Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2013 в 17:04, дипломная работа
Цель: разработать рекомендации специалистам детского дома по профилактике конфликтных ситуаций между подростками
Для достижения поставленной цели выделяются следующие задачи:
1. Выявление сущности понятий «конфликт», «конфликтные ситуации», а также выделение структуру и особенности конфликтных ситуаций в подростковом возрасте.
2. Раскрытие содержания социально-педагогической деятельности по профилактике конфликтных ситуаций между подростками.
3. Анализ социально-педагогической деятельности по профилактике конфликтных ситуаций между подростками на примере ГОУ СО «Корзуновский детский дом-школа».
4. Разработка рекомендаций для специалистов детского дома по профилактике конфликтных ситуаций между подростками.
Введение ……………………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические основы социально-педагогической деятельности по профилактике конфликтных ситуаций между подростками ….………7
1.1. Психолого-педагогическая характеристика подростков среднего школьного возраста ………………………………………….7
1.2. Конфликтная ситуация: понятие, структура, ее особенности в подростковом возрасте…………………………………………………..18
1.3. Содержание социально-педагогической деятельности по профилактике конфликтных ситуаций между подростками………37
Глава 2. Опытно-поисковая работа по организации социально-педагогической деятельности по профилактике конфликтных ситуаций между подростками в условиях детского дома на примере ГОУ СО «Корзуновский детский дом-школа» ……………………………………….....48
2.1. Анализ социально-педагогической деятельности по профилактике конфликтных ситуаций между подростками в условиях детского дома………………………………………………….48
2.2. Первичная диагностика уровня конфликтности между подростками в условиях детского дома……………………………....55
2.3. Рекомендации специалистам детского дома по организации социально-педагогической деятельности по профилактике конфликтных ситуаций между подростками ………………………...63
Заключение……………….………………………………………………………..73
Список использованной литературы…………………………………………. 78
Приложение………………………………………………………………………..84
Подростки переносят свое внимание от взаимоотношений с родителями и учителями на сверстников, которые становятся законодателями главных стандартов в поведении.
Группа ровесников начинает
выступать главным источником информации об отношениях,
ценностях, поведении. Иногда подростки
считают, что сохранение близких отношений
с родителями и учителями приводит к потере
одобрения сверстников. В течение этого
периода педагоги должны воспринимать
влияние сверстников как естественный
аспект социального развития. Сферы интересов
подростков, включая наркотики, алкоголь,
курение, сексуальную активность, зачастую
формируются под влиянием сверстников.
Подростки все больше стремятся к свободе
и независимости от влияний, авторитета
взрослых. В своем стремлении к независимости,
подростки критикуют авторитетных взрослых,
занимаются вандализмом, легко могут быть
вовлечены в занятия сексом, употребление
алкоголя, наркотиков, в противоправные
действия.
Деятельность подростков меняет их самовосприятие, что в свою очередь также воздействует на их поведение и самочувствие.
У многих подростков развитие
самооценки сопровождается постоянной
или ситуативной тревожностью. Для
нормального развития самооценки подростки
нуждаются в стабильности, объективности
оценок и требований.
В подростковом возрасте происходит переход
от стадии конкретных операций к стадии
формальных операций в развитии мышления.
В течение стадии конкретных операций подростки накапливают опыт решения проблем на практическом уровне. Эта деятельность включает классификацию, возможность поэтапно осуществлять намерения и обратные действия, освоение основ дискуссии, понимание возможности использования различных подходов к решению проблем.
С переходом к стадии формальных операций появляется возможность решать проблемы на теоретическом уровне. Это дает возможность понимать абстрактные понятия, объяснять противоречивые позиции, продуцировать и проверять гипотезы. Переход к данной стадии осуществляется у разных подростков в различные сроки в среднем от 12 до 15 лет.
У подростков наблюдаются значительные качественные изменения содержания мышления. Мышление подростков становится абстрактным, критическим, гипотетическим, рефлексивным. Подростки начинают думать о природе мышления, у них развиваются способности анализировать и синтезировать факты, экспериментировать и применять различные стратегии для решения проблем.
После полового созревания у девочек наблюдается несколько более высокий уровень вербальных способностей, а у мальчиков –пространственно-технических.
Для подростков наиболее значимыми являются семь базовых потребностей [1, с. 69]:
1. Потребность быть отличным от других.
2. Потребность в самоизучении и самоопределении.
3. Потребность иметь значимую деятельность в школе и за ее пределами.
4. Потребность в положительном взаимодействии со сверстниками и взрослыми.
5. Потребность в физической активности.
6. Потребность в компетентности и успешности.
7. Потребность в развитии и стабильности.
Если данные потребности не могут быть удовлетворены, то можно ожидать активизации защитных механизмов и трансформации нормативного (социально одобряемого) поведения в отклоняющееся (девиантное). Нарушения поведения могут формироваться на основе искажения вполне нормальных специфических реакций подростков.
Девиантное (отклоняющееся)
поведение у подростков может
включать разнообразные
Зачастую не реализация значимых потребностей,
чувство неудовлетворенности, неполноценности
компенсируются с помощью деструктивных
и конструктивных механизмов защиты.
При деструктивной защите подросток
не осознает причины и суть проблемы,
достигает состояния психологической
устойчивости благодаря включаемым автоматически
(без контроля сознания) защитным механизмам,
включающим отрицание проблемы, псевдоразумную
интерпретацию ситуации, агрессию, аутоагрессию
и т. д. В данном случае психологическая
защита деформирует систему ценностей
и установок, устраняя эмоциональное напряжение.
Это может открыть дорогу для появления
и закрепления нарушений поведения, которые
в специфической форме компенсируют нереализованные
потребности (например, потребности в
самоуважении). Конструктивная защита
позволяет сознательно контролировать
действия по преодолению препятствий
и решению проблем. Научиться использовать
конструктивные способы формы защиты
можно, благодаря специальному обучению,
решению моральных ситуаций, совершенствованию
механизмов саморегуляции. Возникновение
нарушений поведения может зависеть от
особенностей психологического строительства
личности. Так, у подростков среднего возраста,
появляющееся чувство взрослости, повышение
уровня притязаний, эмоциональная неустойчивость
опосредуют возможность возникновения
конфликтов и ощущения неудовлетворенности
собой. Это может стимулировать обращение
к компенсаторному эффекту нарушений
поведения. У старших подростков борьба
за право на самостоятельность, развитие
мировоззрения, определение психосексуальной
ориентации, поиск способов самореализации
и самоутверждения также создают благоприятные
условия для отклоняющегося поведения.
Таким образом, на протяжении всего подросткового
периода (пока механизмы саморегуляции
не действуют в полную силу) наблюдается
высокая вероятность поведенческих отклонений.
Вместе с подростком изменяется то место,
которое он занимал в системе человеческих
отношений. Ему легче, по сравнению с младшим
школьником сопоставить своё поведение
с поведением других людей (сверстников
и взрослых), анализировать их, и свою деятельность.
Подросток считает себя взрослым и стремится
к тому, чтобы все относились к нему, как
к взрослому. Он имеет собственное мнение
и болезненно переживает, если старшие
бездоказательно отвергают его доводы.
Ярко в характере подростков проявляется повышенная критичность к взрослым (родителям и учителям в первую очередь) и недостаточная самокритичность, увлечение героическими делами людей, любимых героев, стремление подражать своему идеалу (если, конечно, он есть), развитие и закаливание воли. У подростков возникает интерес к собственной личности, к развитию у себя положительных и преодолению отрицательных качеств. Однако, суждения его носят неглубокий характер, а свойства личности далеко не устойчивы. Но в то же время ему свойственны повышенная возбудимость, неуравновешенность, отсутствие необходимого опыта в разных видах деятельности. Несмотря на то, что развитие интеллекта, воли, чувств идёт в направлении сознательного регулирования поведения, значение непосредственных побуждений и эмоций как стимулов действий продолжает оставаться значительным. Поэтому подростки часто бывают невыдержанными, грубыми, невнимательными.
А. И. Воробьёва, В. А. Петровский, Д. И. Фельдштейн считают личность подростка дисгармоничной. Свертывание установившейся системы интересов, протестующий способ поведения сочетаются с возрастающей самостоятельностью, с более многообразными отношениями с другими детьми и со взрослыми, со значительным расширением сферы его деятельности качественно меняют свой характер вследствие направленности на новые формы отношений [54, с. 33].
Ведущей для психологического развития подростков является общественно-полезная деятельность, включающая такие её виды, как учебная, производственно-трудовая, организационно-общественная, художественная, спортивная [30, с. 35].
В ведущем типе деятельности ярче всего раскрывается личность подростка. Интересы выступают огромной побудительной силой к приобретению знаний, умений и навыков, а так же в расширении кругозора. Критерием наличия тех или иных интересов и степени их активности является деятельность, в которой они появляются и формируются [30, с. 36].
Вот как характеризует подростковый возраст Э. Эриксон. Старший подростковый возраст и ранняя юность период самого глубокого кризиса. Детство подходит к концу, и этот большой этап жизни, завершаясь, приводит к формированию идентичности. Целостная идентичность личности, доверие к миру, самостоятельность, инициативность и компетентность позволяют юноше решить главную задачу, которая ставит перед ним общество, - задачу самоопределения, выбора жизненного пути [29, с. 58].
Пожалуй, главная особенность подростка – личностная нестабильность. Противоположные черты, стремления, тенденции существуют и борются друг с другом, определяя противоречивость характера и поведения взрослеющего ребёнка.
Среди многих личностных
особенностей, присущих подростку, особо
выделим формирующееся у него
чувство взрослости и «Я-концепцию».
Претендуя на равные с взрослыми права,
подросток начинает им подражать во внешнем
облике, манерах, по линии развлечений,
романтических отношений.
Встречаются и по-настоящему ценные варианты
взрослости, благоприятные не только для
близких, но и для личностного развития
самого подростка. Это включение во вполне
взрослую интеллектуальную деятельность,
когда ребёнок интересуется определённой
областью науки или искусства, глубоко
занимаясь самообразованием. Или заботы
о семье, участие в решении как сложных,
так и ежедневных рутинных проблем, помощь
тем, кто в ней нуждается – младшему брату,
уставшей на работе маме или больной бабушке.
Впрочем, лишь небольшая часть подростков
достигает высокого уровня развития морального
сознания, и немногие способы принимать
на себя ответственность за благополучие
других. Более распространенной в наше
время является социальная инфантильность.
Очень важно в развитии подростка и то, удовлетворяет ли его формальная самостоятельность, внешняя, кажущаяся сторона взрослости, или нужна самостоятельность реальная, отвечающая глубокому чувству. Существенно влияет на этот процесс система отношений, в которую включён ребёнок, – признание или непризнание его взрослости родителями, учителями, сверстниками [29, с. 147].
В 11–12 лет возникает интерес к своему внутреннему миру, а затем происходит постепенное усложнение и углубление самопознания. Подросток открывает для себя свой внутренний мир.
Познание себя и своих различных качеств приводит к формированию когнитивного компонента «Я-концепции». С ним связаны ещё два – оценочный и поведенческий. Представлениям о себе должен соответствовать определённый стиль поведения [29, c. 148].
Помимо реального «Я», «Я-концепция» включает в себя «Я-идеальное».
При высоком уровне притязаний и недостаточном
осознании своих возможностей идеальное
«Я» может слишком сильно отличаться от
реального. Тогда переживаемый подростком
разрыв между идеальным образом и действительным
своим положением приводит к неуверенности
в себе, что внешне может выражаться в
обидчивости, упрямстве, агрессивности.
Когда идеальный образ представляется
достижимым, он побуждает к самовоспитанию.
Подростки стремятся развивать в себе
желаемые качества.
Самовоспитание становится возможным
в этот период благодаря тому, что у подростков
развивается саморегуляция. Разумеется,
далеко не все они способны проявить настойчивость,
силу воли и терпение, чтобы медленно продвигаться
к созданному или самими идеалу. Чаще,
вместо того, чтобы действовать, подростки
погружаются в мир фантазий [29, c. 149].
Способность подростков
познавать самих себя порождает
у них потребность к
Из специфических человеческих побудителей поведения особое место занимает самооценка. Её формирование тесно связано с процессом развития самосознания [9, с. 54].
Самооценка – механизм переработки знаний о себе на уровне аффективного (отношение к себе) процесса, как один из инструментальных показателей развитости образа «Я». Формирование самооценки зависит от умения воспитанников не только анализировать свою деятельность, но и учитывать её результаты [39, с. 71].
Именно в старшем
школьном возрасте дети особенно часто
начинают ориентироваться не столько
на оценку их окружающими людьми, сколько
на самооценку, в связи с этим
в этот период у них особенно интенсивно
формируется чувство
В связи с этим подросток
в известной степени
Расхождение между стремлением подростков связанное с осознанием и утверждением себя как личности, и положением школьника вызывает у него желание вырваться за рамки повседневной жизни школьника, в какую-то иную, значительную и самостоятельную. Подросток в отличие от младшего школьника обращён в будущее, хотя это будущее представляется ему очень туманно [9, с. 115].
Иногда подростки, остро переживающие конфликты между своими желаниями и возможностями их удовлетворения, вступают на путь поиска особой, не воображаемой, а действительной жизни, но уводящей их от её благополучного течения и нарушающей ход нормального развития подростка. В этих случаях подростки забрасывают школу, учёбу, их захватывает двор, улица, компании так же оторвавшихся ребят, что нередко приводит их к асоциальным формам поведения [9, с. 116].
По мере того как человек приобретает жизненный опыт, перед ним не только открываются все новые стороны бытия, но и происходит более или менее глубокое переосмысливание жизни. Этот процесс её переосмысливания, проходящий через всю жизнь человека, образует самое сокровенное и основное содержание его внутреннего существа, определяющие мотивы его действий и внутренний смысл тех задач, которые он разрешает в жизни [41, с. 7].