Социально-педагогическая деятельность по профилактике конфликтных ситуаций между подростками в условиях детского дома на базе ГОУ СО "

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2013 в 17:04, дипломная работа

Описание работы

Цель: разработать рекомендации специалистам детского дома по профилактике конфликтных ситуаций между подростками
Для достижения поставленной цели выделяются следующие задачи:
1. Выявление сущности понятий «конфликт», «конфликтные ситуации», а также выделение структуру и особенности конфликтных ситуаций в подростковом возрасте.
2. Раскрытие содержания социально-педагогической деятельности по профилактике конфликтных ситуаций между подростками.
3. Анализ социально-педагогической деятельности по профилактике конфликтных ситуаций между подростками на примере ГОУ СО «Корзуновский детский дом-школа».
4. Разработка рекомендаций для специалистов детского дома по профилактике конфликтных ситуаций между подростками.

Содержание работы

Введение ……………………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические основы социально-педагогической деятельности по профилактике конфликтных ситуаций между подростками ….………7
1.1. Психолого-педагогическая характеристика подростков среднего школьного возраста ………………………………………….7
1.2. Конфликтная ситуация: понятие, структура, ее особенности в подростковом возрасте…………………………………………………..18
1.3. Содержание социально-педагогической деятельности по профилактике конфликтных ситуаций между подростками………37
Глава 2. Опытно-поисковая работа по организации социально-педагогической деятельности по профилактике конфликтных ситуаций между подростками в условиях детского дома на примере ГОУ СО «Корзуновский детский дом-школа» ……………………………………….....48
2.1. Анализ социально-педагогической деятельности по профилактике конфликтных ситуаций между подростками в условиях детского дома………………………………………………….48
2.2. Первичная диагностика уровня конфликтности между подростками в условиях детского дома……………………………....55
2.3. Рекомендации специалистам детского дома по организации социально-педагогической деятельности по профилактике конфликтных ситуаций между подростками ………………………...63

Заключение……………….………………………………………………………..73
Список использованной литературы…………………………………………. 78
Приложение………………………………………………………………………..84

Файлы: 1 файл

ПРОФИЛАКТИКА КОНФЛИКТОВ.doc

— 605.00 Кб (Скачать файл)

50. Социология [Текст] / под ред. С. С. Фролова. – М. : Логос, 1996. – 387 с.

51. Социология [Текст] : учеб. пособие / под ред. А. Л. Ставнюк.  – М. : Знание, 1995. – 327 с.

52. Стефаненко, Т. Г. Социальные стереотипы и межличностные отношения.  Оптимизация социальной деятельности [Текст] / Т. Г. Стефаненко. – М. : Просвещение,  1997. – 408 с.

53. Фельдштейн, Д. И. Психология становления личности [Текст] / Д. И. Фельдштейн. – М. : Международная педагогическая академия, 1994.  – 349 с.

54. Фельдштейн. Д. И. Психология развивающейся личности [Текст] / Д. И. Фельдштейн. – М. : Институт практической психологии; Воронеж : НПО «МОДЭК», 1996. – 420 с.

55. Фишер, Р. Путь к согласию или переговоры без поражения [Текст] /             Р. Фишер, У. Юри. – М. : Наука, 1990. – 237 с.

56. Хащенко, В. А. Способы разрешения межличностного конфликта в экспериментальных условиях жизнедеятельности [Текст] / В. А. Хащенко // Психологический журнал.  – 1993. –  № 3. – С. 18-25.

57. Шевандрин, Н. И. Социальная психология в образовании [Текст] :  учеб. пособие / Н. И. Шевандрин.  – М. : ВЛАДОС, 1995. – 408 с.

58. Шейнов, В. П. Конфликты в нашей жизни и их разрешение  [Текст] / В. П. Шейнов. – Минск : Амалфея, 1996. – 318 с.

59. Шибутани, Т. Социальная психология [Текст]  / Т. Шибутани. – М. : Просвещение,  1969. – 205 с.

60. Шипицына,  Л. М. Комплексное сопровождение и коррекция развития детей-сирот : социально-эмоциональные проблемы  [Текст] / Л. М. Шипицына, Е. И. Казакова. – СПб. : Речь, 2000. – 324 с.

61. Шишковец, Т. А. Справочник социального педагога [Текст]  / Т. А. Шишковец ; 2-е изд., перераб. и доп. – М. : ВАКО, 2007. – 336 с.

62. Шульга, Т. И. Методика  работы  с  детьми  «группы риска» [Текст]  / Т. И. Шульга,  В. Слот, Х. Спаниярд. –  М. : Наука, 2001. – 204 с.

63. Ядов, В. А. О диспозиционной регуляции социального поведения личности. Методологические проблемы социальной психологии [Текст]  / В. А. Ядов. –  М., 1975. – 315 с.

64. Ядов, В. А. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности [Текст] / В. А. Ядов. – Л., 1979. – 402 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

 

 

 

Обработка и  интерпретация результатов теста «Выход из трудных жизненных ситуаций»

 

Выбранный ответ

Порядковый номер суждений

1

2

3

4

5

6

7

8

9

А

3

4

5

0

3

1

4

5

1

Б

1

0

3

2

0

3

2

2

2

В

2

2

1

4

1

5

3

1

3


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2

 

 

РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ  «ПОБЕДИ КОНФЛИКТ!»

 

Занятие 1

Общение и конфликты

Как ты считаешь, какие  цели общения можно выделить? К  каким результатам они приведут?

Для того чтобы ответить на эти вопросы, заполни таблицу:

Цель общения

Результат

   
   
   
   
   
   

 

В процессе общения часто  возникают ситуации, которые можно  назвать «конфликтными».

Какие мысли или образы приходят на память, когда ты думаешь о конфликте?__________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________

Как ты себя чувствуешь, когда думаешь о конфликте?_________________

____________________________________________________________________

Что тебя тревожит в связи  с конфликтом?___________________________

____________________________________________________________________

Какие конфликты или  разногласия у тебя обычно случаются?

1. __________________________________________________________________

____________________________________________________________________

2.___________________________________________________________________

____________________________________________________________________

3._______________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Твои мысли  и идеи:

________________________________________________________________________________________________________________________________________

Занятие 2

Конфликт: сущность, последствия, стадии

Конфликт – это столкновение двух или более сторон по поводу реального или воображаемого ущемления интересов в настоящее время или в будущем.

Стадии  развития конфликта

  1. Разногласия: предконфликтная ситуация.
  2. Конфронтация: открытое столкновение конфликтующих 
    сторон.
  3. Эскалация: нарастание конфликта.
  4. Спад: «остывание» участников, их возвращение к рациональному взгляду на ситуацию.
  5. Послеконфликт.

Последствия конфликта

Дополни приведенную  ниже схему последствия конфликта:

Столкновение, скандал

Вскрытие и разрешение проблемы

Разрушение отношений

Построение новых отношений

Потеря веры в себя

Самоутверждение

Предательство, потеря друзей

Выявление истинных отношений

Развал команды

Выявление союзников, сплочение

Обострение положения, тупик

Творческие находки

Стресс, болезни

Эмоциональная разрядка

Чувство вины, обида

Лучшее знание себя

   
   
   

 

Как ты считаешь, от чего зависит, какими окажутся последствия  и результаты конфликта?________________________________________________

__________________________________________________________________

 

Твои мысли  и идеи

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________

Занятие 3

Конфликты и  стресс

Сигналы начала стресса:

    • сдавливает голову;
    • пульсация в висках;
    • горят уши;
    • горло сжимает или оно пересыхает;
    • зубы стучат или скрипят;
    • сердце бьется часто;
    • сжимается желудок, чувство тошноты;
    • тяжесть на плечах;
    • сжимаются кулаки или потеют руки;
    • боль в области поясницы.

Каковы реакции твоего организма в конфликтной ситуации? Отметь их, если они есть в списке, и запиши, ниже, если они не включены в список:____________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

 

Возможные способы  снижения уровня стресса

Поставь галочку напротив тех методов, которые, на твой взгляд, наиболее эффективны.

Физические  способы

1. Дыхание уступами. 3-4 коротких вдоха подряд чередовать  с 7-8 выдохами.

2. Сжать пальцы в кулак с загнутым внутрь большим пальцем. Делая выдох спокойно, не торопясь, сжимать с усилием кулак. Затем, ослабляя сжатие кулака, сделать вдох. Повторить 5 раз.

3. Слегка помассировать кончик мизинца и ладони.

4. Совершать круговые движения орехом или шаром на ладони ближе к мизинцу в течение 3-х минут.

5. Скомкать газету, порвать ее на мелкие куски и выбросить.

6. Ударить мягкую сумку или подушку.

7. Поработать ногами: ударить по мячу или побегать.

8. Задействовать все тело: встряхнуться, побегать, сделать активные физические упражнения.

9. Принять ванну, поспать.

10. Смотреть на горящую свечу, огонь или воду.

11. Погулять на природе.

12. Послушать музыку, походить по магазинам, сходить в гости.

13. Выразить свои переживания в художественном образе: рисование, лепка, пение, танец и др.

Эмоциональные способы

1. Поплакать, покричать.

2. Выразить свои чувства словесно (про себя, вслух или письменно).

3. Настроиться на определенное состояние с помощью любимой мелодии, цвета, пейзажа и т.д.

4. Представить, что ваши волнения — это туго надутый шар. Он распирает вас изнутри. В воображении проткните шар иглой — он лопнул, вместе с ним лопнули ваши переживания и напряжение.

5. Снять напряжение с помощью юмора.

Интеллектуальные  способы

1. Сосредоточить свои мысли на другом объекте.

2. Использовать формулы-настрои: «Я спокоен», «Я владею ситуацией», «Я уверен, все будет в порядке», «Я ничего не боюсь, я смело и уверенно говорю на экзаменах, в любой обстановке», «Я сначала успокоюсь, и тогда буду знать, что мне делать», «Это не вопрос жизни и смерти», «Я справлюсь с этим» и др.

      Какие еще?_______________________________________________________

Вспомнить моменты в  жизни, когда вы справлялись с  проблемой, ощущение уверенности в своих силах, свободы и раскованности.

3. Мысленная тренировка: подумать о том, какие могут возникнуть трудности, как вы будете себя чувствовать в этот момент, что будете переживать.

4. Сосредоточиться на планировании предстоящей деятельности, разработать алгоритм решения поставленной задачи.

Духовные способы

1. Побыть в одиночестве и сосредоточиться на чем-нибудь отвлеченном.

2. Напомнить себе об исключительности человеческой природы.

3. Вообразить себя, другого человека или ситуацию в сиреневом или белом свете.

4. Найти положительные стороны в данной ситуации.

5. Мысленно послать свое прощение другому человеку.

6. Выразить благодарность за приобретенный опыт.

Другие способы

1. Не принимать на свой счет слова или действия другого человека.

2. Вспомнить, не случалось ли у вас чего-то подобного.

3. Попытаться понять, не вызвана ли ситуация прошлыми событиями и сконцентрироваться на настоящем.

4. Представить себе, что конфликт удачно разрешен.

    Какие еще способы вы используете?

1.________________________________________________________________

2.________________________________________________________________

3.________________________________________________________________

 

Твои мысли  и идеи

________________________________________________________________________________________________________________________________________

Занятие 4  
Эмоции и поведение в конфликте  
Эмоции — это переживания человека, связанные с его отношением к окружающей действительности. Они отражают значимость для человека явлений и ситуаций, воздействующих на него.  
Чувства — это устойчивые, обобщенные эмоции. Чувства представляют собой переживание человеком своего отношения к миру, к тому, что он делает, что с ним происходит.  
Какие чувства чаще всего возникают у тебя в конфликте?  
а) со взрослыми_____________________________________________________  
__________________________________________________________________

б) со сверстниками: _________________________________________________  
__________________________________________________________________

Фразы, которые дают позитивную установку  
в конфликтной ситуации  

** Я могу с этим справиться.  
** Это не вопрос жизни и смерти.

** У меня есть выбор.  
** Это пройдет.  
** Я спокойно пойму, что нужно этому человеку, и мы разберемся.  
** Я хорошо отношусь к этому человеку, и мы сможем найти выход.  

Какие фразы могут  давать негативную установку в конфликтной  ситуации?  
→ ________________________________________________________________

→ ________________________________________________________________

→ ________________________________________________________________

Запиши новые фразы, которые могут быть полезны в  конфликте:

→ ________________________________________________________________

→ ________________________________________________________________

Прочитай приведенные ниже пословицы и отметь «плюсами» те из них, которые кажутся типичными для тебя.  
1. Худой мир лучше доброй ссоры.  
2. Если вы можете заставить другого думать так, как вы хотите, заставьте его делать так, как вы думаете.  
З. Мягко стелет, да жестко спать.  
4. Рука руку моет.  
5. Ум хорошо, а два лучше.  
6. Из двух спорщиков умнее тот, который первым замолчит.  
7. Кто сильнее, тот и правее.  
8. Не подмажешь, не поедешь.  
9. С паршивой овцы хоть шерсти клок.  
10. Правда то, что мудрый знает, а не то, о чем все болтают.  
11. Кто ударит и убежит, тот сможет драться и на следующий день.  
12. Слово «победа» четко написано только на спинах врагов.  
13. Убивай врагов своих добротой.  
14. Честная сделка не вызывает ссоры.  
15. Ни у кого нет полного ответа, но у каждого есть, что добавить.  
16. Держись подальше от людей, которые с тобой не согласны.  
17. Сражение проигрывает тот, кто не верит в победу.  
18. Доброе слово не требует затрат, а ценится дорого.  
19. Ты мне я тебе.  
20. Только тот, кто откажется от монополии на истину сможет извлечь пользу из истин, которыми обладают другие.  
21. Кто спорит гроша не стоит.  
22. Кто не отступает, тот обращается в бегство.  
23. Ласковый теленок двух маток сосет, а упрямый — ни одной.  
24. Кто дарит, друзей наживает.  
25. Выноси заботы на свет и держи с другими совет.  
26. Лучший способ решать конфликты — избегать их.  
27. Семь раз отмерь, один отрежь.  
28. Кротость торжествует над гневом.  
29. Лучше синица в руках, чем журавль в облаках.  
30. Чистосердечие, честность и доверие сдвигают горы.  
31. На свете нет ничего, что заслуживало бы спора.  
32. В этом мире есть две породы людей: победители и побежденные.  
33. Если в тебя швырнули камень — брось в ответ кусок ваты.  
34. Взаимные уступки прекрасно решают дела.  
35. Копай и копай без устали: докопаешь до истины.  
Чтобы определить твой тип реагирования в конфликте, подсчитай количество полученных «плюсов» в каждом из следующих столбцов.  

Информация о работе Социально-педагогическая деятельность по профилактике конфликтных ситуаций между подростками в условиях детского дома на базе ГОУ СО "