Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2013 в 23:13, реферат
Феномен управления известен еще с античных времен и был предметом многих
общественных наук (философии, правоведения, социологии, политологии и др.),
призванных изучать общество и законы его развития. Менеджмент как одно из
направлений науки об управлении в условиях рыночных отношений возник
значительно позже (в начале XX в.) и развивался в большей мере в контексте
экономических наук. Таким образом, чтобы получить достаточно полное
представление о социальном управлении, нельзя ограничиться понятием
менеджмент, которое не исчерпывает всего содержания социального управления.
С позиции менеджмента управление — это процесс проектирования и
инновирования социальных организаций, мотивации людей к деятельности для
достижения целей организации.
Раздел 1. Современные теоретические подходы к проблематике социологии управления
1. Социальное
управление как
Феномен управления
известен еще с античных
общественных наук (философии, правоведения, социологии, политологии и др.),
призванных изучать общество и законы его развития. Менеджмент как одно из
направлений науки об управлении в условиях рыночных отношений возник
значительно позже (в начале XX в.) и развивался в большей мере в контексте
экономических наук. Таким образом, чтобы получить достаточно полное
представление о социальном управлении, нельзя ограничиться понятием
менеджмент, которое не исчерпывает всего содержания социального управления.
С позиции менеджмента управление — это процесс проектирования и
инновирования социальных организаций, мотивации людей к деятельности для
достижения целей организации.
В теории
менеджмента управление в
конкретной ситуации, возникающей в практике управления, т.е. как искусство
управления.
Экономическая
наука склонна трактовать
экономического результата при наименьших производственных издержках.
Правоведение трактует управление как государственное правовое
регулирование с помощью законов.
Политология
понимает управление как
государства политическими методами и т.п.
Существует множество позиций и других подходов, отражающих разнообразное
отношение к управлению. Часто вместо слова управление используются понятия
регулирование, руководство, администрирование, менеджмент, организация и
т.п.
Расплывчатость понятия "управление" создает значительные трудности для
субъектов управления при выборе того или иного подхода к использованию
социальных технологий управления. Органы управления нередко вынуждены
руководствоваться собственным прошлым опытом или сложившимися в
организациях традициями управления, что является недостаточным, а часто и
ущербным.
Социальное
управление как наука
юридические, политические и другие стороны управления, предмет изучения —
теория и методология их взаимодействия, основанные на системной связи всех
общественных явлений в процессе их взаимодействия и взаимовлияния. В общей
теории социального управления исследуются основные понятия, законы,
принципы и методы взаимодействия разных социальных систем, сохранения их
целостности, создания новых социальных образований на основе
целесообразности, ценностно-нормативных представлений совокупного
интеллекта, присущего обществу на данном историческом этапе развития.
Поэтому задача социального управления — обеспечение целостного
представления о взаимодействии сложных социальных систем, их структуре,
внешних и внутренних связях, саморазвитии и воздействии одной на другую, о
специфических отношениях, которые складываются между объектом и субъектом
управления в процессе их взаимодействия.
Назрела
необходимость формирования
науки социального
единой, общей отрасли научного знания и учебной дисциплины. Она
обусловлена, во-первых, всевозрастающей потребностью в целостном освоении
окружающего мира, во-вторых, необходимостью системного воздействия на все
сферы общественной жизни в их интегральном качестве.
Закономерности
функционирования и
отдельных видов управления, познание и использование которых позволяют
обеспечивать цели общества как единой системы, выступают в качестве
главного содержания науки социальное управление. Она исследует общие
закономерности, принципы социального воздействия независимо от того, в
какой сфере жизни они осуществляются, закономерности и принципы создания и
функционирования самой системы управления.
Социальное управление — предмет изучения многих наук, прежде всего
социологии, психологии, социальной психологии, политологии, философии,
юриспруденции, культурологии, педагогики, кибернетики, синергетики,
эргономики и экономики под углом зрения их управленческих возможностей.
Основным методом исследования управленческой науки является системный
подход, системный анализ явлений общественной жизни, которые объединяют
совокупность методов и средств, помогающих изучить свойства и структуру
объекта в целом, представив его в качестве сложной социальной системы.
Напомним, что система — это множество взаимодействующих элементов,
находящихся в отношениях и связях друг с другом, составляющих целостное
образование.
Системный подход — это комплексное изучение исследуемого объекта как
единого целого с позиций системного анализа. Он означает учет всех
взаимосвязей, изучение отдельных структурных частей, выявление роли каждой
из них в общем процессе функционирования системы и, наоборот, выявление
воздействия системы в целом на отдельные ее элементы.
Система социального
управления реализует
- включает разных специалистов, объединенных в органах управления;
- использует целую совокупность методов управления, в том числе и
совокупность средств вычислительной и организационной техники;
- объединяет различные виды информации (экономической, социальной,
политической, организационной и т.п.), которая позволяет установить
надежную связь между субъектом и объектом управления, учесть все изменения
внутренней и внешней среды.
Поэтому можно
сказать, что наличие
и объектом управления, способность субъекта управления отвечать на вызовы
постоянно изменяющейся среды (внутренней и внешней) являются одной из
основополагающих закономерностей управления, обусловливающей все остальные
его общие законы и принципы.
Глубокое нарушение равновесия между объектом и субъектом управления
приводит к кризису управления. Угроза такого кризиса постоянно нарастает
вследствие того, что внутренняя и внешняя среда объекта управления сегодня
очень подвижна, динамична, а ее изменения зависят от очень многих
взаимосвязанных факторов, учесть и предвидеть которые становится все
труднее.
Все это предъявляет
повышенные требования к
должен наиболее точно улавливать суть происходящих перемен в общественной
жизни, являющейся не только объектом, но и субъектом воздействия.
Состояние, когда процессы развиваются в одном направлении, а действия
субъектов управления в другом, нередко прямо противоположном,
характеризуется как кризисное состояние системы управления.
Научные основы социального управления опираются на теорию систем
социального управления и теорию искусства социального управления. Поэтому
предметом изучения является исследование управленческой деятельности в
единстве с управленческими отношениями, складывающимися в процессе создания
системы социального управления, которая изучается теорией ее построения,
функционирования и совершенствования.
Теория искусства социального управления основана на эмпирических
обобщениях, на базе конкретного опыта управления, что позволяет создать
образы управления, конкретные управленческие ситуации. Она не имеет
универсальных закономерностей и принципов, не предусматривает общих правил
поведения, но позволяет талантливым управленцам находить неординарные
решения в условиях неопределенности. В сочетании со знанием общих законов и
принципов управления теория искусства управления, основанная в большей мере
на интуиции, индивидуальном восприятии, прошлом опыте, позволяет получить
оптимальный управленческий результат.
Наука социального базируется на общеметодологических принципах
фундаментальных общественных наук, таких как философия, экономика,
социология, политология, психология и др. Она имеет свой собственный
предмет, свою проблематику, является самостоятельным и очень современным
направлением познания жизни, от успехов которого во многом зависят темпы
социального прогресса и качество жизни людей.
Как свидетельствует мировой и отечественный опыт, низкий уровень
управленческой
культуры, недостаточный запас "
способствуют
деградации частных видов
политического.
В этих условиях формируется
такая политическая и
экономическая элита общества, которая не способна к системному восприятию
мира, действует на "корыстных программах", а потому не только не
способствует поиску достойных выходов из кризисных состояний, но и своими
некомпетентными действиями только умножает число возникающих проблем,
требующих своевременного и адекватного решения.
2. Сущность и
содержание социального
В окружающем нас мире можно выделить три его составляющие, определяемые
формами существования материи: неживую природу, живую природу и
человеческое общество.
В каждой из этих составляющих осуществляются те или иные процессы
развития под воздействием определенных факторов и условий. Некоторые из
этих факторов можно рассматривать как управление в неживой природе, или
технических системах, управление в живой природе, или биологических
системах, управление в человеческом обществе, или социальных системах.
Управление техническими системами (производственно-техническими
процессами, механизмами, системами машин), т.е. управление вещами,
изучается в основном техническими науками.
Управление в живой природе, называемое управлением биологическими
системами, является объектом изучения естественных наук.
Управление как воздействие на социальные процессы, коллективы, классы
относят к социальному управлению. Эта область изучается социальными
науками.
Понятие "социальное управление" рассматривается в узком и широком
значении слова. В узком значении социальное управление определяется как
процесс воздействия на социальные процессы для достижения поставленных
целей.
Объективная необходимость управленческого труда порождает особую группу
работников — управляющих.
В сферу деятельности людей по социальному управлению помимо
управленческих работников входят научные работники, занимающиеся
исследованиями и разработками в сфере социального управления, а также
преподаватели, осуществляющие подготовку, переподготовку и повышение
квалификации управленческих кадров.
Необходимость социального управления обусловлена прежде всего фактом
разделения труда в группах людей, в крупных коллективах, в масштабе
государства, а также необходимостью его кооперации. Следовательно, как
совместный труд людей составляет основу всякого человеческого общества, так
и управление является необходимым элементом общего труда, существования и
развития общества.
Ключевое понятие управления — воздействие. Оно осуществляется в
технических и биологических системах. Сразу скажем, что нас интересует
такое воздействие, которое осуществляется в социальных системах и может
быть понято как воздействие субъекта управления на объект управления с
целью перевода его в новое желательное состояние.
В зависимости от объема, содержания и направленности меняется содержание
самого понятия управления.
В государственном
управлении управленческая
тесно связана с государственной властью, однако первое и отличительное
свойство социального управления состоит в том, что это — процесс
целенаправленного воздействия управляющей системы на управляемую для
достижения ее эффективного функционирования и развития.
Цель управления — желаемое, возможное и необходимое состояние системы,
которое должно быть достигнуто. Определение целей управления — главный и
начальный этап управления.
Целеполагание — процесс обоснования и формирования целей развития
управляемого объекта на основе анализа общественных потребностей в
Информация о работе Современные теоретические подходы к проблематике социологии управления