских отношений, в то время как девочки предпочитают дружеские контакты с одной или двумя подругами. В дружеском общении девочки более откровенны, больше доверяют подругам, предпочитают более интенсивное взаимодействие, мальчики больше беспокоятся о своем положении в группе [1, с. 64].