Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2013 в 17:04, дипломная работа
Цель: разработать рекомендации специалистам детского дома по профилактике конфликтных ситуаций между подростками
Для достижения поставленной цели выделяются следующие задачи:
1. Выявление сущности понятий «конфликт», «конфликтные ситуации», а также выделение структуру и особенности конфликтных ситуаций в подростковом возрасте.
2. Раскрытие содержания социально-педагогической деятельности по профилактике конфликтных ситуаций между подростками.
3. Анализ социально-педагогической деятельности по профилактике конфликтных ситуаций между подростками на примере ГОУ СО «Корзуновский детский дом-школа».
4. Разработка рекомендаций для специалистов детского дома по профилактике конфликтных ситуаций между подростками.
Введение ……………………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические основы социально-педагогической деятельности по профилактике конфликтных ситуаций между подростками ….………7
1.1. Психолого-педагогическая характеристика подростков среднего школьного возраста ………………………………………….7
1.2. Конфликтная ситуация: понятие, структура, ее особенности в подростковом возрасте…………………………………………………..18
1.3. Содержание социально-педагогической деятельности по профилактике конфликтных ситуаций между подростками………37
Глава 2. Опытно-поисковая работа по организации социально-педагогической деятельности по профилактике конфликтных ситуаций между подростками в условиях детского дома на примере ГОУ СО «Корзуновский детский дом-школа» ……………………………………….....48
2.1. Анализ социально-педагогической деятельности по профилактике конфликтных ситуаций между подростками в условиях детского дома………………………………………………….48
2.2. Первичная диагностика уровня конфликтности между подростками в условиях детского дома……………………………....55
2.3. Рекомендации специалистам детского дома по организации социально-педагогической деятельности по профилактике конфликтных ситуаций между подростками ………………………...63
Заключение……………….………………………………………………………..73
Список использованной литературы…………………………………………. 78
Приложение………………………………………………………………………..84
Во всех интернатных учреждениях среда обитания, как правило, сиротская, казарменная. Сами условия, в которых живут дети, тормозят их умственное развитие, искажают развитие личности. Попадая в эти учреждения, дети, как правило, уже имеют отклонения физического и психического характера. Чаще всего наблюдаются задержка умственного развития, нарушение половой идентификации, склонность к наркотикам и правонарушениям. Такой подросток в общении нервозен, старается добиться внимания и в то же время его отторгают, поэтому он впадает в агрессивность или отчуждается. Не умеет быть внимательным, любить. Все это приводит к тому, что ребенок относится к окружающим недружелюбно, только отрицательно.
В условиях детского дома у ребят возникают своеобразные отношения друг с другом. В семье существует чувство фамильного «мы». Это нравственная сила создает у ребенка состояние защищенности. Без родительского покровительства у ребят стихийно складывается интернатское «мы и чужие», «мы и они». От «чужих» все обособляются, но и в своей группе ребенок обособлен.
Из-за отсутствия любви и заботы, отсутствия родительского попечительства и тепла подростки в детском доме могут жестоко обращаться со своими сверстниками, обижать младших. Отчуждение от людей они считают нормой, отсюда их «право» на нарушение общественных устоев.
Подросток в детском доме должен адаптироваться к большому числу сверстников. Постоянное пребывание в их среде создает постоянную напряженность, тревожность, агрессию.
В детских домах нет
помещения, где бы ребенок мог
побыть один, отдохнуть от постоянной толпы,
проанализировать свои поступки.
Без внутреннего самососредоточения формируется
определенный стандартный социальный
тип личности. У детей, живущих на государственном
обеспечении, формируются иждивенческие
черты («нам должны», «дайте»), отсутствуют
ответственность и бережливость.
В психическом развитии эти дети заметно отличаются от ровесников из семьи, отстают и в развитии, и по состоянию здоровья. Ввиду ограниченного круга общения со взрослыми создается неумение такого общения. Выливается это в постоянные конфликты. Ребята не приемлют любые запреты и замечания.
В этой ситуации детский дом призван выполнять не только образовательно-воспитательные функции. Он способствует нормальной социализации личности, ее полноценному развитию, компенсирует и исправляет недостатки развития, обеспечивают правовую и психологическую защищенность воспитанников. Соответственно в этой деятельности определенную роль играет социальный педагог детского дома, который должен глубоко разбираться в психологических особенностях детей и подростков. Его функции в специфических условиях приобретают более целенаправленный характер.
К основным функциональным обязанностям социального педагога в Корзуновском детском доме относятся:
1. Формирование гуманных отношени
2. Создание обстановки
психологического комфорта и
безопасности личности ребенка
в быту и досуговой
3. Изучение особенностей
личности воспитанников, их
4. Выявление интересов
и потребностей, проблем и трудностей
детей и подростков, отклонений
в социальном поведении и
5. Социально-педагогическая поддержка воспитанников в процессе социализации.
6. Организация и координация различных видов социально ценной деятельности воспитанников.
7. Социально-педагогическая реабилитация дезадаптированных и социально и педагогически запущенных воспитанников.
8. Посредничество между воспитанником и учреждениями, социальными институтами.
9. Взаимодействие с педагогами, педагогом-психологом в оказании помощи воспитанникам.
Социально-педагогическая деятельность по профилактике конфликтных ситуаций в Корзуновском детском включает в себя два этапа:
1. Социально-педагогическая диагностика и консультирование.
Цель: отслеживание динамики социогенеза личности, определение причин его нарушения.
Подросток начинает осознавать себя личностью, сравнивает себя с окружающими, сверстниками, что стимулирует его к самовоспитанию. В это время формируется и может даже резко измениться его характер. Подросткам нравятся острые ощущения, они любопытны, не могут прогнозировать, стремятся к независимости. Все это относится к подростковому возрасту вообще.
Подростки чаще всего в детском доме заняты собой, но не подготовлены к самостоятельной жизни, не в состоянии планировать свое будущее, живут одним днем.
На данном этапе социально-педагогической деятельности происходит решение следующих вопросов:
2. Социально-профилактическая работа.
Цель: предупреждение возможных нарушений в социальном развитии детей, создание условий для полноценного личностного развития.
На данном этапе решаются следующие задачи:
Социально-педагогическая деятельность по профилактике конфликтных ситуаций включает обязательные процесс перевоспитания — предупреждения или преодоления различных отклонений в поведении подростка.
Процесс перевоспитания представляет трудность, как для воспитанника, так и для педагога. Воспитанник должен заинтересоваться перспективой нового пути, педагог — поверить в человека, проанализировать его прошлое, настоящее, увидеть перспективу, поставить воспитательную цель и добиваться ее осуществления. Социальный педагог помогает ребенку в корне изменить свое поведение и деятельность, сознание и стремления, чувства и волю. Он включает подростка в общественно полезный труд, приобщает его к спорту. Он стимулирует подростка на самовоспитание и самообразование.
Процесс перевоспитания в Корзуновском детском доме делится на 4 этапа.
Первый этап — изучение подростка и окружающей его среды.
Второй этап — обеспечение психологической готовности подростка к перевоспитанию. Он включает беседы с подростком, вхождение в доверие к нему, пробуждение его интереса к той или иной деятельности.
Третий этап — это процесс накопления подростком нравственно положительных качеств, поступков. Важно постоянно держать этот процесс под контролем и при небольших подвижках поощрять ребенка, направляя его дальше на изменение своего поведения. Цель социального педагога в работе с трудными детьми (подростками) состоит в том, чтобы помочь им преодолеть возникший кризис и самостоятельно изменить свою жизнь. На этом этапе важно, чтобы воспитанник сам научился оценивать свои поступки, их положительные и отрицательные стороны, причины и самостоятельно находить путь дальнейшего поведения. В этом ему помогает ориентация на идеал, обрести который помогает ему педагог.
Четвертый этап перевоспитания — самовоспитание, когда воспитанник должен самостоятельно выйти из кризиса.
На всех перечисленных этапах социальный педагог выступает в роли консультанта.
Следует также учитывать, что в процесс перевоспитания кроме социального педагога включается коллектив воспитанников, в который попадает подросток. Здесь социальный педагог выступает в роли координатора, направляя коллектив на перевоспитание товарища.
В перевоспитании подростков можно обратиться к опыту А. С. Макаренко, его «методу взрыва», когда, оказавшись в критической ситуации, подросток понимает всю ее безысходность, чувствует отвращение к своей жизни. У него возникает потребность быть лучше, он понимает, что сможет достичь успеха, если изменит свои привычки и поступки.
Таким образом, выстраивая систему мер по профилактике конфликтных ситуаций между подростками в условиях Корзуновского детского дома прежде всего учитываются особенности подростков.
Целью социально-педагогической деятельности по профилактике конфликтных ситуаций между подростками является определение групп риска и оказание адекватной помощи в преодолении проблем, ведущих к возникновению конфликтных ситуаций.
Но, несмотря на описанную выше организацию работы, выявление «конфликтных» подростков в условиях детского дома носит запущенный характер, т.е. детский дом, на наш взгляд, недостаточно уделяет внимания данной проблеме. Часто профилактика конфликтных ситуаций среди подростков носит характер беседы. Этого, на наш взгляд, очень мало. Для того, чтобы проверить выдвинутое нами предположение, проведем первичную диагностику подростков детского дома с целью определения уровня конфликтности данной группы детей.
2.2. Первичная диагностика уровня
конфликтности
между подростками в условиях детского
дома
Исследование проводилось нами на базе ГОУ СО «Корзуновский детский дом-школа». В исследовании принимали участие 20 подростков в возрасте 12 –15 лет. Исследование проходило в естественных условиях проживания детей в детском доме-школе, не меняя привычного для них хода учебного процесса и не внося дополнительного утомления, т.е. в рамках естественного эксперимента.
Исследование включало в себя два этапа: тестирование и анализ полученных данных; разработка рекомендаций специалистам детского дома по организации социально-педагогической деятельности по профилактике конфликтных ситуаций между подростками.
В первой части эксперимента нами были использованы две методики: тест «Не будите во мне зверя…» А. Керна и тест «Выход из трудных жизненных ситуаций» Л. Чупрова. Данные методики помогут определить уровень конфликтности подростков, выявить способности подростков сглаживать конфликтные ситуации, сдерживать себя в трудных ситуациях.
Тест «Не будите во мне зверя…» А. Керна
Инструкция. Зачитываются 8 вопросов и по три варианта ответа на каждый вопрос. Необходимо выбрать один из вариантов, наиболее подходящий для личности.
1. Представьте, что
в общественном транспорте
а) избегаете вмешиваться;
б) можете встать на сторону потерпевшего или того, кто прав;
в) всегда вмешиваетесь и отстаиваете свою точку зрения.
2. На собрании вы критикуете старших за допущенные ошибки?
а) нет;
б) да, но в зависимости от вашего личного отношения к нему;
в) всегда критикуете ошибки.
3. Ваш воспитатель или классный руководитель предлагает план работы, который вам кажется нерациональным. Предложите ли Вы свой план, который кажется Вам лучше?
а) если другие Вас поддержат, то да;
б) Вы обязательно будете поддерживать свой план;
в) боитесь, что за критику Вас могут лишить чего-либо.
4. Любите ли Вы спорить с друзьями, взрослыми?
а) только с теми, кто не обижается, и кода споры не портят Ваших отношений;
б) да, но только по принципиальным, важным вопросам;
в) вы спорите со всеми и по любому поводу.
5. Кто-то пытается пролезть вперед Вас без очереди. Ваши действия?
а) считаете, что Вы не хуже него, пытаетесь обойти очередь;
б) возмущаетесь, но про себя;
в) открыто высказываете негодование.
6. Представьте себе, что
рассматривая рациональное
а) выскажитесь и о положительных и об отрицательных сторонах проекта;
б) выделите положительные стороны работы и предложите предоставить возможность продолжить ее;
в) Вы станете критиковать ее: чтобы быть новатором, нельзя допускать ошибки.
7. В магазине Вы замечаете, что Вас обсчитали:
а) Вы уходите, ни как не реагируя;
б) просите, чтобы еще раз посчитали сумму;
в) это будет поводом для скандала.
8. Когда Вы с кем-то спорите и убеждаетесь, что Ваш оппонент прав. Вы признаете свою ошибку?
а) нет;
б) разумеется, признаете;
в) Вы считаете, что упадете в глазах людей, если признаетесь, что были не правы.