Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2013 в 17:04, дипломная работа
Цель: разработать рекомендации специалистам детского дома по профилактике конфликтных ситуаций между подростками
Для достижения поставленной цели выделяются следующие задачи:
1. Выявление сущности понятий «конфликт», «конфликтные ситуации», а также выделение структуру и особенности конфликтных ситуаций в подростковом возрасте.
2. Раскрытие содержания социально-педагогической деятельности по профилактике конфликтных ситуаций между подростками.
3. Анализ социально-педагогической деятельности по профилактике конфликтных ситуаций между подростками на примере ГОУ СО «Корзуновский детский дом-школа».
4. Разработка рекомендаций для специалистов детского дома по профилактике конфликтных ситуаций между подростками.
Введение ……………………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические основы социально-педагогической деятельности по профилактике конфликтных ситуаций между подростками ….………7
1.1. Психолого-педагогическая характеристика подростков среднего школьного возраста ………………………………………….7
1.2. Конфликтная ситуация: понятие, структура, ее особенности в подростковом возрасте…………………………………………………..18
1.3. Содержание социально-педагогической деятельности по профилактике конфликтных ситуаций между подростками………37
Глава 2. Опытно-поисковая работа по организации социально-педагогической деятельности по профилактике конфликтных ситуаций между подростками в условиях детского дома на примере ГОУ СО «Корзуновский детский дом-школа» ……………………………………….....48
2.1. Анализ социально-педагогической деятельности по профилактике конфликтных ситуаций между подростками в условиях детского дома………………………………………………….48
2.2. Первичная диагностика уровня конфликтности между подростками в условиях детского дома……………………………....55
2.3. Рекомендации специалистам детского дома по организации социально-педагогической деятельности по профилактике конфликтных ситуаций между подростками ………………………...63
Заключение……………….………………………………………………………..73
Список использованной литературы…………………………………………. 78
Приложение………………………………………………………………………..84
Для того чтобы оценить конфликтную ситуацию и принять решение, предупредить возникновение и деструктивное развитие конфликтов, каждый человек, и особенно педагог, должен обладать необходимыми знаниями о конфликтной ситуации как явлении, постоянно сопровождающем человеческую жизнь. К сожалению, в нашей стране степень понимания конфликта учеными, занимающимися его исследованиями, еще не позволила получить знания, которые можно было бы достаточно эффективно использовать для объяснения и управления сложными конфликтными ситуациями с учетом их современной специфики.
Существуют разнообразные варианты классификации конфликтных ситуаций. Выбор той или иной классификации определяется тем, что интересует социального педагога в данном конкретном случае. Дело в том, что всякая логически корректная классификация разбивает все множество конфликтных ситуаций на классы по какому-то определенному признаку – основанию классификации. Таким основанием могут быть: состав участников, содержание, длительность, причины, степень интенсивности, остроты или силы, формы протекания, способы решения и пр. В зависимости от того, какое из этих оснований важно учитывать в конкретных обстоятельствах, специалист обращается к той или иной классификации.
Многие исследователи проблем конфликтных ситуаций, не задумываясь особо, по инерции, а, скорее всего, в силу уже сложившихся и укрепившихся в сознании установок, рассматривают типы конфликтных ситуаций, различающиеся по составу их участников. По этому основанию ими выделяются следующие типы конфликтных ситуаций: внутриличностные; межличностные; групповые (между неформальными малыми группами в составе одной общности); конфликтные ситуации в организациях (где конфликтующими сторонами являются группы-коллективы подразделений одной организации); межгрупповые конфликтные ситуации между большими социальными группами (социальные, политические, межкультурные и пр.).
Как любое социальное явление конфликтная ситуация может быть рассмотрена как процесс, протекающий во времени. Конфликтная ситуация имеет определенные периоды и этапы, в ходе которых она возникает, развивается и завершается.
Подростковый возраст – это время становления характера. Именно в этот период влияние среды, ближайшего окружения оказывается с огромной силой. Поведение подростка внешнее проявление сложного процесса становления его характера.
Прогнозирование возникновения конфликтных ситуаций является главной предпосылкой эффективной деятельности по их предупреждению. Прогнозирование и профилактика конфликтных ситуаций – важные факторы, регулирования социальных противоречий.
Важным способом управления конфликтными ситуациями является их профилактика. Она заключается в такой организации жизнедеятельности субъектов социального взаимодействия, которая исключает или сводит к минимуму вероятность возникновения конфликтов между ними.
Профилактика конфликтных ситуаций – это их предупреждение в широком смысле слова.
Цель профилактики конфликтных ситуаций – создание таких условий деятельности и взаимодействия людей, которые минимизировали бы вероятность возникновения и развития противоречий между ними.
Деятельность по предупреждению конфликтных ситуаций могут осуществлять сами участники социального взаимодействия, воспитатели, педагог-психолог, социальный педагог, учитель-логопед, т. е. специалисты детского дома, имеющие специфическую профессиональную подготовку в области конфликтов. Она должна включать в себя:
1) создание объективных
условий, препятствующих
2) оптимизацию организационно-управленческих условий создания и функционирования организаций (важная объективно-субъективная предпосылка предупреждения конфликтов);
3) устранение социально-психологических причин конфликтов;
4) блокирование личностных причин возникновения конфликтов.
В ходе работы нами было проведено исследование на базе ГОУ СО «Корзуновский детский дом-школа». Из-за отсутствия любви и заботы, отсутствия родительского попечительства и тепла ребята могут жестоко обращаться со своими сверстниками, обижать младших. Отчуждение от людей они считают нормой, отсюда их «право» на нарушение общественных устоев. В школе они негативно относятся к одноклассникам, живущим в семьях. В психическом развитии подростки в детском доме заметно отличаются от ровесников из семьи, отстают и в развитии, и по состоянию здоровья. Ввиду ограниченного круга общения со взрослыми создается неумение такого общения. Выливается это в постоянные конфликтные ситуации. Ребята не приемлют любые запреты и замечания.
Исследование включало в себя два этапа: тестирование, анализ полученных данных и разработка рекомендаций специалистам детского дома по профилактике конфликтных ситуаций на основе проведенной опытно-поисковой работы.
В первой части эксперимента нами были использованы две методики: тест «Не будите во мне зверя…» А. Керна и тест «Выход из трудных жизненных ситуаций» Л. Чупрова. Констатирующий этап эксперимента показал, что подростки в детском доме как нигде остро нуждаются в организации деятельности по формированию у них умений разрешать конфликтные ситуации.
Учитывая сложность и ответственность проведения социально-педагогической деятельности по профилактике конфликтных ситуаций между подростками в условиях детского дома, специалистам необходимо в данную работу включать:
– изучение особенностей подросткового возраста;
– повышение коммуникативной компетентности у подростков;
– изучение актуальных потребностей и интересов подростков;
– освоение методов групповой работы;
– формирование навыков визуальной диагностики особенностей личности;
– изучение особенностей подростковых групп и субкультур.
Кроме того, специалистам детского дома предлагается включить в содержание социально-педагогической деятельности по профилактике конфликтов программу социально-педагогических тренингов, которая, по нашему мнению, будет способствовать развитию у подростков навыков разрешения конфликтных ситуаций.
Предложенную программу в дальнейшем предполагается апробировать. По нашему мнению, она будет способствовать повышению коммуникативной и социально-психологической компетентности подростков, овладению способами эффективного поведения в конфликтных ситуациях и способами разрешения конфликтов. У подростков проявятся способности к нахождению альтернативных вариантов решения проблемы, увеличению набора способов разрешения конфликтов.
В заключении можно сделать вывод о том, что в ходе работы, выдвинутая нами гипотеза, подтвердилась, цель достигнута, задачи решены.
Список использованной литературы
1. Абрамова, Г. С. Возрастная психология [Текст] / Г. С. Абрамова. – М. : Просвещение, 1997. – 319 с.
2. Андреев, А. А. Анализ конфликтных ситуаций как методика изучения установок в среде педагогического общения. Профессионально-педагогические аспекты психологической культуры учителя [Текст] : межвуз. сборник научных трудов / А. А. Абрамова. – Псков, 1990. – 295 с.
3. Андреев, В. И. Конфликтология: искусство спора, ведения переговоров, разрешение конфликтов [Текст] / В. И. Андреев. – М. : Народное образование, 1995. – 272 с.
4. Анцупов, А. Я. Конфликтология [Текст] / А. Я. Анцупов. – СПб. : Питер Пресс, 2007. – 418 с.
5. Анцупов, А. Я. Проблема конфликта. Аналитический указатель [Текст] / А. Я. Анцупов, А. И. Шипилов – М. : Наука, 2001. – 287 с.
6. Байярд, Р. Т. Ваш беспокойный подросток : руководство для отчаявшихся родителей [Текст] / Р. Т. Байярд, Д. Райярд. – М. : Семья и школа, 1995. – 390 с.
7. Бандурка, А. М. Конфликтология [Текст] / А. М. Бандурка, В. А. Друзь ; ун-т ВД Украины. – Харьков, 1997. – 304 с.
8. Бодалев, А. А. Психология о личности [Текст] / А. А. Бодалев ; МГУ. – М., 1998. – 284 с.
9. Божович, Л. И. Избранные психологические труды [Текст] / Л. И. Божович. – М., 1995. – 369 с.
10. Бойко, В. В. Социально-психологический климат коллектива и личность [Текст] / В. В. Бойко. – М. : Мысль, 1983. – 327 с.
11. Бородкин, Ф. М. Внимание : Конфликт! [Текст] / Ф. М. Бородкин, Н. М. Коряк. – Новосибирск : Наука, 1993. – 196 с.
12. Воробьёва, А. И. Психологическая роль и место подростка в онтогенезе [Текст] / А. И. Воробьева, В. А. Петровский, Д. И. Фильдштейн. – М. : АРКТИ, 1999. – 380 с.
13. Выготский, Л. С. Педагогическая психология [Текст] / Л. С. Выготский. – М. : Педагогика, 1991. – 462 с.
14. Гордин, Л. Ю. Методика педагогического воздействия [Текст] / Л. Ю. Гордин, В. М. Кортоков, Б. Т. Лихачев. – М. : Знание, 1997. – 236 с.
15. Гришина, Н. В. Давайте договоримся [Текст] : практ. пособие для тех, кому приходится разрешать конфликты / Н. В. Гришина. – СПб. : Лениздат, 1992. – 405 с.
16. Гришина, Н. В. Психология конфликта [Текст] / Н. В. Гришина. – СПб. : Питер, 2000. – 428 с.
17. Громова, О. Н. Конфликтология [Текст] : курс лекций / О. Н. Громова. – М. : ЭКМОС, 2000. – 435 с.
18. Дмитриев, А. Введение в общую теорию конфликтов [Текст] / А. Дмитриев, В. Кудрявцев, С. Кудрявцев. – М. : Айрис, 1993. – 382 с.
19. Дойч, М. Разрешение конфликта. Конструктивные и деструктивные процессы [Текст] / М. Дойч // Социально-политический журнал. – 1997. – № 1. – С. 34-38.
20. Драгунова, Т. В. Подростковый возраст [Текст] / Т. В. Драгунова ; под ред. А. В. Петровского. – М. : Народное образование, 1979. – 194 с.
21. Елисеев, О. П. Конструктивная типология и психодиагностика личности [Текст] / О. П. Елисеев ; под ред. В. И. Панферова ; Псков. обл. ин-т усоверш-ия учителей. – Псков, 1994. – 174 с.
22. Журавлев, В. И. Основы педагогической конфликтологии [Текст] : учебник / В. И. Журавлев. – М. : Роспедагенство, 1995. – 253 с.
23. Зеркин, Д. П. Основы конфликтологии [Текст] / Д. П. Зеркин. – Ростов-на-Дону : Феникс, 1998. – 210 с.
24. Золотова, Т. В. Победи конфликт! Тренинговые занятия и рекомендации для работы с учащимися подросткового возраста [Текст] / Т. В. Золотова, В. И. Екимова. – М. : АРКТИ, 2008. – 64 с.
25. Козырев, Г. И. Введение в конфликтологию [Текст] : учеб. пособие / Г. И. Козырев. – М. : ВЛАДОС, 1999. – 360 с.
26. Конфликтология [Текст] / под ред. А. С. Кармина. – СПб. : Лань, 1999. – 215 с.
27. Крогиус, Н. В. Личность в конфликте [Текст] / Н. В. Крогиус ; Сарат. ун-т. – Саратов, 2000. – 204 с.
28. Кудрявцев, В. Н. Конфликт: что это такое? Пути развития и разрешения конфликта [Текст] / В. Н. Кудрявцев // Наука в России. – 2002. – № 2. – С. 21-26.
29. Кулагина, И. Ю. Возрастная психология [Текст] / И. Ю. Кулагина. – М. : Академия, 1996. – 418 с.
30. Купцов, И. И. Психологическая характеристика интеллектуально-волевых действий школьников в учебной деятельности [Текст] / И. И. Купцов. –Рязань, 1992. – 196 с.
31. Ликсон, Ч. Конфликт [Текст] / Ч. Ликсон. – СПб. : Питер Паблишинг, 2007. – 249 с.
32. Лупьян, Я. А. Барьеры общения, конфликты, стресс [Текст] / Я. А. Лупьян. – Ростов-на-Дону, 1991. – 230 с.
33. Немов, Р. С. Психология [Текст] : учебник в 3 книгах / Р. С. Немов. – М. : ВЛАДОС, 1997. – Книга 1 : Общие основы психологии. – 517 с.
34. Обозов, Н. Н. Психология конфликта и способы его разрешения [Текст] / Н. Н. Обозов. – СПб. : МАЛИ, 2003. – 305 с.
35. Орлова, Э. А. Взаимодействие в конфликтной ситуации [Текст] / Э. А. Орлова, Л. Б. Филонов. – М., 2006. – 372 с.
36. Парыгин, Б. Д. Социально-психологический климат коллектива / Б. Д. Парыгин. – М. : Айрис, 2001. – 416 с.
37. Первышева, Е. В. Межличностный конфликт как фактор социализации подростков [Текст] / Е. В. Первышева. – М. : Академия, 2000. – 195 с.
38. Пиаже, Ж. Избранные психологические труды [Текст] / Ж. Пиаже. М., –1969. – 480 с.
39. Психология современного подростка [Текст] / под ред. Д.И. Фельдштейна. – М., 1987. – 264 с.
40. Радугин, А. А. Социология [Текст] / А. А. Рудугин, К. А. Радугин. – М. : Центр, 1996. – 308 с.
41. Райс, Ф. Психология подросткового и юношеского возраста [Текст] / Ф. Райс. – СПб., 2000. – 437 с.
42. Реан, А. А. Социальная педагогическая психология [Текст] : учеб. пособие / А. А. Реан, Я. Л. Коломенский. – СПб. : Питер, 1999. – 426 с.
43. Ребус, Б. М. Психологические особенности детей подросткового возраста [Текст] : лекции / Б. М. Ребус. – Ставрополь : СГПИ, 1993. – 280 с.
44. Ремшмидт, Х. Подростковый и юношеский возраст : проблемы становления личности [Текст] / Х. Ремшмидт. – М. : Мир, 1994. – 304 с.
45. Рыбакова, М. Н. Конфликт и взаимодействие в педагогическом процессе [Текст] : книга для учителя / М. Н. Рыбакова. – М. : Просвещение, 1991. – 482 с.
46. Скотт, Г. Д. Способы разрешения конфликтов [Текст] / Г. Д. Скотт. – Киев : Наукова думка, 1991. – 205 с.
47. Смелзер, Н. Социология [Текст] / Н. Смелзер. – М. : Аркти, 1999. – 389 с.
48. Собчик, Л. Н. Диагностика межличностных отношений [Текст] / Л. Н. Собчик. – М. : МКЦ, 1990. – 256 с.
49. Социальная психология [Текст] / под. ред. А. В. Петровского. – М., 1987. – 291 с.