Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2013 в 17:04, дипломная работа
Цель: разработать рекомендации специалистам детского дома по профилактике конфликтных ситуаций между подростками
Для достижения поставленной цели выделяются следующие задачи:
1. Выявление сущности понятий «конфликт», «конфликтные ситуации», а также выделение структуру и особенности конфликтных ситуаций в подростковом возрасте.
2. Раскрытие содержания социально-педагогической деятельности по профилактике конфликтных ситуаций между подростками.
3. Анализ социально-педагогической деятельности по профилактике конфликтных ситуаций между подростками на примере ГОУ СО «Корзуновский детский дом-школа».
4. Разработка рекомендаций для специалистов детского дома по профилактике конфликтных ситуаций между подростками.
Введение ……………………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические основы социально-педагогической деятельности по профилактике конфликтных ситуаций между подростками ….………7
1.1. Психолого-педагогическая характеристика подростков среднего школьного возраста ………………………………………….7
1.2. Конфликтная ситуация: понятие, структура, ее особенности в подростковом возрасте…………………………………………………..18
1.3. Содержание социально-педагогической деятельности по профилактике конфликтных ситуаций между подростками………37
Глава 2. Опытно-поисковая работа по организации социально-педагогической деятельности по профилактике конфликтных ситуаций между подростками в условиях детского дома на примере ГОУ СО «Корзуновский детский дом-школа» ……………………………………….....48
2.1. Анализ социально-педагогической деятельности по профилактике конфликтных ситуаций между подростками в условиях детского дома………………………………………………….48
2.2. Первичная диагностика уровня конфликтности между подростками в условиях детского дома……………………………....55
2.3. Рекомендации специалистам детского дома по организации социально-педагогической деятельности по профилактике конфликтных ситуаций между подростками ………………………...63
Заключение……………….………………………………………………………..73
Список использованной литературы…………………………………………. 78
Приложение………………………………………………………………………..84
Важное условие, которое необходимо учитывать в деятельности специалистов и без которого не может состояться процесс профилактики, — установление контакта с подростком.
Подробная технология достижения
взаимопонимания между
Для того чтобы оценить конфликтогенность принимаемых решений, предупредить возникновение и деструктивное развитие конфликтов специалисты Корзуновского детского дома должен обладать необходимыми знаниями о конфликте и конфликтных ситуациях, как явлении, постоянно сопровождающем человеческую жизнь.
Прогнозирование возникновения конфликтов является главной предпосылкой эффективной деятельности по их предупреждению. Прогнозирование и профилактика конфликтов, важные факторы, регулирования социальных противоречий.
Работа по профилактике конфликтных ситуаций должна заключаться в такой организации жизнедеятельности субъектов социального взаимодействия, которая исключает или сводит к минимуму вероятность возникновения конфликтов между ними.
Важным условием эффективной деятельности по профилактике конфликтных ситуаций является социально-психологическая компетентность специалистов. Поэтому нужно быть конфликтологически компетентным. Для этого необходимо:
– понимание природы противоречий и конфликтов между людьми;
– формирование у себя и подчиненных конструктивного отношения к конфликтным ситуациям в организации;
– обладание навыками неконфликтного общения в трудных ситуациях;
– умение оценивать и объяснять возникающие проблемные ситуации;
– наличие навыков управления конфликтными явлениями;
– умение развивать конструктивные начала возникающих конфликтных ситуаций;
– умение предвидеть возможные последствия конфликтных ситуаций;
– умение конструктивно регулировать противоречия и конфликтные ситуации;
– наличие навыков устранения негативных последствий конфликтных ситуаций.
Кроме этого, деятельность специалистов по организации социально-педагогической деятельности по профилактике конфликтных ситуаций между подростками должна включать в себя анализ ситуации, который состоит в следующем:
– получение информации о конфликтной ситуации;
– сбор данных о нем;
– анализ полученной информации;
– проверка ее достоверности;
– оценка конфликтной ситуации.
В Корзуновском детском доме деятельность по профилактике конфликтных ситуаций может быть организована с использованием интегративного принятия решения, которая включает в себя:
1) Анализ и коррекция ситуации с целью создания благоприятного климата;
2) Анализ и коррекция представлений. С помощью специальных процедур выясняются причины конфликтной ситуации и позиции участников;
3) Анализ и коррекция отношений. Участники определяют свои чувства по отношению к конфликтной ситуации и друг к другу;
4) Определение проблемы;
5) Поиск решения;
6) Принятие решения. Оценка альтернативных решений и постижение согласия относительно одного из них.
Проведенная нами опытно-поисковая работа, показала, что в работу специалистов необходимо включить усвоение подростками способов преодоления конфликтных ситуаций. Владение способами разрешения конфликтных ситуаций повышает положительный потенциал личности, способствует формированию уверенности в своих силах, развитию чувства компетентности и собственной ценности, ведет к становлению важных волевых качеств. Умение вести себя в конфликтных ситуациях предполагает понимание причин возникновения конфликтов, психологических механизмов их действия и динамики развития, что позволяет выработать адекватный способ поведения в конфликтных ситуациях, находить оптимальные пути выхода из конфликта. Наиболее эффективным методом оказания помощи такого рода, будет применение в практике программы социально-педагогических тренинговых занятий по усвоению способов разрешения конфликтных ситуации.
Программа тренинговых занятий служит основными показателями эффективности:
– расширения диапазона используемых подростками стратегий поведения в конфликтной ситуации и более гибкое их применение;
– выработки оптимальных для конкретной ситуации стратегий и способов разрешения проблемы;
– увеличения арсенала способов конструктивного разрешения конфликтных ситуаций, применяемых в зависимости от его существенных особенностей.
При разработке содержания программы тренинговых занятий использовались методические рекомендации Н. Н. Васильева, И. В. Вачкова, Т. Г. Григорьевой, А. Г. Лидере, Л. В. Линской, Б. М. Мастерова, Т. П. Усольцевой, Г. А. Цукерман и многих других. Автор-составитель тренинговых занятий В. И. Екимова и Т. В. Золотова [24, с. 27].
Настоящая программа имеет своей целью повышение коммуникативной и социально-психологической компетентности подростков, овладение способами эффективного поведения в конфликтных ситуациях.
Программа тренинговых занятий позволит специалистам Корзуновского детского дома решить следующие задачи:
– формирование знаний о конфликте, стадиях его развития и последствиях;
– расширение репертуара поведения в конфликтных ситуациях;
– обучение способам продуктивного поведения в ситуациях конфликтного взаимодействия;
– формирование способности к разрешению конфликта;
– обеспечение стабилизации и интеграции внутригрупповых отношений, снижение социального напряжения;
– создание благоприятного социально-психологического климата в коллективе детского дома;
– развитие навыков саморегуляции и самоконтроля;
– расширение возможностей самопознания и саморазвития.
Таблица 3.
Тематический план тренинговых занятий
№ |
Тема занятия |
Цель занятия |
Кол-во часов |
Ответственные |
1 |
Общение и конфлик-ты |
Создание благоприятной |
2 |
Социальный педагог, воспитатели, педагог- психолог |
2 |
Конфликт |
Дать определение конфликта; проанализировать конфликт с точки зрения стадий его развитий и последствий |
2 |
Социальный педагог, воспитатели |
3 |
Конфлик-ты и стресс |
Показать значимость стрессовых реакций организма человека и их влияние на поведение в конфликте; проанализировать собственные реакции организма в конфликтной ситуации; выделить способы снижения уровня стресса, выбрать наиболее эффективные из них |
2 |
педагог- психолог, мед. персонал |
4 |
Эмоции и поведение в кон-фликте |
Дать определение эмоций и чувств; понять характер собственных эмоциональных реакций в конфликтах, выделить способы их рационализации; определить свой тип реагирования в конфликтной ситуации; проанализировать способы поведения в конфликте |
2 |
Специалисты, воспитанники |
5 |
Типы и модели поведения |
Рассмотреть возможные типы поведения в конфликтной ситуации; сопоставить собственную модель поведения в конфликте с реализуемыми действиями |
2 |
Специалисты, воспитанники |
6 |
Стратегии поведения в кон-фликте |
Сформировать понятие о |
2 |
Специалисты, воспитанники |
7 |
Разреше-ние конфлик-тов |
Выявить основные подходы к разрешению проблем между людьми; ориентировать подростков на продуктивное поведение в ситуации межличностного взаимодействия; научить способам конструктивного разрешения конфликта |
2 |
Специалисты, воспитанники |
8 |
Победи конфликт! |
Закрепить способы конструктивного разрешения конфликта; отрефлексировать, какие изменения произошли в процессе тренинга |
2 |
Специалисты, воспитанники |
Итого: |
16 |
В ходе тренинговых занятий подросткам дается информационный материал о сущности конфликта, его причинах и последствиях, роли эмоций в конфликтном взаимодействии, психологических механизмах действия, динамике развития, различных моделях и стратегиях реагирования в конфликтной ситуации, дается алгоритм решения проблемы. Проработка этого материала формирует у подростков способность на основании анализа конфликтной ситуации выработать и реализовать оптимальную стратегию поведения в конфликтной ситуации. Таким образом, формируется способность к целостному восприятию ситуаций конфликтного взаимодействия, их диагностике и самодиагностике. Кроме того, развиваются общеинтеллектуальные навыки, создаются благоприятные условия для тренировки способности к анализу, обобщению, синтезу.
Целесообразно проводить занятия один – два
раза в неделю по два часа.
Программа включает восемь отдельных
тематических занятий. Длительность всего
цикла занятий при частоте один раз в неделю
составляет 2 месяца.
Для полноценного участия в тренинге подросткам потребуется: рабочая тетрадь «Победи конфликт!» (см. пример занятий по тетради – Приложение 2), ручки, цветные карандаши. Ведущему специалисту потребуется: бумага для письма и рисования (разного формата); доска или лист ватмана; мяч; видео- и аудиоаппаратура (по возможности); аудиокассеты с различной музыкой; принадлежности для рисования; карточки для имен (с булавками).
Программа тренинговых занятий делится на три этапа. На первом этапе происходит понимание сущности, последствий и стадий развития конфликта, обучение навыкам саморегуляции, способам контроля своего поведения и анализ типов реагирования в ситуации конфликтного взаимодействия.
На втором этапе рассматриваются модели и стратегии поведения в конфликте, различные варианты его разрешения, выбираются оптимальные способы продуктивного реагирования в определенной конфликтной ситуации на основе ее анализа, выстраивается и реализуется на практике алгоритм решения проблемы.
Каждое тренинговое занятие включает три блока.
1. Когнитивный (информационный) блок: выполняет образовательную функцию, сообщает участникам определенные теоретические знания:
– специфические (о психологии общения; о конфликте, т.е. его сущности, последствиях, стадиях; о стрессе и возможных способах его снижения; о стратегиях, типах и моделях поведения в конфликте и др.);
– неспецифические (знания участников о себе, собственных возможностях; понимание своих чувств, эмоций, знания о способах работы с ними и др.).
2. Эмоциональный блок: создает благоприятный психологический климат в группе, мотивированность участников, интерес, доверительный стиль общения, обеспечивает психологическую поддержку подростков, работу с их коммуникативными и личностными проблемами на уровне чувств.
3. Поведенческий блок: формирует способности взаимодействовать в ситуации конфликта.
Наиболее эффективными методами работы на тренинге будут: групповая дискуссия (анализ ситуаций, мозговой штурм и т.д.), игровой метод (психотехнические игры, игровые методы разрешения конфликтных ситуаций, ролевые игры и др.), обсуждение заданий и упражнений, беседа, наблюдение и др.
Таким образом, строя работу по профилактике конфликтных ситуаций важно учитывать, что подростковый возраст традиционно определяется как один из самых сложных и противоречивых периодов формирования личности, поэтому характеризуется повышенной конфликтностью во всех сферах.
Важно научить подростка умению вести себя в конфликтных ситуациях, что предполагает понимание причин возникновения конфликтов, психологических механизмов их действия и динамики развития, а это, в свою очередь, позволяет выработать адекватный способ поведения в конфликтных ситуациях, находить оптимальные пути выхода из конфликта.
Эффективным и действенным способом оказания помощи такого рода, по нашему мнению, будет являться программа социально-педагогических тренинговых занятий по разрешению конфликтной ситуации. Кроме того, чтобы оценить конфликтную ситуацию и принять решение, предупредить возникновение и развитие конфликтов специалисты детского дома должны обладать необходимыми знаниями о конфликте как явлении, постоянно сопровождающем человеческую жизнь. Необходимым условием эффективной деятельности по профилактике конфликтных ситуаций является социально-психологическая компетентность социального педагога. Поэтому прежде чем начинать работу по профилактике конфликтных ситуаций, нужно быть конфликтологически компетентным.
Заключение
Проблема конфликтной ситуации всегда была в той или иной степени актуальна для любого общества. Практика доказывает, что конфликтные ситуации не относится к тем явлениям, которыми можно эффективно управлять на основе жизненного опыта и здравого смысла, а именно так, в основном, пытаются управлять конфликтными ситуациями сегодня педагоги, родители. Сколько-нибудь эффективное воздействие на конфликтную ситуацию может быть оказано в том случае, когда мы достаточно глубоко понимаем истинные причины возникновения конфликтной ситуации, представляем закономерности его развития и разрешения, а для этого нужна помощь науки.