Социально-педагогическая деятельность по профилактике конфликтных ситуаций между подростками в условиях детского дома на базе ГОУ СО "

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2013 в 17:04, дипломная работа

Описание работы

Цель: разработать рекомендации специалистам детского дома по профилактике конфликтных ситуаций между подростками
Для достижения поставленной цели выделяются следующие задачи:
1. Выявление сущности понятий «конфликт», «конфликтные ситуации», а также выделение структуру и особенности конфликтных ситуаций в подростковом возрасте.
2. Раскрытие содержания социально-педагогической деятельности по профилактике конфликтных ситуаций между подростками.
3. Анализ социально-педагогической деятельности по профилактике конфликтных ситуаций между подростками на примере ГОУ СО «Корзуновский детский дом-школа».
4. Разработка рекомендаций для специалистов детского дома по профилактике конфликтных ситуаций между подростками.

Содержание работы

Введение ……………………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические основы социально-педагогической деятельности по профилактике конфликтных ситуаций между подростками ….………7
1.1. Психолого-педагогическая характеристика подростков среднего школьного возраста ………………………………………….7
1.2. Конфликтная ситуация: понятие, структура, ее особенности в подростковом возрасте…………………………………………………..18
1.3. Содержание социально-педагогической деятельности по профилактике конфликтных ситуаций между подростками………37
Глава 2. Опытно-поисковая работа по организации социально-педагогической деятельности по профилактике конфликтных ситуаций между подростками в условиях детского дома на примере ГОУ СО «Корзуновский детский дом-школа» ……………………………………….....48
2.1. Анализ социально-педагогической деятельности по профилактике конфликтных ситуаций между подростками в условиях детского дома………………………………………………….48
2.2. Первичная диагностика уровня конфликтности между подростками в условиях детского дома……………………………....55
2.3. Рекомендации специалистам детского дома по организации социально-педагогической деятельности по профилактике конфликтных ситуаций между подростками ………………………...63

Заключение……………….………………………………………………………..73
Список использованной литературы…………………………………………. 78
Приложение………………………………………………………………………..84

Файлы: 1 файл

ПРОФИЛАКТИКА КОНФЛИКТОВ.doc

— 605.00 Кб (Скачать файл)

Вторичная профилактика должна включать в себя [45, с. 70]:

1) создание объективных  условий, препятствующих возникновению и деструктивному развитию предконфликтных ситуаций;

2) оптимизацию организационно-управленческих условий создания и   функционирования организаций (важная объективно-субъективная предпосылка предупреждения конфликтов);

3)    устранение социально-психологических причин конфликтных ситуаций;

4)   блокирование личностных причин возникновения конфликтных ситуаций.

В работе по профилактике конфликтных ситуаций важно учитывать  стили поведения, которые могут  провоцировать возникновение конфликтных ситуаций [61, с. 105]:

– стремление к главенству в общении на основе консерватизма в мышлении и необоснованной критичности в отношении партнера;

– нарушение персонального пространства партнера;

– намеренное создание цейтнота (недостатка времени) при решении проблемы;

– неуважение личности партнера  и его прав (перебивание,  игнорирование

   контактов, преуменьшение вклада партнера в общее дело, нежелание

    признавать его правоту в суждениях и т.п.);

– постоянное навязывание своей точки зрения;

– акцентирование внимания на своей постоянной занятости;

– подчеркивание разницы с партнером в свою пользу;

– несправедливость, несдержанность, неискренность, негибкость.

Существуют объективные  обстоятельства, способствующие вторичной  профилактике конфликтных ситуаций [19, с.187]:

– создание благоприятных условий для жизнедеятельности. К ним в первую очередь можно отнести: возможность самореализации человека; взаимоотношения, складывающиеся в коллективе; здоровье человека; наличие времени для полноценного отдыха и т.д.;

– справедливое и гласное распределение материальных благ в коллективе. Если бы материальных благ хватало на всех, то конфликты, связанные с их распределением, видимо, все равно были бы, но реже. К объективным условиям предупреждения межличностных конфликтов относится справедливое и гласное распределение существующих благ. Это условие в определенной степени одновременно и субъективно;

– успокаивающая материальная среда, окружающая человека. К факторам материальной среды, способствующим уменьшению вероятности конфликтов, можно отнести: удобную планировку жилых помещений, оптимальные характеристики воздушной среды, освещенности, электромагнитных и других показателей, окраску помещений в спокойные тона, наличие комнатных растений, аквариумов, оборудование комнат психологической разгрузки, отсутствие раздражающих шумов.

К объективно-субъективным условиям предупреждения конфликтных  ситуаций относят организационно-управленческие факторы [42, с. 362]:

 – структурно-организационные условия предупреждения конфликтных ситуаций. Максимальное соответствие формальной и неформальной структур коллектива стоящим перед ним задачам обеспечивает минимизацию противоречий, возникающих между структурными элементами, и уменьшает вероятность возникновения конфликтов между членами коллектива;

– личностно-функциональные условия предупреждения конфликтных ситуаций (соответствие человека максимальным требованиям);

– ситуативно-управленческие условия (принятие оптимальных управленческих решений и грамотная оценка результатов деятельности).

Для ученых, занимающихся изучением конфликтов и конфликтных ситуаций, большой интерес представляют и социально-психологические условия вторичной профилактики конфликтных ситуаций. Они более легко поддаются управленческим воздействиям по сравнению с объективными и организационно-управленческими предпосылками.

В тоже время они оказывают  заметное влияние на конфликт, вызывая  существенные перемены в процессе развития социального противоречия. Социально-психологические  условия вторичной профилактики конфликтных ситуаций следует отличать от социально-психологических способов и приемов предупреждения столкновений людей.

Первые связаны с  соблюдением основных субъективно-объективных  закономерностей социального взаимодействия, нарушение которых приводит к  возникновению противоречий, разрешаемых путем конфликтов. 
Социально-психологические способы предупреждения конфликтных ситуаций носят более частный характер. В интересах предупреждения возникновения конкретных конфликтных ситуаций можно использовать различные приемы, которых гораздо больше, чем условий и способов. Социальное взаимодействие носит непротиворечивый характер тогда, когда оно сбалансировано. Есть несколько соотношений, основных балансов, сознательное или несознательное нарушение которых может привести к конфликтам:

– баланс ролей (если человек принимает отводимую ему роль, то ролевого конфликта не происходит);

– баланс взаимозависимости в решениях и действиях (каждому человеку изначально внутренне присуще стремление к свободе и независимости. Каждый, в идеале, стремится делать то, что он хочет и когда хочет. Однако свобода каждого из нас не может обеспечиваться за счет свободы тех, с кем мы взаимодействуем. Поэтому, если человек считает свою зависимость от нас большей, чем он может допустить, это может служить причиной конфликтного поведения с его стороны);

– баланс взаимных услуг (нарушение чревато напряженностью во взаимоотношениях людей и возможным конфликтом);

– баланс ущерба (если человеку нанесен существенный ущерб, то он испытывает желание причинить ответный ущерб тем людям, по чьей вине пострадал. Другими словами, человеку свойственно чувство мести. Поэтому важным социально-психологическим условием профилактики конфликтов является ненанесение ущерба окружающим в процессе взаимодействия с ними. Нанесение ущерба нарушает сбалансированность межличностного или межгруппового взаимодействия и может стать основой конфликта);

– сбалансированность самооценки и внешней оценки. Большое значение при вторичной  профилактике конфликтных ситуаций имеет их нормативное регулирование.

В тех случаях, когда  конфликтную ситуацию не удается  предупредить, ее необходимо преодолеть, используя для этого наиболее эффективный прием или метод. Для разрешения конфликтных ситуаций наиболее часто рекомендуются административные, педагогические, психологические меры.

При взаимодействии с  участниками конфликтной ситуации социальный педагог может использовать следующие тактики посреднического поведения:

– поочередное выслушивание на совместной встрече применяется для уяснения   ситуации в период обострения конфликтной ситуации;

– сделка: посредник стремится вести переговоры с участие обеих сторон, делая основной упор на принятие компромиссного решения;

– челночная дипломатия:  посредник разделяет конфликтующие стороны и постоянно курсирует между ними, обсуждая аспекты соглашения. В результате обычно достигается компромисс;

– давление на одного из участников конфликтной ситуации: большую часть времени «третейский» судья посвящает работе с одним из участников конфликтной ситуации, доказывая ошибочность его позиции. В конце концов участник идет на уступки;

– директивная тактика: акцентирование внимания на слабых моментах в позициях оппонентов, ошибочности их действий по отношению друг к другу. Цель — склонение сторон к применению.

В социально-педагогической деятельности  по вторичной профилактике конфликтной ситуации желательно придерживаться следующих правил: 
1) старайтесь поставить себя на место конфликтующей стороны;

2) не делать поспешных  выводов, дать участникам некий  период времени, чтобы осмыслить созданную ими ситуацию;

3) не дать конфликтной  ситуации перерасти в конфликт, проблема должна решаться теми, кто ее создал;

4) разрешить конфликтную  ситуацию помогает общее дело  и постоянный контакт между  партнерами;

5) конфликтная ситуация разрешима при твердой готовности обеих сторон к конструктивной дискуссии в интересах дела;

6) разрешить  любое напряжение, преодолеть межличностные противоречия возможно по частям, шаг за шагом.

В условиях конфликтных  ситуаций со средней степенью глубины конфликтности, когда интересы отдельных людей или групп сталкиваются друг с другом, всегда находятся несколько возможных тактик поведения и соответствующих им вариантов действий, ведущих к ликвидации противоборства.

Таким образом,  конфликтные ситуации в отношениях между подростками имеют многосторонние отрицательные последствия, как в плане возникновения негативных переживаний, так и в плане формирования его личности в целом. Поэтому конфликтные ситуации, наносящие непоправимый ущерб подросткам, должны быть ограничены или еще лучше предупреждены. Предвидение возможных вариантов развития событий создает условия для результативного управления ими. Прогнозирование возникновения конфликтных ситуаций  является главной предпосылкой эффективной социально-педагогической деятельности по их предупреждению. Прогнозирование и профилактика конфликтных ситуаций,   важные факторы регулирования противоречий.

Социально-педагогическая деятельность по профилактике конфликтных ситуаций заключается в такой организации жизнедеятельности субъектов социального взаимодействия, которая исключает или сводит к минимуму вероятность возникновения конфликтных ситуаций между ними.

В целях профилактики многочисленных конфликтных ситуаций, возникающих в подростковой жизни, необходимо выявление и изучение их причин.

Все профилактические мероприятия  делятся на три типа: первичная, вторичная  и третичная профилактика, которые  являются осознанием форм собственного поведения, развитие, личностных ресурсов и стратегий с целью адаптации  к требованиям среды или изменения дезадаптивных форм поведения на адаптивные.

В нашей работе мы остановились на вторичной профилактике конфликтных ситуаций и рассмотрели социально-педагогическую деятельность по вторичной профилактике конфликтных ситуаций в среднем подростковом возрасте.

Вторичная профилактика может вестись по четырем основным направлениям: создание объективных условий, препятствующих  возникновению и деструктивному развитию предконфликтных ситуаций; оптимизация организационно-управленческих условий создания и функционирования организаций (важная объективно-субъективная предпосылка предупреждения конфликтов); устранение социально-психологических причин конфликтных ситуаций; блокирование личностных причин возникновения конфликтных ситуаций. 
 
 
 
 
 
 

Глава 2. Опытно-поисковая работа  по организации социально-педагогической деятельности  по профилактике конфликтных ситуаций между подростками в условиях детского дома на примере ГОУ СО «Корзуновский детский дом-школа»

 

 

2.1. Анализ социально-педагогической  деятельности по профилактике конфликтных ситуаций между подростками в условиях  детского дома

 

 

Профилактическая деятельность, как правило, строится на комплексной  основе и обеспечивается совместными  усилиями воспитателей, учителей, педагога-психолога, социального педагога. Однако, на все усилия и затраты, именно профилактика является наиболее уязвимым местом в ГОУ СО «Корзуновский детский дом-школа».

Социально-педагогические мероприятия по профилактике конфликтных ситуаций в детском доме  включают в себя:

– воздействие   средств   публикации,   как   на   проблему    возникновения конфликтов, так и на их последствия;

– обучение подростков способам устранения конфликтных ситуаций;

– развитие творческого и физического потенциала подростков с помощью создания клубов, кружков и секций в целях профилактики конфликтных ситуаций.

Организация социально-педагогических мероприятий по профилактике конфликтных  ситуаций между подростками стала возможной благодаря появлению в детском доме таких специалистов как педагог-психолог и социальный педагог.

Целью социально-педагогической деятельности по профилактике конфликтных ситуаций между подростками является определение подростков групп риска и оказание адекватной помощи в преодолении проблем, ведущих к возникновению конфликтных ситуаций. Таким образом, можно сказать, что социально-педагогические мероприятия относятся ко вторичной профилактике.

Важно отметить, что, учитывая сложность и ответственность проведения  социально-педагогической деятельности по профилактике конфликтных ситуаций между подростками в условиях детского дома, социальный педагог в данную работу включает:

– изучение особенностей подросткового возраста;

– повышение коммуникативной компетентности у подростков;

– изучение актуальных потребностей и интересов подростков;

– освоение методов групповой работы;

– формирование навыков визуальной диагностики особенностей личности;

– изучение особенностей подростковых групп и субкультур.

Выстраивая систему  мер по профилактике конфликтных  ситуаций между подростками в условиях детского дома учитываются особенности подростков, находящихся в детском доме. Воспитание в условиях детского дома формирует особый социальный тип личности, которая несёт на себе этот особенный своеобразный отпечаток всю последующую жизнь.

Информация о работе Социально-педагогическая деятельность по профилактике конфликтных ситуаций между подростками в условиях детского дома на базе ГОУ СО "