Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2013 в 17:04, дипломная работа
Цель: разработать рекомендации специалистам детского дома по профилактике конфликтных ситуаций между подростками
Для достижения поставленной цели выделяются следующие задачи:
1. Выявление сущности понятий «конфликт», «конфликтные ситуации», а также выделение структуру и особенности конфликтных ситуаций в подростковом возрасте.
2. Раскрытие содержания социально-педагогической деятельности по профилактике конфликтных ситуаций между подростками.
3. Анализ социально-педагогической деятельности по профилактике конфликтных ситуаций между подростками на примере ГОУ СО «Корзуновский детский дом-школа».
4. Разработка рекомендаций для специалистов детского дома по профилактике конфликтных ситуаций между подростками.
Введение ……………………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические основы социально-педагогической деятельности по профилактике конфликтных ситуаций между подростками ….………7
1.1. Психолого-педагогическая характеристика подростков среднего школьного возраста ………………………………………….7
1.2. Конфликтная ситуация: понятие, структура, ее особенности в подростковом возрасте…………………………………………………..18
1.3. Содержание социально-педагогической деятельности по профилактике конфликтных ситуаций между подростками………37
Глава 2. Опытно-поисковая работа по организации социально-педагогической деятельности по профилактике конфликтных ситуаций между подростками в условиях детского дома на примере ГОУ СО «Корзуновский детский дом-школа» ……………………………………….....48
2.1. Анализ социально-педагогической деятельности по профилактике конфликтных ситуаций между подростками в условиях детского дома………………………………………………….48
2.2. Первичная диагностика уровня конфликтности между подростками в условиях детского дома……………………………....55
2.3. Рекомендации специалистам детского дома по организации социально-педагогической деятельности по профилактике конфликтных ситуаций между подростками ………………………...63
Заключение……………….………………………………………………………..73
Список использованной литературы…………………………………………. 78
Приложение………………………………………………………………………..84
При нейтральном взаимодействии ситуация
общения воспринимается, как правило,
адекватно. Конечно, происходят определенное
искажение и потеря информации, как в ходе
коммуникации, так и в результате специфики
социальной перцепции, о чем уже сказано
выше при рассмотрении генезиса конфликта.
Это вполне естественно, так как информация
не обезличена, а имеет личностный смысл.
Однако в конфликтной ситуации восприятие
претерпевает особенные изменения, возрастает
степень субъективности восприятия.
Степень искажения конфликтной ситуации
– не постоянная величина. Это могут быть
незначительные отклонения, например,
в кратковременных конфликтах. Однако
исследования социально-перцептивных
процессов в трудных ситуациях взаимодействия
показывают, что искажения в восприятии
ситуации способны достигать значительных
масштабов.
Рассмотрим, в чем состоит искажение конфликтной
ситуации.
Искажение конфликтной ситуации в целом.
В конфликте искажено восприятие не только
отдельных элементов конфликта, но и конфликтная
ситуация в целом.
Конфликтная ситуация упрощается, сложные
или неясные моменты
Уменьшается перспектива восприятия ситуации. Предпочтение отдается принципу «здесь и теперь». Восприятие ситуации происходит в полярных оценках по типу «черное – белое». Господствует категоричность оценок, которые не поддаются пересмотру и сомнениям. Происходит фильтрация информации и интерпритация в том русле, которое соответствует своим предубеждениям.
Конфликт как многомерное явление имеет свою структуру. Однако само понятие «структура» трактуется по-разному. Так, при анализе объектов материальной и социальной жизни часто под структурой понимается совокупность элементов, составляющих объект. Например, в социальной структуре общества обычно выделяют различные классы и разные социальные слои. Иногда структура рассматривается как устройство, порядок расположения элементов.
Применительно к конфликту такие подходы неприемлемы, так как наряду с тем, что он является системой, конфликт представляет собой и процесс. Поэтому структура конфликта понимается как совокупность его устойчивых связей, обеспечивающих целостность конфликта, тождественность самому себе, отличие от других явлений социальной жизни, без которых он не может существовать как динамически взаимосвязанная целостная система и процесс. Основные компоненты структуры конфликта представлены на рис. 2.
Рис. 2. Структура конфликта
Для того чтобы раскрыть структуру конфликта, необходимо четко определить его составляющие. Итак, вначале разберемся в сущности некоторых понятий таких, как конфликт, инцидент, конфликтная ситуация.
Конфликтогены — слова, действия или бездействия, способствующие возникновению и развитию конфликта [34, с. 148].
Инцидент — действие или совокупность действий участников конфликтной ситуации, провоцирующее резкое обострение противоречия и начало борьбы между ними. Другими словами, инцидент это стечение обстоятельств, являющихся поводом для конфликта [11, с. 50].
Чтобы отличить конфликт от конфликтной ситуации, советуем запомнить следующую «формулу»: Проблема + конфликтная ситуация + участники + инцидент = конфликт [58, с. 271].
Участник спора, переговоров, конфликта, конфликтной ситуации — это субъект (лицо, группа, организация, государство), непосредственно вовлеченный во все фазы спора, переговоров, конфликта, конфликтной ситуации.
Противник — это субъект (лицо, группа, организация, государство), который придерживается противоположной точки зрения по отношению к основной, исходной или непосредственно вашей [23, с. 95].
Оппонент — это участник дискуссии, спора, имеющий точку зрения, взгляды, убеждения, аргументы, которые противоположны, отличны от основных, исходных или по сравнению с вашими.
Динамика конфликта представляет собой ход развития, изменения конфликта под воздействием его внутренних механизмов и внешних факторов.
Усиление конфликта — это процесс обострения противоречия и борьбы его участников.
Затухание конфликта — это процесс затухания борьбы и постепенная гармонизация взаимоотношений участников конфликта.
Разрешение конфликта — это процесс нахождения взаимоприемлемого решения проблемы, имеющей личную значимость для участников конфликта, и на этой основе гармонизация их взаимоотношений.
Конфликт в отличие от спора имеет более обостренное, часто до предела обостренное противоречие. Поскольку в дальнейшем нас в большей степени будут интересовать конфликтные ситуации, то следует обратить внимание на противоречия, их порождающие.
Решение той или иной проблемы показывает, что мы, прежде всего, имеем разные мотивы и интересы.
Источники конфликтных ситуаций – это противоречия, а противоречия возникают там, где есть «рассогласование» [3, с.162]:
– знаний, умений, личностных качеств;
– функций управления;
– эмоциональных, психических и других состояний;
– технологических, экономических и других процессов;
– целей, средств, методов деятельности;
– мотивов, потребностей, ценностных ориентации;
– взглядов, убеждений;
– в понимании, интерпретации информации;
– ожиданий, позиций;
– оценок и самооценок.
Однако важно знать не только те противоречия, которые порождают конфликты, но и различать типы и виды конфликтов.
Существуют разнообразные варианты классификации конфликтов. Выбор той или иной классификации определяется тем, что интересует в данном конкретном случае. Дело в том, что всякая логически корректная классификация разбивает все множество конфликтов на классы по какому-то определенному признаку – основанию классификации. Таким основанием могут быть: состав участников конфликта, его содержание, длительность, причины, степень его интенсивности, остроты или силы, формы его протекания, способы решения и пр. В зависимости от того, какое из этих оснований важно учитывать в конкретных обстоятельствах, ученые обращаются к той или иной классификации.
По степени остроты противоречий, которые возникают, конфликты могут быть подразделены на следующие типы: недовольство, разногласие, противодействие, раздор, вражда.
По проблемно-деятельностному признаку можно выделить, например, следующие типы конфликтов: управленческие, педагогические, производственные, экономические, политические, творческие и другие.
По степени вовлеченности людей в конфликт могут быть выделены: межличностные, межгрупповые, межколлективные, межгосударственные, межпартийные конфликты.
По результату конфликт может быть позитивным или негативным, конструктивным или деструктивным.
Многие исследователи проблем конфликтов, не задумываясь особо, по инерции, а, скорее всего, в силу уже сложившихся и укрепившихся в сознании установок, рассматривают типы конфликтов, различающиеся по составу их участников. По этому основанию ими выделяются следующие типы конфликтов [28, с. 279]: внутриличностные; межличностные; групповые (между неформальными малыми группами в составе одной общности); конфликты в организациях (где конфликтующими сторонами являются группы-коллективы подразделений одной организации); межгрупповые конфликты между большими социальными группами (социальные, политические, межкультурные и пр.).
Как любое социальное явление конфликт может быть рассмотрен как процесс, протекающий во времени. Конфликт имеет определенные периоды и этапы, в ходе которых он возникает, развивается и завершается. Но это уже отдельный вопрос, относящийся к динамике развития конфликта.
Особенности конфликтной ситуации в подростковом возрасте.
Конфликтогенный характер поведения подростка обусловлен многими факторами возрастного кризиса. Прежде всего, это физиологическое созревание, которое сопровождается асинхронностью функционирования различных систем организма, интенсивностью выработки гормонов. Внешние признаки общей нестабильности организма проявляются в виде частых и резких колебание тонуса, перепадов настроения, избыточной возбудимости, сменяющейся апатичностью, раздражительностью и конфликтностью подростка.
Сравнивая себя с другими
и с самим собой в предыдущие
периоды развития, подросток часто
ощущает собственную
Психологические факторы.
Значительное влияние на формирование
личности подростка оказывают
Оперирование формальными образами является более сложным видом мышления. В частности Ж. Пиаже обращает внимание на то, что он требует от подростка больших усилий, оперирования большим объемом суждений и посылок, которые создают ситуации затруднения, ведут к противоречиям и конфликтам.
Рассуждая об идеалах, подростки создают собственные теории, в том числе относительно организации общества. Однако формирующиеся идеи остаются в области фантазий, поскольку противоречие между подростковым представлением об обществе и общественной организацией не решается в пользу подростка. Поэтому фантазия остается главной областью достижения результатов.
С одной стороны, переживая
воображаемые ситуации, решая собственные
проблемы в сфере фантазий, подросток
реализует потребности и
Таким образом, погружаясь в сферу фантазий, подросток замыкается от окружающего мира, теряет активную позицию, не нарабатывает необходимый опыт решения сложных и противоречивых жизненных проблем. Отсюда внутренние конфликты несоответствия претензий внешних воздействий и внутренних возможностей и потребностей. Внутренние конфликты приводят и к конфликтам с окружающими, поскольку подобная личность не может адекватным образом включиться в систему взаимодействия членов общества.
Многие исследователи связывают проявления конфликтного поведения подростков с изменениями в эмоциональной сфере. С одной стороны, подростки становятся эмоционально неустойчивыми, ранимыми, а с другой стороны, они должны в относительно короткий срок научиться поддерживать гармоничные отношения с окружающими. При таких обстоятельствах легко фиксируются и закрепляются неадекватные или даже патологические формы поведения.
Так, X. Ремшмидт отмечает, что индивидуальная изменчивость эмоционального поведения в подростковом возрасте сильно выражена и выделяет три типа реагирования [44, с. 162]:
1) Эмоциональная неустойчивость. В эмоциональной сфере, как и в когнитивной (познавательной), еще сохраняется значительная неуверенность относительно выбора форм поведения. Новые чувства уже возникли, но еще не обрели адекватных способов выражения или точек приложения. Мотивационная ситуация характеризуется, с одной стороны, стремлением к самостоятельности и самоуважению, а с другой столкновением с регламентацией и ожиданиями окружающих. Это противоречие может привести к конфликту.
2) Нападение или отступление. Первое связано с агрессивным поведением. У отступления также может быть оппозиционный характер, когда возникает стремление не иметь больше ничего общего с миром взрослых. Однако встречается и разочарованный уход в себя, обусловленный чувством непонятности.
3) Идеализм. Изменения в области мышления способствуют формированию идеальных представлений. Идеализм часто приводит к так называемому конфликту поколений.
Важнейшим признаком, характеризующим самосознание подростка, считается так называемое чувство взрослости. Д. И. Фельдштейн обращает внимание на то, что «взрослость подростка субъективно связывается им не с подражанием, а с приобщением к миру взрослых, с появлением у него чувства социальной ответственности как возможности и необходимости отвечать за себя и за общее дело. Если дошкольник играет во взрослого, младший школьник подражает ему, то подросток ставит себя в ситуацию взрослого в системе реальных отношений». Поэтому внешние атрибуты взрослости (мужество, смелость, одежда, привычки) «важны только в связи с социальной позицией, с формированием социальной активности. Подросток требует признания своей самостоятельности, своего равенства, хотя для этого отсутствуют реальные условия и физические, и интеллектуальные, и социальные. Только в специально организуемой общественно полезной деятельности создается ситуация, в которой подросток вступает в действительно равноправные отношения со взрослыми» [27, с. 84].