Социально-педагогическая деятельность по профилактике конфликтных ситуаций между подростками в условиях детского дома на базе ГОУ СО "

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2013 в 17:04, дипломная работа

Описание работы

Цель: разработать рекомендации специалистам детского дома по профилактике конфликтных ситуаций между подростками
Для достижения поставленной цели выделяются следующие задачи:
1. Выявление сущности понятий «конфликт», «конфликтные ситуации», а также выделение структуру и особенности конфликтных ситуаций в подростковом возрасте.
2. Раскрытие содержания социально-педагогической деятельности по профилактике конфликтных ситуаций между подростками.
3. Анализ социально-педагогической деятельности по профилактике конфликтных ситуаций между подростками на примере ГОУ СО «Корзуновский детский дом-школа».
4. Разработка рекомендаций для специалистов детского дома по профилактике конфликтных ситуаций между подростками.

Содержание работы

Введение ……………………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические основы социально-педагогической деятельности по профилактике конфликтных ситуаций между подростками ….………7
1.1. Психолого-педагогическая характеристика подростков среднего школьного возраста ………………………………………….7
1.2. Конфликтная ситуация: понятие, структура, ее особенности в подростковом возрасте…………………………………………………..18
1.3. Содержание социально-педагогической деятельности по профилактике конфликтных ситуаций между подростками………37
Глава 2. Опытно-поисковая работа по организации социально-педагогической деятельности по профилактике конфликтных ситуаций между подростками в условиях детского дома на примере ГОУ СО «Корзуновский детский дом-школа» ……………………………………….....48
2.1. Анализ социально-педагогической деятельности по профилактике конфликтных ситуаций между подростками в условиях детского дома………………………………………………….48
2.2. Первичная диагностика уровня конфликтности между подростками в условиях детского дома……………………………....55
2.3. Рекомендации специалистам детского дома по организации социально-педагогической деятельности по профилактике конфликтных ситуаций между подростками ………………………...63

Заключение……………….………………………………………………………..73
Список использованной литературы…………………………………………. 78
Приложение………………………………………………………………………..84

Файлы: 1 файл

ПРОФИЛАКТИКА КОНФЛИКТОВ.doc

— 605.00 Кб (Скачать файл)

Для того чтобы оценить  конфликтную ситуацию и принять решение,  предупредить возникновение и деструктивное развитие конфликтов, каждый  человек, и особенно педагог, должен обладать необходимыми знаниями о конфликтной ситуации как явлении, постоянно сопровождающем человеческую жизнь. К сожалению, в нашей стране степень понимания конфликта учеными, занимающимися его исследованиями, еще не позволила получить знания, которые можно было бы достаточно эффективно использовать для объяснения и управления сложными конфликтными ситуациями с учетом их современной специфики.

Существуют разнообразные  варианты классификации конфликтных ситуаций. Выбор той или иной классификации определяется тем, что интересует социального педагога в данном конкретном случае. Дело в том, что всякая логически корректная классификация разбивает все множество конфликтных ситуаций на классы по какому-то определенному признаку – основанию классификации. Таким основанием могут быть: состав участников,  содержание, длительность, причины, степень интенсивности, остроты или силы, формы протекания, способы решения и пр. В зависимости от того, какое из этих оснований важно учитывать в конкретных обстоятельствах, специалист обращается к той или иной классификации.

Многие исследователи проблем конфликтных ситуаций, не задумываясь особо, по инерции, а, скорее всего, в силу уже сложившихся и укрепившихся в сознании установок, рассматривают типы конфликтных ситуаций, различающиеся по составу их участников. По этому основанию ими выделяются следующие типы конфликтных ситуаций: внутриличностные; межличностные; групповые (между неформальными малыми группами в составе одной общности); конфликтные ситуации в организациях (где конфликтующими сторонами являются группы-коллективы подразделений одной организации); межгрупповые конфликтные ситуации между большими социальными группами (социальные, политические, межкультурные и пр.).

Как любое социальное явление конфликтная ситуация может быть рассмотрена как процесс, протекающий во времени. Конфликтная ситуация имеет определенные периоды и этапы, в ходе которых она возникает, развивается и завершается.

Подростковый возраст   – это время становления характера. Именно в этот период влияние среды, ближайшего окружения оказывается с огромной силой. Поведение подростка   внешнее проявление сложного процесса становления его характера.

Прогнозирование возникновения  конфликтных ситуаций является главной предпосылкой эффективной деятельности по их предупреждению. Прогнозирование и профилактика конфликтных ситуаций –  важные факторы, регулирования социальных противоречий.

Важным способом управления конфликтными ситуациями является их профилактика. Она заключается в такой организации жизнедеятельности субъектов социального взаимодействия, которая исключает или сводит к минимуму вероятность возникновения конфликтов между ними.

Профилактика конфликтных ситуаций – это их предупреждение в широком смысле слова.

Цель профилактики конфликтных ситуаций – создание таких условий деятельности и взаимодействия людей, которые минимизировали бы вероятность возникновения и развития противоречий между ними.

Деятельность по предупреждению конфликтных ситуаций могут осуществлять сами участники социального взаимодействия, воспитатели, педагог-психолог, социальный педагог, учитель-логопед,  т. е. специалисты детского дома, имеющие специфическую профессиональную подготовку в области конфликтов. Она должна включать в себя:

1) создание объективных  условий, препятствующих возникновению  и деструктивному развитию предконфликтных  ситуаций;

2) оптимизацию организационно-управленческих условий создания и функционирования организаций (важная объективно-субъективная предпосылка предупреждения конфликтов);

3)    устранение социально-психологических причин конфликтов;

4)   блокирование личностных причин возникновения конфликтов.

В ходе работы нами было проведено исследование на базе ГОУ  СО «Корзуновский детский дом-школа». Из-за отсутствия любви и заботы, отсутствия родительского попечительства и тепла ребята могут жестоко обращаться со своими сверстниками, обижать младших. Отчуждение от людей они считают нормой, отсюда их «право» на нарушение общественных устоев. В школе они негативно относятся к одноклассникам, живущим в семьях. В психическом развитии подростки в детском доме заметно отличаются от ровесников из семьи, отстают и в развитии, и по состоянию здоровья. Ввиду ограниченного круга общения со взрослыми создается неумение такого общения. Выливается это в постоянные конфликтные ситуации. Ребята не приемлют любые запреты и замечания.

Исследование включало в себя два этапа: тестирование,  анализ полученных данных и разработка рекомендаций  специалистам детского дома по профилактике конфликтных ситуаций на основе проведенной опытно-поисковой работы.

В первой  части эксперимента нами были использованы две методики: тест «Не будите во мне зверя…» А. Керна и тест «Выход из трудных жизненных ситуаций» Л. Чупрова. Констатирующий этап эксперимента показал, что подростки в детском доме как нигде остро нуждаются в организации деятельности по формированию у них умений разрешать конфликтные ситуации.

Учитывая сложность  и ответственность проведения социально-педагогической деятельности по профилактике конфликтных  ситуаций между подростками в  условиях детского дома, специалистам необходимо в данную работу включать:

– изучение особенностей подросткового возраста;

– повышение коммуникативной  компетентности у подростков;

– изучение актуальных потребностей и интересов подростков;

– освоение методов групповой  работы;

– формирование навыков  визуальной диагностики особенностей личности;

– изучение особенностей подростковых групп и субкультур.

Кроме того, специалистам детского дома  предлагается включить в содержание социально-педагогической деятельности по профилактике конфликтов программу социально-педагогических тренингов, которая, по нашему мнению, будет способствовать развитию у подростков навыков разрешения конфликтных ситуаций.

Предложенную программу  в дальнейшем  предполагается апробировать. По нашему мнению, она будет способствовать повышению коммуникативной и социально-психологической компетентности подростков, овладению способами эффективного поведения в конфликтных ситуациях и способами разрешения конфликтов. У подростков проявятся способности к нахождению альтернативных вариантов решения проблемы, увеличению набора способов разрешения конфликтов.

В заключении можно сделать  вывод о том, что в ходе работы, выдвинутая нами гипотеза, подтвердилась, цель достигнута, задачи решены.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

 

1. Абрамова, Г. С. Возрастная психология [Текст] / Г. С. Абрамова. –  М. : Просвещение,  1997. –  319 с.

2. Андреев, А. А. Анализ конфликтных ситуаций как методика изучения установок в среде педагогического общения. Профессионально-педагогические аспекты психологической культуры учителя [Текст] : межвуз. сборник научных трудов / А. А. Абрамова. – Псков, 1990. – 295 с.

3. Андреев, В. И. Конфликтология: искусство спора, ведения переговоров, разрешение конфликтов [Текст] / В. И. Андреев. – М. : Народное образование, 1995. – 272 с.

4. Анцупов,  А. Я. Конфликтология  [Текст] / А. Я. Анцупов. –  СПб. : Питер Пресс,  2007. – 418 с.

5. Анцупов, А. Я.  Проблема конфликта. Аналитический указатель [Текст]  /    А. Я. Анцупов, А. И. Шипилов – М. : Наука, 2001. – 287 с.

6. Байярд, Р. Т. Ваш беспокойный подросток : руководство для отчаявшихся родителей [Текст] / Р. Т. Байярд, Д. Райярд. –  М. : Семья и школа, 1995. –   390 с.

7. Бандурка, А. М. Конфликтология [Текст] / А. М. Бандурка, В. А. Друзь ; ун-т ВД Украины. – Харьков, 1997. – 304 с.

8. Бодалев, А. А. Психология о личности [Текст] / А. А. Бодалев ; МГУ. –  М., 1998. – 284 с.

9. Божович,  Л. И. Избранные психологические труды [Текст]  / Л. И. Божович. – М., 1995. –  369 с.

10. Бойко, В. В. Социально-психологический климат коллектива и личность [Текст] / В. В. Бойко.  –  М. : Мысль, 1983. – 327 с.

11. Бородкин, Ф. М. Внимание : Конфликт!  [Текст] / Ф. М. Бородкин, Н. М. Коряк. – Новосибирск : Наука, 1993. – 196 с.

12. Воробьёва, А. И. Психологическая роль и место подростка в онтогенезе [Текст] / А. И. Воробьева, В. А. Петровский, Д. И. Фильдштейн. – М. : АРКТИ,  1999. – 380 с.

13. Выготский, Л. С. Педагогическая психология [Текст] / Л. С. Выготский. – М. : Педагогика, 1991. – 462 с.

14. Гордин,  Л. Ю. Методика педагогического воздействия [Текст]  / Л. Ю. Гордин, В. М. Кортоков, Б. Т. Лихачев.  – М. : Знание, 1997. – 236 с.

15. Гришина, Н. В. Давайте договоримся [Текст] : практ. пособие для тех, кому приходится разрешать конфликты / Н. В. Гришина. – СПб. : Лениздат, 1992. – 405 с.

16. Гришина,  Н. В. Психология конфликта [Текст] / Н. В. Гришина. – СПб. : Питер, 2000. – 428 с.

17. Громова, О. Н. Конфликтология [Текст] : курс лекций /  О. Н. Громова. – М. : ЭКМОС, 2000. – 435 с.

18. Дмитриев, А. Введение в общую теорию конфликтов [Текст] / А. Дмитриев, В. Кудрявцев, С. Кудрявцев. –  М. : Айрис, 1993. – 382 с.

19. Дойч, М. Разрешение конфликта. Конструктивные и деструктивные процессы [Текст]  / М. Дойч  // Социально-политический журнал. – 1997. –  № 1. – С. 34-38.

20. Драгунова, Т. В. Подростковый возраст [Текст]  /  Т. В. Драгунова ; под ред. А. В. Петровского. – М. : Народное образование,  1979. – 194 с.

21. Елисеев,  О. П.  Конструктивная  типология и психодиагностика  личности  [Текст] / О. П. Елисеев ; под ред. В. И. Панферова ; Псков. обл. ин-т усоверш-ия учителей. – Псков, 1994. – 174 с.

22. Журавлев,  В. И. Основы педагогической конфликтологии [Текст] : учебник /  В. И. Журавлев. – М. : Роспедагенство, 1995. – 253 с.

23. Зеркин, Д. П. Основы конфликтологии  [Текст] / Д. П. Зеркин. –  Ростов-на-Дону : Феникс, 1998. – 210 с.

24. Золотова, Т. В. Победи конфликт! Тренинговые занятия и рекомендации для работы с учащимися подросткового возраста [Текст] / Т. В. Золотова, В. И. Екимова. – М. : АРКТИ,  2008. – 64 с.

25. Козырев, Г. И. Введение в конфликтологию [Текст] : учеб. пособие / Г. И. Козырев.  – М. : ВЛАДОС, 1999. –  360 с.

26. Конфликтология [Текст] / под ред. А. С. Кармина. –  СПб. : Лань, 1999. –   215 с.

27. Крогиус, Н. В. Личность в конфликте [Текст] / Н. В. Крогиус ; Сарат. ун-т.  – Саратов, 2000. –  204 с.

28. Кудрявцев, В. Н. Конфликт: что это такое? Пути развития и разрешения конфликта [Текст] / В. Н. Кудрявцев // Наука в России. – 2002.  –  № 2. – С. 21-26.

29. Кулагина, И. Ю. Возрастная психология [Текст]  / И. Ю. Кулагина. – М. : Академия,  1996. – 418 с.

30. Купцов,  И. И. Психологическая характеристика интеллектуально-волевых действий школьников в учебной деятельности  [Текст] / И. И. Купцов. –Рязань, 1992. – 196 с.

31. Ликсон,  Ч. Конфликт [Текст]  / Ч. Ликсон.  – СПб. : Питер Паблишинг, 2007. – 249 с.

32. Лупьян, Я. А. Барьеры общения, конфликты, стресс [Текст]  / Я. А. Лупьян.  –  Ростов-на-Дону, 1991. – 230 с.

33. Немов, Р. С. Психология [Текст] : учебник в 3 книгах / Р. С. Немов. – М. : ВЛАДОС, 1997. –  Книга 1 : Общие основы психологии. – 517 с.

34. Обозов, Н. Н. Психология конфликта и способы его разрешения [Текст] /   Н. Н. Обозов. – СПб. : МАЛИ, 2003. – 305 с.

35. Орлова,  Э. А. Взаимодействие в конфликтной ситуации [Текст] / Э. А. Орлова, Л. Б. Филонов. –  М., 2006. – 372 с.

36. Парыгин, Б. Д. Социально-психологический климат коллектива / Б. Д. Парыгин. – М. : Айрис, 2001. – 416 с.

37. Первышева, Е. В. Межличностный конфликт как фактор социализации подростков [Текст]  / Е. В. Первышева. – М.  : Академия, 2000. – 195 с.

38. Пиаже, Ж. Избранные психологические труды [Текст] / Ж. Пиаже.  М., –1969. – 480 с.

39. Психология современного подростка [Текст] / под ред. Д.И. Фельдштейна. – М., 1987. – 264 с.

40. Радугин,  А. А. Социология [Текст] / А. А. Рудугин, К. А. Радугин. – М. : Центр, 1996. – 308 с.

41. Райс, Ф. Психология подросткового и юношеского возраста [Текст]  /         Ф. Райс. – СПб., 2000. – 437 с.

42. Реан, А. А. Социальная педагогическая психология [Текст] : учеб. пособие / А. А. Реан, Я. Л. Коломенский. – СПб. : Питер, 1999. – 426 с.

43. Ребус, Б. М. Психологические особенности детей подросткового возраста [Текст] : лекции / Б. М. Ребус.  – Ставрополь : СГПИ, 1993. – 280 с.

44. Ремшмидт, Х. Подростковый и юношеский возраст : проблемы становления личности [Текст] / Х. Ремшмидт. – М. : Мир, 1994. – 304 с.

45. Рыбакова, М. Н. Конфликт и взаимодействие в педагогическом процессе [Текст] : книга для учителя / М. Н. Рыбакова. – М. : Просвещение, 1991. –   482 с.

46. Скотт, Г. Д. Способы разрешения конфликтов [Текст]  / Г. Д. Скотт. – Киев : Наукова думка, 1991. – 205 с.

47. Смелзер,  Н. Социология [Текст] / Н. Смелзер. – М. : Аркти, 1999. – 389 с.

48. Собчик, Л. Н. Диагностика межличностных отношений  [Текст] / Л. Н. Собчик. – М. : МКЦ, 1990. – 256 с.

49. Социальная психология [Текст] / под. ред. А. В. Петровского. – М., 1987. – 291 с.

Информация о работе Социально-педагогическая деятельность по профилактике конфликтных ситуаций между подростками в условиях детского дома на базе ГОУ СО "