Социально-педагогическая деятельность по профилактике конфликтных ситуаций между подростками в условиях детского дома на базе ГОУ СО "

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2013 в 17:04, дипломная работа

Описание работы

Цель: разработать рекомендации специалистам детского дома по профилактике конфликтных ситуаций между подростками
Для достижения поставленной цели выделяются следующие задачи:
1. Выявление сущности понятий «конфликт», «конфликтные ситуации», а также выделение структуру и особенности конфликтных ситуаций в подростковом возрасте.
2. Раскрытие содержания социально-педагогической деятельности по профилактике конфликтных ситуаций между подростками.
3. Анализ социально-педагогической деятельности по профилактике конфликтных ситуаций между подростками на примере ГОУ СО «Корзуновский детский дом-школа».
4. Разработка рекомендаций для специалистов детского дома по профилактике конфликтных ситуаций между подростками.

Содержание работы

Введение ……………………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические основы социально-педагогической деятельности по профилактике конфликтных ситуаций между подростками ….………7
1.1. Психолого-педагогическая характеристика подростков среднего школьного возраста ………………………………………….7
1.2. Конфликтная ситуация: понятие, структура, ее особенности в подростковом возрасте…………………………………………………..18
1.3. Содержание социально-педагогической деятельности по профилактике конфликтных ситуаций между подростками………37
Глава 2. Опытно-поисковая работа по организации социально-педагогической деятельности по профилактике конфликтных ситуаций между подростками в условиях детского дома на примере ГОУ СО «Корзуновский детский дом-школа» ……………………………………….....48
2.1. Анализ социально-педагогической деятельности по профилактике конфликтных ситуаций между подростками в условиях детского дома………………………………………………….48
2.2. Первичная диагностика уровня конфликтности между подростками в условиях детского дома……………………………....55
2.3. Рекомендации специалистам детского дома по организации социально-педагогической деятельности по профилактике конфликтных ситуаций между подростками ………………………...63

Заключение……………….………………………………………………………..73
Список использованной литературы…………………………………………. 78
Приложение………………………………………………………………………..84

Файлы: 1 файл

ПРОФИЛАКТИКА КОНФЛИКТОВ.doc

— 605.00 Кб (Скачать файл)

По мнению Т. Б. Драгуновой, расхождение в оценке степени  взрослости подростка (им самим и взрослым) выступает в качестве противоречия, способного породить конфликт. Можно выделить следующие особенности поведения подростка в различных вариантах развития конфликта [27, с.87]:

Первый вариант характеризуется постепенным углублением противоречия и развитием конфликта, имеющего тенденцию быть обширным, длительным. Стремление взрослого сохранить прежний стиль отношений вызывает сопротивление со стороны под ростка в виде разных форм протеста и неподчинения. В результате сохранения такой ситуации ломка прежних отношений может затянуться на весь подростковый период и иметь форму хронического конфликта.

Второй вариант   возникает тогда, когда порождающее конфликт противоречие существует, но проявляется эпизодически, будучи замаскировано специфическим поведением взрослого. Под давлением подростка, но вопреки собственным взглядам, он начинает разрешать то, что не разрешал раньше. Каждое отступление взрослого подросток использует как средство для достижения желаемого.

Третий вариант   складывается в случаях, когда взрослый со временем видит в подростке не ребенка, а более взрослого и, соответственно, меняет отношение. Трудности в общении и конфликты уменьшаются.

Таким образом, физический, психологический и социальный статус подростка не достигает положения  взрослого. Препятствия, встречающиеся подростку в процессе достижения и закрепления за собой статуса взрослого, интенсивно преодолеваются частью подростков, что ведет к конфликтам с окружающими. Другие же выбирают конформистскую позицию, отказываются от многих притязаний и со стороны кажутся вполне благополучными и неконфликтными. Подобный конформизм и недостаточная активность самоутверждения ведет к усугублению внутренних конфликтов личности. Внешние столкновения уходят во внутренний план.

Социокультурные факторы. Следующую группу факторов подросткового конфликта составляют социально-культурные предпосылки. Социально-культурные предпосылки подросткового конфликта представляют собой совокупность противоречий между обществом и личностью. Они формируются на основе роста социальных ожиданий выполнения подростком определенных функций, усвоения норм, ценностей, социально значимой деятельности в обществе. Д. И. Фельдштейн отмечает, что изменившиеся в этот период онтогенеза социальные условия предъявляют более высокие требования и к интеллектуальному, и к личностному развитию подростка [50, с. 210].

Данный блок предпосылок  является наиболее конфликтообусловливающим с позиции многих исследователей. Не отрицая значимость и противоречивость внутренних особенностей развития, Л. С. Выготский и Д. Б. Эльконин тесно связывали конфликты личности, особенно подростка, со спецификой социальной ситуации. В ходе преодоления собственных изъянов и решения проблем формирования нового, устойчивого «Я» подросток обращается к окружающим в поиске моделей для подражания, факторов для содержательного насыщения собственного «Я». Подросток усваивает манеры поведения взрослых, определенные внешние атрибуты, желая уподобиться взрослым, соответственно, самому стать взрослым. 
Кризис подросткового возраста обусловлен также недостатком знаний, умений и навыков взаимодействия с окружающими. Не находя удовлетворения потребности в уважении, признании прав и достоинств как полноценного члена общества, подросток пытается добиться удовлетворения другими способами. Такие качества, как жестокость, цинизм, упрямство, грубость, нелабильность, сопровождают его деятельность по самоутверждению и ведут к конфликтам. 
В подростковом возрасте отмечается усиление поведенческой самостоятельности. Все чаще подростком принимаются самостоятельные решения и производятся действия без апелляции к авторитету родителей и других взрослых. Он сам выбирает жизненные приоритеты, ценности, часто вызывающие прямую антипатию взрослых. Откровенная противопоставленность подростка взрослым ведет к конфликтам и непониманию его окружающими. Подросток ищет сферу приложения его амбиций и способов осуществления потребностей и желаний, для этого ему необходимы единомышленники.

По мнению Т. В. Драгуновой и Д. Б. Эльконина, усиливающиеся социальные притязания подростка, его потребность в признании окружающими и самоутверждении не находят должной поддержки со стороны взрослых, но находят понимание среди сверстников, имеющих сходные проблемы. В связи с этим важное значение в подростковом возрасте приобретает общение со сверстниками, которое выступает в качестве ведущей деятельности. 
В поиске путей решения собственных проблем подросток обретает множество связей с различными людьми, намеренно или не преднамеренно входит в различные группы, формальные и неформальные. Входя в группу с целью решить собственные проблемы, подросток часто не встречает принятия и помощи. Это зависит от соотнесения индивидуальных и групповых характеристик при групповом взаимодействии. И. Ю. Кулагина обращает внимание на то, что если подросток обладает характеристиками, отклоняющимися от «нормальных», т.е. приветствующихся и наличествующих у членов группы (лишний вес или низкий рост, отличная от большинства точка зрения на отдельные жизненные аспекты и т.д.), то это часто ведет к восприятию такого подростка как неполноценного члена группы. А это, в свою очередь, сопровождается негативными переживаниями, внутриличностными (например, желание остаться при своем мнении и быть принятым обществом, группой и т.д.) и межличностными конфликтами [26, с. 173].

Находясь на стадии становления собственного «Я», подросток неуверен в собственных достоинствах и ищет подтверждения их наличия со стороны окружающих. Негативные суждения со стороны даже незначимых людей могут дестабилизировать, ослабить формирующуюся самооценку. Особенно сильны влияния, которые производятся в присутствии значимой для подростка группы. Негативные суждения на свой счет обычно вызывают резкую агрессивную реакцию у подростка, стремящегося таким образом защитить то (часто немногое), что удалось ему обрести в сложном процессе формирования собственного «Я».

В этом возрасте обострена  потребность в признании собственной  уникальности при одновременном  сохранении психологи ческой зависимости  от сверстников. Подросток совмещает в себе позиции «особенного человека» и «человека из группы» как положительный и отрицательный компоненты в системе взаимодействий. С одной стороны, активно формирующееся самосознание подростка защищается от любых попыток воздействия на его индивидуальность извне с целью навязать способы поведения. С другой, подросток одновременно стремится к объединению с группой: для более успешного решения собственных задач, совместного нахождения решений в сложных ситуациях, лучшего противостояния давлению взрослых. Подобная противоречивость часто актуализируется в форме межличностных конфликтов.

Таким образом, объединив все вышесказанное, можно дать следующее определение конфликта и конфликтной ситуации:

Конфликт – это различные виды противодействия, противоборства личностей или групп, по поводу рассогласованных, существенно значимых для них целей, интересов, ценностей, установок, а также осознанная практическая деятельность по преодолению этих противоречий [4, с. 138].

Конфликтная ситуация   – ситуация, при которой имеются несогласованные интересы [34, с. 70].

Конфликтная ситуация – исходное положение, основа конфликта, порождаемая накоплением и обострением противоречий в системе межличностных отношений [11, с. 103].

 Значение конфликтных ситуаций и конфликтов в подростковом периоде достаточно велико. Как и в любом другом возрасте, подростковые конфликтные ситуации имеют как позитивные, так и негативные последствия. Любые трудности в социальной сфере приводят к нарушению деятельности, отношений, порождают негативные эмоции и переживания, вызывают чувство дискомфорта. Неблагополучия в отношениях подростков между собой и со взрослыми людьми имеют для подростка многосторонние отрицательные последствия как в плане возникновения негативных переживаний, так и в плане формирования его личности в целом.

 

 
1.3. Содержание социально-педагогической деятельности по профилактике конфликтных ситуаций между подростками

 

 

Не всегда конфликтные  ситуации можно трактовать в качестве положительного или отрицательного явления. В то же время конфликтные ситуации, наносящие непоправимый ущерб подросткам, должны быть ограничены или еще лучше предупреждены. Предвидение возможных вариантов развития событий создает условия для результативного управления ими. Прогнозирование возникновения конфликтных ситуаций  является главной предпосылкой эффективной социально-педагогической деятельности по их предупреждению. Прогнозирование и профилактика конфликтных ситуаций,   важные факторы регулирования противоречий.

Особенности управления конфликтными ситуациями во многом определяются их спецификой как сложного социального явления. Важным принципом управления конфликтной ситуацией является принцип компетентности.

Важным способом управления конфликтной ситуации является ее профилактика. Профилактика заключается в такой организации жизнедеятельности субъектов социального взаимодействия, которая исключает или сводит к минимуму вероятность возникновения конфликтов и конфликтных ситуаций между ними.

Социальная профилактика — совокупность государственных, общественных, социально-медицинских и организационно-воспитательных мероприятий, направленных на предупреждение, устранение или нейтрализацию основных причин и условий, вызывающих различного рода социальные отклонения негативного характера и другие, социально опасные и вредные отклонения в поведении. Ее целью является создание предпосылок для формирования законопослушного, высоконравственного поведения. 
Под социальной профилактикой подразумеваются научно обоснованные и своевременно предпринимаемые действия, направленные на: сохранение, поддержание и защиту нормального уровня жизни и здоровья людей; содействие им достижении поставленных целей и раскрытие их внутренних   потенциалов.

Профилактика конфликтных  ситуаций — это их предупреждение в широком смысле слова. Цель профилактики – создание таких условий деятельности и взаимодействия людей, которые минимизировали бы вероятность возникновения или деструктивного развития противоречий между ними.

Все профилактические мероприятия  делятся на три типа: первичная, вторичная и третичная профилактика.

Часто первичная профилактика требует комплексного подхода, который  приводит в действие системы и  структуры, способные предотвратить  возможные проблемы или решить поставленные задачи. 
Первичная профилактика состоит в предупреждении негативного влияния конфликтных ситуаций в микросоциальной среды, формировании таких нравственных убеждений,   которые   бы   исключали   и   вытесняли   саму возможность любых форм проявления конфликта.

Первичная профилактика конфликта и конфликтных ситуаций имеет целью предотвратить их возникновение, предупредить негативные исходы и усилить позитивные результаты развития подростка. Первичная профилактика является наиболее массовой, неспецифической, использующей преимущественно педагогические, психологические и социальные влияния.

Задачами    первичной   профилактики конфликтных ситуаций являются [64, с.  83]:

а) ориентировать подростков на способность сделать свой  собственный 
выбор, подростки должны чувствовать, что действительно могут сделать правильный для себя выбор;

б) дать подросткам возможность овладения определенными поведенческими   навыками, облегчающими следование здоровому образу жизни;

в) сформировать   позицию      молодого человека на основе самореализации  как     личности       и      индивидуальности,  которая будет способствовать тому,    что   ребенок   самостоятельно  сможет найти свою   социальную нишу,   дать    оценку    своим   действиям,    поступкам, задуматься об их последствиях;

г) работа   с   педагогическим   коллективом   (подготовка   специалистов, способных организовать профилактические мероприятия).

Вторичная профилактика конфликтных ситуаций состоит в  выявлении групп подростков, наиболее «конфликтных», часто ведущих себя агрессивно и  применением всей системы мер воспитательного воздействия.

Главная цель вторичной профилактики – раннее выявление групп «конфликтных» подростков и помощь квалифицированных специалистов-врачей, психологов, педагогов с целью активизации волевых ресурсов подростков, изменение дезадаптивных и псевдоадаптивных моделей поведения на более адаптивную модель «здорового» поведения.

Задачи вторичной профилактики [64, с. 85]:

а) работа с «конфликтными» подростками,  создание программ для работы с ними;

б) профилактическая работа, направленная на социализацию и адаптацию (тренинги повышения самооценки,    уверенности    в    себе,    снятие  напряжения,    психотерапия творческим самовыражением и т.д.).

Третичная профилактика конфликтных ситуаций направлена на организацию мероприятий по социальной   реабилитации подростков. 
Задачи третичной   профилактики [64, с. 86]:

а) формирование реабилитационной среды (реализация реабилитационных программ,        включающих        психотерапевтические,    психологические, социальные и духовные методики);

б) создание групп взаимопомощи;

в) восстановление и позитивное развитие социального функционирования, т.е. новых межличностных связей, наполнение их позитивным человеческим смыслом, духовным содержанием.

Таким образом, первичная, вторичная и третичная профилактика конфликтных ситуаций является осознанием форм собственного поведения, развитие, личностных ресурсов и стратегий с целью адаптации к требованиям среды или изменения дезадаптивных форм поведения на адаптивные. 
В нашей работе остановимся на вторичной профилактике конфликтных ситуаций и рассмотрим, какой же должна быть социально-педагогическая деятельность по вторичной профилактике конфликтных ситуаций между подростками в среднем подростковом возрасте.

Деятельность по профилактике конфликтных ситуаций весьма разнообразна и, кроме того, является деятельностью многоуровневой. 
В целях профилактики многочисленных конфликтных ситуаций, возникающих в общественной жизни, необходимо выявление и изучение их причин, чему должно способствовать развитие конфликтологических исследований. Каждая конфликтная ситуация в быту, сфере досуга возникает по конкретным причинам и при определенных условиях.

В психологическом, индивидуальном плане устранение причин конфликта  тесно связано с воздействием на мотивацию участников и предполагает выдвижение контрмотивов, которые заблокировали бы первоначальные агрессивные намерения конфликтующих сторон.

Вторичную профилактику конфликтных ситуаций могут осуществлять сами участники социального взаимодействия, воспитатели, педагог-психолог, социальный работник и социальный педагог,   т. е. специалисты, имеющие специфическую профессиональную подготовку в области конфликтов.

В работе по профилактике конфликтных ситуаций очень важен  ее анализ. Инцидент, например, можно заглушить путем «нажима», но в этом случае конфликтная ситуация сохраняется, принимает затяжную форму и отрицательно влияет на работоспособность коллектива.

Информация о работе Социально-педагогическая деятельность по профилактике конфликтных ситуаций между подростками в условиях детского дома на базе ГОУ СО "