Социально-педагогическая деятельность по профилактике конфликтных ситуаций между подростками в условиях детского дома на базе ГОУ СО "

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2013 в 17:04, дипломная работа

Описание работы

Цель: разработать рекомендации специалистам детского дома по профилактике конфликтных ситуаций между подростками
Для достижения поставленной цели выделяются следующие задачи:
1. Выявление сущности понятий «конфликт», «конфликтные ситуации», а также выделение структуру и особенности конфликтных ситуаций в подростковом возрасте.
2. Раскрытие содержания социально-педагогической деятельности по профилактике конфликтных ситуаций между подростками.
3. Анализ социально-педагогической деятельности по профилактике конфликтных ситуаций между подростками на примере ГОУ СО «Корзуновский детский дом-школа».
4. Разработка рекомендаций для специалистов детского дома по профилактике конфликтных ситуаций между подростками.

Содержание работы

Введение ……………………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические основы социально-педагогической деятельности по профилактике конфликтных ситуаций между подростками ….………7
1.1. Психолого-педагогическая характеристика подростков среднего школьного возраста ………………………………………….7
1.2. Конфликтная ситуация: понятие, структура, ее особенности в подростковом возрасте…………………………………………………..18
1.3. Содержание социально-педагогической деятельности по профилактике конфликтных ситуаций между подростками………37
Глава 2. Опытно-поисковая работа по организации социально-педагогической деятельности по профилактике конфликтных ситуаций между подростками в условиях детского дома на примере ГОУ СО «Корзуновский детский дом-школа» ……………………………………….....48
2.1. Анализ социально-педагогической деятельности по профилактике конфликтных ситуаций между подростками в условиях детского дома………………………………………………….48
2.2. Первичная диагностика уровня конфликтности между подростками в условиях детского дома……………………………....55
2.3. Рекомендации специалистам детского дома по организации социально-педагогической деятельности по профилактике конфликтных ситуаций между подростками ………………………...63

Заключение……………….………………………………………………………..73
Список использованной литературы…………………………………………. 78
Приложение………………………………………………………………………..84

Файлы: 1 файл

ПРОФИЛАКТИКА КОНФЛИКТОВ.doc

— 605.00 Кб (Скачать файл)

Интерпретация данных. За каждый ответ «а» - 4 балла, «б» - 2 ,«в» - 0.

От 25 до 32 очков. Вы тактичны, не любите конфликтовать, даже если и  можете их сгладить, избегаете критических  ситуаций. Когда же Вам приходится вступить в спор, то Вы учитываете, как  это отразиться на Вашем положении  и приятельских отношениях.

От 16 до 24 очков.  О Вас говорят, что Вы конфликтная личность. Вы настойчиво отстаиваете свое мнение, невзирая на то, как это отразится на Вашем положении. И Вас за это уважают.

От 8 до 15 очков. Вы ищете  поводов для споров, большая часть  которых излишни, мелочны. Любите критиковать, но только когда это выгодно Вам. Вы навязываете свое мнение, даже если неправы. Подумайте, не скрывается ли за Вашим поведением комплекс неполноценности.

Данные анализа результатов теста представлены в таблице 1.

                                                                                          Таблица 1.

Результаты теста «Не  будите во мне зверя…»

 

№ п/п

Фамилия, имя

1

2

3

4

5

6

7

8

Итого

1

Оля Г.

Б

Б

А

А

В

А

А

Б

14

2

Вика В.

В

В

А

Б

А

Б

А 

Б

18

3

Халил Д.

А

Б

В

А

А

Б

А

Б

22

4

Дима  Д.

А

А

А

А

А

Б

Б

Б

26

5

Александр Д.

В

А

А

Б

А

В

Б

Б

18

6

Григорий З.

В

В

Б

В

В

В

Б

В

8

7

Олеся Н.

А

Б

А

А

Б

А

А

Б

26

8

 Ирина Ц.

Б

В

Б

Б

В

А

В

Б

12

9

Кристина М.

В

В

Б

Б

В

Б

Б

Б

10

10

Толя И.

Б

Б

В

А

А

Б

Б

Б

18

11

Семен И.

Б

Б

А

Б

В

В

Б

Б

14

12

Александр И.

А

А

В

В

Б

В

Б

Б

14

13

Александр В.

Б

Б

А

Б

В

В

Б

Б

14

14

Витя Ф.

Б

Б

Б

Б

Б

В

Б

Б

14

15

Аня А.

В

Б

А

Б

В

Б

Б

Б

14

16

Света Г.

В

В

Б

А

А

В

Б

Б

14

17

Евгений Е.

А

А

А

А

Б

А

А

Б

28

18

Алексей М.

Б

Б

В

А

В

В

Б

Б

12

19

Олег П.

Б

В

А

А

В

Б

Б

Б

16

20

Таня С.

В

Б

А

В

В

Б

Б

Б

12


 


 

Рис. 3. Диаграмма результатов обработки теста «Не будите во мне зверя…»

Анализ проведенного теста показал следующие результаты. 12 человек из 20 испытуемых (60% от выборки) любят критиковать, навязывать свое мнение, даже если не правы; 5 человек (25%) - настойчиво отстаивают свое мнение, невзирая на то, как это отразится на их положении; 3 человека (15%)  тактичны, не любят конфликтовать, даже если и могут сгладить конфликтные ситуации, избегают критических ситуаций.

Следовательно,  специалисты в детском доме, на наш взгляд, недостаточно уделяют внимания данной проблеме. Пренебрежение педагогов к новому уровню самосознания подростка, игнорирование его важнейших потребностей усугубляют конфликтную ситуацию, в которой живет подросток. Психологический дискомфорт в коллективе, напряженные взаимоотношения с учителями и воспитателями способствуют тому, что отрицательные формы поведения закрепляются и могут перейти в черты характера. В результате, выйдя в самостоятельную жизнь, подростки при возникновении проблем не смогут примириться с неприятностями и решать конфликтные ситуации конструктивными способами. Чтобы подтвердить данную версию, мы продолжили первый этап исследования и провели еще один тест «Выход из трудных жизненных ситуаций» Л. Чупрова

Инструкция. Предлагается 9 суждений. Ознакомившись с каждым из них  необходимо выбрать один из возможных вариантов ответов.

1. Рассказываете ли  вы другим людям о своих  проблемах и неприятностях:

а) нет, так как считаю, что это не поможет;

б) да, если для этого  есть подходящий собеседник;

в) не всегда, так как  иной раз самому тяжело думать о  них.

2. Насколько сильно вы переживаете неприятности:

а) всегда и очень тяжело;

б) это зависит от обстоятельств;

в) стараюсь терпеть и  не сомневаюсь, что любой неприятности в конечном счете придет конец.

3. Если вы не употребляете  спиртное, то пропустите этот  вопрос и переходите к следующему. Если вы употребляете спиртные  напитки, то по какой причине:

а)  для того чтобы «утопить» в вине свои проблемы;

б)  для того чтобы как-то отвлечься от них;

в) просто так, мне нравится время от времени быть навеселе.

4.  Что вы делаете, если что-то вас глубоко ранит:

а)  позволяете себе расслабиться и делаете то, что давно себе не позволяли;

б) идете в гости  к друзьям;

в) сидите дома и жалеете  самого себя.

5.  Когда близкий человек обижает вас, то вы:

а) замыкаетесь в себе и ни с кем не общаетесь;

б) требуете от него объяснений;

в) рассказываете об этом каждому, кто готов вас выслушать.

6.  В минуту счастья вы:

а)  не думаете о перенесенном несчастье;

б) боитесь, что эта минута слишком быстро пройдет;

в) не забываете о том, что в жизни есть много неприятного.

7.  Что вы думаете о психиатрах:

а) вы бы не хотели стать их пациентом;

б) многим людям они  могли бы реально помочь;

в) человек сам, без  психиатра, должен помогать себе.

8. Судьба, по вашему  мнению:

а) вас преследует;

б)  несправедлива к вам;

в) благосклонна к вам.

9. О чем вы думаете  после ссоры с другом, когда ваш гнев уже проходит:  

а) о том приятном, что  у вас было в прошлом;

б) мечтаете тайно ему  отомстить;

в) думаете о том, сколько  вы от него (нее) уже вытерпели.

Обработка и интерпретация  результатов (ключ к опроснику см. Приложение 1).

На основании общей суммы баллов, набранных опрошенными, судят о доминирующем  типе выхода из затруднительных ситуаций. При сумме баллов от 7 до 15 делают вывод о том, что данный человек легко примиряется с неприятностями, правильно оценивая случившееся и сохраняя душевное равновесие.

При сумме набранных  баллов от 16 до 26 приходят к заключению, что не всегда данный человек с  достоинством выдерживает удары  судьбы. Часто он срывается, расстраивается при возникновении проблем и  расстраивает других. Нередко может позволить себе поконфликтовать. Результаты данного теста отражены в таблице 2.

Таблица 2.

Результаты теста «Выход из трудных жизненных ситуаций»

 

№ п/п

Фамилия, имя

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Итого

1

Оля Г.

Б

В

-

Б

Б

А

-

В

А

8

2

Вика В.

А

В

В

Б 

В

А

-

В

А

13

3

Халил Д.

Б

В

-

А

Б

А

Б

В

А

8

4

Дима  Д.

А

Б 

-

Б

В

А

Б

В

Б

14

5

Александр Д.

В

В

-

Б

Б

А

-

В

А

9

6

Григорий З.

А

В

-

Б

Б

Б

А

А

Б 

20

7

Олеся Н.

Б

А

-

В

А

В

А

В

А

23

8

 Ирина Ц.

А

А

-

В

А

В

А

А

А

29

9

Кристина М.

В

А

В

Б

В

В

Б

В

Б

20

10

Толя И.

А

В

-

Б

А

Б

Б

Б

В

20

11

Семен И.

Б

В

-

Б

Б

А

-

В

А

8

12

Александр И.

В

В

-

Б

В

В

Б

В

А

16

13

Александр В.

А

В

В

Б 

В

А

-

В

А

13

14

Витя Ф.

Б

А

Б

В

А

В

Б

А

Б

29

15

Аня А.

Б

В

-

В

В

А

Б

Б

В

16

16

Света Г.

Б

А

-

Б

В

А

В

Б

В

19

17

Евгений Е.

А

В

В

Б 

В

А

-

В

А

13

18

Алексей М.

А

В

-

Б

В

Б

Б

Б

Б

17

19

Олег П.

А

Б 

-

Б

В

А

Б

В

Б

14

20

Таня С.

В

В

-

Б

Б

А

-

В

А

9


 


 

Рис. 4. Диаграмма результатов обработки теста

 

Таким образом, в результате обработки теста «Выход из трудных жизненных ситуаций» были получены следующие данные: 10 человек (50% от выборки) - не всегда с достоинством выдерживают удары судьбы. Часто срываются, расстраиваются при возникновении проблем и расстраивают других. 10 человек (другие 50%) - легко примиряются с неприятностями, правильно оценивая случившееся и сохраняя душевное равновесие.

Данные по результатам второго теста подтвердили  выдвинутые нами предположения о том, что профилактике конфликтных ситуаций в Корзуновском детском доме уделяется недостаточное внимание.

Таким образом, опытно-поисковая работа по организации социально-педагогической деятельности по профилактике конфликтных ситуаций между подростками в условиях детского дома показала, что подростки в детском доме как нигде остро нуждаются в организации деятельности по формированию у них опыта разрешения конфликтов. Поэтому дальнейшей нашей целью стала разработка рекомендаций для специалистов детского дома по содержанию социально-педагогической деятельности по профилактике конфликтных ситуаций.

 

2.3. Рекомендации  специалистам детского дома по  организации социально-педагогической  деятельности по профилактике

 конфликтных  ситуаций

 

 

В ходе проведения опытно-поисковой  работы мы получили следующие результаты. Ребенок в подростковом возрасте  испытывает немало трудностей субъективного порядка и переход на новый уровень осознания и оценки себя дается ему очень нелегко. Социально-педагогическая деятельность по профилактике конфликтных ситуаций в Корзуновском детском доме  организована не в полную меру, что подтверждает проведенная нами диагностика. Поэтому, исходя из полученных результатов, мы решили разработать рекомендации для специалистов Корзуновского детского дома по профилактике конфликтных ситуаций.

Прежде всего, любое профилактическое мероприятие должно придерживаться принципа последовательности, который состоит из шести этапов:

1) Диагностический   этап.   Он   заключается   в   анализе   проблем конкретного подростка или группы подростков, в выявлении и формулировке противоречий, нуждающихся в немедленной ликвидации с помощью каких-либо методик, технологий, структур;

2) Прогностический этап. Он включает в себя постановку конкретной программы действий. Это формулирование гипотезы, продумывание системы мер, структур, методик; а также прогнозирование ожидаемых положительных, а возможно и негативных последствий;

3) Организационный этап. Состоит из составления и организации всех мероприятий, направленных на достижение целей;

4) Практический этап. Этап реализации технологий, отслеживание  процесса, корректировка реализуемой  технологии, контрольные срезы;

5) Обобщающий этап. Обработка  данных, полученных результатов, их анализ, корректировка гипотезы, описание хода и результатов деятельности;

6) Внедренческий этап. Распространение новых методик. Именно организация совместной работы  администрации  и специалистов детского дома поможет расширить сферу профилактики    конфликтных ситуаций.

В своей работе специалист должен в первую очередь помочь подростку познать самого себя, разобраться в отношениях с окружающими, приобрести необходимые знания, и нравственные качества, достичь нормальных отношений с родителями, учителями, сверстниками, сформировать творческие увлечения. Работу с подростком необходимо спланировать так, чтобы он уверовал в реальность поставленной цели.

Эти задачи можно решить только при знании личности, задатков и способностей подростков, для чего рекомендуется проводить опрос, анкетирование интересов, диагноз способностей и самооценки подростка. С целью социализации подростка, необходимо организовывать разнообразные дела,  например конкурс на лучшее кулинарное изделие, изготовление муляжей для школьных кабинетов, карт, схем; участие в ремонте школы; помощь пенсионерам по хозяйству и т.п.

В детском доме специалисты работают с группой, поэтому изучают не только каждого воспитанника в отдельности, но и группу в целом. Они должны, знать все нюансы отношений воспитанников в группе, степень влияния группы на каждого подростка, какие дела больше всего интересуют группу, как она строит свои отношения со средой.

Следует помнить, что  группы подростков часто характеризуют  враждебность, агрессивность, замкнутость по отношению к внешнему миру. Педагогам следует оздоравливать обстановку созданием клуба, спортивной секции, технических кружков, включением в группу воспитанных подростков.

Учитывая, что подростки  чаще всего чрезмерно возбудимы, специалистам нужно выбрать такой вид деятельности, который будет способствовать воспитанию у них сдержанности, терпеливости и терпимости. Однако следует помнить, что подросток может быть жестоким, поэтому ему нельзя поручать руководство маленькими детьми.

Следует учитывать, что подростковый возраст традиционно определяется как один из самых сложных и противоречивых периодов формирования личности. Глобальная перестройка организма ведет к общей нестабильности, обусловливает многочисленные противоречия и конфликтные ситуации. Обостряется реакция на мнение окружающих, повышается чувство собственного достоинства и обидчивость. Трудности подросткового кризиса обусловлены также недостатком знаний, умений и навыков взаимодействия с окружающими, что приводит подростка к ощущению невозможности решения его индивидуальных проблем. Отмечается повышенный фон конфликтности складывающейся личностной позиции. Это обусловливает недовольство подростка собой и обществом, формируя внутреннее противоречие.

Информация о работе Социально-педагогическая деятельность по профилактике конфликтных ситуаций между подростками в условиях детского дома на базе ГОУ СО "