Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2013 в 17:04, дипломная работа
Цель: разработать рекомендации специалистам детского дома по профилактике конфликтных ситуаций между подростками
Для достижения поставленной цели выделяются следующие задачи:
1. Выявление сущности понятий «конфликт», «конфликтные ситуации», а также выделение структуру и особенности конфликтных ситуаций в подростковом возрасте.
2. Раскрытие содержания социально-педагогической деятельности по профилактике конфликтных ситуаций между подростками.
3. Анализ социально-педагогической деятельности по профилактике конфликтных ситуаций между подростками на примере ГОУ СО «Корзуновский детский дом-школа».
4. Разработка рекомендаций для специалистов детского дома по профилактике конфликтных ситуаций между подростками.
Введение ……………………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические основы социально-педагогической деятельности по профилактике конфликтных ситуаций между подростками ….………7
1.1. Психолого-педагогическая характеристика подростков среднего школьного возраста ………………………………………….7
1.2. Конфликтная ситуация: понятие, структура, ее особенности в подростковом возрасте…………………………………………………..18
1.3. Содержание социально-педагогической деятельности по профилактике конфликтных ситуаций между подростками………37
Глава 2. Опытно-поисковая работа по организации социально-педагогической деятельности по профилактике конфликтных ситуаций между подростками в условиях детского дома на примере ГОУ СО «Корзуновский детский дом-школа» ……………………………………….....48
2.1. Анализ социально-педагогической деятельности по профилактике конфликтных ситуаций между подростками в условиях детского дома………………………………………………….48
2.2. Первичная диагностика уровня конфликтности между подростками в условиях детского дома……………………………....55
2.3. Рекомендации специалистам детского дома по организации социально-педагогической деятельности по профилактике конфликтных ситуаций между подростками ………………………...63
Заключение……………….………………………………………………………..73
Список использованной литературы…………………………………………. 78
Приложение………………………………………………………………………..84
В подростковом возрасте меняется характер учебной, физической, трудовой, общественной деятельности. Наряду с более высокими требованиями к поведению и деятельности подростков, очень часто у взрослых существует прямо противоположная тенденция: сохранить над подростком ту же власть, какая была у них по отношению к младшему школьнику; стремление постоянно руководить им, лишать самостоятельности и свободы. Чем и вызывает у подростков аффективные реакции протеста, упрямства против родителей, что препятствует воспитанию и формированию волевых черт личности [41, c. 186].
В этом возрасте именно законы
коллективной жизни являются теми нравственными
правилами, подчиняться которым подросток всячески
стремится. А так как требования сверстников
и требования взрослых часто расходятся,
то подросток в этих обстоятельствах оказывается
в ситуации выбора, что, как известно, составляет
важнейший компонент волевого поведения.
Такое расхождение требует уже достаточно
высокого уровня развития воли, которого
чаще подростки ещё не достигают.
Знание этой специфики позволяет понять
поведение детей подросткового возраста,
их психологические особенности, их переживания,
что, в свою очередь, необходимо для построения
всей системы воспитательных воздействий
в этот трудный период детского развития.
Кризис подросткового возраста охватывает все уровни организации личности, обусловливает многочисленные противоречия и конфликты.
Развитие интереса к себе, собственной внутренней жизни, к личности в целом, а не к отдельным ее качествам, осознание противоречивости своих устремлений, желаний, потребностей все это становится содержанием конфликтных переживаний подростков. Пренебрежение взрослого к новому уровню самосознания подростка, игнорирование его важнейших потребностей усугубляет конфликтную ситуацию, в которой живет подросток. Психологический дискомфорт в коллективе, напряженные взаимоотношения с учителями и родителями способствуют тому, что отрицательные формы поведения закрепляются и могут перейти в черты характера. Кроме того, деформация взаимоотношений с окружающими неизбежно ведет к снижению познавательной активности подростка, формированию негативного отношения к учебной деятельности. Только конструктивно решая конфликтную ситуацию, преодолевая противоречие (внутреннее или внешнее), индивид выходит на новую ступень своего развития. В связи с этим актуальна помощь подросткам в усвоении способов конструктивного разрешения конфликтов.
Таким образом, подростковый возраст — этап от 10-11 до 15 лет, соответствующий началу перехода от детства к юности. Средний подростковый возраст — 12-14 лет — относится к числу критических периодов возрастного развития, связанных с кардинальными изменениями в сфере сознания, деятельности и системе взаимоотношений.
Средний подростковый возраст характеризуется бурным ростом, формированием организма в процессе полового созревания, что сказывается на психофизиологических особенностях подростка. Основу формирования новых психологических и личностных качеств подростка составляет общение в рамках различных видов деятельности.
Средний подростковый возраст – возраст критического ума, быстро нарастающего логического мышления, стремления к познанию всего окружающего, активности, инициативности, смелости, мужества, а также нравственно-эмоционального развития.
Для среднего подросткового возраста характерны активное стремление приобщиться к миру взрослых, ориентация поведения на его нормы и ценности, развитие самосознания и самооценки, интереса к себе как к личности, к своим возможностям и способностям. При отсутствии условий для индивидуализации и позитивной реализации своих новых возможностей самоутверждение подростка может принимать уродливые формы и приводить к отклоняющемуся поведению.
1.2. Конфликтная
ситуация: понятие, структура, ее
особенности в подростковом
Конфликт – это нормальное состояние общества; в любом обществе всегда, во все времена существовали, существуют и будут существовать конфликтные ситуации, – пишет социолог В. А. Ядов.
Конфликты неизбежны, даже если взаимоотношения с другими людьми строятся на мире и гармонии. Для того, чтобы ткань общественной жизни не рвалась из-за конфликтов, а, наоборот, крепла вследствие роста умения находить и развивать общие интересы, каждый здравомыслящий человек должен обладать умением определять момент зарождения конфликта, эффективно улаживать споры и разногласия [26, с. 3].
Определений конфликта достаточно много, и поэтому можно самостоятельно рассмотреть различные толкования конфликта и попытаться критически к ним отнестись.
А. Хедоури считает, что «Конфликт – это отсутствие согласия между двумя или более сторонами, которые могут быть конкретными лицами или группами. Это ситуация, при которой каждая сторона делает все, чтобы была принята ее точка зрения или цель, и мешает другой стороне сделать то же самое».
Из выше приведенного определения можно понять, что:
а) при определении конфликта, оперируют термином «согласие». Конфликт отождествляют с состоянием «согласие/несогласие» Чем выше разногласия, тем острее конфликт;
б) выделяют участников конфликта: лица или группа лиц;
в) конфликт проявляется через внешние формы поведения участников;
г) в определении «проблемы – решение». К недостаткам можно отнести отсутствие явной стадии разрешения конфликта как процесса. Стоит отметить, что, исходя из определения, пути решения конфликта – это согласование задач и целей, сторон, принимающих участие в конфликте.
Н. В. Гришина рассматривает конфликт как противоречие отношений, принимающее характер прямых социальных столкновений между индивидами и группами работников [16, с. 93].
Из данного определения можно сделать вывод, что:
а) конфликт определяется как процесс, в котором проявляется противоречие. Противоречие в данном определении конфликта созвучно разногласию в определении А. Хедоури;
б) выделены участники — индивиды или группы индивидов;
в) конфликт проявляется через «социальные столкновения»;
г) опять же в определении лишь косвенно отражена возможность разрешения конфликта через исправление тех самых противоречий в отношениях;
д) противоречия принимают формы конфликта, т.е. порождают социальные столкновения, если: противоречия отражают взаимоисключающие позиции; противоречия доступны для понимания; степень противоречий достаточно высока.
Конфликт – осознанное столкновение, противоборство людей или групп, их взаимно противоположных, несовместимых, исключающих друг друга потребностей, интересов, целей, отношений, ценностей, существенно значимых для личностей или групп [7, с. 72]:
а) конфликт определяется через столкновение и противоборство,
б) четко не определена конечная цель участников конфликта.
Объединив все вышесказанное, можно дать следующее определение конфликта:
Конфликт – это различные виды противодействия, противоборства личностей или групп, по поводу рассогласованных, существенно значимых для них целей, интересов, ценностей, установок, а также осознанная практическая деятельность по преодолению этих противоречий [4, с. 138].
Конфликтная ситуация – ситуация, при которой имеются несогласованные интересы [34, с. 70].
Конфликтная ситуация – исходное положение, основа конфликта, порождаемая накоплением и обострением противоречий в системе межличностных отношений [11, с. 103].
Конфликтная ситуация характеризуется интересами и позициями [4, с. 138]. Закрепощение на позициях, ввиду их жесткости, может препятствовать конструктивному решению проблем и стимулировать силовые подходы.
Интерес и позиция являются близкими, но разными понятиями: один и тот же интерес может быть оформлен в разных позициях. Кроме того, позиция имеет собственные интересы, заключающиеся, например, в ее защите и развитии.
В рамках позиционной борьбы интересы рассматриваются не напрямую, а опосредованно, через оценку позиции, что приводит к опасности пренебрежения собственными интересами путем закрепощения на интересах позиции. Освобождение же от стереотипов позиции позволяет сконцентрироваться на интересах.
На уровне позиций конфликтные ситуации являются самодостаточными.
На уровне интересов конфликтные ситуации решаются легко.
Подходы к решению интересов конфликтных ситуаций заключаются [58, с. 84]:
– в силовом решении;
– в отказе;
– в компромиссе;
– в поиске взаимовыгодных вариантов.
Первые три подхода основаны на игровом управлении, последний – на открытом.
Конфликтная ситуация перерастает в конфликт в результате действий одного лица по ограничению возможностей другого лица реализовывать свои интересы.
Переходу конфликтной ситуации в конфликт соответствует возникновение инцидента. Инцидент – это стечение обстоятельств, являющихся поводом для конфликта в результате обострения противоречий; столкновение взаимодействующих сторон, означающее переход конфликтной ситуации в конфликт [34, с. 16].
Для того чтобы произошел конфликт, недостаточно наличия противоположно направленных целей и несовпадающих позиций партнеров. Необходима определенная ситуация, обостряющая взаимоотношения. Роль пускового механизма и выполняет конкретный инцидент, провоцирующий конфликтные взаимодействия. Различия между конфликтом и конфликтной ситуацией отражены на рис. 1.
Рис.1. Конфликт и конфликтная ситуация
Для ограничения другого лица в достижении его целей необходимо применить силу, в том или ином виде, например, физическую, юридическую, моральную. Силовое взаимодействие действие, связанное с ограничением другого участника в достижении его целей [25, с. 49].
Таким образом, силовое
воздействие, например, путем апеллирования
к судебной системе, является непременной
стороной конфликта.
Маловероятно, что в условиях динамичного
современного бизнеса интересы всех участников
все время будут согласованными. Более
вероятным является постоянное возникновение
точек рассогласования интересов. Поэтому
в условиях современного бизнеса конфликтные
ситуации неизбежны. Надо лишь уметь их
решать, не доводя до перехода в стадию
возникновения деструктивных конфликтов.
Очень важно уметь
не переводить конфликтную ситуацию
в конфликт: силовое воздействие обычно связано с эмоциональными
переживаниями. Эмоциональный настрой
может начать поддерживаться автономно,
переводя конфликт в самодостаточное
состояние. Если же конфликтная ситуация
уже успела перерасти в конфликт, то очень
важно работать с эмоциональным настроем
участников. Умение решать конфликты зависит
от способности трансформировать взаимное
представление участников из врагов в
партнеров.
Особенности восприятия конфликтной ситуации.
Проблема образов (информационных моделей)
конфликтной ситуации, имеющихся у каждой
из участвующих сторон, стала рассматриваться
в конфликтологии, в социальной психологии
сравнительно недавно. Под образом конфликтной
ситуации понимается субъективная картина
данной ситуации, складывающаяся в психике
каждого участника. Она включает в себя:
представление оппонентов о самих себе
(своих целях, мотивах, ценностях, возможностях
и т.д.); о противостоящей стороне (ее целях,
мотивах, ценностях, возможностях и т.д.);
каждого участника о том, как другой воспринимает
его; о среде, в которой складываются конкретные
отношения.
Именно идеальные картины конфликта определяют поведение сторон. Как отмечает Н. В. Гришина, человек не просто реагирует на ситуацию, но «определяет» ее, одно современно «определяя» себя в этой ситуации, и тем самым «конструирует» конфликтную ситуацию [16, с. 97].
Степень соответствия образа конфликтной ситуации реальности может быть различной. Исходя из этого выделяют четыре случая.
– Конфликтная ситуация объективно существует, но не осознается, не воспринимается участниками. Конфликта как социально-психологического явления нет.
– Объективная конфликтная ситуация существует и стороны воспринимают ситуацию как конфликтную, однако с теми или иными существенными отклонениями от действительности (случай неадекватно воспринятого конфликта).
– Объективная конфликтная ситуация отсутствует, но тем не менее отношения сторон ошибочно воспринимаются ими как конфликтные (случай ложного конфликта).
– Конфликтная ситуация объективно существует и по ключевым характеристикам адекватно воспринимается участниками. Такой случай может быть назван адекватно воспринимаемым конфликтом.
Обычно конфликтная ситуация характеризуется значительной степенью искаженности и неопределенности. Поэтому именно эта «неопределенность» исхода является необходимым условием возникновения конфликта, ибо только в этом случае в конфликт могут вступать те его участники, которые с самого начала обречены на поражение [36, с. 162].